Речь пойдёт о снегоотбрасывателях. В общем и целом это машина, которая сгребает снег специальными шнеками в ковш и выбрасывает его через дефлектор в сторону от очищаемой поверхности. Конечно, снег не исчезает. Он перемещается с той поверхности, которая нужна вам чистой, в ту сторону, где снежные сугробы вам не повредят. Поэтому мы условимся называть эти машины снегоотбрасывателями, а не снегоочистителями. Так будет точнее. Фактически раньше, до появления подобной техники, эту работу выполняли дворники каждый день после снегопада. И поныне выполняют они же, если у них нет такой машины.
Погода зимой в последние годы бывает удивительно разнообразной, но снега обычно всё же выпадает немало. А так как владельцы дачных участков приезжают в свои загородные дома только на выходные, да и то не каждые, там за неделю-две его может навалить столько, что к дому практически не пройти. Тут-то и пригодится снегоотбрасыватель.
Существует несколько видов этих машин. В основном их можно разделить по следующим признакам.
ОДНОСТУПЕНЧАТЫЕ ИЛИ ДВУХСТУПЕНЧАТЫЕ
Отличие состоит в том, что одноступенчатые модели сгребают снег вращающимися шнеками, и за счёт их же вращения выбрасывают его через дефлектор. Обычно такие машины небольшие, расстояние, на которое выбрасывается снег, тоже не очень велико, но зато в этом ряду можно встретить электрические модели. Они менее мощные, но обладают определёнными «плюсами» — меньше шумят, недороги, малогабаритны, относительно легки и подойдут даже женщинам. Правда, надо помнить, что при работе за машиной тянется электрический шнур. Аккумуляторных моделей на рынке пока нет. Обычно эти машины подходят для уборки небольших дорожек и имеют специальные приспособления, чтобы не портить дорогостоящее декоративное покрытие.
Среди одноступенчатых моделей есть и бензиномоторные. У них больше мощности и возможностей. Но, конечно, есть и выхлопы, и общие вопросы ухода за мотором. Одноступенчатые модели подходят только для мягкого свежевыпавшего снега и для очистки только ровных поверхностей. Подробные характеристики и тех и других моделей можно найти в соответствующих таблицах в этой статье.
Двухступенчатыми называют модели, у которых снег, собранный шнеками, поступает в ротор, а оттуда уже выбрасывается с большой скоростью через дефлектор. Потому их называют также шнекороторными. Снег при этом, соответственно, измельчается (если был твёрдым и спрессованным). Все двухступенчатые модели на данный момент — бензиновые.
Внешне одноступенчатые модели легко отличить от двухступенчатых благодаря внешнему виду — если дефлектор для выброса снега расположен прямо над сгребающими шнеками, значит, машина одноступенчатая, если чуть дальше, так чтобы шнекам былокуда «передать» снег, значит, машина двухступенчатая. Чтобы увидеть сам ротор, надо внимательно посмотреть за шнеками, сверху его не видно.
Двухступенчатые машины более мощные, массивные и рассчитаны на большие участки работы. Выбор их на рынке значительно шире, чем одноступенчатых моделей.
ШНЕКИ
Это то самое приспособление, с помощью которого машина режет снег — нечто вроде винта мясорубки. Шнеки бывают разные, в зависимости от задач техники. Стальные, с зазубринами или даже с агрессивной зубчатой заточкой (для разбивания слежавшихся сугробов) — у больших и мощных машин. Те, что сделаны из твёрдой резины, — для уборки свежевыпавшего снега преимущественно у электрических моделей. Шнеки у больших моделей могут быть сборными, состоять из нескольких элементов, соединяющихся друг с другом.
Для их крепления обычно используются срезные болты. Это делается для того, чтобы при случайном столкновении с препятствием и опасности поломки шнека ломался болт, а шнек оставался бы в целости. При замене болта рекомендуется использовать только фирменные принадлежности, подходящие для данной модели. Так, срезной болт можно заменять только на другой такого же типа, иначе при следующем столкновении он не сможет защитить шнек. После смены болта работу на машине можно продолжать.
