«Интерскол» может похвастать обширной линейкой аккумуляторных перфораторов. Помимо ПА‑24/18 В, в неё входит также двухрежимный ПА‑18/18 Л2, а сейчас должна появиться ещё одна новинка — трёхрежимный ПА‑22/18 В с похожей на ПА‑24/18 В компоновкой, но чуть более скромными характеристиками (например, энергия удара — 1,7 Дж).
Мы провели тест трёхрежимного бесщёточного аккумуляторного перфоратора SDS-Plus ПА‑24/18 В от «Интерскол» (это часть большого редакционного теста аккумуляторных перфораторов SDS-Plus). Публикуем отзывы.
Интерскол ПА 24/18 В
Аккумуляторный трёхрежимный бесщёточный перфоратор SDS-Plus
Аккумулятор и ЗУ
Зарядное устройство (1) довольно мощное, в режиме заряда потребляет до 92,1 Вт. С определением времени заряда возникли некоторые сложности: не совсем понятно, что считать моментом окончания заряда. Через 1 час 43 мин (при первой попытке) и 1 час 46 мин (при второй попытке) красный светодиод начинает мерцать (это мерцание было замечено случайно в затемнённом помещении) и потом постепенно начинает загораться зелёный светодиод… именно постепенно. Кроме того, зарядное устройство не останавливает ток до конца, он фиксируется на значениях 0,014 А и дальше уже не уменьшается. Видимо, именно это значение и следует считать окончанием заряда, который фактически не прекращается. При этом активный цикл, то есть заряд основным током (в среднем 3,5 А) идёт 1 час и 5 минут. То есть устройство, действительно, часовое, лишнее время на зарядке практически ничего не меняет.
Аккумулятор собран из банок Mingyang ICR18650–2500 mAh (2). Плата управления (3) оригинальная («Интерскол» сообщал о том, что аккумуляторы разрабатываются в России, — похоже, так оно и есть, такую конструкцию плат встречать ещё не доводилось), снять с неё данные в рамках статьи не представляется возможным. Но удалось выяснить, что система без проблем выдерживает кратковременный разряд током 50 А. Сохранена возможность заряжать аккумулятор двумя видами зарядных устройств. Серьёзным недостатком батарей является отсутствие индикации заряда. Для перфоратора это не проблема, индикаторы есть на самом инструменте. Но получается, чтобы узнать заряд, надо обязательно вставить батареи в слот. А если они на полке, а перфоратор — где-то, допустим, в машине? Мы запросили технических специалистов компании и нам ответили, что уже в следующих партиях батарей этот недостаток устранён, они будут с индикацией. Надеемся, что новые батареи не придётся ждать слишком долго.
Тест проводили на двух аккумуляторах с заявленной ёмкостью 5 А*ч, реальная ёмкость при токе разряда 10 А составила 4,95 и 4,98 А*ч.
Результаты испытаний
Не самая высокопроизводительная модель — уверенный средний результат. Объём выполняемой работы соответствует ёмкости батарей — всё-таки здесь 5 А*ч, соответственно, и результат выше. Правда, на тонких 6‑миллиметровых бурах это почему-то не заметно, вероятно, сказывается тот факт что бурение таких узких отверстий требует непропорционально большого расхода энергии — тело бура тонкое, поэтому глубокую спираль нарезать нельзя и эффективность отвода шлама при работе 6‑миллиметровым буром намного ниже, чем, скажем, 12‑миллиметровым. Чувствуется, что вынимать перфоратор из отверстия тяжело.
Что у «Интерскол» не отнять — работает он очень мягко, хотя никаких заметных снаружи механизмов активного подавления вибрации не просматривается: жёсткий корпус без демпфирующих вставок и передняя рукоятка тоже самая обычная.
Разбор и анализ конструкции
Инструмент упакован в пластиковый кейс, причём не самый дешёвый — довольно прочный и с качественными замками. В комплекте идёт пластиковая дополнительная рукоятка, ограничитель глубины сверления, зарядное устройство и аккумулятор ёмкостью 2, 4 или 5 А*ч.
Сам инструмент собран по «горизонтальной» схеме (4). Дополнительная рукоятка установлена очень близко к корпусу, она перекрывает аккумулятор, и при рукоятке, направленной вниз, его невозможно снять. На рукоятке есть пружинный механизм фиксации ограничителя глубины бурения, внутри ряд пластиковых зубьев взаимодействует с накатанными зубьями самого ограничителя. Глубина накатки зуба недостаточна, ограничитель самопроизвольно в процессе работы проскальзывает (особенно при бурении вертикально вниз), и глубина меняется в большую сторону. Если нужно бурить отверстие строго на определённую глубину, лучше подстраховаться каким-то ещё способом.
