Мини-электростанции — тип техники, который выпускается во множестве разновидностей, порой значительно отличающихся друг от друга и внешне, и по мощности. В эту группу включаются модели с мощностью от нескольких сотен ватт до сотен киловатт (точнее, киловольтампер, или кВА). Впрочем, обычный пользователь при словах «мини-электростанция» обычно представляет себе устройства небольшой мощности — рамные модели открытого исполнения с бензиновыми двигателями. Именно так выглядит абсолютное большинство всех подобных машин, имеющихся на рынке. Подобные генераторы можно приобрести буквально в каждом «инструментальном» магазине.
Но, как это часто бывает, большая часть мини-электростанций, представленных в магазинах под разными брендами, относятся к «массовому сектору», то есть рассчитаны на бытовое использование, и по сути мало отличаются друг от друга. Аналогичная продукция премиального класса в магазинах встречается, но реже. Стоит она заметно дороже, места «на полке» занимает много, и хотя спрос на неё из-за стоимости меньше, но он все же есть, причем весьма стабильный. А специализированные генераторы и модели высокой мощности встретить в торговом зале обычного магазина вообще почти нереально. Эта техника рассчитана на специалистов и профессионалов, и чаще поставляется покупателям «под заказ».
Брендов, специализирующиеся на выпуске техники высокого уровня, в мире немного, причём большинство из них — специализированные: работают только в «своих нишах», но зато предлагают по-настоящему качественное, сверхнадежное и высококлассное оборудование. Именно к таким относится торговая марка Europower.
Europower (Европауэр) — всемирно известный европейский бренд, под которым вот уже более 35 лет выпускается широчайший модельный ряд качественных и надежных генераторов различных видов и типов исполнения.
Сегодня никто из других производителей аналогичного оборудования не может предложить такого разнообразия: по мощности и напряжению — от 1 до 650 кВА, на 230 В или 400 В; по типу и марке двигателя — бензиновые или дизельные; по исполнению — рамные, открытые и закрытые; в применении для аварийного или постоянного энергоснабжения, а также для проведения сварочных работ.
Компания Europower Generators начала свою работу как небольшое семейное предприятие в конце 1980-х годов, и уже спустя четыре года первой среди европейских производителей генераторного оборудования получила международный сертификат соответствия стандарту качества ISO 9001. Производственные мощности компании расположены в небольшом бельгийском городке Ниуверкеркен (Nieuwerkerken), неподалёку от Брюсселя.
Все выходящие с конвейера Europower Generators генераторные установки относятся к оборудованию премиум-класса. А это значит, что при сборке на производстве используются только лучшие комплектующие, произведенные на наиболее технологичных заводах Европы, Америки и Японии.
Для Europower Generators выпуск генераторов мощностью от 2 до 7 кВА, то есть самого популярного класса,— это лишь небольшая часть её производственной программы. В категории «рамные станции мощностью до 7 кВА» Europower предлагает более тридцати разновидностей и модификаций, расширяя возможности выбора для пользователя.
Большим спросом пользуются и сварочные генераторы с бензиновыми и дизельными двигателями, выбор которых, также очень широк. В этой области у компании особенно сильные позиции, так как количество таких моделей в ассортименте тоже исчисляется десятками, в то время как у других производителей чаще всего модели сварочных генераторов можно пересчитать по пальцам одной руки.
Но кроме «ходовых» моделей невысокой мощности, компания предлагает редкие и даже уникальные разновидности: бензиновые модели с мощностью 20–25 кВА, а также дизельные генераторы и ДГУ (дизель-генераторные установки). Они тоже делятся на разные серии в зависимости от мощности, типа двигателя, открытого или закрытого исполнения, способа охлаждения, уровня шума, объёма топливного бака, наличия системы подогрева охлаждающей жидкости и ряда других особенностей. Сейчас в ассортименте компании насчитывается несколько сотен моделей мини-электростанций, и это без учёта возможности оборудования станций дополнительными опциями, а также сборки или комплектации по индивидуальным заказам.
Мини-электростанции и генераторные установки Europower оснащаются бензиновыми двигателями Honda и Briggs&Stratton Vanguard, а также дизельными моторами Yanmar, Hatz, Kubota, Iveco и Volvo. Для выработки электроэнергии используются
альтернаторы специализированных европейских компаний — Sincro, Mecc Alte, Leroy Somer. Так же ответственно компания Europower подходит и к подбору всех прочих элементов, из которых состоит любой генератор — все они, вплоть до выключателей, силовых розеток и их крепежа, подбираются из «премиальных» линеек производителей. Конечно, по сравнению с бюджетными моделями продукция получается дороже, но она гораздо более надёжна, долговечна и функциональна.
Высокое качество всех комплектующих, тщательная сборка и многоуровневый контроль качества в итоге позволяют эксплуатировать генераторы Europower в любых, даже самых экстремальных условиях, с высокими нагрузками и значительными перегрузками. И при этом — обеспечивать высокое качество подаваемой энергии, сравнимое с «сетевым». Дело тут не только в постоянстве заданного выходного напряжения и частоты, но и в соответствии тока по множеству других «тонких» параметров, от которых зависит работоспособность и срок службы подключаемой техники.
Следует отметить, что продукция Europower, получив заслуженную известность в десятках стран мира, очень востребована и на российском рынке силовой продукции, где с 2002 года (то есть более 20 лет) торговую марку Europower на эксклюзивных правах представляет компания «Аcтари».
Генераторы Europower отлично подойдут для эксплуатации как требовательным к надежности оборудования частным пользователям, так и различным коммерческим и государственным организациям: торговым, строительным, производственным и другим.
На следующих страницах журнала представлены некоторые, наиболее ходовые модели генераторов Europower самых разных типов: от небольших рамных электростанций, пригодных для взыскательных пользователей и строителей, до мощных установок, рассчитанных на постоянное обеспечение электроэнергией множества мощных потребителей.
