Как вы думаете, сколько способов применения бензопилы смогло придумать человечество? Лес валить, дрова пилить, дома деревянные строить…,но это все звенья одной цепи. Можно еще вспомнить фантазию создателей игры DOOM, которые бензопилу сделали самым эффективным оружием ближнего боя. Идея возникла явно не на пустом месте, проверять не советуем.
Впрочем список на этом не заканчивается. Есть еще одно направление, менее известное, чем лесозаготовка, но куда более интересное, судя по вопросам и отзывам посетителей нашего форума. Речь идет о вырезании скульптур (по-научному, используется термин «карвинг», что в переводе с английского значит «вырезание»).
В мире этот вид творчества весьма ценится; например, в США существует большое количество мастерских, хозяева которых на своих «изделиях» делают вполне приличные деньги. Выбор широчайший — представители фауны, фигурки индейцев (пользуются особым спросом), мебель и т. д. Как и у лесорубов, у «бензоскульпторов» есть свои чемпионаты, и очень зрелищные. В интернет много фото и советов, как вырезать скульптуры своими руками. Словом, в мире вполне успешно процветает целая индустрия, в которой тесно переплелись искусство и грубый на первый взгляд инструмент.
В России такие чемпионаты не проводятся, но специалисты в области «фигурного пиления» есть. С одним из них — Игорем Шляхтенко — удалось встретиться и увидеть своими глазами весь творческий процесс.
Встречу назначили в Сочи, где Игорь работал в тот момент. Казалось бы, Сочи как нельзя лучше подходит для изготовления скульптур. Тут тебе и море, и горы, и всякая экзотическая растительность. Но действительность, как обычно, вносит свои коррективы.
День первый. В поисках вида….
Приземлились в аэропорту Сочи. Погода не обещает быстрого выполнения задания — низкая облачночть, дождь. Ситуацию спасает встретивший нас «импресарио» Игоря — Сергей Подпорин. Он тут же решил, что съемку надо проводить не где-нибудь, а в Красной Поляне, там самые красивые места. Но параллельно предложил еще несколько вариантов, чтобы, не теряя времени съездить и взглянуть своими глазами. Из аэропорта заехали в пансионат «Голубая горка» за Игорем — он там вырезал украшения для строящейся детской площадки.
В первый день до темноты успели съездить в дендрарий и на гору Ахун. В дендрарии увидели пару скульптур, которые Игорь сделал во время предыдущего визита, — сову и носорога. Скажем честно, не понравилось, но виноват в этом вовсе не Игорь. Сотрудники дендрария, похоже, решили, что «просто дерево» выглядит малопривлекательно, и выкрасили фигурки краской. Не уверен насчет совы, но носорога никто из них похоже не видел даже в зоопарке — его «естественный окрас» явно был взят от другого животного. Не знаю как называется эта порода коров (черная с белыми пятнами), но сходство оказалось поразительным, особенно если смотреть с тропинки сквозь кустарник. В общем краска полностью испортила впечатление.
На вершине горы Ахун зеленые лианы на заснеженных деревьях выглядели экзотично, но сходство с подмосковными лесами было слишком велико; хотелось чего-то более оригинального. Поэтому приняли решение: с утра, захватав с собой пару пней, «прорываться» в Красную Поляну в надежде «поймать погоду» и красивый красивый «задний план».
День второй. Гордая птица над Красной Поляной…
С утра загрузились в две машины и стартовали. Первое подходящее место для съемки открылось вскоре после поворота в ущелье. Сюжет был придуман Сергеем заранее — попугай в треуголке и на деревянной ноге. Игорь попытался было его отговорить, но безуспешно, Сергей оставался непреклонен — только попугай, и именно такой! В общем, пришлось Игорю расчехлять пилу. Тут-то и началось самое интересное.
Нигде подробно не описано, как папа Карло вырезал Буратино, но Игорь явно справился бы и с этой задачей без всякой предварительной подготовки. Во всяком случае, к попугаю он приступил, не утруждая себя какой-либо разметкой. Просто подошел и начал пилить.
Постепенно пень с торчащим суком приобретал все более узнаваемые черты.
Но вот как ему удалось «разглядеть» в этом куске бревна птицу и ни разу не оттяпать ничего лишнего, было совершенно непонятно. Впрочем, вопросами мы его не отвлекали, а просто наблюдали.
Весь процесс занял не более полутора часов, после чего птичку закинули в кузов «Форда» и поехали дальше. Последующее развитие событий носило весьма забавный характер. Сергей объявил, что попугая нужно непременно доставить к фуникулеру в Красной Поляне. И не просто доставить, а затащить на самую вершину горы, поставить на сломанную лыжу, сунуть в клюв сигарету, а под крыло — бутылку и объявить его местным идолом – своеобразным назиданием катающимся лыжникам и сноубордистам.
