Наш журнал в 2010 году занял активную позицию, стараясь порадовать вас — наших читателей — самыми разными статьями. Мы участвовали во многих выставках, в том числе международных, публиковали множество интервью, посещали заводы и всевозможные мероприятия, готовили репортажи. Но, подводя промежуточные итоги года, неожиданно обнаружили, что за всем этим «слона-то не приметили. И решили в срочном порядке подготовить статью о Китае. Информационный повод? Конечно, выставка!
Сказано — сделано. Нашу поездку в Поднебесную приурочили к специализированной инструментальной выставке China International Hardware Show (CIHS, www.hardwareshow-china.com), проходившей в Шанхае с 28 по 30 сентября 2010 года. Организаторы: немецкая компания Koelnmesse GmbH (www.koelnmesse.com) и China National Hardware Association (www.chinahardware.org.cn).
Почему выбрали именно CIHS? Причин несколько. Во-первых, сроки сдачи номера — чтобы выйти к московской выставке MITEX, на которой уже стало традицией представлять свежий журнал. Во-вторых, мы ездили на известные профессионалам инструментальной и садовой отраслей проекты Koelnmesse в Германию (репортаж о Internationale Eisenwarenmesse смотрите по этой ссылке, а о Spoga+Gafa — по этой ссылке). Интересно было сравнить, чем отличаются выставки одного и того же организатора в Германии и в Китае. В-третьих, хотелось просто посмотреть Шанхай и его окрестности в туристических целях, чтобы поделиться с вами впечатлениями. Безусловно, уже давно никто не представляет КНР отсталой бедной страной, где только и есть что рисовые поля, но у многих она до их пор не ассоциируется с инновациями. Мы поставили себе задачей узнать и написать, чем в этом году Китай удивил даже тех, кто знает о стране «больше среднего».
ВЫСТАВКА CIHS-2010
Основные темы: профессиональный и DIY-инструмент, строительное оборудование, измерители, крепеж, системы безопасности, замки и фитинги.
Львиная доля экспонентов — это крупные китайские производители и оптовые компании. Но иностранная экспозиция тоже была достаточно серьезной: она составила более 10 процентов от экспонентов CIHS. Компании прибыли из-за рубежа для поиска новых деловых партнеров в Китае и развития контактов в Азии. По данным организаторов, в выставке участвовали 2300 экспонентов из 19 стран, в том числе из Европы, Северной и Южной Америки, а также из многих стран Азии. После Китая самая большая экспозиция была у Тайваня.
Рассказывать можно много, но мы приведем наиболее интересные факты о выставке, в частности о производстве инструмента в Китае.
Регистрация прошла быстро. И это несмотря на большое количество посетителей. Хотя нас предупреждали, что очереди бывают, мы с ними не столкнулись. Чтобы пропуск не использовался многократно и не передавался из рук в руки, при первом входе посетителя фотографируют на камеру и заносят в базу.
Масштаб. Площадь экспозиции — 100 тысяч квадратных метров. В Китае быстро начинаешьпривыкать к масштабности всего окружающего, тем не менее… Размер имеет значение!
Простота навигации по выставке. Пространства хотя и огромные, однако все просто и понятно — грамотные указатели (в том числе в виде стрелок на полу возле любых входов/выходов в каждый павильон), «линейное» расположение стендов и павильонов.
Аскетичность в оформлении стендов. В основном самая дешевая типовая застройка. Встречаются стенды эксклюзивные и оригинальные, но крайне редко и, как правило, у оптовых компаний, а не у производителей. Ни на одном стенде в павильонах по инструменту мы не увидели стриптиза, танцев, удавов, инопланетян, скрипачей, боди-арта, бодибилдинга и прочих шоу, которых так много на выставках СНГ и особенно на ключевой московской — MITEX. К слову, подобных шоу мы не видели и в Германии, но там экспоненты большие средства вкладывали в эксклюзивное оформление, в том числе в использование в дизайне живых растений и цветов.
