«Валить сухие деревья диаметром до 40 см…» — это фраза из описания цепной пилы DGS‑5820 от Denzel, взятая с сайта одного из популярных интернет-магазинов. Переведя с недоумением взгляд на саму бензопилу, которая к тому моменту уже прошла наш редакционный тест, мы убедились, что полуметровая шина нам не приснилась, она по-прежнему на месте. Да и тополь диаметром около метра, который мы ею пилили, — тоже не плод нашего воображения. Справедливости ради надо сказать, что мы этот тополь не валили — он рухнул сам по себе во время урагана два года назад, после чего вызванные на ликвидацию последствий арбористы распилили его на куски, которые можно было оттащить трактором на край деревни. И там он лежит до сих пор, время от времени становясь полигоном для наших испытаний. Когда пришло время испытывать бензопилу Denzel DGS‑5820, мы сразу вспомнили о нём — интересно же было посмотреть, справится пила с таким толстым стволом, или же длинная шина у неё — исключительно маркетинговый ход?
Denzel DGS‑5820
Цепная бензопила
То, что пила на самом деле мощная, сомнений не вызывает. Даже по размерам и весу понятно, что двигатель там внушительный и к тому же явно не одноразовый: под пластиковым «обвесом» отчётливо просматривается картер из лёгкого алюминиевого сплава. Сплав‑то сам по себе лёгкий, но мотор с кубатурой 58 см3 имеет приличные габариты, поэтому пила в итоге оказалась увесистой — больше 9 кг в сборе с шиной и цепью.
Немного о внешнем виде — дизайн, не являясь «прямой» технической характеристикой, тоже имеет значение. И хотя привлекательный внешний вид — понятие крайне субъективное, как минимум один объективный «плюс» в нём точно усматривается. Окраска — чёрная с жёлтым — делает пилу заметной практически в любых условиях: и в куче брёвен, которые надо распилить на дрова, и под густым зелёным кустом.
Пила бытового класса, предназначена для эпизодической эксплуатации, но имеет ряд технических решений, характерных для профессиональной техники. Цилиндр хромированный, коленвал кованый, шина крепится двумя гайками (впрочем, при таком размере механизм с одной гайкой вряд ли смог бы обеспечить необходимую надёжность конструкции). Боковой натяжитель цепи — очень удобная вещь: да, натягивать нужно с помощью штатного ключа, но зато не приходится лезть им в узкую щель между шиной и картером, регулировочный винт легко доступен сбоку. Крышка воздушного фильтра фиксируется защёлкой, снимается легко. Фильтр крупный, с большой площадью поверхности, изготовлен из тонкой нейлоновой сетки на коробчатом каркасе — его легко очищать от пыли. И что совсем уж интересно — есть заслонка «зима/лето». При работе на морозе её открывают, тогда к фильтру поступает подогретый воздух от рёбер цилиндра — это облегчает двигателю работу.
Антивибрационная система представлена демпферами на рукоятках. Вибрация весьма ощутима, двигатель такого объёма сам по себе «трясёт» неслабо, а резиновые демпферы — не самое эффективное решение. Но за более качественной антивибрационной системой надо обращаться к пилам профессионального класса, которые и стоят в разы дороже. В деревенском хозяйстве, когда пила нужна эпизодически, с вибрацией рукояток спокойно можно смириться, не опасаясь каких-то угроз здоровью. Чтобы действительно ощутить последствия, нужно работать ею в профессиональном режиме, а DGS‑5820, как уже было сказано, пила бытовая. Хотя производитель даёт на неё трёхлетнюю гарантию!
Маслонасос регулируемый — что также очень порадовало. В разных ситуациях нужно разное количество масла: на твёрдой древесине обычно больше, на мягкой можно немного сэкономить. На морозе лучше открывать насос посильнее: масло становится более вязким и хуже прокачивается, лучше увеличить его количество.
Интересна также комплектация. Помимо собственно бензопилы с шиной и цепью, в коробке находятся канистра ёмкостью чуть больше 0,5 л с рисками на корпусе — для приготовления топливной смеси. Как раз на одну заправку хватает. Вообще подобная «мелочовка» крайне полезна — во‑первых, обязательно пригодится, а во‑вторых, меньше риск, что пользователь начнёт смешивать бензин с маслом прямо в баке пилы. Это очень распространённая ошибка, быстро отправляющая инструмент в ремонт — потому что добиться качественного перемешивания в баке в принципе невозможно.
