11 июля 2013 года состоялась очередная ежегодная (к слову, уже 10-я, юбилейная) дилерская конференция Metabo. Для нашего журнала подобные мероприятия давно стали прекрасным поводом узнать самые свежие новости.
От Metabo, кроме информации о новинках, хотелось услышать подробности о Li-Ion аккумуляторах 5,2 А*ч — именно этот производитель в начале 2013 года первым среди инструментальщиков вывел на рынок такие батареи. Причём данное достижение стало обновлением мирового рекорда годичной давности — в 2012-м аккумуляторы 4,0 А*ч первой выпустила опять же компания Metabo.
На наши вопросы традиционно отвечали глава компании «Метабо Евразия» Андрей КАНЦЕРОВ (на фото справа) и директор по маркетингу Константин ШОРИН (на фото слева).
Константин, когда инструменты Metabo с аккумуляторами 5,2 А*ч поступили в продажу?
К. Ш. Они были анонсированы на пресс-конференции, состоявшейся в марте 2013 года в городе Нюртинген (Германия), где собрались журналисты и представители инструментального бизнеса. Замечу, что наши конкуренты только-только преодолели трудности перехода на 4,0 А*ч — кто-то более успешно, кто-то менее — и считали, что ёмкость 4,0 А*ч на ближайшее время станет технологическим пределом. Тем не менее компания Metabo не только объявила, но и выпустила на рынок 5,2 А*ч.
Сначала продажи начались на домашнем рынке (в Германии) и в Скандинавии, так как здесь доля аккумуляторного инструмента давно перевалила за 50 %. А с конца мая они стартовали во всех странах, куда Metabo поставляет инструмент. Сейчас батареи 5,2 А*ч есть в полной доступности везде, в том числе и в России.
Естественно, новая ёмкость будет основной темой продаж на текущий год. К слову, запуск линейки 4,0 А*ч сказался на наших результатах положительно, особенно по продажам мощных аккумуляторных инструментов — здесь мы выросли в разы по сравнению с 3,0 А*ч.
Зачем нужна ёмкость 5,2 А*ч?
К. Ш. Некоторые наши конкуренты, у которых не было даже 4,0 А*ч, говорили, что 3,0 А*ч — это более чем достаточно и можно просто стремиться к тому, чтобы аккумулятор быстрее заряжался, предложив рынку быстрозарядные устройства, которые рекордно быстро заряжают 3,0 А*ч. Эти компании заявляют, что интенсивность использования инструмента вроде остаётся той же.
Но давайте проведём экономический анализ. Чтобы выполнить тот же объём работы, батарею 3,0 А*ч придётся подвергнуть большему (примерно в 1,7 раза) количеству циклов «заряд-разряд» по сравнению с 5,2 А*ч. А ресурс аккумулятора определяется именно количеством таких циклов. Выходит, что чем более ёмкая батарея, тем более выгодно её использовать (естественно, при условии, что максимальное число циклов одинаковое, а у Metabo именно так оно и есть).
Есть и другой аспект проблемы, связанный с применением новых аккумуляторов на энергоёмких инструментах — перфораторах, УШМ, шуруповёртах с крутящим моментом выше 80 Н*м, у которых высокое потребление тока как при работе, так и на холостом ходу. Ёмкие батареи позволяют сделатьмощными инструментами какой-то разумный объём работы. Например, закрутить не три очень больших шурупа, а десять. Или отпилить 50 метров, а не 30. И при этом не бегать часто к зарядному устройству.
Показательная аналогия — покупка джипа с мощным мотором, но маленьким бензобаком. От такой машины никакого толку: только выезжаешь «в поля» — топливо заканчивается и нужно ехать на заправку.
И какая разница, сколько времени проводишь на заправке — 10 или 15 минут — если дорога к ней всё равно занимает больше времени? То же самое касается подхода к сокращению времени зарядки батареи — не берётся в расчёт время «похода» до этой зарядки.
Появление 5,2 А*ч подтверждает заявление, сделанное много лет назад маркетологами, что аккумуляторный инструмент приближается по своим характеристикам к сетевому. Это ведь происходит только тогда, когда «на борту» оказывается соизмеримый запас энергии. Чем более ёмкими становятся батареи, тем больше у нас оснований утверждать это. По крайней мере по кратковременной мощности они уже почти сравнялись. И теперь аккумуляторным моделям можно доверить уже довольно большой объём работы, не задумываясь, есть ли розетка под рукой.
