Honda… Слово, которое вызывает отклик в душе каждого мужчины. Автолюбители, мото- и квадроциклисты, а также рыбаки, яхтсмены и прочая «водоплавающая» братия. Добавим сюда строителей, фермеров и садоводов, в чьём арсенале присутствуют генераторы, культиваторы/мотоблоки и мотопомпы. Словом, это как раз тот случай, когда незнающих нет.
Садовая и силовая техника, оборудованная моторами Honda, неизменно популярна у покупателей. И это несмотря на её более высокую стоимость и наличие множества конкурентов, подающих себя как «копию Хонды, с того же завода»… Но одно дело — завоевать какие-то позиции на рынке, и совсем другое — удерживать их, тем более развивать успех. Мы попытались выяснить, как Honda представляет себе стратегию дальнейшего развития, особенно в нынешних непростых условиях.
На вопросы редакции отвечали Александр БЕРЁЗКИН (представительство компании «Хонда Мотор Европа Лоджистикс — Европейский центр двигателей») и Артём БАХТИН (компания «Двигатели общего назначения»).
Расскажите, пожалуйста, о стратегии работы Honda в России. Как осуществляются продажи и каковы функции представительства?
Александр Берёзкин, представительство «Хонда Мотор Европа Лоджистикс — Европейский центр двигателей»
Александр: Компания Honda в России представлена ООО «Хонда Мотор РУС», дистрибьютором автомобилей, мототехники, силовой техники и др. Что касается индустриальных двигателей, то около трёх лет назад бельгийская компания «Хонда Европа — Европейский центр двигателей» открыла в России своё представительство, сотрудником которого я и являюсь. Заводы по производству двигателей Honda разбросаны по всему миру — от США до Таиланда. Для потребностей рынка Европы, «от Лиссабона до Владивостока», в городке Гент создан консолидированный склад двигателей и запасных частей, откуда они распространяются по всей территории Европы, России, некоторых стран СНГ и Ближнего Востока. Там же находится «мозговой центр» Honda по двигателям.
Стратегия работы Honda в Европе такова, что двигатели общего назначения поставляются из Бельгии на рынки разных стран через сеть дистрибьюторов, один из которых — компания «Двигатели общего назначения». На российский рынок двигатели поставляет только она.
Моё представительство некоммерческое. Я выполняю все функции «Европейского центра двигателей», кроме непосредственных продаж, будучи связующим звеном между российским рынком и бельгийским головным офисом. Также контролирую, чтобы двигатели не завозились в Россию в обход официальных маршрутов, не было демпинга и нечестной конкурентной борьбы. Маркетинг, сервис, развитие дилерской сети, продвижение марки Honda — все эти мероприятия невозможны без надёжного российского партнёра, в данном случае это «Двигатели общего назначения». Их огромный «плюс» в том, что они сконцентрированы только на работе с двигателями Honda, не являясь конкурентом импортёрам готовой продукции. Соответственно, не существует какойлибо предвзятости при работе с гарантией и сервисом.
Артём Бахтин, компания «Двигатели общего назначения»
Артём: Для нас российское представительство «Европейского центра двигателей» — это надёжное связующее звено и помощник. Открытие российского офиса позволило решать многие оперативные вопросы в реальном времени. Упростилась процедура гарантийных возмещений, стало легче вести диалог с нашими европейскими партнёрами.
Давайте немного конкретизируем круг обязанностей «Двигателей общего назначения»…
Артём: Исторически сложилось так, что с 2006 года наша компания стала эксклюзивным дистрибьютором двигателей Honda в России.
Основная наша миссия — продажа и продвижение двигателей «Хонда» на российском рынке. Несомненно, это подразумевает полное техническое обеспечение: гарантийную и информационную поддержку, сервисное обслуживание, поставки оригинальных запасных частей. Всё вышеперечисленное осуществляется через сеть авторизованных сервисных центров, расположенных по всей стране.
Расскажите об основных пунктах стратегии по поддержке продаж двигателей Honda в России.
Артём: Во многом нам помогает сам бренд Honda. О нём не нужно долго рассказывать, в умах людей давно сложилось мнение о бренде, как об эталоне, образце качества и надёжности. Но, конечно, это не означает, что мы ничего не делаем для повышения продаж. Мы активно работаем над развитием собственной дилерской сети, проводим обучающие тренинги в регионах, помогаем дилерам участвовать в выставках, организовываем дилерские встречи и многое другое. На данный момент карта наших дилеров заполнена от Калининграда до Владивостока. Вы можете обратиться в любой из наших сервисцентров и получить качественные услуги. Основа стратегии — это повсеместная поддержка, информирование клиентов, повышение доверия к бренду в целом.