Шнек — это основная деталь машины, которая требует особого внимания к технике безопасности. Каждый производитель подчёркивает, что при работе к шнекам не должны приближаться дети и животные, надо следить, чтобы в движущийся механизм не попали посторонние предметы, а очищать шнеки от снега руками запрещается даже при выключенной машине.
Обычно наверху ковша производители снегоотбрасывателей с агрессивными шнеками делают крепление для специальной небольшой лопаточки, единственное назначение которой заключается в очистке шнеков от налипшего снега.
ДЕФЛЕКТОР И ЕГО РЕГУЛИРОВКА
Дефлектор — это жёлоб, который служит для выбрасывания снега. В некоторых инструкциях он называется «выпускной жёлоб». Казалось бы, несложная деталь. Но в ней есть свои премудрости, например, материал. Жёлоб может быть пластиковым, что облегчает вес модели, или металлическим, для увеличения прочности. Кроме того, на некоторые виды пластика совсем не налипает снег, но зато он более хрупок и менее стоек к случайным ударам. У современных снегоотбрасывателей дефлектор всегда может поворачиваться и менять направление и дальность выброса снега. Поворот дефлектора осуществляется разными способами у разных моделей. Есть такие, у которых дефлектор можно повернуть с панели управления, а для изменения высоты выброса надо выключить машину, подойти к дефлектору и вручную поднять верхний «козырёк», который эту высоту и определяет.
В самом простом варианте поворачивают дефлектор с помощью специальной ручки с червячной передачей, которую нужно крутить. Поскольку это может быть не очень удобно, у самых больших и дорогих машин эту ручку оформили в виде джойстика, лёгкий поворот которого меняет положение дефлектора в любой момент по ходу движения машины, если есть такая необходимость.
КОЛЁСА
Диаметр и внешний вид колёс зависят от веса и общих задач машины. У небольших электрических моделей колёса могут быть пластиковыми и без всякого (или с очень небольшим) протектора. Чем больше и основательнее модель, тем больше и основательнее колёса и мощнее протектор, ведь машина весом более 100 кг на скользком или неровном покрытии не должна пробуксовывать. По желанию можно установить на колёса цепи противоскольжения, которые обычно в комплект поставки не входят и продаются отдельно.
На некоторых моделях, предназначенных для профессиональных работ, используют вместо колёс гусеницы. Это даёт явные ходовые преимущества для движения по пересечённой местности, но и утяжеляет модель.
ОПОРНЫЕ ЛЫЖИ
Ковш снегоотбрасывателя не должен касаться земли, иначе нагрузки на трансмиссию будут запредельными (кстати, царапины на подрезном ноже, который установлен в нижней части ковша, иногда служат основанием для отказа в гарантийном ремонте). У мощных моделей соприкосновение шнеков с землёй может привести к захвату мелких предметов, камней, гравия, и как результат — к быстрой их поломке. Чтобы не допустить такого, ковш опирается на специальные лыжи, установленные с двух его сторон.
Высота, на которую пользователь закрепляет лыжи, соответствует высоте, на какой будет производиться уборка снега. При этом надо учитывать, ровная ли поверхность, которую вы будете освобождать от снега. Если неровная, то лыжи лучше поставить «повыше». Поскольку лыжи касаются земли, изнашиваются они довольно быстро. Но прежде чем менять их, можно сначала перевернуть уже износившиеся «вверх ногами», и тогда они послужат вдвое дольше.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ УДОБСТВА ОПЕРАТОРА
Некоторые производители учитывают любые мелочи, чтобы оператору уборка снега была не в тягость. Например, такая деталь, как фара для подсветки «рабочего поля». Зимние дни коротки, быстро сгущаются сумерки, да и сам день может быть пасмурным. Кроме того, иногда не удаётся рассчитать время работы — начали убирать снег на свету, потом быстро стемнело. Лучше, если есть возможность включить дополнительную подсветку, в том числе и для того, чтобы на пути не попались незамеченные оператором посторонние предметы.