Europower ЕР 2500
Бензиновая мини-электростанция
Наиболее популярное исполнение для бензиновых мини-электростанций — рамное, с «обычным», то есть синхронным (реже асинхронным) альтернатором. Эти модели выпускаются в широком диапазоне мощностей, могут с одинаковым успехом использоваться как в быту, так и на производстве, несмотря на очень простую конструкцию и комплектацию. Фактически «по минимуму» генератор может состоять всего из трёх основных узлов: двигателя, альтернатора и рамы. Причём топливный бак у таких генераторов изначально установлен на двигателе, а розетки интегрированы в альтернатор. Но столь лаконичное исполнение для генераторов бытовых серий не характерно: их производители предпочитают ставить отдельные баки большого размера и выводить розетки на отдельную па нель. Основная причина такого исполнения для станций бытового назначения — «эстетическая»: генератор с большим бензобаком и розетками, выведенными на отдельную панель, выглядит солиднее и имеет больше шансов обратить на себя внимание неискушённого покупателя. Однако, если станцию планируется использовать в кратковременных режимах, смысла в большом бензобаке нет. В общем, «лаконичное исполнение» куда чаше встречается на моделях профессионального назначения, покупатели которых смотрят не на внешние «навороты», а на функциональность.
ЕР 2500 — самый компактный среди рамных генераторов Europower и характеризуется одной из лучших на рынке цен для своего класса. Модель комплектуется двигателем Honda GX 160 и итальянским альтернатором Sincro профессионального класса, со встроенными розетками и тепловым предохранителем. Двигатель снабжён датчиком автоматического остановки при низком уровне масла. Запуск производится вручную.
Europower ЕР 3300
Бензиновая мини-электростанция
Вторая по мощности модель среди компактных рамных мини-электростанций Europower, также отличается «лаконичным исполнением». Но достаточно даже беглого сравнения между станциями ЕР 2500 и ЕР 3300, чтобы убедиться — функцио нальные возможности сходны, но и различий между этими станциями достаточно. Но при этом осталась общая особенность — использование комплектующих самого высокого качества. Практически все бензиновые мини-электростанции Europower комплектуются двигателями Honda GX промышленного класса, и альтернаторами европейского производства — от компаний Sincro или Mecc Alte.
Не стоит сравнивать промышленные генераторы Europower с продукцией много численных китайских производителей, которые стоят дешевле за счёт низкого качества установленных на них двигателей, альтернаторов и других элементов. Хотя двигатели китайского производства и являются копиями Honda GX, но с оригиналом сравниться не могут. Задача двигателя — обеспечить постоянную частоту вращения вала, от этого зависит частота тока. Альтернатор «отвечает» за остальные параметры тока. Только высококачественное исполнение этих узлов даст гарантию стабильной выработки энергии с требуемыми параметрами, что и предлагает Europower Generators. Кроме этого, стоит учесть, что комплектующие мини-электростанций Europower подобраны так, чтобы обеспечить достаточный запас мощности и стабильные параметры тока при работе с высокими и переменными нагрузками. Китайские генераторы бытового назначения этим похвастаться не могут: запас мощности у них обычно хотя и достаточен для работы, но значительно меньше, качество тока тоже не настолько стабильно.
Europower EP 4100
Бензиновая мини-электростанция
Третья станция в линейке лёгких рамных мини-электростанций Europower с максимальной мощностью до 4 кВА. Все эти модели сходны по функциональным возможностям, рассчитаны в первую очередь на профессиональное мобильное использование. Напри мер, для проведения строительных, ремонтных и аварийно-восстановительных работ. Хотя, конечно, ничто не мешает использовать их и в домашних условиях, особенно если покупатель заинтересован в высоком качестве получаемой энергии.
Вес станций этой группы позволяет переносить их на небольшие расстояния даже в одиночку. Хотя нельзя сказать, что модели относятся к «лёгким». По крайней мере, многие китайские аналоги со сходными заявленными мощностями весят куда меньше. Но надо понимать, что «облегчить» генератор можно только за счёт снижения запасов прочности и мощности его элементов. Наиболее известный метод такой «оптимизации» — использование в альтернаторах алюминиевых обмоток вместо медных. Это сразу значительно снижает и вес, и стоимость. Но для профессиональной техники, работающей в условиях высоких нагрузок, такое неприемлемо.
Впрочем, вариантов сэкономить на весе и стоимости станций довольно много, даже у бытовых китайских генераторов «алюминиевые обмотки» встречаются отнюдь не всегда. Можно просто «уменьшить количество меди», а заодно и других материалов в конструкции, использовать менее качественные комплектующие, облегчить раму… В настоящей профессиональной и промышленной технике, тем более строительного назначения, подобные компромиссы не используются: она должна с лёгкостью работать в условиях заявленных нагрузок, выдерживать (до определённого предела) возможные перегрузки и сложные условия эксплуатации.
Europower EP 6000 | EP 6000 E
Бензиновые мини-электростанции
Генераторы с электрической мощностью в районе 5,5–6,5 кВА пользуются у покупателей особым спросом. Их можно использовать для подключения строительного инструмента, сварочных аппаратов и производственного оборудования, а также в качестве источников резервного электроснабжения небольших коттеджей или торговых точек.
В линейке однофазных генераторов максимальной мощностью 6 кВА компания Europower сейчас предлагает две модели, различающиеся только способами запуска. Первая из них запускается только вручную, с помощью вытяжного стартера. На второй, кроме ручного, имеется электрический запуск от закреплённого на двигателе электростартера. Однако с технической точки зрения электрический пуск — серьёзное усложнение конструкции. Модификации двигателей с электрическим стартёром и без него различаются, в частности, формой и конструкцией картера. Для электрического запуска двигателя необходим аккумулятор, подзарядка батареи осуществляется за счёт задействования дополнительной обмотки в альтернаторе. Немного изменяется и конструкция рамы — добавляется площадка для установки батареи и крепёжные элементы.