На CIHS все было просто и нацелено исключительно на бизнес, а не на имидж. Единственное «излишество» — растения в горшках, расставленные организаторами в углах стендов, ближе к проходам (видимо, все-таки сказались немецкие корни организаторов Koelnmesse).
В целом у китайцев подход простой и прагматичный. Конечно, можно построить дорогой эксклюзивный стенд, наняв супердизайнеров. Тогда все это излишество в итоге неминуемо скажется на цене товара. Но будьте уверены: если в целях конкуренции потребуется сделать что-то необычное, китайцы сделают. Просто тогда такой необходимости у них не было.
Средний уровень качества продукции экспонентов сильно вырос. По отзывам «старожилов», на этой выставке вообще нет «откровенного барахла». А ведь еще совсем недавно на стендах компаний можно было услышать, что они готовы производить все что угодно, отталкиваясь исключительно от цены. Сейчас большинство китайских заводов четко определились, в какой ценовой нише им интересно работать, и уже не станут хвататься за первого попавшегося клиента. Более того, те заводы, у которых есть крупные контракты с именитыми брендами, вообще просто так ни с кем не ведут даже переговоров.
Конкуренция между китайскими заводами крайне жесткая. Можно выпускать изделия по более низкой цене, чем у конкурентов, без понижения качества благодаря объемам. Но бывают и другие конкурентные преимущества. Например, завод выпускает продукцию на несколько процентов дешевле (при том же качестве), чем его соседи, потому что через него как дистрибьютора идут поставки металла в эту местность. Или еще один пример. Представитель одного из заводов в ответ на вопрос, почему они прекратили производство пильных дисков, объяснил: специалисты, которые обладали секретами, ушли на соседний завод. И хотя и без них реально выпускать диски того же качества, но цена получается неконкурентоспособной…
Размножение методом «почкования». Есть еще один интересный момент. Как правило, определенная местность в Китае имеет свою специализацию. Так, в одном регионе сосредоточено много заводов по производству абразивного инструмента, в другом — сверл, в третьем — измерителей и т.д. Это связано с тем, что зачастую в Китае специализированное производство развивается методом «почкования». Например, компания производила измерители. Потом один из партнеров решил отделиться и построил собственный завод. А его брат поработал с ним и открыл свое производство и т.д. В результате все эти бизнесы развиваются, активно конкурируя между собой.
«Шило в мешке не утаишь». Как только известный производитель строит в какой-то местности завод, тут же уровень местных производств сильно поднимается. Нередко можно услышать такое: «Как у вас обстоят дела с заказами после того, как такой-то мировой бренд запустил завод?» — «Отлично! Несколько наших специалистов уже прошли конкурс и устроились работать на тот завод. Как только они вернутся, мы отправим «на курсы повышения квалификации» следующих». Если у какого-то завода появилась интересная незапатентованная разработка, ее очень быстро «осваивают» другие.
В Китае стали серьезно относится к патентам и правам на торговую марку. Чтобы производить по заказу какого-то бренда, завод сначала попросит предоставить на него права —политика государства по этому вопросу сильно ужесточилась, идет борьба с подделками. Что касается патентов, то производителям приходится думать, как их обойти законными способами. Зачастую китайцы готовятся и ждут окончания патента.
Яркий пример — универсальная профессиональная система для отделки и ремонта Fein MultiMaster. Недавно на нее закончился патент. Результат —на CIHS-2010 мы нашли на десятках стендов китайские аналоги. Качество очень разное. Да и скопировать сам MultiMaster —это еще не успех, ведь нужна хорошая оснастка (в этом у Fein безусловное преимущество —огромный ассортимент, причем он в наличии, а не просто задекларирован в каталоге). Но обратите внимание, похожие на MultiMaster инструменты появились «не из воздуха» —китайцы начали разработки и внедрение в производство года за три до окончания патента, чтобы потом сразу предложить рынку свой продукт.