У некоторых гусеничных моделей есть особая функция — перенос центра тяжести. В нормальном режиме хорошо сбалансированная машина лучше пробивает слежавшийся снег, если центр тяжести перенести на нос. А при буксировке снегоотбрасывателя в гараж желательно включить перенос центра тяжести на заднюю часть машины. Это делается с помощью ручки (которая ставится в одно из трёх положений) и не требует от оператора никаких усилий.
Сюда же можно отнести счётчик моточасов и индикатор уровня топлива. Индикатор подскажет, когда пора добавитьтоплива (лучше использовать качественный бензин). А счётчик моточасов определит время сервисного обслуживания машины.
Ещё одно приспособление для комфорта — подогрев ручек. Казалось бы, это не очень важно, но при работе на морозе разница довольно существенна. Обычно подогрев ручек есть у моделей верхнего ценового диапазона.
МОТОРЫ
Моторы на снегоотбрасывателях ставят разных видов. Они различаются и по фирмам-производителям, и по типу, и по мощности. У одноступенчатых моделей мощность не превышает 5–6 л. с. У двухступенчатых обычно больше — от 5 до 13 л. с. у некоторых особо производительных машин.
Одноступенчатые модели могут иметь как электрические, так и бензиновые 2-тактные или 4-тактные моторы. У крупных двухступенчатых моделей моторы всегда 4-тактные. Мировые производители обычно адаптируют их для работы в зимнее время (часто это указано и в названии мотора). Одна из выдающихся особенностей — отсутствие воздушного фильтра. Зимой он часто забивается мелкой снежной пылью и обмерзает.
Все бензиновые модели заводят с помощью ручного стартёра со шнуром. Но холодный мотор, особенно мощный, с объёмистым цилиндром, завести не так просто, как хотелось бы. В гараже, где предполагается хранить снегоотбрасыватель, не обязательно есть отопление, но обычно есть электричество. Поэтому на многих моделях, чтобы было легче завести холодный мотор, есть функция электрозапуска — стартёр с питанием от бытовой электросети. Проще завести тяжёлую машину прямо в гараже с помощью одной кнопки, а потом уже выкатывать её своим ходом. На малогабаритных и дешёвых моделях электрозапуска может и не быть.
ОБСЛУЖИВАНИЕ СНЕГООТБРАСЫВАТЕЛЕЙ
Как и любая другая машина, снегоотбрасыватель будет работать долго при соблюдении определённых правил. Если речь идёт о бензиновой модели, владелец должен, прежде всего, следить за уровнем масла в двигателе (и за соответствием этого масла рекомендациям производителей двигателя) и раз в сезон обязательно смазывать движущиеся детали машины. Масло надо добавлять каждые 50 часов работы, через каждые 100 часов работы менять свечу зажигания, но, если вы пользуетесь техникой не очень часто, достаточно долить масло один раз за сезон. Масла лучше использовать качественные, не экономить на этом, потому что в конечном итоге это скажется на долговечности модели. Многие фирмы выпускают масла под своими брендами — тогда можно смело брать то название, которое совпадает с брендом вашей модели, при условии соответствия прочих параметров масла требованиям инструкции. Техобслуживание тоже рекомендуется проводить в соответствии с инструкцией.
В смазке нуждаются рычаги управления, оси колёс, механизмы трансмиссии, шестерёнчатый вал. Раз в сезон нужно протирать все трущиеся элементы машины, сняв предварительно шнеки. Необходимо регулярно проверять состояние самих шнеков и опорных лыж. Для уверенности в состоянии машины, или если вам не хочется проводить смазку самостоятельно, можно обратиться в сервисные службы.
Летнее хранение — в сухом и хорошо проветриваемом помещении. Детали, подверженные коррозии, должны быть покрыты тонким слоем густой консистентной смазки, а свечу зажигания на лето вынимают.
Авторы: Павел КОСОВ, Марина НЕМИРОВСКАЯ, Ольга ФАТУЕВА
Обзор рынка снегоотбрасывателей сезона 2011-2012 с таблицами техпараметров и крупные планы читайте в журнале «GardenTools» серии «Потребитель» Зима 2011/2012
январь 2012 года