Андрей, большинство конкурентов Metabo в прошлом году декларировали свои батареи 4,0 А*ч, но у многих из них в продаже аккумуляторы пока не появились. Ваша же компания смогла быстро вывести на рынок 4,0 А*ч, а теперь — 5,2 А*ч. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
А. К. Из всех инструментальщиков с мировым именем, работающих на российском рынке и создающих высокотехнологичные новинки, мы сейчас, пожалуй, единственные, кто представляет в России тот же ассортимент, что и во всём мире. Очень многие компании, которые имеют в ассортименте инструмент с бесщёточным двигателем или аккумуляторы ёмкостью 4,0 А*ч, реально на российском рынке их в наличии на складе не имеют — это или единичные экземпляры, или даже только образец для выставки.
Кроме того, мы предлагаем не только аккумуляторные шуруповёрты. Действительно, это наиболее востребованная позиция, у Metabo их тоже широкая линейка. Однако если говорить о аккумуляторах 18 В, то у нас есть 26 разных видов инструментов. Все они имеют одинаковое подсоединение батареи, а потому совместимы и взаимозаменяемы с аккумуляторами разной ёмкости и зарядными устройствами различных типов.
И все они (и инструменты, и батареи 1,5, 4,0 и 5,2 А*ч) есть в наличии на нашем российском складе!
Несмотря на развитие аккумуляторной технологии, Metabo удаётся сохранять совместимость разных поколений инструмента, потому что изначально был правильно выбран интерфейс, который позволяет всем инструментам корректно работать с различными типами батарей. В итоге мы наиболее полно реализовали идею pick-andmix — когда человек приобретает несколько разных видов аккумуляторного инструмента в «голой» комплектации (то есть без батареи, ЗУ и чемодана), а к ним — необходимое количество аккумуляторов, ЗУ и кейсов.
Более того, имея какую-то технику Metabo прошлых поколений, пользователь имеет возможность отдельно приобретать новые аккумуляторы и/или зарядные устройства и тем самым улучшать производительность своей системы.
Перейдём к техническим аспектам. Как удалось добиться совместимости всех поколений аккумуляторных инструментов?
К. Ш. Не секрет, что литиевые батареи для своей работы требуют применения электронных защитных схем, которые следят за тем, чтобы параметры работы каждой ячейки находились в заданных пределах — чтобы через них не текли большие разрушающие токи, чтобы ячейка не нагревалась слишком быстро и не перегревалась. За счёт этого достигается длительное функционирование без потери ёмкости. Если подобными защитными системами пренебрегать — ничего хорошего не получится. Не секрет, что на заре использования литиевых аккумуляторов в электроинструменте у многих производителей были даже случаи возгорания батарей.
Компания Metabo изначально уделяла особое внимание данному аспекту — обеспечению надёжной работы не просто аккумулятора в целом, а каждой его отдельной ячейки, и умению контролировать её и управлять ею. Эта концепция позволила перейти с 3,0 на 4,0 А*ч, а теперь и на 5,2 А*ч без принципиального изменения конструкции. Результат налицо: у Metabo электроника инструментов старого поколения способна работать с новыми аккумуляторами.
А дальше идёт этап производства, начиная от подбора ячеек. Чем более мощный аккумулятор, тем более строгие требования к разбросу ячеек. Их нужно подбирать на этапе производства, а электроника компенсирует процесс старения и изменения характеристик в процессе эксплуатации, чтобы ячейка всегда функционировала в нужном диапазоне.
Как это реализовано?
К. Ш. Это секрет Metabo. Технология получила собственное имя — Ultra-M, на неё получено более 20 патентов (они касаются как зарядки батарей, так и их функционирования в составе инструмента). Современный аккумуляторный инструмент Metabo — это высокотехнологичное цифровое устройство с тремя процессорами. Они расположены в батарее, ЗУ и выключателе и обмениваются друг с другом данными о режиме работы, подбирая наиболее оптимальный.
Можно сказать, что Ultra-M — это система контроля и комплексного управления питанием и функционированием инструмента. Она обеспечивает связь всех компонентов, начиная от кнопки и заканчивая самой батареей.
Можно ли сказать, что секрет успеха Metabo кроется в электронике, которая, в частности, позволяет легко переходить на новую ёмкость?
А. К. Это слишком упрощённый взгляд. С одной стороны, да, мы смогли воплотить принцип электронного управления разрядом батареи и одновременно комплексного управления работой всего инструмента. С другой стороны, секрет успеха Metabo в том, что мы первыми обратили внимание на наличие самой возможности использования новых мощных элементов 2,6 А*ч, которые анонсировала компания Sanyo, входящая в концерн Panasonic. Наши конкуренты просто-напросто проигнорировали эту инновацию, сказав «нам это не интересно». А компании Metabo было интересно увеличение ёмкости самих аккумуляторных ячеек с 2,0 до 2,6 А*ч, вот она и обратилась к производителю и в тесной кооперации с ним довела дело до практического результата. Более того, мы фактически «застолбили» как минимум на полгода весь объём производства новых «банок» Sanyo. Но без электроники Metabo эффективное управление новыми элементами питания было бы невозможно. Скажу больше: наши инженеры постоянно и плотно контактируют с Sanyo, обмениваясь информацией для достижения максимального результата.