Процесс подъема заслуживает отдельного описания, но в рамках короткой статьи всего не перечислить. Ни огромных глаз «встречных» лыжников, выезжающих в кресле подъемника из тумана и внезапно сталкивающихся с чем-то непонятным в таком же кресле, но едущем вверх. Ни скал, торчащих из многометрового слоя снега. Ни удивления работников фуникулера, которым по рации снизу передавали, что в кресле везут деревянного попугая и им нужно остановить движение, чтобы снять такого необычного пассажира. Ни замерзшего Игоря, который в кафе на вершине горы вкушал горчицу из пластиковой банки с таким блаженным видом, как буд-то ему подали тушеного барашка. В общем, сам по себе подъём был отдельным и отчасти маразматическим приключением, но с поставленной Сергеем задачей мы тем не менее справились. Попугай теперь живет на самой вершине горы и наверняка успел обзавестись всеми необходимыми атрибутами — и сломанной лыжей, и бутылкой рома, и сигарой. Не удивлюсь, если и «Веселым Роджером» тоже…. В общем, будете в Красной Поляне — загляните в кафе на вершине, есть шанс увидеть птичку собственными глазами.
Кстати, по дороге «туда» Игорь успел вырезать еще и кресло в виде совы. Причем заканчивал он его уже на склоне горы, между первой и второй очередями подъемника. Этот процесс мы тоже отсняли. Сова оказалась вещью не просто красивой, но и полезной в хозяйстве.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Дополнительные фотографии Игоря Шляхтенко, сделанные в Сочи в 2006-м году (из неопубликованного ранее)
На фото: резчик скульптур бензопилой Игорь Шляхтенко (слева) и редактор журнала «GardenTools» Алексей Меснянкин (справа)
Игорь, тебе обычно заказчик определяет тему работы или же ты сам решаешь, что может получиться из каждого конкретного пня?
Чаще, конечно, приходится идти навстречу пожеланиям заказчика. Ну вот, например, здесь нужно украсить детскую площадку, поэтому выпиливаю всяких зайчиков-белочек. Вообще, я не очень люблю такие темы — слишком все просто, заяц — он и есть заяц, в него глубокий смысл не заложишь. Больше всего мне нравится делать идолов — вот это по мне. Бывает, что вырезаю их не на заказ, а просто так. Например, на сплаве — иной раз увижу на реке красивое место, и если чувствую, что здесь идол был бы уместен, то и ставлю его где-нибудь так, чтобы всякому проплывающему виден был.
Хотя бывает и так, что заказчик не ставит каких-то жестких условий. Вот однажды пригласили меня на дачу к одному предпринимателю. Сказал: вырезай, мол, что хочешь. Приехал я к нему, хожу, осматриваюсь. Посмотрел, какие фильмы любит владелец (нашел подборку фильмов возле домашнего кинотеатра), из этого примерно определил его характер. К тому же он Скорпион и я Скорпион, так что нам понять друг друга не сложно. И вот после раздумий вырезал я ему такую вещь. Представь себе пень, в пень воткнут топор; от топора еще такой расщеп идет, как будто его со всей силы вогнали. И рядом — отрубленная голова, то ли Емельяна Пугачева, то ли другого бунтаря. Такая вот философская композиция. Через год я с хозяином встретился, так он мне про эту голову на плахе все рассказывал — он ее в зале у камина поставил, говорит, на разные мысли наводит. В общем, долго восхищался.
А как тебе удается вырезать скульптуры без какой-то подготовки, без разметки? Что здесь наиболее важно, глаз художника или опыт?
Тут художником надо быть. Не сможешь нарисовать — не сможешь и вырезать. Вообще-то сложная работа требует обязательной предварительной подготовки, прорисовки в деталях. А вещи простые или привычные можно и без всяких «прикидок» сделать.
Почему ты для работы выбрал именно бензопилу Husqvarna (Хускварна)?
Я разные пилы перепробовал, эта оказалась самой удобной. У нее вибрация почти не ощущается, а я ведь часами и непрерывно работаю, так что для меня этот параметр особенно важен. И еще — у нее корпус узкий. У большинства пил он широкий, поэтому поворачивать их неудобно. А у меня весь рабочий процесс — сложные повороты пилы.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Карвинг (художественная резка) бензопилой. Советы от резчика Александра Ивченко и компании Husqvarna опубликованы по этой ссылке.
Мастер-класс и интервью подготовил Алексей Меснянкин
Примечание: редакция «Потребитель» выражает искреннюю признательность Сергею Подпорину и его друзьям за содействие в подготовке статьи
Статья опубликована в выпуске журнала «Инструменты» серии «Потребитель» №04’2006