Компания Briggs&Stratton известна как крупнейший изготовитель двигателей внутреннего сгорания малой и средней мощности, обеспечивающий потребности более чем половины мирового рынка. В зависимости от оборудования и области его применения двигатели различаются не только по мощности, но и по конструктивному исполнению: для бытовых целей используются сравнительно простые и недорогие моторы, а для профессиональной техники нужны и моторы соответствующего уровня, с высокой удельной мощностью, максимально надёжные, при этом простые и легко обслуживаемые. Этим качествам удовлетворяют двигатели серии Vanguard. О них, а также об областях их применения и пойдёт речь в этой статье.
Если рассматривать количественные показатели, то ежегодный выпуск всех разновидностей двигателей Briggs&Stratton — более 10 миллионов единиц. Эти моторы устанавливают на всевозможные средства малой механизации: садовую технику, электрические генераторы, транспортные средства и специализированное строительное оборудование.
Двигатели Briggs&Stratton выпускаются во многих разновидностях: для бытового, полупрофессионального, профессионального и промышленного применения (вообще-то собственная классификация производителя несколько сложнее, и двигатели одной серии могут рекомендоваться к использованию в соседних областях).
Основное отличие — в особенностях исполнения, от которых зависит цена мотора и его потребительские качества. Тут следует сделать небольшое отступление. Кроме часто используемого (и порой очень широко трактуемого) понятия «ресурс», есть термин «наработка на отказ». Обозначают они совершенно разные явления: исчерпан ресурс — значит, двигателю пора в капитальный ремонт или на замену. Отказ же связан с поломкой каких-нибудь отдельных, легко заменяемых деталей, к примеру элементов системы запуска, ремонт сравнительно прост, порой возможен даже без снятия мотора с оборудования.
Бесспорно, любой пользователь при покупке техники хотел бы, чтобы она служила вечно или «пока не надоест». Вечный двигатель, по слухам, изобрести нельзя, сделать «долгоживущий», с большим ресурсом — можно, но это не всегда оправданно.
Сейчас немногие виды моторной техники используются более десятка лет: за это время успевают выпустить новые, значительно отличающиеся в лучшую сторону модели, и старые порой просто списывают или выбрасывают по причине морального устаревания (то самое «пока не надоест»). Если общая продолжительность работы техники «хобби-класса» будет составлять часы или десятки часов в год — нет особенного смысла в моторе, который имеет ресурс в тысячи часов, да и стоит к тому же недёшево. Но есть и такое оборудование, которое должно работать гораздо дольше: это ехника для профессионального (коммерческого) и промышленного использования.
Здесь стоимость мотора играет не столь важную роль: затратывсё равно оправдаются. В этой области, как нигде в других, важны в первую очередь надёжность и уверенный запуск в любых условиях, а также простота проведения обслуживания и ремонта. При коммерческой эксплуатации каждый простой по причине отказа техники может привести к серьёзным убыткам. Именно в таких ситуациях оптимальны двигатели Vanguard — топовая серия моторов от Briggs&Stratton.
Серия включает в себя одноцилиндровые двигатели мощностью до 13 л. с. и двухцилиндровые, до 36 л. с. Кроме бензиновых, существуют также разновидности двигателей, работающие на природном или сжиженном газе.
Минимальная наработка на отказ Briggs&Stratton Vanguard составляет не менее 1500 моточасов. Каких-то более конкретных данных по этим параметрам не может дать ни один производитель, слишком многое зависит от особенностей и условий эксплуатации. Для примерной оценки надёжности мотора удобнее всего ориентироваться на срок гарантии, предоставляемой изготовителем. Этот срок на разных сериях моторов Briggs&Stratton различен для бытового использования и коммерческого применения (как, впрочем, и у других производителей). И только на Vanguard он одинаков — 3 года. Единственное условие — соблюдение сроков и объёмов технического обслуживания.
У двигателей Briggs&Stratton есть несколько общих черт: чугунная гильза цилиндра, автоматический декомпрессор, простота сервисного обслуживания и крайне высокая надёжность. Варианты исполнения различны: с горизонтальным и вертикальным расположением коленвала, ручным, электрическим и комбинированным запуском: с цилиндрическим и коническим валом. Моторы пригодны для работы в условиях высоких, в том числе переменных, нагрузок и практически круглосуточной эксплуатации, за исключением времени, нужного на проведение техобслуживания.