А кто производит для Metabo ячейки 2,0 А*ч для батарей 2,0 и 4,0 А*ч?
К. Ш. В этом направлении мы продолжаем работать с компанией Samsung.
Чем обусловлен переход на элементы другого производителя?
К. Ш. Всё просто. Компания Sanyo разработала ячейки для 5,2 А*ч, а Samsung — нет. К слову, мы работали с Sanyo раньше, потом перешли на Samsung, а теперь снова продолжили кооперацию с Sanyo. В общем, теперь Metabo взаимодействует и с Sanyo, и с Samsung, то есть с обоими ведущими мировыми производителями ячеек питания.
А как Sanyo и Samsung в плане количества циклов «заряд-разряд»?
А. К. Этот вопрос в большей степени нужно адресовать именно производителям ячеек. Конечно же, очень многое определяется и управляющей электроникой. Только сочетание самой ячейки (Samsung или Sanyo — неважно) с нашей электроникой обеспечивает успех. Говорить в чистом виде только о возможностях ячеек бессмысленно. Если бы всё было так просто и определялось исключительно «банками», все инструментальщики давно бы уже перешли на 4,0 А*ч, а теперь — и на 5,2 А*ч.
Отмечу, что аккумуляторы 5,2 А*ч, например, в ноутбуках применяются давно. Наша инновация состоит в том, что мы первыми оптимизировали их для работы с инструментом.
Каковы ваши прогнозы относительно появления батарей 5,2 А*ч у конкурентов Metabo?
А. К. Как я уже сказал, у Sanyo все мощности по выпуску элементов 2,6 А*ч на ближайшие полгода полностью загружены под Metabo, так что они просто физически не смогут произвести такие ячейки для кого-то другого. Причина проста — никто из конкурентов не высказал желания купить «банки» 2,6 А*ч. И чтобы сейчас запустить этот процесс, им понадобится большое количество времени, чтобы разместить заказ на Sanyo, — чтобы те поставили его на производство.
Есть и ещё один аспект. Сейчас очень модно инвестировать во внедрение бесщёточных моторов, и у многих производителей именно данная тема в приоритете. (Кстати, Metabo тоже представит рынку свои инструменты с бесколлекторным двигателем уже в сентябре текущего года.) Но все мы понимаем, что у бесщёточных моторов есть как достоинства, так и недостатки. Сами по себе двигатели — да, более долговечные, но ресурс инструмента в целом, прежде всего, ограничивается редуктором, патроном, кнопкой регулятора оборотов… Плюс есть ограничения по крутящему моменту — лидерство здесь пока удерживают щёточные моторы. «Бесколлекторники» требуют более сложной электроники с большим числом силовых компонентов.
Так что мы в ближайшем будущем не ожидаем появления у основных конкурентов аккумуляторов 5,2 А*ч. Во-первых, это не может произойти из-за отсутствия свободных объёмов, а во-вторых, другим потребуется определённое время на разработку и тестирование.
Перечислите, за что отвечает электроника? Что контролирует и чем управляет?
К. Ш. Для надёжной работы литиевой ячейки критичны три важных параметра: напряжение на ней, ток через неё и её температура. Их во время заряда или разряда необходимо измерять и регулировать, чтобы они не выходили за безопасные границы. В противном случае «банка» быстрее выйдет из строя, а в худшем (если напряжение превысит определённый предел, который для Li-Ion элементов составляет порядка 4,3–4,5 В) — перегреется и возгорится. Кроме того, ячейка не должна глубоко разряжаться, иначе она перестанет принимать заряд. Перегрев может наступить и при слишком больших токах через ячейку. В результате она перестаёт работать из-за необратимого изменения её электрохимических свойств.
Для контроля и управления всеми этими процессами и нужна электроника. С самого начала внедрения литиевых аккумуляторов посыл Metabo был таков — обеспечить максимальную надёжность и безопасность работы батареи. Достичь этого можно, лишь контролируя каждую ячейку, идя на усложнение электроники. Многие же производители ограничились измерением параметров аккумулятора в целом.
