Caiman 296x90

Интерскол 296x90

Мир Климата 2025 296x90

MITEX 2024 296x90


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Американские санкции — не помеха работе группы компаний «Керамакс»
289
Лебёдки: рекомендации по выбору и применению
109
Хайлайты Международной выставки дизайна ArtDom 2025 (20-22 февраля, МВЦ «Крокус Экспо»)
88
4 февраля откроется выставка Aquaflame by Aquatherm Moscow. Промокод для бесплатного посещения
180
Открытие нового строительного сезона традиционно ознаменуется выставкой Aquaflame by Aquatherm Moscow
533
Известный итальянский дизайнер Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ArtDom
290
«Мир Климата 2025»: главный смотр климатической техники пройдет в ЦВК «Экспоцентр» с 25 по 28 февраля
575
ВсеИнструменты.ру проведут 6-ю юбилейную Премию лучших DIY-блогеров
401
ТД Прайд: 30 лет на рынке
274
И садоводы здесь, и плотники: в Москве завершилась инструментальная выставка MITEX 2024
319
Открыта продажа билетов на выставку ArtDom 2025! Получите скидку 50% по промокоду MEDIA
286
«Керамакс» – на ключевой металлургической выставке
249
АО «Керамакс» запустило производство порошковой металлургической проволоки в Челябинске
478
Журнал «Инструменты» + «GardenTools» серии «Потребитель» (объединённый выпуск «2024»)
845
На старт! Внимание! MITEX!
405
21 ноября в Ташкенте состоится независимая конференция продавцов инструмента и оборудования!
458
Промышленная группа «Керамакс» приглашает на выставку «Металл-Экспо’2024»
222
«Керамакс» принял участие в Международной выставке Weldex-2024
251
Инструментальный мир выставки MITEX: на волне трендов отрасли
391
Новинки от Kentatsu — газовые котлы Nobby Smart II. Обзор линейки, характеристики, преимущества
477
Пространство мастерства: деловая программа выставки MITEX 2024
321
Топ-блогеры в специальной зоне мастер-классов MITEX.DIY на выставке MITEX 2024
611
«Керамакс» примет участие в Международной выставке Weldex-2024
366
3 октября на ВДНХ начнёт работу выставка «Загородный дом 2024»
276
Датская компания FaunaMaster представляет мобильную технику для агробизнеса
469
17 сентября на мероприятии ArtDom Design Tour в Новосибирске выступит известный дизайн-дуэт Draga & Aurel
428
Перестаньте мечтать, начинайте строить! 3-6 октября в Москве на ВДНХ пройдёт 37-я выставка «Загородный дом»
436
Впервые выбирают MITEX: дебютанты выставки 2024 года
717
Объединяя идеи и таланты: региональная программа ArtDom Design Tour для дизайнеров и архитекторов России
433
29-я Международная выставка Aquaflame by Aquatherm Moscow пройдёт 4-7 февраля 2025 г. в Москве, в «Крокус Экспо»
446
Испанский производитель садового инструмента Grupo Sanz покупает OEM-завод в Китае
597
Новая эпоха в строительстве: Utech на смену Hilti
855
Продолжается регистрация на выставку «Загородный дом – 2024» (3-6 октября, Москва, ВДНХ, павильон 57)
3408
Облачный кондиционер Daichi Alpha — сплит-система, которая всегда на связи
596
Кондиционеры Kentatsu: инновации и качество по доступной цене
674
Инструмент для ландшафтного дизайна на MITEX 2024
531
АО «Экспоцентр» продолжит проводить выставки на Краснопресненской набережной до 1 июня 2025 года
559
Greenworks вышел в Премьер-лигу: знаковый момент в истории компании
610
Дизайнерские модели бытовых кондиционеров MIRacle: обзор новинок от бренда Daichi
605
Серые, зеленые и желтые обои: как выбрать и комбинировать для идеального интерьера
738

Выставки

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

Петербургская зелёная неделя 2019: 26-29 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2019: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

ПромЭкспо 2019: 15-16 октября, Волгоград

City Build Russia 2019: 29-30 октября, Санкт-Петербург

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Ремонт Экспо 2020: 14-16 февраля, Москва

Eisenwarenmesse 2020: 1-4 марта, Кельн (Германия)