Ещё в комплект входит круглый напильник для правки цепи. Одного напильника, вообще говоря, маловато, чтобы поддерживать цепь в хорошо заточенном состоянии, желательно ещё бы специальный шаблон и плоский напильник для ограничивающих глубину пропила зубьев. Тем более что даже в инструкции, прилагаемой к пиле, есть описание, как именно точить зубья — именно с применением шаблона. Одним только круглым напильником нужного результата добиться невозможно, так что его наличие — это в большей степени намёк, что неплохо бы докупить шаблон и освоить все детали этой не такой уж хитрой процедуры. Хотя раз-другой подправить цепь им можно, но без полноценного обслуживания цепи пила не проявит все свои способности в полной мере.
Но для начала и один круглый напильник — уже замечательно: многие пользователи не только не знают, как править цепь, но и вообще понятия не имеют, что её можно и нужно править вручную. Доводят до абсолютно убитого состояния, потом едут в сервисный центр, где цепи точат специальным станком. Две-три таких заточки — и от зубьев остаются огрызки. Хотя испортить заточку — дело моментальное: достаточно один раз чиркнуть по земле. Но и поправить её после этого — минутное дело, просто надо знать, как это делать, и иметь под рукой нужный инструмент.
На этом список «мелочовки» не закончен — в комплекте есть ещё и маленькая отвёртка для регулировки карбюратора. Но это уже для очень опытных пользователей — в инструкции прямым текстом сказано, что настраивать карбюратор нужно в сервисном центре. Это имеет смысл сделать примерно после 10 часов работы — у новой пилы расход топлива довольно велик, судя по поведению двигателя: лёгкое притормаживание мотора в начале разгона при попытке дать газу свидетельствует о том, что карбюратор переливает. После 10 часов работы поршневые кольца как раз притрутся к хромовому покрытию цилиндра и тут уже имеет смысл отрегулировать карбюратор — расход топлива снизится, двигатель будет работать в оптимальном режиме.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ: ОТЗЫВЫ
А вот в плане работы пила ничем не удивила — в хорошем смысле. Заводится стабильно… даже как-то легко, хотя никаких систем облегчения запуска не предусмотрено. Разгон — нормально, с поправкой на немного переливающий карбюратор (ещё раз напомним, что это не критично, просто надо отрегулировать его после обкатки). Пиление — тоже без замечаний. Мы пробовали на деревьях разных пород (сосна, берёза, ель, тополь) разной толщины и убедились, что фраза про «40 сантиметров» никак не отражает возможности техники (на наш взгляд, это примерно как про «газель» писать, что она предназначена для перевозки грузов весом не более тонны). В инструкции указано, как валить дерево, толщина ствола которого превышает длину шины. Да, это опасное занятие (лесоруб — вообще одна из самых опасных профессий), но технически такое возможно, и бензопила Denzel с такой работой справится успешно.
Штатная цепь заточена не идеально — вообще это характерно практически для всех новых цепей. Пока цепь в упаковке, свернута кольцом, зубья касаются друг друга — и кромки неизбежно затупляются. Поэтому даже новые цепи, даже от ведущих брендов рекомендуется править — результат будет хорошо заметен.
Цепь и карбюратор можно воспринимать как критику, но не надо забывать, что мы обсуждаем бензопилу, стоимость которой лишь незначительно превышает 7000 рублей. При этом она действительно мощная, мы убедились в этом в ходе испытаний. Тополь с полным погружением шины грызёт очень уверенно; можно не сомневаться, что справится и с дубом, только с меньшей скоростью. У неё очень неплохое техническое оснащение — регулируемый маслонасос и заслонка «зима/лето» позволяют настраивать пилу под разные режимы работы. Эффективен и тормоз цепи — срабатывает надёжно, останавливает цепь быстро. Разве что 20‑дюймовая шина выглядит избыточно для Центрального региона, здесь редко попадаются настолько толстые деревья. Но в конце концов Россия не ограничивается только ЦФО, в других регионах и ситуация может быть другой. К тому же ничто не мешает при желании ставить шины любого размера, благо посадка здесь универсальная. Так что где-нибудь в деревне или фермерском хозяйстве эта пила точно пригодится.
Официальный сайт Denzel: denzel-power.ru
Тест провели Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Лето-осень 2020» (№3’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Август 2020 года