Мы публикуем серию интервью с руководителями и владельцами компаний, работающих на рынке инструментов и садовой техники. Вопрос всего один: «Как вы проходите этот кризис»?
Наш следующий собеседник — Александр Андреев, директор по маркетингу компании HiKOKI Power Tools Rus.
Честно говоря, я думал, что после 2018-2019 г.г. нас, как компанию, уже будет трудно чем-то испугать, но жизнь, как обычно, иногда выходит за рамки планируемых сценариев. Или, по крайней мере ускоряет их сроки реализации. Я с большим уважением отношусь к работам Нассима Талеба и его теории «черных лебедей» — событий, выходящих за рамки прогнозов и которые не имеют аналогов в прошлом. Году в 2010 я ради шутки в своем дневнике набросал варианты возможных «выбросов», и там как раз появление супер-вируса или прилет инопланетян и ожидал году так в 2025. В общем, пока все примерно по плану и даже с небольшим опережением. Если только инопланетяне не подкачают)))
Однако по прядку. Для HiKOKI Power Tools, предыдущие два года были достаточно стрессовыми. Во-первых, из-за сильно растянутого по времени перехода с Hitachi на новую торговую марку HiKOKI. И во-вторых, из-за особенностей инструментального рынка и необходимости очень выборочно использовать способы продвижения в рамках выделенных бюджета и ресурсов. Оглядываясь назад, я понимаю, что провести эффективные коммуникации на рынке в короткие сроки и не представлялось возможным из-за того, что в массовом сегменте, частота покупок инструмента и расходных материалов не сравнится с продуктами питания или FMCG. При принятии решения покупателем, очень важную роль играют сложившаяся репутация торговой марки и насколько покупатель к ней лоялен, советы и мнение продавца или знакомых. Поэтому для нас изначально вариант «давайте вложим 10 млн Евро в федеральную рекламу» был бессмысленным. Были «горячие головы», которые предлагали это сделать «за недорого» с соответствующими презентациями и расчетами. Было много сомнений и со стороны наших дилеров и даже наших сотрудников в правильности стратегии. Тем не менее, сейчас уже можно говорить о том, что мы сделали по крайней мере минимум ошибок и вложили относительно небольшие ресурсы в продвижение с максимальной эффективностью.
При чем же здесь кризис, спросите вы. Собственно, мы теперь подходим к теме готовности компании к подобным большим колебаниям рынка. Реализуя стратегию перехода на новую марку в условиях стагнирующего рынка, мы с самого начала приняли решение о приоритетной работе с массовым покупателем и базовым ассортиментом. Возможно это непривычно слышать от компании, являющейся лидером в технологиях и имеющей в ассортименте достаточно дорогие группы товаров, например, сетевой бесщеточный инструмент, или аккумуляторный инструмент на платформе Multivolt 36V. Хотел бы еще раз поблагодарить компанию Leroy Merlin и нашего дистрибьютора компанию Интеринструмент за возможность представить наши ходовые и доступные по цене позиции в их сети – присутствие в 100 магазинах по всей РФ, это было лучшее что можно было сделать в плане мгновенного развертывания и продвижения товара под новой торговой маркой по всей территории РФ. Но продажи топовых позиций также продвигаем и в традиционной рознице. Благодаря длинным поставкам и стратегическому планированию, имеющийся запас товара с большой вероятностью позволит нам сохранить уровень цен на ближайшие 6 месяцев. Давайте по порядку.
Это то, что касается продукта. Product.
В принципе, я всегда был сторонником маркетинга 7Р, поэтому дальше можно «как по книжке»)))
Ну и конечно, адекватный дисплей нашего товара, будь это в онлайне или в магазине.
Хочу отметить такое направление продвижения как SMM – его важность очень сильно выросла за последние буквально пол-года и не могу не отметить значительный прогресс и кардинальное улучшение качества контента и его подачи. Например, очень радуют наши коллеги из Metabo и дилеры из ЮФО – разница между тем, что сейчас и что было еще летом 2019 – огромная, нам есть еще к чему стремится.
Эффективность продвижения в соцсетях сложно измерить, так чтобы привязать рост продаж или отдельного продуктового направления, но для существующей клиентской базы этот канал коммуникаций конечно же очень удобный и полезный в плане информирования о новинках, акциях и опыте применений. А уж в условиях нынешнего кризиса его важность вырастет еще больше.
У нас в принципе компактная и структура, поэтому каких-то изменений в этом году не ожидаем по организационной структуре компании. Но говоря о человеческом факторе, обязательно нужно отметить и наших партнеров, дистрибьюторов и дилеров – в условиях кризиса давние партнерские отношения как никогда будут кстати.
Отдельно я бы добавил сюда коммуникации как очень важную часть нашей человеческой сути. Мы быстро поменяли формат нашего общения с клиентами и активно используем телеконференции для проведения обучений и семинаров или обсуждения заказов. Также мне нравится новый тренд в плане некой консолидации крупных региональных дилеров и более конструктивного общения с производителями. Появляются новые проекты, например, Единая Платформа Продавцов Инструмента и Оборудования (www.oneplat.ru). Буквально первая телеконференция в апреле собрала около 70-ти участников и это было очень интересное и полезное общение. Ваша площадка — также прекрасная платформа для подобного общения – спасибо за предоставленную возможность проведения таких интервью.
И да, я еще обязательно хотел бы обратить внимание на такую важную часть ассортимента как расходные материалы и аксессуары.
Расходка. Пусть это будет русское Р. Получается уже обновленная формула маркетинга 7Р+)))
Мы все отлично знаем, что в условиях кризиса расходные материалы — это очень благодатное направление, дающее регулярные продажи и бОльшую чем у инструмента прибыль. В этом плане мы также хорошо подготовились и будем продвигать это направление, и в особенности наборы расходных материалов: ручной инструмент, биты и головки, пилки, сверла и буры. Ну и конечно такое направление, как абразивные материалы где мы были всегда сильны, предлагая, как собственную европейскую программу дисков, так и совместные проекты с отечественными производителями ЛАЗ и ИСМА.
Апрель 2020 года