«Вихрь» — одна из многочисленных российских частных торговых марок, заказывающая электроинструмент в Китае и продающая его в России. Судя по данным РАТПЭ, импорт идёт в огромных объёмах: в 2019 году в Россию было завезено почти полтора миллиона экземпляров «Вихрей», из них аккумуляторных шуруповёртов — больше 400 000 штук, или около 10% рынка. На одном уровне с Metabo и примерно на 70 000 штук больше, чем Bosch. При этом «Вихрь» — инструмент бытового класса, на статус профессионального не претендует (по крайней мере, нам о таких претензиях слышать не доводилось) и вполне себе успешно продаётся как на маркетплейсах типа Ozon и Wildberries, так и в специализированных инструментальных магазинах, где обычно всегда есть ассортимент и для покупателя со скромными запросами, которому инструмент нужен в большей степени «на всякий случай», для разовых работ… а то и вовсе не для себя, а в подарок.
Нас «Вихрь» заинтересовал после того, как нам прислали фотографию вскрытой батареи аккумуляторного шуруповёрта ДА‑12 Л2 с вопросом, не сталкивались ли мы со случаями завышения реальных характеристик инструмента со стороны компании — владельца бренда? Дело в том, что заявленная ёмкость аккумулятора у этой модели — 2 А*ч, а на фото отчётливо просматривалась маркировка ячеек с надписью 1300 мА*ч. Если судить по надписи, то реальная ёмкость такой батареи должна быть 1,3 А*ч. Что это было — случайная «пересортица» на заводе-производителе, или же сознательный обман? Мы решили проверить, поэтому купили в разных местах три экземпляра одной и той же модели и разобрали, измерив реальную ёмкость аккумуляторов. А заодно изучив конструкцию в целом. Подробный отчёт — в этой статье.
Первый из трёх шуруповёртов мы купили почти год назад, тогда он в комплекте с двумя аккумуляторами стоил 2292 рубля. Сейчас по этой цене, похоже, можно приобрести версию с одним аккумулятором, а «двухбатарейная» комплектация обойдётся уже в 3090 рублей. Понятно, что цены за год выросли.
Публикуем отзывы по результатам проведённого теста.
«Вихрь» ДА‑12 Л‑2 К
Аккумуляторная дрель-шуруповёрт
ВНЕШНИЙ ВИД, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Интересно, что ДА‑12 Л‑2 К выпускается как минимум в двух вариантах. На фото видно, что инструменты отличаются по внешнему виду — форма литья разная. Предполагаем, что выпускается он как минимум на двух разных заводах — вероятно, один не справляется с объёмами заказов от «Вихря». Ещё одно возможное объяснение — завод один, но зачем-то поменяли пресс-форму. Эта версия выглядит менее правдоподобной, потому что замена пресс-формы — процедура недешёвая, и какой в ней смысл, когда речь идёт о дешёвом шуруповёрте? Без проблем продавался бы и в старом дизайне, целевой аудитории «Вихря» подобные изменения явно до лампочки. Так что вариант с двумя разными заводами, на наш взгляд, более вероятен. Тем более что есть и другие факторы, подтверждающие эту версию — о них чуть позже.
Набор бит и битодержатель из комплекта. Качество, скажем так, оставляет желать — это видно по бите PZ2, которой мы попытались что-то открутить. Впрочем, предъявлять какие-то требования к комплектной «расходке» от настолько бюджетного инструмента — это явный перебор
Заявленный функционал содержит всё, что в принципе должно быть у бюджетного шуруповёрта: две скорости, вполне приличный заявленный крутящий момент, 16 степеней регулировки муфты ограничения крутящего момента плюс ступень сверления, часовая зарядка, подсветка рабочей зоны и даже индикатор заряда батареи — на самом шуруповёрте. Понятное дело, реверс — без него это не шуруповёрт, а дрель. Есть даже стартовый набор расходников — несколько бит и битодержатель. Качество весьма посредственное, но для нетребовательного пользователя на первое время и этого будет вполне достаточно. Всё, что должно крутиться, вроде крутится, всё, что должно регулироваться — регулируется. Инструмент выглядит в целом вполне прилично, разве что запах у пластика не очень приятный — но он со временем выветрится. Скорее всего, вторичный пластик — ну так это в принципе не грех, даже, вероятно, заслуга, ведь для экологии явно хорошо, когда мусор идёт в переработку, а не на полигоны ТБО.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Мы разобрали три экземпляра, внутри они очень похожи, но не идентичны, как следовало бы ожидать от трёх экземпляров одной и той же модели. Впрочем, разница во внешнем виде уже наводит на мысль, что и внутри всё может быть не совсем одинаково.
