Немалую долю рынка бензопил занимают профессиональные модели, применяемые на лесозаготовках. Заготовку леса в России обычно ведут зимой, когда есть возможность вывозить его по зимникам. Так что пила должна заводиться практически в любой мороз: работы ведут при температурах вплоть до -40 °С. При более низких температурах пар от дыхания образует настолько плотные клубы, что видимость падает до нуля, в таких условиях работать невозможно. Но до «минус сорока» работы не прекращают, так что вплоть до указанной температуры двигатель пилы должен заводиться и работать.
Однако условия работы диктуют и ряд других требований. Пила должна быть надёжной и максимально ремонтопригодной. Расстояние до ближайшего сервисного центра может исчисляться сотнями километров, никто не будет тратить в разгар сезона время на поездку в сервис, тем более что отремонтируют её, конечно же, не сразу, особенно если предстоит разбираться, гарантийный случай или нет. Плюс глубокий снег, в который пилу иногда опускают «по уши» — она должна выдерживать подобное обращение.
В настоящее время на российском рынке профессиональных бензопил «правят бал» два мировых лидера – Husqvarna и Stihl. Возможно, в скором времени мы сможем увидеть третьего игрока, конкурирующего с указанными брендами. Компания «Идиама», эксклюзивно представляющая в России немецкую садовую технику Solo, уже сейчас начинает предлагать свои бензопилы профессионалам.
Чтобы выйти на такую аудиторию и не опозориться, надо быть уверенным в качестве продукции, иначе можно настолько потерять репутацию, что её потом уже не исправишь. Поэтому «Идиама» выбрала наиболее эффективный метод представления выдающихся качеств собственной продукции – наглядную демонстрацию. В январе-феврале, когда в России стояли экстремальные холода, представители фирмы съездили на участки лесозаготовки, расположенные в Иркутской области и Красноярском крае, – на одном из них бензопила Solo работала с ноября, на второй привезли новую пилу.
В составе группы, помимо представителей компании «Идиама» в лице руководителя проекта Николая Самошенко и коммерческого директора Игоря Лукьянченко, входили также начальник отдела экспорта завода Solo Вольфганг Хайн, инструктор по лесозаготовкам Юрий Викторович Меньшов и редактор журнала «GardenTools» Алексей Меснянкин.
Очень удачно, что поездка пришлась как раз на пик морозов, по утрам столбик термометра на делянках опускался ниже -40 °С – это давало возможность оценить работоспособность пилы в практически предельных условиях.
Наскоро позавтракав в гостинице, стартуем на делянку, в Осинский район Иркутской области, примерно за полторы сотни километров от Иркутска. Пила эксплуатируется там с ноября, по ней уже поступали положительные отзывы, что «работает нормально, заводится при -40 °С», но теперь цель поездки – проверить эту информацию лично. В качестве судьи – Юрий Меньшов, именно он должен высказать своё авторитетное мнение, насколько пила приспособлена к суровым условиям работы на лесоповале. Хотя его предварительное мнение в принципе на тот момент уже было известно – осмотрев пилу еще за несколько недель до поездки и испытав её в Талдомском лесхозе, он указал на несколько моментов, которые, на его взгляд, стоило бы доработать. Но почти все они касались вопросов удобства или повышения эффективности работы, а более важный вопрос о принципиальной работоспособности пилы в условиях Сибири пока что оставался открытым.
Николай Самошенко (слева) и Вольфганг Хайн в магазине в поселке Оса, Иркутская область |
Вся эта «инспекция» выглядела следующим образом: мы приезжаем на делянку, Юрий Меньшов достает пилу из-под кровати в бытовке, выносит её из помещения и заводит. Заводится она довольно быстро, не скажешь, что температура воздуха около –38 °С. Этой пилой Юрий валит промерзшую насквозь лиственницу. В ходе работы слетает цепь, при попытке натянуть её выясняется, что механизм натяжения обледенел – это последствия разгильдяйства, пилу не почистили после работы, опилки в смеси с маслом забили механизм и смерзлись там. Естественно, цепь удалось натянуть, но должен сказать, что при таком сильном морозе это выглядит как довольно экстремальное занятие. Во всяком случае, зрители промерзли так, что как только лиственница грохнулась на землю, двое хуже всего экипированных товарищей опрометью бросились в разные стороны. Лично я – к машине, в которой оставались припасенные заранее, но не надетые вовремя валенки. Вольфганг – в теплую бытовку с горячей печкой.