ShymkentBuild 2020: 11-13 марта, Казахстан, Шымкент

Коттедж. Строй. Экспо-2020: 2-5 апреля, Хабаровск

Город 2020: 15-17 апреля, Владивосток

Архитектура ДВ 2020: 21-23 мая, Хабаровск

Spoga+Gafa 2020: 6-8 сентября, Кельн (Германия)

Строим дом. Осень 2020: 26-27 сентября, Санкт-Петербург

Энерго-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

ОСМ 2021: 26-29 января, Москва

КлиматАкваТЭкс 2021: 17-20 марта, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2021: 17-20 марта, Красноярск

Строительство и архитектура 2021: 17-20 марта, Красноярск

BREX 2021: 24-26 марта, Москва

Expo-Russia Uzbekistan 2021: 1 апреля - 31 мая, онлайн

City Build Russia 2021 Москва: 28-29 апреля

ДагСтройБилд 2021: 23-24 июня, Махачкала

Expo-Russia Kazakhstan 2021: 23-25 июня, г. Алматы, Казахстан

UzStroyExpo 2021: 27-29 октября, Узбекистан, г. Ташкент

Новогодний подарок 2021: 9-12 и 16-19 декабря, Санкт-Петербург

Загородный дом 2022: 7-10 апреля, Москва

Металлообработка-2022: 23-27 мая, Москва

Выставка Expo-Russia Kyrgyzstan 2022: 21-23 июня, г. Бишкек, Кыргызстан

Expo-Russia Serbia 2022: 7-9 сентября, г. Белград, Сербия

СтройЭкспоКрым 2022, 15-17 сентября, Симферополь

ExpoDrev Russia 2022: 21-23 сентября, Красноярск

Expo-Russia Armenia 2022: 5-7 октября, г. Ереван, Армения

Машиностроение: С и Т 2022: 18-20 октября, Москва

RusWeld 2022: 24–27 октября, Москва

Белорусский дом 2022 и ОВК 2022: 27-29 октября, Беларусь, г. Минск

Пром-Энерго-Volga-2022: 23-25 ноября, Волгоград

Expo-Russia Vietnam 2022: 7-9 декабря, г. Ханой, Вьетнам

AIRVent 2023: 14-17 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2023: 14-17 февраля, Москва

РСН и RosBuild 2023: 28 февраля - 3 марта, Москва

Стройиндустрия Севера 2023: 1-3 марта, Якутск

Outdoor Dacha 2023: 21-23 марта, Москва

MosBuild 2023: 28-31 марта, Москва

MosWeekHome 2023: 4-8 апреля, Москва

Intelligent Building Expo 2023: 5-6 апреля, Казахстан, г. Астана

AtyrauBuild 2023: 5-7 апреля, Казахстан, Атырау

СПТО.Краны 2023: 5-7 апреля, Москва

Izbushka! 2023: 26-28 апреля, Челябинск

Строй-Volga-2023: 17-19 мая, Волгоград

Сибирская строит. неделя 2023: 23-24 мая, Омск

ЧеченСтрой Экспо 2023: 24-25 мая, Грозный

AstanaBuild 2023: 24-26 мая, Казахстан, Астана

DIY & Household Retail Russia 2023: 25-26 мая, Москва

Aquatherm Almaty 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

KazBuild 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

Всеросс. нед. охр. труда 2023: 26-29 сентября, Сочи

Expo-Russia Iran 2023: 10-12 октября, г. Тегеран, Иран

СТМ 2023: 17-19 октября, Новосибирск

BuildExpo Uzbekistan 2023: 28-30 ноября, Узбекистан, г. Ташкент

UzBuild 2024: 27 февраля - 1 марта, Узбекистан, г. Ташкент

BuildUral 2024: 23-25 апреля, Екатеринбург

Фестиваль Столярного Дела Москва 2024: 1-2 июня

MITEX 2024: 5-8 ноября, Москва

Мир Климата 2025: 25-28 февраля, Москва

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

  • • дрель-шуруповёрт (21%, 1 038 голосов)
  • • фонарь (12%, 594 голосов)
  • • перфоратор (10%, 497 голосов)
  • • УШМ (10%, 476 голосов)
  • • отвёртка (10%, 468 голосов)
  • • дисковая пила (8%, 392 голосов)
  • • рубанок (6%, 309 голосов)
  • • гайковёрт или винтовёрт (5%, 265 голосов)
  • • специализированный шуруповёрт (5%, 229 голосов)
  • • сабельная пила (4%, 217 голосов)
  • • мультитул (4%, 214 голосов)
  • • другое (4%, 180 голосов)
  • • пока никаким (1%, 30 голосов)

Проголосовало: 1 187

Загрузка ... Загрузка ...
-->

Как выбрать гайковёрт?