Тест соответствия продукции
Александр: У компании Honda есть интересная программа поддержки производителей оборудования. Прежде чем конечный продукт (культиватор, генератор, газонокосилка и др.) с двигателем Honda выходит в массовое производство, мы проводим тест соответствия продукции стандартам Honda. Даём рекомендации производителю, как лучше установить двигатель, чтобы избежать перегрева, повышенных вибраций, негативного воздействия на окружающую среду, проводим обкатку в полевых условиях с использованием современного оборудования. Вся продукция с двигателями Honda, приходящая к нам из европейских стран, протестирована и одобрена моими коллегами из «Европейского центра двигателей». Отечественных производителей мы также начали поддерживать по данной программе и уже протестировали достаточно большое количество оборудования. В большинстве случаев оно соответствует стандартам. Призываю всех отечественных производителей обращаться к нам по этому вопросу — приедем, протестируем.
Артём: Ситуация в нашей стране сейчас не самая комфортная для импортёров. Постоянные смены курсов валют сильно влияют на продажи. Порой поставщикам приходится торговать себе в убыток, чтобы оставаться на рынке.
Около года назад Honda представила серию двигателей GP. Можно ли уже говорить о каких-то результатах? Насколько на продажи влияет складывающаяся экономическая ситуация?
Если говорить о новой серии GP, то наши надежды оправдались, она стартовала довольно успешно. Ею активно интересуются отечественные производители сельхозтехники, не жалуются и наши дилеры. Задача для GP в России была поставлена так: замещение широко распространённых двигателей китайских производителей в сегменте техники для бытового (личного) использования. Со своей задачей GP справляется, и, я уверен, год от года вы будете наблюдать всё больше и больше «белых» двигателей на витринах магазинов.
Александр: Во многом благодаря серии GP нам удалось в 2014 году не только сохранить, но даже немного увеличить объём продаж «Двигателей общего назначения». В данной экономической ситуации считаю, что «стабильность = рост». В Европе двигатель также набирает популярность, продажи превзошли наши ожидания. Прошлый год мы закончили ростом по всем направлениям продаж двигателей.
Как влияет складывающаяся ситуация на продажи запчастей?
Артём: Продажи запчастей увеличились, несмотря на рост цен. Это связано, прежде всего, с увеличением цен на двигатели. Поменялось отношение к ремонту: сопоставляя стоимость ремонта со стоимостью нового двигателя, клиенты всё чаще выбирают ремонт, это выгоднее. Надеюсь, что это явление даст ещё один положительный результат — повышение культуры использования бензиновой техники. Люди станут бережнее к ней относиться, будут за ней следить и вовремя проводить техническое обслуживание.
Александр: На волне спада продаж конечной продукции рост продаж запасных частей и сервисных услуг неизбежен. Зачастую люди достают из сарая свой старый культиватор и несут его чинить в сервис вместо того, чтобы покупать новый. Призываю всех использовать только оригинальные запасные части, чтобы ваш двигатель Honda оставался «Хондой» на все 100 %.
Не секрет, что двигатели, массово изготавливаемые в Китае, обычно являются копиями Honda GX. Мы сталкивались с мнениями, что это производство осуществляется по лицензии Honda. Так ли это? Если нет, то почему именно эту модель так массово копируют?
Александр: Мы тоже часто сталкиваемся с подобными высказываниями. Некоторые продавцыконсультанты, не располагая информацией, убеждают клиентов, что какойлибо китайский двигатель произведён по лицензии Honda или даже непосредственно на заводе Honda «во вторую смену». Так вот — это всё неправда. Honda производится только на собственных заводах, принадлежащих компании. Другие двигатели наши заводы не выпускают. Лицензии на производство мы никому не давали.
Почему копируют? Всё очень просто: наши двигатели — эталон качества. Естественно, копировать пытаются всё лучшее.
По всему миру Honda активно борется с подделками, но их так много, что остановить весь этот поток не такто просто. Борьба отнимает очень много средств и времени, но мы намерены продолжать её.
Какие у компании планы на текущий год?
Артём: Будем продолжать развивать дилерскую сеть, проводить более углублённые тренинги, ещё активнее убеждать людей использовать только оригинальные запчасти. Есть большие планы по развитию продаж в странах СНГ.
Александр: Дополню Артёма… мы намерены не только проводить тренинги для профессионалов, но и активно тестировать продукцию отечественных производителей, приводя её к мировым стандартам. Принимаем обращения от производителей, мы открыты для совместных проектов.
Кстати, в этом году Honda вернулась в королевские гонки «Формула‑1» в составе команды McLaren Honda в качестве производителя двигателя для болидов МcLaren. В связи с этим событием, возможно, будут какие-то мероприятия для наших партнёров и клиентов.
Обучающий семинар
Сервисный центр Honda
Интервью подготовил Алексей МЕСНЯНКИН
апрель 2015 года