Модели генераторов мощностью 5–6 кВа с электростартером и без него — пользуются одинаковым успехом у потребителей. Дело тут в разном назначении моделей. При использовании в условиях строительных и ремонтных работ наличие только ручного запуска у Europower EP 6000 — вполне достаточно. Версия с электрическим запуском оптимальна для более комфортных условий, в частности, периодического использования для резервирования электроснабжения с автоматическим подключением.
Europower ЕР 6500 T | EP 6500 T (3х230)
Бензиновые мини-электростанции
Трехфазные генераторы, в основном используются в производственных целях для обеспечения работы инструмента и оборудования с напряжением 400 вольт. Обычно подобные генераторы представлены у производителей только в исполнении: с большим топливным баком и электростартером, чем и объясняется высокая стоимость такого генератора.
Компания Europower подходит к предложению трехфазных генераторов предоставляя выбор как в комплектации, так и в стоимости.
Трёхфазных моделей максимальной мощностью 7 кВА Компания Europower выпускает три вида. Такое количество модификаций генераторов премиум класса не выпускает ни один производитель в мире.
Первая модель, ЕР 6500 T — «базовая», с маленьким баком и ручным запуском.
На второй, ЕР 6500 TE, установлен неболь шой бак и двигатель с электростартером. Третья, EP 6500 T (3х230), хотя и имеет такие же технические характеристики, но предназначена для подключения, специализированного электроинструмента, используемого в основном на работах по строительству и обслуживанию железнодорожных путей. Иногда, такие станции так и называют «для путевого инструмента». Таким образом, Europower предлагает выбор трехфазных генераторов под любые потребности и для любых электроинструментов: модели с небольшими баками могут оказаться предпочтительнее при использовании на строительных объектах, с увеличенным баком — удобнее для использования в производственных целях для обеспечения работы оборудования в течении всей рабочей смены.
Не стоит также забывать, что трёхфазные станции могут применяться не только для питания трёхфазного оборудования, но и подключения электроинструмента на 220 вольт. При подключении к таким генераторам однофазных потребителей допускаемая нагрузка на каждую фазу не более 30% от полной мощности генератора. Превышение этого показателя приведет к выходу из строя обмотки альтернатора.
Europower EP 7000 | EP 7000 LNE
Бензиновые мини-электростанции
Генераторы максимальной мощностью 7 кВт — одни из самых востребованных у покупателей силового оборудования, так как подобная мощность позволяет обеспечить работу большинства потребителей как в домовладениях, так и на производстве или строительных площадках. Здесь мы рассмотрим два из предлагаемых Europower в этой мощностной группе генератора.
Как и в линейках электростанций меньшей мощности, первая модель — EP 7000 — «базовая», однофазная, с небольшим баком и ручным запуском. Подобный минимализм оптимален для тех покупателей, которым необходима в электростанции только надёжность, неприхотливость, и мощность.
Генератор Europower EP 7000 LNE — модификация, выпущенная специально для российского рынка, отличается от более простой разновидности не только увеличенным топливным баком и электростартёром, но и сниженным уровнем шума за счёт применения более «тихого» глушителя и исполнения рамы — с дополнительными панелями. И двигатель тут несколько иной модификации, рассчитанный на более длительную непрерывную работу (у профессиональных моделей это учитывается, ориентир тут — ёмкость топливного бака, при расчётах предполагается, что одна его заправка соответствует максимальному непрерывному времени использования). Подобная модель предпочтительнее для применения в качестве источника резервного электроснабжения, а также при строительстве в тех случаях, когда генератор должен работать постоянно в течение 6–8 часов.
Europower EP 10000 Е | EP 13500 ТЕ
Бензиновые мини-электростанции
Эта и две мини-электростанции, представленные ниже, относятся к отдельной серии генераторов, отличающейся конструкцией топливного бака.
Точнее, бензобака, как такового, на них нет. Вместо него используется стандартная двадцатилитровая металлическая топливная канистра, которую можно закрепить в специальном гнезде на боковой части рамы. Этот топливный бак-канистра легко снимается и может заполняться бензином вдали от станции, в наиболее удобном и безопасном месте, соблюдая тем самым нормы пожарной безопасности. Как вариант — пользователь может использовать несколько канистр, заполнять их прямо на АЗС и менять по мере опустошения. Особенно это актуально, если мини-электростанция используется в качестве резервного источника питания и размещена, например, в подвале или в пристройке к дому.
Сейчас в эту серию входит шесть станций номинальной мощностью от 9 до 16 кВА. Причём описывать их удобнее попарно, группируя по моделям установленных двигателей. В таком случае в каждой паре оказывается по одной однофазной и одной трёхфазной модели.
Все генераторы в серии относятся к станциям высокой для своего класса мощности, в качестве силовых агрегатов используются профессиональные двухцилиндровые двигатели Honda GX, с системами смазки под давлением, сменными масляными фильтрами, электромагнитным клапаном подачи топлива и множеством иных особенностей.
Запуск у всех генераторов в этой серии — только электрический, их двигатели слишком велики, чтобы пытаться использовать ручной запуск.
Europower ЕР 12000 E | ЕР 16000 ТЕ
Бензиновые мини-электростанции
По сравнению с предыдущими моделями, эта пара генераторов отличается более мощными двигателями и альтернаторами. Почти все остальные особенности у них аналогичны. Впрочем, есть и ещё одно существенное техническое отличие. На этих машинах установлена система автоматического перехода в режим холостого хода при отсутствии нагрузки. Она позволяет увеличить ресурс генератора и заодно экономить топливо.