13006

ударный гайковерт аккумуляторный пневматическийДважды в год каждый автолюбитель меняет зимнюю резину на летнюю (или наоборот). Многие делают это в шиномонтажных сервисах, но некоторая часть пользователей имеет два комплекта дисков и у них процедура сводится к простой замене колёс. Велик соблазн сделать это самостоятельно, тем более что рынок предлагает множество моделей аккумуляторных гайковёртов. Но практика применения этих инструментов уже показала, что иногда они не оправдывают ожиданий. Не хватает крутящего момента, хотя по техническим параметрам его даже в избытке. И речь тут не в обмане со стороны продавцов или производителей, причину нужно искать в естественных физических процессах.

Крутящий момент – одна из наиболее часто встречающихся характеристик аккумуляторного и электроинструмента. И она же – из числа самых «затуманенных». Казалось бы, всё предельно логично – чем больше указанная величина максимального крутящего момента, тем лучше. Так что выбираем модель с самой большой заявленной величиной, покупаем и радуемся покупке.

Однако на самом деле это примерно то же самое, что и выбор автомобиля по цифрам на спидометре – чем длиннее шкала и чем больше последняя цифра, тем лучше. Неплохо, если там 220, но ведь гораздо приятнее, если 280. Вот только ездить вы будете всё равно со скоростью не больше 110 (а в перспективе и того меньше) – потому что камеры, штрафы, лишний расход топлива, да и просто состояние дорог таково, что разгоняться особо негде. И главное – незачем!

Аналогия с шуруповёртами прослеживается в том, что для выполнения работы, на которую они рассчитаны, им достаточно более низкого крутящего момента, чем тот максимум, что заявлен в характеристиках. Так что логично задаться вопросом – а что это понятие обозначает и какой в нём смысл? Этой статьёй мы попробуем расставить точки над «i» и объяснить сразу несколько важных моментов:

  • что такое крутящий момент, в чём он измеряется;
  • 1 (10, 100, 1000) Н*м – это много или мало;
  • чем отличается мягкий крутящий момент от жёсткого;
  • и самое главное – почему аккумуляторный гайковёрт «не берёт» колёсные гайки, хотя покупался именно для этой работы? Да и продавец уверял, что раз в инструкции к автомобилю указан момент затяжки колёсных гаек 120 Н*м, то гайковёрт, с его заявленными 200 Н*м, открутит их, не заметив сопротивления?

Мы постарались написать статью максимально простым языком, но не настолько, чтобы у профессионалов возникло желание расстрелять авторов. Здесь приходится балансировать на тонкой грани, учитывая бездонную пропасть между предельно точно сформулированными определениями из физики и мира техники, с одной стороны, и устоявшимися терминами на потребительском рынке – с другой.

Что такое крутящий момент?

Это произведение модуля силы на длину рычага, к которому она приложена. Ну, если не вдаваться в подробности, сила – величина направленная, и поэтому произведение должно быть векторным. Крутящий момент достаточно легко представить «в ощущениях». Предположим, вы держите в руке палку длиной 1 м. Держите за конец, горизонтально, но сама палка невесомая, так что никакой нагрузки вы не чувствуете.

А теперь к концу палки прикрепляют груз весом 100 г. Всего-то, но на метровом рычаге «выворачивающее» руку усилие будет не таким уж малым – ощущения сразу станут «не те». Так вот, это «всего лишь» 1 Н*м: сила в один ньютон действует на рычаг длиной 1 м. Возьмите груз весом 200 г или увеличьте длину палки до 2 м – получите 2 Н*м, килограммовый груз даст соответственно 10 и 20 Н*м в зависимости от длины рычага. Ну а 55 Н*м – это 5,5-килограммовый груз на метровой палке, который вы пытаетесь удержать в руках. Кстати, 55 Н*м – это максимальный крутящий момент у некоторых 18-вольтовых аккумуляторных шуруповёртов… по крайней мере, по заявлениям производителя.