А дальше такой интересный момент – Юрий снимает крышку воздушного фильтра и обнаруживает, что тот забит мусором, что называется, по уши. По его словам, в работе чувствовалось, что мотору не хватает воздуха, так что забитый фильтр не стал откровением. Видимо, обращение с пилой на делянке проводится примерно по тому же принципу, что и мытье посуды в общежитии: в мужской общаге, как известно, посуду моют ПЕРЕД едой.
Кстати, промывать фильтр Юрий советует теплой мыльной водой и щеткой, бензином – лишь в крайнем случае, потому что бензин – хороший сорбент, и потом на промытую им поверхность мусор прилипает с утроенной эффективностью.
Собственно, кратное резюме всей этой эпопеи: на практике доказано, что бензопила Solo 681 уверенно заводится и отлично работает при температурах воздуха до –38 °С. Даже с забитым воздушным фильтром. Так что в её работоспособности в столь экстремальных условиях сомневаться теперь не приходится. Пила очень мощная, с мгновенным разгоном и колоссальным крутящим моментом, с отличной виброизоляцией — характеристика, данная ей Меньшовым Ю.В. По поводу более мелких, но тоже важных деталей у Юрия Меньшова и Николая Самошенко состоялся интересный разговор: у Юрия свои аргументы, у Николая — соответственно свои. Одна из претензий Юрия — быстро заканчивается топливо. Версия производителей, озвученная Николаем — это расплата за мощность. Есть менее мощные модели в таком же корпусе, там бензина хватает на более долгое время. Если увеличивать объем топливного бака, то пила станет тяжелее (для полноты картины — габариты и физические кондиции Юрия позволяют работать и более тяжелой пилой, а вот для вальщика, скажем так, со средним телосложением увеличение веса может оказаться критичным).
Другое пожелание — сделать крышку воздушного фильтра цельной, чтобы под неё не попадал снег. Возможно, это целесообразно, но решение будет принято позже, по итогам более длительной эксплуатации в глубоком снегу. Тогда будет понятно, действительно ли эта проблема настолько актуальна. Сделать рукоятку стартера более крупной — тут опять же, надо учитывать размеры ладони Юрия (немаленькие). Праймер, по мнению Юрия, здесь не нужен, но у производителей и здесь свой резон: с ним проще контролировать наличие топлива в баке, удобно обновлять смесь в поплавковой камере, нет риска залить свечу.
Итоговое мнение Юрия, которое я лично слышал за время поездки неоднократно и смело могу процитировать: «Я опасался, что пила плохо покажет себя в такие холода, но после проверки смело могу утверждать, что Solo 681 полностью подходит для работы на лесозаготовках».
СЕРВИС И КАЧЕСТВО ТОПЛИВА
Делянка, где испытывали пилу, находилась почти в 400 км от Красноярска – примерно 300 до склада лесозаготовительной компании и потом около 70 км по зимнику на УАЗе. Времени пообщаться с лесозаготовителями хватило. Интересным показался подход к сервису – покупая новую бензопилу, к ней сразу же берут набор запчастей, включая поршневую. Проще и быстрее, а в конечном счете и дешевле отремонтировать самостоятельно, тем более что у сервиса всегда найдется причина списать поломку на не гарантийный случай – применение некачественного топлива. А где взять качественное, если та жижа, что продают на заправке под видом 95-го бензина, при проверке в лаборатории оказывается не выше 74-го? Вольфганга Хайна эта информация повергла буквально в шок. Удивительно, что техника вообще хоть как-то работает в таких условиях.
А это – кедр… я его нашел в тайге, чему был очень рад |
Автор репортажа: редактор журнала «GardenTools» Алексей МЕСНЯНКИН
февраль 2012 года