Есть подсветка зоны работы, причём освещает толково благодаря удачному расположению. Похожая на радиатор стильная металлическая вставка под редуктором в действительности является именно радиатором системы охлаждения блока электроники (5), который с другой стороны полностью залит компаундом и потому герметичен. Выпаять или отсоединить от платы нельзя ничего, только менять целиком при необходимости ремонта.
Индикация уровня заряда аккумулятора с четырьмя красными светодиодами стоит перед кнопкой «Пуск», она хорошо видна в процессе работы. Кнопка комбинированная, рассчитана на напряжение 36 В и ток 15 А, мощностью до 540 Вт, с элементами управления электроникой на плате.
Блок силовых контактов аккумулятора установлен через цилиндрики из эластомера, они тут нужны для устранения люфта, как демпферы не работают из-за малого хода узла (менее миллиметра) и слишком жёсткого эластомера. Но зато батарея сидит как влитая.
Перед разборкой необходимо снять патрон. Ствол тут с относительно тонкой стенкой в месте фиксации оснастки. И здесь снова встречаем пластик в механизме фиксации стопорного шарика: корпус кольца, которое поджимает шарик при фиксации, комбинированный, из двух стальных шайб и пластикового «тела» (6).
Двигатель бесщёточный (на аккумуляторных инструментах преимущества таких моторов раскрылись в полной мере), на статоре (7) отсутствует плата управления и нет ни единого провода управления, только три силовых. Ротор (8) на четырёх плоских неодимовых магнитах, сделан весьма качественно, вопросов к нему нет и быть не может. Передний опорный подшипник — ERB 608RS, с пылезащитными сальниками (9), задний 626RST находится в отдельном приливе корпуса (10). Весьма вероятно, что их даже можно заменить при необходимости, будет только некоторая сложность с передним опорным подшипником — очень маленькое расстояние до крыльчатки охлаждения.
Далее самое интересное — редуктор. Передний подшипник ротора устанавливается в крышку корпуса редуктора (11), крышка удерживается двумя длинными штифтами. Под этой крышкой — планетарный понижающий редуктор, собственно, с его сателлитами (12) взаимодействует ведущая шестерня на роторе. Та часть пластикового корпуса, внутри которого находится редуктор, достаточно толстая и внутри есть ещё один, уже металлический, корпус, фиксируемый одним саморезом, — это нужно для защиты механизма от выпадения при сервисном обслуживании. Вообще здесь 18 крепёжных саморезов, все имеют один диаметр и три разных варианта длины — это очень неудобное решение, поскольку путаница, что куда вставлять, просто неизбежна. Уплотнительная резинка тут единая (13), она охватывает внутренний корпус, специальный передний опорный подшипник ротора по проточке на внешней обойме и проходит по шву корпуса.
Механизм смены режимов работы имеет четыре положения, включая позиционирование долота. Интересно, что механизм позиционирования имеет очень много положений благодаря 42‑зубой шестерне (14).
Ствол перфоратора с кулачковой муфтой защиты от заклинивания, тут всё традиционно (15). В самом начале, когда ещё весь механизм был не отсоединён от пластикового корпуса, замечен непривычно большой люфт ствола. Причина тому одна конструктивная особенность. Обычно на перфораторах стволы сзади опираются на стальную втулку, запрессованную в алюминиевый корпус. Тут втулки нет, и место посадки разрезанное, вырез не менее чем треть окружности (16). Такой механизм требует аккуратности при работе с бурами длиной более 200 мм и/или диаметром более 10 мм. Впрочем, вся эта конструкция работает, и при аккуратном подходе, исключающем значительные перегрузки, должна прослужить долго. Во всяком случае, в ходе теста мы бурили отверстия диаметром 22 мм достаточно длинным буром — и никаких проблем не заметили.
Инструмент оригинальный по конструкции, имеет много любопытных инженерных решений. «Интерскол» позиционирует его как профессиональный, что предполагает длительную интенсивную эксплуатацию… интересно будет посмотреть, насколько живучим покажет себя инструмент при активных нагрузках. Аккумулятор на 5 А*ч довольно ёмкий, позволяет работать подолгу, а наличие режима долбления провоцирует пользователя на активную «долбёжку», хотя здесь это вспомогательная функция (как и на всех перфораторах SDS-Plus).
Официальный сайт компании «Интерскол»: interskol.ru
Телефон горячей линии: 8 (800) 333-0330 (звонок по России бесплатный)
Тест провели Алексей Меснянкин и Дмитрий Сидоров.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Январь 2021 года