Чем мягкий момент отличается от жёсткого?

В технических характеристиках шуруповёртов часто упоминаются два вида крутящего момента – мягкий и жёсткий. Жёсткий момент у современных мощных моделей может быть значительно выше 100 Н*м. Однако в таблицах прочности крепежа (да, такие существуют) указаны предельные значения прочности в разы, а то и на порядок ниже максимальных значений крутящего момента инструмента. Как сопоставить одно с другим?

Методики замера крутящего момента регламентируются ISO 5393:2017. В аккумуляторных инструментах крутящий момент достигается двигателем, токи которого ограничены электроникой и характеристиками аккумулятора. Он повышается редуктором, но часть момента неизбежно теряется на трение и другие взаимодействия в редукторе и на валах.

Жёсткий крутящий момент достигается на метрической резьбе при затягивании соединений типа «болт-гайка». При этом берутся высокопрочные крепежи, так как на них можно достичь более высокого момента без их разрушения. Двигатель в момент достижения этих значений останавливается из-за перегрузки, через него течёт огромный ток, и в этот момент обычно реагирует защита по току. Так, двигатель типа Mabuchi RZ-8BAWA с номинальным напряжением 19,8 В, предназначенный для мощных инструментов с напряжением питания 18 (20) В, без нагрузки потребляет ток 4,6 А и развивает обороты до 20 200 в минуту. При блокировке вала, то есть в описанных выше условиях, его крутящий момент возрастает до 1,02 Н*м с током потребления в 116 А. В режиме же максимальной эффективности обороты снижаются до 16 870 в минуту, ток не превышает 23 А, но и крутящий момент при этом не выше 0,168 Н*м. Это именно у двигателя, дальше в дело вступает редуктор. Если он на первой скорости «выдаёт» 300 об/мин, то жёсткий крутящий момент в теории будет около 69 Н*м при потребляемом двигателем токе 116 А. Это именно в теории, потому что такие громадные токи будут, конечно же, ограничены встроенной электроникой. Иначе проводка и аккумулятор неминуемо выйдут из строя. Поэтому реальные значения жёсткого крутящего момента не настолько впечатляющи, тем не менее производители в погоне за красивыми цифрами указывают предельное теоретическое значение.

Мягкий крутящий момент достигается при сверлении и работе с крепежом типа «саморез-дерево», то есть в ситуациях, когда оснастка не останавливается, а продолжает вращаться, хотя и испытывает сопротивление со стороны крепежа или обрабатываемого материала. Если с жёстким крутящим моментом все более или менее понятно, то с мягким дело обстоит сложнее. Но к некоторым вполне обоснованным выводам можно прийти на основе анализа технических параметров инструментов и их двигателей. Если посмотреть заявленные производителями инструмента данные, можно увидеть, что мягкий крутящий момент обычно вдвое ниже жёсткого. В то же время некоторые производители двигателей публикуют данные о максимальной мощности. В этом режиме двигатель снижает обороты на 30-40% по сравнению с режимом максимальной эффективности. Сила тока повышается до 50% от режима полной блокировка вала, или около 250% — от режима максимальной эффективности. И при этом крутящий момент как раз имеет значение около 50% от режима полной блокировки вала. Сопоставляя эти данные, приходим к выводу, что мягкий крутящий момент реализуется при работе инструмента в режиме максимальной мощности.

Интересно посмотреть также на режим максимальной эффективности. Для примера рассмотрим тот же двигатель типа Mabuchi RZ-8BAWA номиналом 19,8 В. В режиме  максимальной эффективности через двигатель протекает ток не более 23 А, крутящий момент при этом — 0,168 Н*м, обороты – 16 870 в минуту. При таких исходных данных частота вращения вала инструмента на первой скорости составляет 300 об/мин, максимальный крутящий момент — 11,3 Н*м. Этого достаточно для сверления в стали отверстий диаметром 16 мм.

Говоря о шуруповёртах, надо помнить, что у них есть муфта ограничения крутящего момента. Она ограничивает его значениями 0,5-4 Н*м для младших моделей, и 1-6 Н*м — для старших. Максимальные известные значения – у некоторых узкоспециализированных моделей: там момент, даже ограниченный муфтой, может достигать 20 Н*м.