Генераторы в данной серии комплектуются однофазными либо трёхфазными альтернаторами Sincro или Mecc Alte (Италия). Приборы управления и контроля генератора размещаются в отдельном металлическом запирающемся ящике — щите, имеющем защиту класса IP 23. Силовые розетки крепятся на боковине щита. Счётчик моточасов и термомагнитный электрический предохранитель входят в базовую комплектацию, дополнительно в щите возможно разместить и другие устройства, включая систему автоматического включения и дистанционного управления.
Подача бензина к карбюратору двигателя производится не самотёком, а с помощью механического топливного насоса. Это позволяет использовать как канистру «сбоку», так и организовывать более сложные системы подачи топлива. Например, при стационарной установке генератора в качестве источника резервного электроснабжения. ёмкость для топлива можно разместить в отдалении от него — в соседнем помещении.
Europower EP 14000 E | EP 18000 TE
Бензиновые мини-электростанции
Две «топовые» мини-электростанции среди моделей бензиновых рамных генераторов Europower, отличаются максимальной в группе электрической мощностью и мощностью двигателей. Собственно, двигатели Honda iGX 800, точнее их исполнение, являются и важнейшей особенностью обоих генераторов. Вместо привычного карбюратора, в серии двигателей Honda iGX использованы системы электронного впрыска топлива и управления параметрами работы (EFI).
Подобные двигатели экономичнее, способны точнее и быстрее поддерживать заданные параметры работы, соответствуют стандарту Евро-5, а также проще в обслуживании. На сегодняшний день двигатели Honda iGX800 по всем параметрам являются «топовыми» среди профессиональных двигателей Honda. Как и две предыдущие модели меньшей мощности, эти станции оборудованы системами переключения в режим холостого хода при отсутствии нагрузки.
Напоследок стоит отметить ещё одну особенность генераторов в данной группе. Их глушитель выведен «вперёд», на ту же сторону, где находится электрический щит. Такая компоновка удобна при стационарной установке генератора в помещении или закрытом кузове автомобиля: к глушителю удобно подвести трубы для организации отвода выхлопных газов «на улицу».
Стоит напомнить, что генераторы допускают подачу топлива из удалённых емкостей и дистанционное управление ими.
Europower EP 16000 E | EP 20000 TE
Бензиновые мини-электростанции
Эта группа генераторов Europower отличается очень высокой для бензиновых мини- электростанций максимальной электрической мощностью — от 16 до 24 кВА. Как и в случае с генераторами «с выносным баком», рассмотренными на предыдущей странице, линейка включает в себя модели в однофазном и трёхфазном исполнении, с одинаковыми двигателями, но разными альтернаторами.
Большинство моделей рамных бензиновых генераторов Europower комплектуются японскими двигателями Honda GX. Но на этих моделях генераторов установлены двухцилиндровые двигатели Briggs&Stratton Vanguard. Такая особенность объясняется просто — Honda не выпускает двигатели столь высокой мощности. Сейчас «потолок» для Honda GX — около 25 л. с., у Briggs&Stratton Vanguard есть модели мощностью свыше 40 л. с.
И Honda GX, и Briggs&Stratton Vanguard относятся к двигателям одного уровня исполнения, они рассчитаны на продолжительную работу с потребителями большой мощности и эксплуатацию в коммерческих и промышленных целях.
Особенности исполнения всех моделей данной серии позволяют использовать их как для обеспечения резервного энергоснабжения, так и для строительных целей. На боковинах рамы закреплены стальные решётки, которые не затрудняют доступ воздуха для охлаждения двигателя и при этом обеспечивают защиту элементов генераторов от механических повреждений. При этом сохранена возможность лёгкого доступа к узлам и агрегатам для проведения профилактических работ, сервисного и технического обслуживания.
Europower EP 20000 E | EP 25000 TE
Бензиновые мини-электростанции
Эти модели — самые мощные бензиновые генераторы в мире. Аналогов не существует, пока по крайней мере. Во многом эта пара генераторов сходна с менее мощными моделями в линейке. Основные важные для пользователя особенности остались такими же. Но есть серьёзное отличие: здесь установлены разновидности двигателей Briggs&Stratton Vanguard, снабжённые электронным впрыском топлива (EFI). Это повлекло за собой целый ряд сравнительно небольших, но важных конструктивных изменений.
В частности, вместо механического мембранного топливного насоса здесь установлен электрический топливный насос высокого давления, параметры работы контролируются электроникой. Генераторы комплектуются модулями электронного управления DSE (Deep Sea Electronics) с ЖК-дисплеем, для контроля параметров в базовой комплектации имеется не только вольтметр (он есть на всех моделях этой линейки), но и частотометр. Также на этих генераторах установлен переключатель выбора порогового значения низкого уровня топлива. За счёт применения инжекторных двигателей генераторы полностью соответствуют экологическим нормам Евро-5.
Для облегчения транспортировки или перемещения в верхней части рамы генераторов предусмотрен рым-болт, за который можно зацепить крюк грузоподъёмного механизма или завести стропы крана. Опционально возможна комплектация колёсными парами для передвижения мини-электростанций на небольшие расстояния по твёрдым покрытиям.
Europower EPS 12000 E | EPS 15000 TE
Бензиновые мини-электростанции в шумозащитном всепогодном кожухе
Бензиновые генераторы в шумозащитном кожухе у Europower представлены моделями с максимальной мощностью от 6 до 15 кВА. По своим основным характеристикам и особенностям модели во многом напоминают рамные генераторы открытого исполнения, рассмотренные на предыдущей странице. В этой группе в качестве топливного бака также используется съёмная двадцатилитровая канистра.
Наиболее мощные модели в этой линейке аналогов у других производителей не имеют. Точнее, другие производители подобных ге нераторов используют дизельные двигатели. Разница в стоимости между бензиновыми и дизельными станциями одной мощности и уровня исполнения составляет примерно 30 процентов. И этот фактор может оказаться существенным для потребителя. Тут нужно учитывать, что хоть «дизели» экономичнее, и имеют более высокий ресурс, но эти преимущества проявляются только при постоянной эксплуатации. При периодическом использовании бензиновые мини-электростанции оказываются выгоднее. В ассортименте Europower имеется и множество дизельных генераторов, некоторые из них будут представлены далее.