Но дело в том, что соединённые последовательно ячейки имеют разные характеристики, разброс которых только увеличивается по мере их старения. Поэтому нельзя исключить ситуацию, когда напряжение или температура одной из ячеек выйдут из безопасного диапазона, а полное напряжение на батарее или её средняя температура останутся в пределах нормы.
Следующий момент — защита собственно инструмента. Инструменты сейчас стали мощные, а двигатели у них компактные — вот при работе в нагруженном долговременном режиме производительности встроенного вентилятора и не хватает. Нужно защищать мотор, чтобы он не сгорел. Для этого используют схему, которая прямым или косвенным образом оценивает его состояние. Проще всего — путём измерения тока через двигатель, но у Metabo используются более сложные и эффективные системы с термодатчиком.
Кроме того, электроника оценивает состояние выключателя (регулятора оборотов) — чтобы он не перегрелся, поскольку полупроводники имеют определённую допустимую рабочую температуру. В габариты электроинструмента эффективный радиатор, конечно, не вместишь, поэтому условия охлаждения оставляют желать лучшего (воздуху из ручки просто некуда деваться).
В общем, электронная система должна защищать как батарею, так и инструмент в целом. Более того, хорошая электроника способна увеличивать ресурс машины!
Например, в шуруповёртах Metabo достаточно давно используется отключение двигателя после срабатывания механического ограничителя момента — чтобы не изнашивалась механическая часть, которой регулируют момент. На выходе — более стабильная характеристика заворачивания и более долгоживущий редуктор. А при уменьшении нагрузки на редуктор — она уменьшается и на двигатель, то есть срабатывает целая цепочка, обеспечивающая увеличение ресурса.
Здесь уместно будет заметить, что при разработке самых новых шуруповёртов компания Metabo пошла ещё более революционным путём: теперь электроника полностью взяла на себя функции регулятора момента. То есть соответствующая механическая деталь из инструмента попросту выкинута. Двигатель, редуктор, патрон — теперь между ними больше нет регулятора. Электроника выполняет данную функцию гораздо точнее, причём особенно точно — в «связке» с бесщёточным мотором, так как в отличие от коллекторного его характеристики меньше зависят от температуры.
Каковы температурные режимы работы новых аккумуляторов?
К. Ш. От минус 15 градусов Цельсия до плюс 70. Причём цифра 70 взята из физики и химии, просто из свойств литиевых ячеек. В роликах о применении шуруповёрта LTX, размещённых на youtube, видно, что даже при минус 20 аккумулятор прекрасно работает.
Какие из линеек Metabo «вооружатся» аккумуляторами 5,2 А*ч?
К. Ш. Батареи 5,2 А*ч нужны мощным инструментам, у нас это 18-вольтовая программа (26 позиций). Замечу, что все модели 18 В доступны и с аккумуляторами 4,0 А*ч. В остальных классах — 10,8; 14,4 и 36 В — пока будут представлены аккумуляторы 4,0 и 1,5 А*ч. 3-амперчасовые батареи из программы Metabo почти исчезли, они используются только в акционных моделях.
Расскажите о системе pick-and-mix.
А. К. Metabo до сих пор практически единственный производитель электроинструмента, кто и на российском рынке продвигает концепцию pick-and-mix. Мы предлагаем потребителям альтернативу, чтобы они могли сами по своему усмотрению формировать у себя парк моделей, базирующихся на одном интерфейсе. Причём это могут быть как разные аккумуляторы, так и инструменты разной мощности.
Повторюсь, что батареи, зарядные устройства и сами инструменты продаются по отдельности в любых произвольных сочетаниях. Это ещё один «конёк» Metabo, вносящий свою лепту в общий успех компании.
К. Ш. У нас на складе сейчас порядка 20 позиций, которые продаются отдельно, без «зарядника» и аккумуляторов. Замечу, pick-and-mix обеспечивает ещё и удешевление стоимости владения вашего аккумуляторного арсенала.
Помимо прочего, у Metabo в программе 18 В предусмотрены готовые наборы. Пример: два инструмента с одним аккумулятором и с одним ЗУ. Выгода тоже очевидна: пропорционально росту парка инструментов не нужно каждый раз тратиться на «зарядник» и два аккумулятора. Чем больше моделей — тем больше экономия.
Что вы можете сказать о зарядных устройствах Metabo?
К. Ш. Сейчас мы предлагаем универсальные ЗУ, способные заряжать любые батареи Metabo от 14 до 36 В. Кроме того, учитывая мировую тенденцию, наши инженеры работают над созданием нового быстрозарядного устройства.
Давайте перейдём к новинкам.