Ограничивающая муфта нужна для работы с крепежом, чтобы инструмент не сломал его. Ещё муфта необходима, если инструмент используют для нарезания мелкой резьбы. Известно, что мелкие метчики легко ломаются, поэтому лучше момент ограничить, чтобы избежать крайне сложной процедуры извлечения обломка метчика.

Что такое гайковёрт?

Для начала конкретизируем само понятие «гайковёрт». Две характерных особенности отличают его от шуруповёрта: наличие режима тангенциального удара и, обязательно, внешний квадрат дюймового размера — 3/8” (9,5 мм), ½” (12,7 мм), ¾” (19 мм), 1” (25,4 мм) – для фиксации оснастки. Аналогичный по конструктиву инструмент с тангенциальным ударом, но с автоматическим патроном под внутренний шестигранник ¼” (6,35 мм) называется ударным винтовёртом. Часто его тоже называют гайковёртом, но, на наш взгляд, это ошибочно. Разница между этими инструментами слишком велика, чтобы валить их в одну кучу.

ВИДЕО: В этом видеоролике мы разбираем бесщёточный аккумуляторный винтовёрт Stanley SBI201. Конструктивно он практически идентичен гайковёртам, разница только в шпинделе

Нам доводилось слышать мнение, что у гайковёртов с тангенциальным ударом какой-то свой, особенный крутящий момент, и он принципиально отличается от «обычного» крутящего момента. Именно этим иногда объясняют тот факт (весьма распространённый, кстати), что гайковёрт с максимальным моментом, скажем, 160 Н*м, не способен открутить крепёж, закрученный с усилием 120 Н*м (с помощью динамометрического ключа). Дескать, это разные моменты, и напрямую их сравнивать нельзя. Динамометрическим ключом – это усилие затяжки, а гайковертом – это как раз крутящий момент, и это якобы абсолютно разные понятия.

На самом деле понятия одинаковые, и момент, естественно, один и тот же. Но механизм его возникновения и воздействия у гайковёртов, действительно, другой, не такой, как у динамометрического ключа. И это объясняет, откуда возник такой стереотип про разную природу терминов. С ключом всё понятно, на него просто давишь с нужной силой. У гайковёртов есть специальная ударная муфта, формирующая тангенциальный удар (по окружности вращения). Ударная муфта состоит из вала с ударником на конце с парой (в единичных случаях — тройкой) кулачков, по которым ударяет цилиндрический вращающийся боек с ответными кулачками на торце. Крутящий момент у известных на момент написания статьи моделей не превышает 2400 Н*м (представьте себя удерживающим одной рукой груз весом в четверть тонны на конце метрового удилища!). Прелесть гайковёрта в том, что сопротивления руке не чувствуешь, во время работы его уверенно держишь одной рукой. Это характерная особенность всех инструментов с тангенциальным ударом, они абсолютно не выворачивают руку.

пневмогайковерт динамометрический ключ втомобильный

Конструкция ударной муфты механического гайковёрта – именно она создаёт тангенциальный удар

 

К слову, у пневматических гайковёртов конструкция совершенно другая. Основной тип ударного механизма тут — «двойной молот». Удары наносятся по кулачкам на внешней поверхности вала двумя молотками специальной формы, которые вращаются вокруг этого вала на раме.

Существуют также гидравлические ударные гайковёрты (они же – масляные). У них кулачки ударника расположены на внутренней части цилиндра, а массивный цилиндрический боёк имеет утапливающиеся и подпружиненные кулачки на внешней поверхности цилиндра. Крутящий момент у инструментов этого типа не превышает 50 Н*м, удар более мягкий, зато растянутый во времени.

механический гидравлический импульсный тангенциальный удар

Ударный механизм пневматического гайковёрта типа «двойной молот»

Каков крутящий момент у гайковёрта?

А вот теперь важный момент – в воздухе повисло слово «график». Именно в нём ключ к пониманию особенностей работы гайковёрта и ответ на вопрос «Почему же он не откручивает?»