Уровень шума при работе таких генераторов минимален, что делает их привлекательными для установки в частных домовладениях и проведения строительных, ремонтных и аварийно-спасательных работ в населённых пунктах. К тому же такой кожух — это дополнительная защита элементов генератора от загрязнений и посторонних вмешательств. Все приборы управления и контроля выведены на отдельную панель на лицевой стороне кожуха.
Europower EP 200 X1 AC
Бензиновый сварочный генератор
Сварочные генераторы — это оборудование специального назначения, которое чаще всего используется аварийными службами, ремонтными или строительными бригадами. Применяются они не только для проведения сварочных работ, но и для обеспечения энергией электроинструмента или строительно-монтажного оборудования. В общем, этот вид генераторов можно считать универсальным решением для «выездных» работ.
Отличить подобные генераторы легко — на их альтернаторе, кроме розеток, присутствуют выводы для подключения сварочных кабелей и несколько регуляторов параметров сварки. Такие модели у Europower представлены множеством разновидностей, различающихся мощностью, фазностью переменного тока и родом производимого сварочного тока.
Europower EP 200 X1 AC — однофазный генератор переменного сварочного тока. На торце альтернатора модели находятся две розетки 230 В и тепловой предохранитель (стандартная мера защиты, как минимум один такой предохранитель есть на всех генераторах и сварочных генераторах). «Сварочный блок» скомпонован над цилиндрическим корпусом альтернатора. Он включает в себя три вывода для подключения сварочных кабелей (один для обратного провода, два — для сварочного кабеля, они различаются максимальным током в 135 и 200 А), регулятором-переключателем диапазонов напряжений и силы тока) и переключателем между режимами генератора 230 В и сварочного аппарата.
Этот генератор может использоваться для выполнения большинства видов сварочных работ с использованием универсальных электродов.
Europower EP 200 X DC | EP 200 X DC (3х230) | EP 200 X/25 DC
Бензиновые сварочные генераторы
Большинство сварочных генераторов Europower комплектуются альтернаторами с максимальной силой сварочного тока в 200 А. Этого достаточно для абсолютного большинства задач. Род сварочного тока указывается в названии моделей: «AC» — переменный, «DC» — постоянный.
Наиболее популярными моделями в этой группе являются трёхфазные генераторы с постоянным сварочным током. Europower EP 200 X DC — «базовая» модель: с небольшим топливным баком, удобная для проведения выездных работ.
Модель EP 200 X/25 DC внешне отличается увеличенным объёмом бензобака и другой конструкцией рамы — с панелью управления, на которой закреплены силовые розетки, вольтметр, счётчик моточасов и выключатель зажигания («сварочный блок» остался на альтернаторе). К тому же на этой станции установлен немного другой двигатель: той же марки и модели (Honda GX390), но иной модификации, предназначенный для более продолжительной непрерывной работы. Этот генератор удобнее для строительных нужд — одной заправки бака достаточно для работы в течение всего рабочего дня.
Третий генератор, EP 200 X DC (3х230) — специализированная модель «для железных дорог» — пригодна для питания трёхфазного оборудования с напряжением 230 вольт (путевых инструментов).
Europower EP 200 X2 DC | EP 200 X2/25 DC
Бензиновые сварочные генераторы
Две однофазные модификации сварочных генераторов Europower рамного исполнения с максимальным сварочным током в 200 А, как и рассмотренные выше трёхфазные модели, различаются объёмами баков, исполнением рам и ещё рядом технических особенностей. Вообще говоря, все сварочные генераторы Europower с максимальным сварочным током в 200 А комплектуются профессиональными японскими двигателями Honda GX390, но на модели с увеличенным топливным баком ставятся более «продвинутые» их модификации, рассчитанные на работу без перерывов в течение более длительного времени. В общем, первая из станций удобна для выездных работ, вторая оптимизирована под строительные задачи — труд в течение целого дня.
Сварочные альтернаторы постоянного тока, используемые на генераторах Europower, имеют две независимые обмотки. Одна предназначена для производства энергии с большой силой тока и невысокого напряжения, которая и обеспечивает сварку. Вторая — для производства обычного переменного тока 230 или 400 В. Причём обе обмотки могут работать независимо друг от друга. Поэтому сварочные генераторы Europower могут обеспечить одновременную работу как сварщика, так и электроинструмента. Это довольно редкая особенность: большинство сварочных генераторов других производителей оснащаются альтернаторами с переключателями между режимами «генератор — сварка».
Europower EP 250 XE DC
Бензиновый сварочный генератор
Для большинства видов выездных и строительных работ бывает вполне достаточно сварочных генераторов Europower серии EP 200, представленных на предыдущей странице. Они вполне универсальны, способны работать с разными видами «сетевого» оборудования для строительства и ремонта, включая мощный ручной инструмент и многие станки, а также уверенно работать с электродами диаметром до 4 миллиметров. Однако в некоторых случаях пользователям требуются ещё более мощные машины — с увеличенной максимальной мощностью как сварки, так и переменного тока. Такие модели и представлены на этой странице.
Генераторы в этой группе оборудуются двухцилиндровыми двигателями с электрическим запуском и мощными трёхфазными альтернаторами. Все необходимые силовые выводы, устройства контроля и безопасности входят в состав альтернатора. Сила сварочного тока изменяется ступенчато, с помощью двух поворотных переключателей. Одним из них выбирается значение максимального сварочного тока. Более точно требуемое значение тока устанавливают, вращая ручку второго, многопозиционного поворотного переключателя. У представленных здесь моделей количество ступеней регулировки — 24, что позволяет использовать мощность генератора в строго необходимом значении, которое влияет не только на качество сварочного шва, но и на расход топлива генератор, что во время проведения полевых работ тоже актуально.
