Рыболовная экспедиция на Волгу, в Астраханскую область, была намечена на середину сентября, чтобы поймать замечательный бархатный сезон, когда ещё по-летнему тепло (и даже почти жарко, но не так, как летом) и солнце не обжигает, но притно припекает, а окружающий пейзаж местами уже красиво отливает золотеющей листвой.
А чтобы совместить приятное с полезным, решили испытать аккумуляторный лодочный мотор Greenworks и посмотреть, как это электрическое чудо подет себя не на маленьком пруду, а на реальной реке с течением и ветром. Ведь что такое Нижняя Волга? Это не только основные русла, но и многочисленные протоки, ерики, ильмени с небольшими глубинами, где бензиновый мотор распугает всю рыбу, а небходимость маневрирования есть, но махать веслами неудобно, малоэффективно… и будем честны — просто лень.
Greenworks G40TM55
Аккумуляторный лодочный мотор
АККУМУЛЯТОР: съёмный Li-Ion; напряжение — 40 В
ТЯГА: 25 кг
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ: 80,5 м/ мин (4,83 км/ч)
ВЕС: 9 кг
ЦЕНА (Москва, октябрь 2019 г.): без аккумулятора и ЗУ —13 999 руб.; с аккумулятором 4 А*ч и ЗУ — 25 970 руб.; с акку-
мулятором 6 А*ч и ЗУ — 29 480 руб.Сначала, когда увидели коробку, слегка присели от её габаритов, но распакованный мотор оказался не таким уж громоздким. Мы завернули головку и мотор в спасательные жилеты, и он аккуратно лег в машину на вереницу ящиков с рыболовными снастями.
В эту поездку мы не взяли свою надувную ПВХ-лодку с мотором, а решили воспользоваться предоставляемой рыболовной базой моторкой. О чем потом пожалели, потому что на узкий транец этой допотопной «казанки» мы еле пристроили датчик эхолота рядом с основным маршевым мотором, и поставить электромотор вторым номером не удалось.
Так что для испытания сняли основной мотор с лодки и тестировали аккумуляторный двигатель на основном русле рядом с базой.
СОБСТВЕННО О МОТОРЕ
Конструкция внушает доверия с первых минут. Основа — мощная металлическая труба, на которой внизу намертво закреплён массивный двигатель, сверху — блок управления с держателем аккумуляторной батареи и румпелем. На трубе (штанге), с возможностью перемещения вниз и вверх и вращения на любой угол, также размещены держатель для транца с двумя струбцинами и вертикальный упор, которым регулируется глубина погружения мотора в воду.
ТЕПЕРЬ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ
Мотор. Тяжелый и, как потом выяснилось, мощный, с прекрасной тягой. Оснащён большим килем для улучшения управляемост и защиты винта при попадании на мель или корягу. Винт сделан из стойкого ABS-пластика с острейшими лопастями, которые не боятся водорослей, крепится с помощью штифта и самоконтрящейся гайки.
Блок управления закреплён жёстко на штанге. Сверху находится отсек для батареи. Крышка отсека имеет фиксатор и резиновое уплотнение для защиты от воды. Над румпелем — индикатор заряда (разряда) батареи. Румпель имеет вращение в две стороны: для движения вперед и для реверса со шкалой мощности и чёткой фиксацией положения «выключено». Рукоятку румпеля также можно поднимать вверх этак градусов на 30 с фиксацией для удобства управления.
Держатель к транцу изготовлен из массивного ABS-пластика. Есть регулятор угла с храповым механизмом для фиксации под
разными углами. Удобна длинная ручка для быстрого изменения угла, что важно при швартовке «в берег», когда надо быстро поднять мотор. Также есть зажим для фиксации курса. Понравилось, что и держатель, и передвижной упор сидят на штанге через специальные пластиковые втулки.
С инженерной и потребительской точек зрения вся конструкция создаёт ощущение продуманности, долговечности и удобства.
СОБСТВЕННО ПРОЦЕСС
Испытание проводили на реке Бузан — это крупный рукав Волги с хорошим течением.
Штанга свободно поворачивается хоть на 360°. Рукоятка румпеля поднимается вверх для удобства управления
Погодные условия были не самыми мягкими — полубоковой ветер (под 45°) скоростью 2–4 м/с, с порывами до 6 м/с. От берега далеко не отходили, чтобы не попасть подснующие моторки. Течение в зоне теста было около 1 км/ч. Ходили взад-вперед отрезками метров по триста. С собой у нас было два аккумулятора ёмкостью 4 А*ч, поэтому сначала провели ресурсный тест на время работы батареи — пока не остановится, а потом на втором аккумуляторе катались и смотрели, как двигатель работает на разных режимах с разными углами настройки штанги. Пока проводили ресурсный тест, привыкали к мотори к корректировке курса лодки к порывам ветра. Напоминаю, тест проводился на «казанке» с двумя пассажирами на борту — прусность у неё не маленькая, и боковой ветер, дующий от берега, все время норовил вытащить нас на фарватер.
Первые ощущения — …, да это же не игрушка (первый раз катался под электромотором). Конечно, на «глисс» лодка не выходила, но это уверенный ход, как по течению, так и против течения и ветра с запасом мощности, который позволит не толькоманеврировать в тихих водоёмах, заводях и ериках, но и рыбачить методом троллинга.
Причём для этого не надо использовать полную мощность, а соответственно, и батареи хватит на дольше. На распространённых бензиновых двухтактных «пятнашках» троллинг вообще затруднён, так как на малых оборотах «двухтактники» ведут себя нестабильно и норовят заглохнуть, и здесь как раз пригодится электромотор. Очень понравилась беззвучность электропривода. Это особенно важно при жереховой рыбалке, когда надо тихонько приблизиться к «котлу» или откорректировать курс при ловле сплавом вдоль берега, не создавая шум, который может вырубить клёв на полчаса.
Итог покатушек на ресурс аккумулятора 4 А*ч: время работы до выключения на полном ходу вперед (у мотора есть и реверс) — 26 мин, скорость по течению — 6 км/ч, скорость против течения — 4 км/ч. Во время работы заряд батареи виден на индикаторе, и индикатор работает адекватно. Когда заряд батареи подходит к концу, заметно снижение максимальных оборотов. Скорость лодки падает, но незначительно. Правда, после замены батареи на свежую, было ощущение, как будто включили турборежим.
После ресурсного испытания покатались на свежей батарее на разных режимах: меняли мощность на главном ходу и на реверсе, совершали маневры вправо, влево на разных оборотах и на реверсе. Следует отметить, что на всех режимах мотор позволял производить чёткое, удобное и предсказуемое управление лодкой даже в условиях бокового ветра с порывами.
Также поднимали ходовой винт выше и ставили привод под большим углом, имитируя поездки на мелководье,— особого влияния на эффективность работы мы не заметили. Только при увеличении угла появился бурун за лодкой.
Вывод: мотор может эффективно использоваться и как основной в тихих водоёмах: озере, пруду, водохранилище и даже реке, если не требуется совершать дальние поездки; и как дополнительный к бензиновому, например для троллинга или аккуратного маневрирования во время рыбалки на осторожную рыбу. Полезно иметь с собой в лодке запасной аккумулятор.
Официальный сайт: www.greenworkstools.ru
Октябрь 2019 года