Аккумулятор
Начинаем с аккумулятора, ведь именно из-за него разгорелся весь сыр-бор. Заявленная ёмкость — 2 А*ч, маркировка ячеек отличается у разных экземпляров — на двух образцах 2000 мА*ч, на одном — 1300 мА*ч. По тем ячейкам, что маркированы как 2000 мА*ч, вообще нет никакой информации, ни серийных номеров, ни напряжения питания, только код модели. С ячейками, на которых нанесена маркировка 1300 мА*ч, чуть лучше — это элементы +YG INR18650E 1300 mA*h. Удалось выяснить, что аналогичные аккумуляторы применяются в электросамокатах китайского производства, отзывы о них средние.
Реальная ёмкость ячеек — 1,3 А*ч. Измеряли ёмкость всех батарей у всех купленных экземпляров с током разряда 10 А, разброс ёмкости — от 1,23 до 1,28 А*ч. Так что надпись 2000 mA*h на ячейках выглядит весьма сомнительной.
Есть ещё одно отличие — на тех образцах, что с ячейками «типа 2000 мА*ч», установлен транзистор 80N30 MOSFET, его мощность — до 83 Вт. А в экземпляре, где надпись на ячейках соответствует реальной, стоят два MOSFET-транзистора, один — D30N40, его мощность до 50 Вт, и второй — D30N55, мощностью до 91 Вт. Суммарная мощность — до 141 Вт, что гораздо выше, чем у двух предыдущих.
Вскрытые аккумуляторы всех трёх шуруповёртов. Левый и средний — от «П»-моделей, правый — от «Х». Видно, что на «Вихрь П» ёмкость 2 А*ч заявлена не только в инструкции или в описании, но даже в маркировке ячеек. Однако реальная ёмкость у всех трёх — 1,3 А*ч, и только у «Вихрь Х» хотя бы ячейки не обманывают (в инструкции всё так же указано 2 А*ч)
Слева — плата управления аккумулятора моделей «П», справа — «Х». Есть явная разница в количестве транзисторов, по которым косвенно можно определить относительную мощность. У «Вихрь Х» она явно значительно выше
Итак, у нас намечается явное разделение «Вихрей» по классам, поэтому дальше введём дополнительную маркировку, чтобы проще было отличать модели разного уровня в рамках этой статьи. Тот, что явно лучше, отметим буквой «Х» — «хороший», а те, что явно хуже, отметим буквой «П» — «посредственные». Дальше, стало быть, имеем «Вихрь Х» (одна штука) и «Вихри П» (две штуки). Внешне «Х» отличается от «П», что укрепляет нас в мысли, что заводы разные. Но для покупателя это не важно, а вот способность отличить «Х» от «П» на прилавке магазина, чтобы выбрать более качественный вариант, может здорово пригодиться.
Зарядное устройство
Оно здесь проводного типа — в том смысле, что подключается к аккумулятору проводом со стандартным 5‑миллиметровым разъёмом. А на другой стороне — вилка, которая вставляется в розетку. Из данных на ЗУ производитель приводит только напряжение (14,5 В), данных по току заряда нет. Заявлено время зарядки — 1 час, и вот здесь сразу возникают сомнения, как такое возможно? Дело в том, что для этого надо заряжать аккумулятор током 2 А (если мы верим в 2 А*ч), а ЗУ такого формата на такой ток не существует. Есть устройства, подключаемые к аккумулятору проводом, как и здесь, но у них электронный блок — это отдельная коробка, от которой идёт второй провод, к розетке.
По итогам измерений видим, что ЗУ выдаёт ток 0,86 А, напряжение — 11,7 В. Время заряда батареи — 1 час 20 минут. До истинной ёмкости в 1,3 А*ч, естественно, а вот про заявленные 2 А*ч уже пора забыть.
Слева — зарядное устройство от «Вихрь П», справа — от «Вихрь Х». Принципиальной разницы в характеристиках нет, оба низкотоковые и потому медленные. Но есть разница в форме корпуса, которая снова наводит на мысль о том, что заводы разные
Шуруповёрт
Два экземпляра попали к нам в комплектации с двумя аккумуляторами, в пластиковом кейсе, с дополнительной оснасткой в виде битодержателя и шести коротких (25 мм) бит. Один — с одной батареей, в картонной коробке. Образец «Х» был в кейсе, так что и комплектация не позволяет уверенно судить о содержимом, надо распаковывать и смотреть — в таком же кейсе был и один из образцов «П».
Корпусы инструментов изготовлены из неармированного ABS-пластика. Для шуруповёрта, да ещё и не претендующего на работу с высокой нагрузкой, его вполне достаточно. Фиксирующий патрон винт и сам патрон откручиваются непривычно легко — вообще-то такого быть не должно. Видимо, это признак серьёзной экономии на производственных процессах: патрон двухмуфтовый, без автоблокировки, но на заводе и его можно было бы зафиксировать более надёжно. Если честно, патроны такого типа неудобны в эксплуатации, но это мнение людей, избалованных качественным инструментом.