Europower EP 300 XE DC
Бензиновый сварочный генератор
Вторая модель в этой серии внешне похожа на представленный выше генератор Europower EP 250 XE DC, но отличается двигателем ещё большей мощности. Вырос и максимальный ток сварочного аппарата, от которого зависит возможность работы электродами большого диаметра. «250-й» генератор рассчитан на использование электродов диаметром до 5,0 мм, «300-я» модель способна уверенно работать и ше стимиллиметровыми. Электроды большего диаметра существуют, но они используются редко, в заводских условиях, а при выездных работах не применяются. С учетом того, что Europower EP 300 XE DC выдает постоянный сварочный ток, этот генератор можно использовать для качественной сварки большинства ответственных конструкций в полевых условиях.
Выходная электрическая мощность у «250-го» и «300-го» генераторов одинакова — максимальная составляет 8,8 кВА.
Обе модели генератора, несмотря на высокую мощность, отличаются «минимализмом» — все необходимые силовые выводы, органы контроля и управления размещены на альтернаторах. Модели оборудуются двухцилиндровыми двигателями Honda GX с закреплёнными на раме бензобаками объёмом 20 литров («штатные» топливные баки для столь мощных двигателей не предусмотрены).
Europower EP 400 XE DC
Бензиновый сварочный генератор
Модель Europower EP 400 XE DC — самый мощный сварочный генератор с бензиновым двигателем, официально представляемый в России европейскими производителями. Такая модель оптимальна для сварки ответственных металлоконструкций с большой толщиной (до 25 мм) металлического листа крупными (до 6 мм) электродами.
По дизайну модель напоминает линейку «сверхмощных» бензиновых мини- электростанций Europower с двигателями Briggs&Stratton Vanguard. На этих моделях стальная рама с боков и сверху прикрыта решётками, защищающими основные узлы от случайных механических повреждений. Топливный бак на этой модели — «выносной», представляет собой металлическую канистру объёмом 20 литров, закрепляемую на боковине генератора. Опционально этот генератор можно оснастить шумозащитным кожухом и укомплектовать колёсными парами для передвижения на небольшие расстояния.
Несмотря на отличие в мощности и исполнении представленных на этой странице моделей, у них есть ещё одна важная общая особенность. Согласно требованиям техники безопасности, все генераторы должны оборудоваться защитой пользователя от поражения электрическим током. Проще говоря — заземляться. При выездных работах для этого, к примеру, можно использовать забиваемый в землю металлический штырь. Эти три модели оборудованы дополнительным блоком, защищающим пользователя при возникновении тока утечки.
Europower EP 180 DX DC | EP 180 DXE DC
Дизельные сварочные генераторы
Станции с дизельными двигателями у Europower представлены во всех категориях — от небольших «рамных» до установок с мощностью в сотни киловольт-ампер. Надо сказать, что дизельные двигатели на небольшие генераторы ставят нечасто — по крайней мере в категории «до 10 кВА», ведь они стоят дороже бензиновых аналогов. Но не всё определяется ценой покупки. «Дизель» экономичнее, дешевле в эксплуатации, безопаснее, их выхлоп содержит меньше вредных веществ.
К тому же переменные нагрузки дизельные моторы «отрабатывают» лучше: их крутящий момент по сравнению с бензиновыми значительно выше. Для сварочных генераторов это особенно актуально.
Преимущества дизельных двигателей становятся явно ощутимы при их постоянном использовании в течение продолжительного времени. В общем, можно сказать, что бензиновые станции удобны для периодического применения, «дизели» — при длительном использовании.
На двух представленных моделях в качестве силовых агрегатов используются одноцилиндровые японские дизельные двигатели Yanmar в модификациях «только с ручным» и «с ручным и электрическим запуском». Двигатели оснащены системой смазки под давлением, сменными воздушными, масляными и топливными фильтрами. А также механическим указателем уровня топлива. На модели с электрическим пуском имеется индикатор, загорающийся при недостаточном уровне масла в двигателе.
Europower EP 200 DX1 AC | EP 200 DX1E AC
Дизельные сварочные генераторы
Ещё два представителя из наиболее многочисленной группы сварочных генераторов Europower, рамного исполнения, с максимальным сварочным током в 200 Ампер. Как и у всех моделей Europower, при производстве используются только комплектующие профессионального уровня исполнения от всемирно известных производителей. На представленных моделях установлены дизельные двигатели Hatz производства Германии, с системой смазки под давлением и сетчатым масляным фильтром тонкой очистки.
Между собой генераторы различаются системами запуска (ручной либо электрический с возможностью ручного пуска) и наличием на станции с электрозапуском отдельного индикатора низкого давления масла.
На этих генераторах используются «трёхфазные» сварочные альтернаторы с многоступенчатой регулировкой величины сварочного тока. Они, как и у большинства мини-электростанций и сварочных генераторов Europower — марки Sincro, произведены в Италии. Обе модели относятся к однофазным — оборудованы двумя стандартными электрическими розетками 230 В, 16 А.
При подборе сварочных генераторов есть резон обратить внимание на род сварочного тока (он указывается в названии моделей). Переменный сварочный ток (AC) используется для выполнения большинства задач по сварке. Генераторы с постоянным током (DC) стоят несколько дороже, но могут использоваться и для сварки ответственных конструкций, работающих с высокими нагрузками.
Europower EPS 300 DXE DC | EPS 400 DXE DC
Дизельные сварочные генераторы в шумозащитном всепогодном кожухе
Дизельные сварочные генераторы в шумозащитном кожухе — оборудование, предназначенное в основном для использования в условиях городского строительства, дорожного строительства и аварийно-восстановительных работ. В общем, в тех условиях, когда возможна работа в любое время суток, причём рядом с жильём. Силовой агрегат и альтернатор у таких станций устанавливается на массивное основание, сверху «накрывается» кожухом. При этом исполнении уровень шума и, что немаловажно, вибраций снижается до минимальных значений.
