— Евгений Сергеевич, как вы оцениваете уходящий год? Все ли задуманное удалось реализовать?
— Конечно, прошедший год мы оцениваем неоднозначно. С одной стороны, сказались последствия кризиса, объемы продаж продукции у нас сократились, в том числе, и продукции компании 3М. С другой стороны, есть и положительные моменты – была проведена оптимизация организации. Я считаю, мы все находились в некоторой эйфории роста, который продолжался последние 5-10 лет. И, если говорить о нашей организации, то мы росли постоянно — в течение 18 лет с момента нашего создания, даже в период кризиса ’98 года.
Теперь же нам пришлось переосмыслить некоторые вещи и найти более рациональный подход ко многим вопросам. Нам пришлось не просто, было и сокращение персонала. Однако вместе с ним ушла жировая прослойка, а остались мышцы, которые позволят нам развиваться в следующем году: мы закладываем план роста около 10 – 15%.
В принципе мы философски подходим к вопросу кризиса: хорошо, что это произошло сейчас, а не через 2-3 года. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов – опасность и возможность. Опасность уже прошла, а возможности открываются для нас очень хорошие. Мы пытаемся увеличить долю присутствия на рынке: если рынок упал процентов на 40%, а мы значительно меньше, соответственно наша доля вырастает.
— Многие компании, где во главе стоит несколько партнеров, часто со временем распадаются, каждый открывает свой бизнес. В свое время и вы основывали компанию с партнерами с «нуля». Как вам удается не только сохранить надежные рабочие отношения, но и все время успешно развиваться?
— Каждая ситуация в чем-то уникальна. Все наши партнеры — личности амбициозные, и как в любой компании бывают разные моменты. Мы друг друга знаем с институтской скамьи и уже тогда сформировали определенные дружеские отношения, которые со временем только развивались. Это позволило сохранять и приумножать бизнес.
Ведь в чем всегда проблема? Когда партнеры развивают совместное дело, кто-то в определенный момент останавливается, а кто-то хочет расти. У нас этого не произошло, мы понимаем, что надо уступать друг другу, искать компромиссы, и с клиентами, и с коллегами по рынку, и внутри коллектива – это немаловажно.
Мы постоянно видим возможности для роста и развития. Сегодня наша цель – это не только бизнес в России и СНГ, но и в Восточной Европе, где три года назад мы приобрели компанию Черво. Сейчас это лидер восточно-европейского рынка с оборотом более 100 млн долл. в год. Есть хорошие перспективы и в Западной Европе.
— Как формируются лидеры в вашей компании? В чем секрет эффективного руководителя? Что лидерство для вас?
— Я считаю, что в нашей стране эффективность бизнеса больше чем на 50% зависит от человека. Все остальное в бизнесе второстепенно. Маркетинг, реклама и внедрение множества других технологий в любой компании требуют воли, лидерских качеств, веры в успех.
Особенность нашей компании в том, что наши лидеры сами работают в бизнесе и могут показать пример. Авторитет нужно зарабатывать, и, если ты назначил кого-то начальником отдела, это не факт, что он им станет для своих подчиненных. Если я даю своим людям рекомендации, как поступить, а они не понимают, я им показываю на собственном примере. Мне интересно вести реальный бизнес, и иметь возможность показать своим сотрудникам, как нужно работать.
Очень важно чтобы лидеры сохраняли задор, драйв. Задача лидера — себя не истощить. Бизнес в нашей стране во многом определяют личности. Продукт в принципе в чем-то вторичен. Очень важно, какие люди его представляют, какая философия у компании. К нам обращается много потенциальных партнеров, в том числе, зарубежных, но если контакт не устанавливается, я понимаю, что эффекта не будет.
В этом плане с 3М в начале становления наших отношений пришли очень харизматичные личности, которые много сделали для начала развития бизнеса. Это, например, Матвей Юртов, который сейчас работает в нашей компании. Он фактически уговорил нас начать первые продажи, а я ценю настойчивость.
Кстати, для меня всегда 3М был примером – я долго присматривался к философии 3М и, скажу искренне, очень многому научился. Именно, широте взгляда, активно-агрессивному бизнесу, мультинациональному, космополитичному. Во многих компаниях есть специфика стран, в которых они развиваются. В 3М всегда ставились очень амбициозные цели, задачи, и работали интересные люди, и в Москве, и за рубежом. Мы многое взяли у 3М — уважительное отношение к истории компании, продумывание деталей любого визита до мелочей. Даже корпоративную газету стали выпускать, когда увидели корпоративное издание 3М. Подобные вещи мы стараемся всегда у себя прививать.
— По какому принципу вы подбираете членов команды? Что цените в людях, и считаете главными качествами для достижения успеха?
— Прежде всего, юмор (смеется). Если он есть — человек приживется в нашей компании. Мы долго присматриваемся к людям, и отслеживаем всех на рынке. Хороших специалистов мало, и на таком небольшом рынке, как наш, можно отобрать лучших. Это особенно позволяет нынешняя ситуация, которая дает нам определенные преимущества.
Мы никогда не боимся признать ошибок. Я всегда считаю — надо действовать. Если приходит новый человек, мы всегда даем три месяца испытательный срок, чтобы мы смогли вместе сработаться. Это касается и бизнеса.
Риск оправдан. Сейчас, особенно на растущем рынке, нужно рисковать. Если принятое решение не пойдет, его всегда можно отменить. 3М, кстати, доказал правомерность этих выводов, когда пришел на российский рынок с нуля, занимается развитием в Индии, Китае. Мы это очень ценим.
Статья предоставлена журналом «Панорама» (корпоративное издание «3М Россия»)
Декабрь 2009 г.