Подсветка рабочей зоны и индикатор остатка заряда аккумулятора в наличии, индикаторная линейка светодиодов расположена на самом шуруповёрте. Заметим, что для бюджетного инструмента благо уже то, что эти особенности в принципе есть, они реально полезны.
Открываем, лезем внутрь. Там снова немало интересного. Оба «Вихрь П» — с двигателями типа RS‑550S 12V неизвестного производителя, схожие моторы на шуруповёртах с аналогичными параметрами имеют максимальную мощность около 87 Вт. Мы ранее выдвинули предположение о невысокой мощности по транзистору в схеме управления аккумулятором и вот получили подтверждение уже со стороны двигателя. Ферроидных колец для защиты от помех на проводах питания нет.
Вот «Вихрь Х» оказался гораздо лучше. Двигатель здесь другой, с маркировкой «Вихрь» 550VC‑8021FC‑10.8V. Производитель двигателя неизвестен, но маркировка двигателя совпадает с Mabuchi RS‑550VC‑8021, одного из ведущих производителей двигателей такого типа. Естественно, данный конкретный двигатель произведён не Mabuchi Motor CO, но как минимум производителем, который с какими-то целями использует подобную заводскую маркировку. Щётки у этого двигателя медно-графитовые. Напомним, что мощность транзисторов здесь выше, на уровне 141 Вт, и вот двигатель нам подтверждает это предположение. И здесь есть ферроидные кольца на проводах, которых нет у «П».
Слева — двигатель от «Вихрь П», справа — от «Вихрь Х». Максимальная мощность «Вихрь П» мы оцениваем не более чем в 90 Вт, «Вихрь Х» — примерно 140 Вт
Разбираем редуктор, и в нём тоже обнаруживаем интересную картину. Оба «Вихрь П» — с сухими шестернями, смазки в редукторе практически нет. Есть ошмётки чего-то, напоминающего очень густую смазку, и если на шестернях редуктора всё это ещё хоть как-то может работать (скорее изображать видимость работы, и то недолго), то задний опорный подшипник скольжения (втулка) будет работать вообще всухую, что категорически недопустимо.
«Вихрь Х» — здесь всё гораздо лучше. Смазки вдоволь, она визуально приличного качества, очень пластичная. И главный вал опирается не на подшипник спереди и втулку сзади, как у экземпляров «П», а на два шарикоподшипника.
Главные валы редуктора. Слева — «П», спереди он опирается на шарикоподшипник, сзади — на втулку скольжения. Справа — «Х», у него с обеих сторон шарикоподшипники. Что, конечно же, гораздо лучше
Слева и в центре — редукторы «П‑экземпляров». У одного смазка вроде бы присутствует, но такое ощущение, что она уже превратилась в асфальт. У второго редуктор вообще сухой, будто его отмыли. И только у «Вихрь Х» всё хорошо — смазки достаточно, она свежая, пластичная
ВЫВОДЫ: ОТЗЫВЫ
Итак… мы разобрали три экземпляра одной и той же модели очень бюджетного шуруповёрта «Вихрь» ДА‑12 Л. Внешне два из них идентичны, один слегка отличается. Внутри отличий гораздо больше, один из экземпляров вполне приличный как по конструкции, так и по качеству изготовления, и будет неплохим помощником в домашней мастерской при условии, что его не станут перегружать слишком частой работой или интенсивной нагрузкой.
Два других экземпляра имеют меньшую мощность, конструктивно проще (втулка вместо подшипника на главном валу) и с гораздо более низким качеством изготовления (практически нет смазки в редукторе). Какое-то время они проработают, но вряд ли долго — при более или менее интенсивном применении даже с небольшими нагрузками счёт может идти на часы.
И у всех трёх моделей реальная ёмкость аккумуляторов не соответствует заявленной — вместо обещанных 2 А*ч она составляет 1,3 А*ч. В быту на самом деле и этого достаточно, полагаем, что покупатели, ранее не работавшие шуруповёртами, даже не заметят недостачу. Но те, у кого есть опыт работы и есть понимание, какой объём крепежа должен закрутить инструмент с батареей на 2 А*ч, наверняка будут разочарованы. Тем более что зарядное устройство здесь медленное.
Получается, что в данный момент «Вихрь» ДА‑12 Л — это лотерея, причём шансов на выигрыш в ней намного меньше, чем шансов проиграть. Ни комплектация, ни место покупки не дают гарантии, похоже, что партии с разных заводов (как мы предполагаем) уходят в одни и те же каналы продаж. Единственное, что можно сделать, это запомнить внешний вид образца «Х», на фото в начале статьи он справа. И если покупать, то именно такой. Это хоть немного снизит риск выбросить деньги на ветер… точнее, на «Вихрь».
Экспертиза аккумуляторной дрели-шуруповёрта «Вихрь» ДА‑18 Л‑2 К
Тест провели Алексей Меснянкин и Дмитрий Сидоров.
Апрель 2021 года