Стоит особо отметить, что оба представленных сварочных генератора оснащены «сверхмощными» альтернаторами, выдающими постоянный сварочный ток (DC). Это позволяет использовать их для проведения ответственных работ вроде строительства мостов и эстакад. Допускается использование электродов диаметром до 6 миллиметров, а также работа с мощным трёхфазным оборудованием и однофазным инструментом с мощностью до трёх киловатт «на одну розетку 230 В».
Модели укомплектованы японскими многоцилиндровыми дизельными двигателями Kubota с частотой вращения вала в 3000 об/мин. Водяное охлаждение двигателей позволяет эксплуатировать генераторы с высокими нагрузками длительное время без перерывов и без ущерба для ресурса.
Europower EP 6000 D | EP 6000 DE | EP 6000 TD | EP 6000 TDE
Дизельные мини-электростанции
Рамные мини-электростанции с мощностью порядка 6 кВА пользуются большим спросом у потребителей. Большинство из них оборудуется бензиновыми двигателями. Дизельные в этой категории — редкость. Эксплуатационные расходы у «дизелей» заметно меньше, а ресурс — выше. Но и стоит дизельный двигатель значительно дороже бензинового той же мощности и класса. И станция с таким мотором, разумеется, тоже обходится дороже. Как следствие, небольшие дизельные генераторы есть резон приобретать для коммерческого использования — тем, кто рассчитывает использовать их часто, подолгу, с высокими и переменными нагрузками, в течение как минимум нескольких лет кряду.
В классе рамных дизельных мини-электростанций небольшой мощности Europower представлены модели мощностью от 2,6 до 6 кВА, оборудованных двигателями Yanmar (Япония) и альтернаторами Sincro и Mecc Alte (Италия). Представленные модели с электрической мощностью в 5–6 кВА выпускаются в разновидностях как с ручным (D) запуском, так и с возможностью запуска от электростартера (DE), предлагаются как в однофазном, так и в трехфазном (EP 6000 TDE) исполнении. В обшем, представленная линейка в своей мощностной категории перекрывает все запросы потенциальных покупателей.
Europower EP 103 DE | EPS 103 DE New Boy | EP 113 TDE | EPS 113 TDE New Boy
Дизельные мини-электростанции
Для работы в постоянном режиме (десятки и сотни часов без остановки) применяются станции с водяным охлаждением, устанавливаемые не на раму, а на стальное основание.
Эти модели — представители линейки дизельных мини-электростанций с водяным охлаждением и рабочей частотой вращения вала двигателя в 3000 об/мин. Они выпускаются в двух исполнениях: открытом (чаще ставятся в закрытом помещении или кузове автомобиля) и закрытом — в шумозащитном кожухе. Минимальная мощность генераторов в данной группе — 5,4 кВА.
Стоит обратить внимание на конструкцию шумозащитного кожуха — это отдельная разработка компании Europower, которая обеспечивает увеличение поглощения звуковых колебаний, производимых генератором, в 2 раза. Обеспечивается это не только формой, толщиной и наполнением стенок кожуха, но и специальной конструкцией системы выхлопа. Серия дизельных генераторов, имеющих такое ультратихое исполнение, носит имя New Boy.
Europower EP 123 DE | EPS 123 DE New Boy | EP 133 TDE | EPS 133 TDE New Boy
Дизельные мини-электростанции
По своим особенностям эти генераторы сходны с рассмотренными в предыдущем обзоре и тоже относятся к числу наиболее востребованных. Как несложно убедиться, у каждой «открытой» мини-электростанции имеется аналог в закрытом исполнении — серии New Boy. У «открытых» станций необходимые для работы органы контроля и управления компонуются в отдельном электрощите, у «закрытых» — выводятся на наружные панели станций. Для технического обслуживания часть панелей кожуха делают легкосъёмной.
По классификации Europower генераторы New Boy относятся к «супертихим». Они предназначены в первую очередь для частных пользователей отдельных домов и коттеджей. Мощность моделей в серии — от 6 до 13,5 кВА, причём уровень шума на расстоянии в 7 метров составляет от 62 до 71 dBA (с ростом мощности он возрастает). Проще говоря, даже находясь «через стенку» от работающей станции, в соседней комнате услышать её будет затруднительно.
Europower EP 163 DE | EPS 163 DE | EP 183 TDE | EPS 183 TDE
Дизельные мини-электростанции
Продолжение линейки дизельных мини- электростанций Europower с водяным охлаждением и частотой вращения вала двигателя в 3000 об/мин. От моделей, рассмотренных на предыдущей странице, эти модели отличаются увеличенной мощностью — от 13 до 33 кВА. Все они могут предлагаться как в открытом исполнении, так и в шумозащищённом кожухе.
Модели имеют однофазные и трёхфазные модификации, с одинаковыми двигателями, но разными альтернаторами. Тип и количество розеток различаются, но на каждом генераторе имеется достаточный их набор для подключения всех видов оборудования и создания разветвлённой системы электроснабжения при стационарном применении.
Все генераторы в серии смонтированы на стальной усиленной раме, снижающей уровень возникающих при работе вибраций. Мощности моделей в линейке достаточно для питания загородных домов и строений, а также эксплуатации генераторов как источников энергии при проведении строительных и аварийно-восстановительных работ.
Europower EP 193 DE | EPS 193 DE | EP 243 TDE | EPS 243 TDE
Дизельные мини-электростанции
Интересную особенность моделей в данной линейке можно заметить, присмотревшись к её модельному ряду. На основе одного и того же двигателя (японской марки Kubota) выпускается сразу несколько генераторов. При этом однофазные (DE) и трёхфазные (TDE) станции чередуются (основное различие между ними — в альтернаторах), каждая из них предлагается как в открытом исполнении, так и в шумозащитном кожухе. Так достигается разнообразие моделей линейки без её «раздувания».