График зависимости крутящего момента от времени воздействия. Здесь есть два ключевых момента. Первый – для каждого размера крепежа график свой, отдельный. Второй – крутящий момент зависит от времени воздействия, поэтому гайковёрт нельзя выключать сразу же, как только раздастся характерный металлический стук. Время воздействия надо подбирать именно по графику

В инструкции любого ударного гайковёрта обязательно должны быть два графика, показывающие, как именно нарастает крутящий момент на валу в зависимости от времени работы. Один график — для винтов средней прочности (8.8) другой — для высокопрочных винтов (не менее 10.9). В этой статье не будем подробно объяснять, что такое прочность крепежа, в чём она измеряется и почему обозначается именно так, – для обычного автолюбителя, покупающего гайковёрт только для самостоятельного сезонного шиномонтажа, эта информация не очень важна. Но знать, что в инструкции должны быть два графика, и уметь их понимать совершенно необходимо.

Именно эти графики являются решающим фактором при выборе модели для работы с крепежом.

Также для любого гайковёрта производитель указывает диапазон его применения в размерах метрической резьбы. Например, у модели Makita DTW1001RTJ с заявленным максимальным моментом 1050 Н*м диапазон применения такой: М12-М30 для стандартного крепежа и М10-М24 – для высокопрочного. При выборе в первую очередь надо ориентироваться на эти величины, а уже во вторую – на крутящий момент. Например, предполагается работа с винтами М12-М16. Здесь подходит инструмент с диапазоном М10-М20, то есть лучше взять модель, перекрывающую необходимый диапазон в обе стороны. Гнаться за «запасом мощности» не стоит… если попытаться применить такой инструмент для крепежа М6 или даже М8, то велик риск, что даже кратковременное воздействие ударной муфты повредит резьбу.

Определившись с моделью, смотрим на график и прикидываем, сколько времени в секундах надо «стучать» по винту или гайке, чтобы достичь нужного значения крутящего момента. Потому что именно в этом заключается одна из главных особенностей этого вида инструментов: нужный момент достигается не сразу. И необходимое для затяжки время определяют как раз по графику. Причём для каждого типоразмера крепежа график свой, индивидуальный… так что уместно говорить не о двух графиках, а о двух наборах графиков, это будет более точной формулировкой.

Для понимания особенностей работы гайковёрта следует также иметь хотя бы общее представление о силах, действующих на винтовое соединение. Они показаны на схеме.

характеристики крутящий момент

Схема сил, действующих на винтовое соединение. Для понимания сути процессов важнее всего та, что обозначена цифрой 2, – сила трения головки

И теперь осталось открыть ещё один важный факт, после чего станет понятно, что же это за загадочная история с ньютон-метрами и аккумуляторными гайковёртами. В сервисных центрах обычно используют пневматические гайковёрты, а они конструктивно отличаются от аккумуляторных, и не только двигателем. Специализированный инструмент имеет регулировку крутящего момента на закручивание, допустим, в пределах 69-770 Н*м, а в режиме откручивания крутящий момент фиксированный и, кроме того, превышает максимальный момент на закручивание. Это непременное условие для успешного отворачивания прикипевших соединений. Здесь-то и проявляется главная проблема аккумуляторных моделей: у них крутящий момент одинаков что на прямом вращении, что на реверсе. Это значит, что инструментом с предельным крутящим моментом 200 Н*м  можно уверенно закрутить любой болт или гайку на легковом автомобиле, где необходимый момент затяжки не превышает 150 Н*м. Более того, им так же уверенно можно открутить всё, что закручено, но… только сразу после закручивания. Если дать соединению время поработать, то упомянутая выше сила трения головки увеличит требуемый для откручивания крутящий момент в несколько раз – это и есть эффект «прикипания». Именно поэтому не всегда получается сорвать гайку, закрученную с моментом 150 Н*м, гайковёртом с максимальным моментом в 200 Н*м, а то и выше. Придётся некоторые болты срывать по старинке ключом – именно так и поступают владельцы гайковёртов в подобных ситуациях.

Польза от инструмента в любом случае есть, и немалая. Хотя бы половину болтов он сорвёт, а для остальных сильно уменьшит время откручивания после срыва ключом. А с закручиванием у таких инструментов проблем вообще не возникает, главное – определить по графику нарастания подходящее время работы в режиме удара и обязательно дать инструменту поработать не меньше. Вот и весь секрет!


Автор: Дмитрий Сидоров.

Статья опубликована в объединённом выпуске «Весна 2020» (№1’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».

Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.


Февраль 2020 года

Самое читаемое за месяц