А. К. Здесь уместно заметить, что с 2013 года Metabo реализует более системный подход к выводу новинок на рынок. Раньше было так: каждую неделю — примерно одна новинка. А теперь будет волнами — три-четыре раза в год, зато «кучно». Это удобнее с точки зрения маркетинга — для представления новинок как потребителям, так и дилерам, ведь информацию удаётся донести более концентрированно. Итак, на текущий год у нас запланировано три волны. Сейчас мы находимся в «эпицентре» второй. Третья «накроет» осенью.
Предлагаю начать с бесщёточного двигателя.
К. Ш. Одна из знаковых новостей Metabo — бесщёточный двигатель. Пока что мы внедрили его только в дрели-шуруповёрты. По сравнению с аналогами конкурентов наша модель будет самой компактной, но при этом с одним из самых высоких крутящих моментов. Ещё одно достоинство нового шуруповёрта — повышенное число оборотов и, как следствие, увеличенная производительность.
Применение «бесколлекторника» обеспечивает расширенный диапазон эксплуатации инструмента. Он эффективен при заворачивании как мелкого, так и среднего и крупного крепежа. Притом замечу, что главный выигрыш достигается в основном при нагрузках, близких к максимальным, когда потребляется большой ток.
Впрочем, на практике выгода от «бесколлекторника» не столь значительна, как «рисуют» многие наши конкуренты. Тем более, что зачастую в рекламных материалах смешивают в одну кучу достоинства перехода на бесщёточный двигатель и на аккумуляторы 4,0 А*ч. В реалиях же «бесколлекторник» обеспечивает выигрыш в 10–15 %. Кроме того, применение бесщёточного мотора позволило реализовать другую энергосберегающую задумку — рекуперацию энергии торможения. Как в автомобиле!
Дрель-шуруповёрт Metabo с бесщёточным двигателем поступит в продажу осенью.
Идём дальше…
К. Ш. Осенью у нас появится 18-вольтовая УШМ (естественно, с батареями 5,2 А*ч) с кругом 150 мм — среди аккумуляторных таких раньше не было. В итоге значительно возрастут производительность и количество резов на одной зарядке, расширится спектр выполняемых работ, а расходы на круги, наоборот, уменьшатся.
Следующая важная осенняя новинка — дрель-шуруповёрт 18 В, но уже щёточная. У неё будет самый высокий крутящий момент из всех аналогов, что есть сейчас на рынке, — 52/110 Н*м. Революционный шаг (и у щёточного, и у бесщёточного шуруповёртов) — отказ от механического регулятора момента в пользу электронного. В результате возросла точность установки и значительно расширился диапазон регулировки (до 20 Н*м).
Из тех новинок, что уже выведены на рынок, интересен циркулярный станок TS 254. Он разработан для мобильного применения и вполне помещается в багажник легкового автомобиля. Пилу без труда переносит один человек, а на месте она легко и быстро раскладывается в устойчивую конструкцию (благодаря ножкам). Естественно, новинка оснащена всеми необходимыми системами безопасности вроде быстрой остановки двигателя и защиты от перегрузки и перегрева.
Из будущих осенних поступлений отмечу УШМ с плоским редуктором. По сути, та же «болгарка», но с экстремально низким редуктором, позволяющим работать в углублениях или нишах, выполняя там обработку швов, зачистку, резку. Приводной вал вынесен вперёд, за счёт чего редуктор удлинился и инструмент получился более плоским.
Из новинок оснастки назову коронки для сухого сверления твёрдой плитки и керамогранита с помощью УШМ. Цепляешь такую на обычную «болгарку» и смело «вгрызаешься» в плитку — без дополнительного охлаждения.
На самом деле у нас в каждой продуктовой группе есть новинки. Я здесь рассказал только о самых интересных.
В 2012 году компания Metabo нашла соинвестора в лице инвестиционного фонда. Что это дало?
А. К. Самое главное — у Metabo появилась возможность высвободить ресурсы на развитие. Именно взаимодействие с фондом позволило представить в 2013 году достаточно большое количество новинок.
Кроме того, компания смогла провести широкое репозиционирование. Объясню, что это значит. Некоторые наши инструменты, особенно те, что давно находятся в продаже, ввиду процессов, происходящих в России в области ценообразования, стали неконкурентными по цене. Речь идёт о примерно 15 моделях, в их числе ударные дрели SBE 600 R+L Impuls, аккумуляторные шуруповёрты PowerMaxx и BS 14…18 Li, перфоратор KHE 2650, лобзик STEB 70 Quick, УШМ WX 9…14 и 22…26. Мы смогли снизить их рыночную цену и в результате получили ощутимый прирост в продажах.
август 2013 года