При этом особенности у всех генераторов в серии сходны. Кроме пунктов, перечисленных в технических параметрах, каждая станция комплектуется насосом для слива масла, системой остановки при недостаточном уровне масла, защитой от перегрева и перегрузок. Также все модели имеют отдельные версии с подогревателем охлаждающей жидкости (для облегчения пуска в холодное время года).
Europower EPS 333 TDE
Дизельная мини-электростанция
Дизельные мини-электростанции в общем случае могут иметь мощность от нескольких кВА до нескольких сот кВА и могут делиться по группам по целому ряду особенностей. Одна из них, не упоминавшаяся ранее — частота вращения вала двигателя. Тут есть два варианта: на сравнительно бюджетные генераторы ставятся моторы с фиксированной частотой вращения в 3000 об/мин. Такие генераторы используются для работы в периодическом режиме. У второй группы частота вращения вала — 1500 об/мин, эти генерато ры при необходимости могут использоваться длительное время (дни и недели) без перерывов. Но и стоят они существенно дороже.
Данная мини-электростанция — «топовая» по мощности в группе, предлагается только в трёхфазной версии и в шумозащитном кожухе, имеет модификацию с подогревом охлаждающей жидкости. Частота вращения вала, как и у всех рассмотренных выше моделей — 3000 об/мин, с учётом этой особенности модель практически не имеет сопоставимых аналогов у других производителей.
Большинство прочих особенностей сходны со всеми моделями в линейке, но комплектация расширена. На эту мини-электростанцию изначально устанавливается модуль электронного управления работой генератора, а также три амперметра — для контроля силы тока на каждой фазе. Стоит отметить, что при необходимости любую станцию Europower можно оснастить дополнительными опциями, необходимыми при эксплуатации в конкретных условиях.
Europower EP 18 DE | EPS 18 DE | EP 20 TDE | EPS 20 TDE
Дизельные мини-электростанции
Большинство представленных на рынке мини-электростанций оборудуются двигателями с фиксированной рабочей частотой вращения вала в 3000 об/мин и альтернаторами, выдающими при этой частоте ток в 50 Гц («выдаваемая» частота жёстко зависит от частоты вращения вала двигателя). Модели, представленные на этой странице, комплектуются дизельными двигателями и альтернаторами, рассчитанными на рабочую частоту в 1500 об/мин. Такие установки стоят дороже, но отличаются сниженным расходом топлива, уменьшенным уровнем шума и увеличенным ресурсом. Генераторы этого типа при необходимости можно использовать в качестве источников практически бесперебойного электроснабжения, останавливая их разве что для проведения технического обслуживания.
По внешнему виду подобные генераторы практически ничем не отличаются от дизельных мини-электростанций, оборудованных двигателями с рабочей частотой вращения вала в 3000 об/мин. И, как и они, такие генераторы могут выпускаться в однофазных и трёхфазных модификациях, в открытом исполнении и с шумозащитным кожухом — как четыре представленные станции, построенные на основе одной и той же модели двигателя Kubota.
Europower EP 30 DE | EPS 30 DE | EP 34 TDE | EPS 34 TDE
Дизельные мини-электростанции
Мощность генераторов Europower в данной серии составляет от нескольких кВА до нескольких сотен кВА. Здесь мы рассматриваем наиболее популярные у пользователей модели — с мощностью от 16 до 40 кВА. Эти генераторы комплектуются многоцилиндровыми японскими двигателями Kubota.
Стоит отметить, что все дизельные станции Europower с мощностью более 30 кВА независимо от исполнения изначально комплектуются модулями электронного управления Deep Sea Electronics (Англия). Их задачи — мониторинг параметров, выдача информации на дисплей, а также управление запуском и остановкой станции. Это особенно актуально для мощных дизель-генераторных установок — источников резервного энергоснабжения крупных объектов. Например, после подачи команды на отключение и снятия нагрузки двигатель сначала должен несколько минут поработать вхолостую, чтобы остыть, и только потом отключиться. Использование управляющего электронного модуля автоматизирует этот процесс.
В базовой комплектации таких мини-электростанций предусмотрено ещё множество систем и устройств,, При необходимости (по заказу пользователя) возможно и расширение комплектации.
Europower EP 44 TDE | EPS 44 TDE
Дизельные мини-электростанции
Высококачественные комплектующие от известнейших производителей, применяемые на генераторах Europower, гарантируют длительный срок службы и обеспечивают выработку тока соответствующего качества.
Эти модели — наиболее мощная пара дизельных мини-электростанций Europower с рабочей частотой 1500 об/мин, оснащаемая двигателями Kubota (на ещё более мощные модели ставятся моторы Iveco и Volvo). Альтернаторы (итальянские Sincro и Mecc Alte) на большинстве станций оснащены блоками AVR. Генераторы уже в базовой комплектации оснащены множеством электрических и электронных систем контроля и управления.
Основная область применения «низкоскоростных» генераторов — работа в стационарном режиме, когда станцию выгружают на заранее подготовленную площадку или устанавливают в помещение. Конечно, не исключено и «мобильное» применение, при котором генератор ставят в кузов грузовика и «катают», не снимая с него, но такой вариант чаще применяется на станциях с рабочей частотой в 3000 об/мин.
Для проведения погрузочно-разгрузочных работ на всех мини-электростанциях Europower в шумозащитном кожухе предусмотрен рым-болт. Генераторы без кожуха перемещают, цепляя стропы за отверстия в основании.
Автор: Максим ГРИБОЕДОВ
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2022» (№1’2022)
журналов «Инструменты» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Декабрь 2022 г.