Попробуем рассмотреть основные области применения двигателей Briggs&Stratton Vanguard в сравнении с другими моторами этой торговой марки. В сегменте садовой техники они могут устанавливаться на «топ-модели» мотоблоков и культиваторов, но гораздо чаще они встречаются на оборудовании, которым пользуются коммунальные хозяйства или коммерческие структуры, предъявляющие куда более строгие требования к технике, чем «частники». Особняком стоят мини-тракторы и транспортные средства, к примеру квадроциклы. Это сама по себе недешёвая техника, в которой стоимость двигателя не столь велика на фоне общей цены изделия. Но и требования к используемым на тракторах силовым агрегатам очень высокие, поэтому в их комплектацию включают либо Vanguard, либо моторы профессиональных серий.
![]() |
Двухцилиндровый Briggs&Stratton Vanguard, установленный на профессиональный садовый райдер |
Остальные области применения можно объединить в одну большую группу, где Vanguard занимает значительную долю рынка. Это профессиональная силовая и строительная техника, а также специализированное оборудование.
К силовой технике, прежде всего, следует отнести электрогенераторы, предназначенные для тяжёлых условий эксплуатации в строительстве. Для них характерна постоянная работа в течение многих часов, а иногда и суток, с тяжёлыми переменными нагрузками, в условиях запылённости. Эти генераторы могут выпускаться как в переносных вариантах, так и в стационарных модификациях.
Прежде чем говорить об «экзотике», упомянем, что Briggs&Stratton выпускает и готовую продукцию под своим именем. Это и водяные насосы, и генераторы бытового и полупрофессионального уровня. Briggs&Stratton Vanguard устанавливают ещё и на генераторы серии Promax выходной мощностью от 2,7 до 7,0 кВт (их основное внешнее отличие — жёлтый цвет рамы). Под маркой Briggs&Stratton выпускаются и работающие на природном и сжиженном газе стационарные электрогенераторы с мощностью 11,0–13,5 кВт, также с двигателями Vanguard. Газ не портится со временем, и для резервирования стационарного электропитания служит лучшим видом топлива. Эти модели имеют закрытое исполнение корпуса.
Значительную долю строительных машин составляют виброплиты, необходимые для уплотнения грунта, асфальта, бетона, и резчики швов, используемые на дорогах с твёрдым покрытием для ремонта асфальта или прокладки коммуникаций под ним. Работа эта сложная: тут и пыль с грязью, и вибрация, и высокие нагрузки.
Перечислить все марки и модели профессиональной строительной техники, на которых устанавливаются моторы Vanguard, затруднительно: многие её виды относятся к специализированному оборудованию, выпускаются малыми сериями, и эти названия, да и сами подобные машины могут быть известны только специалистам в конкретных отраслях.
![]() |
Затирочная машина для бетонных полов — «вертолёт», с установленным одноцилиндровым двигателем Briggs&Stratton Vanguard мощностью 6,5 л. с. |
В качестве примеров специализированной, хотя и не обязательно строительной техники упомянем затирочные машины для бетонных полов — «вертолёты», измельчители пней, то есть установки, удаляющие остатки пней заподлицо с грунтом с помощью вертикальной фрезы, а также канаво- и траншеекопатели. Двигатели Briggs&Stratton Vanguard входят в состав специальных машин, к примеру для нанесения разметки на дорогу, пожарных машин для привода установки пожаротушения, различных насосов для перекачки жидкостей, ила, бетона. Им находится применение и в качестве силового привода асфальтовых катков, микроавтомобилей, других специализированных передвижных механизмов. В любом случае название Briggs&Stratton Vanguard, нанесённое на корпус мотора, гарантирует длительный срок службы, простоту в обращении и обслуживании и быстрое выполнение поставленных задач.
Статья опубликована в журнале «Все для стройки и ремонта» серии «Потребитель» 04`2012
Автор: Максим ГРИБОЕДОВ