Налоговые льготы. В Китае предусмотрены налоговые льготы при открытии нового завода и покупке нового оборудования — для стимулирования развития. Поэтому порой по истечении льготного налогового периода выгодней открыть новое производство. Именно поэтому некоторые заводы часто переезжают (иногда буквально за соседний забор). Но есть и другая «фишка» — завод «под ключ» со зданием, станками и всем-всем-всем могут построить к определенной ДАТЕ! Как пошутил представитель одной российской инструментальной компании: «В России для магазина мы заказывали внутреннюю отделку помещения, так срок сдачи работ в договоре подрядчик обозначил как «июль 2010 года», причем предложение установить более точную дату вызвало у него недоумение!» А в Китае вполне естественно указать в договоре с подрядчиком даже определенный день! И самое главное, что сроки строительства реально выполняются.
О датах проведения выставки. Многие участники и посетители CIHS-2010 высказывали мнение, что даты с 28 по 30 сентября — не самые удачные, так как с 1 по 7 октября в Китае отмечают праздники. В результате 30 сентября на выставке посетителей почти не было. Да и туристическую программу, казалось бы, логичнее организовать после окончания выставки. Но нам «категорически» посоветовали посмотреть Шанхай до выставки (и мы благоразумно воспользовались советом!), так как в дни праздников в городе начинаются массовые гулянья. Толпы народа выходят на улицу и в результате сложно вообще куда-либо попасть, не говоря уже о достопримечательностях, посмотреть которые съезжаются китайцы со всей страны.
В 2011 году будет проще — следующая выставка CIHS пройдет в Международном выставочном центре Шанхая с 21 по 23 сентября.
ВЫСТАВКА «ЭКСПО-2010»
Помимо CIHS, мы посетили основные туристические места Шанхая, а также съездили в города Ханчжоу и Цзиньхуа. Но было одно мероприятие, которое изначально не планировалось — это всемирная выставка, проходящая с 1 мая по 31 октября 2010 года в Шанхае. Причин на то, чтобы потратить на нее целый день, у нас оказалось предостаточно. Главная — огромное количество рекламы, глядя на которую, понимаешь, что в городе происходит важнейшее событие. Кстати, китайский павильон мы увидели еще по пути из аэропорта в отель — он очень заметный: при взгляде на него сразу вспоминаешь, что Китай называют Поднебесной. Интересный факт: китайцы на свой павильон потратили порядка 203 млн долларов! Весь Шанхай увешан символикой выставки, в гостиницах есть отдельные столы волонтеров, которые рассказывают об «Экспо»… В результате мы залезли в Интернет почитать об «Экспо» подробнее — приводим краткую информацию.
Основная тема выставки: «Лучше город — лучше жизнь». Она предлагает концептуальное решение проблем, касающихся сокращения потребления ресурсов, снижения уровня преступности, загрязнения окружающей среды, посредством моделирования городов будущего. Общая площадь — 5,28 км2. На выставке представлены павильоны 240 стран-участников, которые, как ожидается (на момент сдачи номера точной статистики еще не было), посетят порядка 70 миллионов человек. Для строительства выставочного комплекса в Шанхае с территории бывшей промышленной зоны были перенесены 272 предприятия, переселены около 30 тысяч человек, реконструированы два международных аэропорта, построены пять новых линий метро и многофункциональный транспортный узел.
Талисман «Экспо-2010» — фигурка в виде китайского иероглифа, обозначающего слово «человек» — называется «Хайбао» (Hai Bao). Эта эмблема в Шанхае встречается чуть ли не на каждом шагу.
Пиковые дни: «Дни труда» (1–3 мая), «Национальный праздник» (1–7 октября), а также последняя неделя перед закрытием выставки (25–30 октября).
Бюджет российского павильона составил более 1 млрд рублей. В основе проекта были использованы идеи детского писателя Н. Носова о «Солнечном городе» — лучшем городе жизни. Главный герой — Незнайка — многоязычный электронный гид по российскому павильону. Но тут организаторы столкнулись с «трудностями перевода». Комиксы для детей с участием Незнайки были известны и популярны в Китае в 90-х годах прошлого века, а его имя было переведено на китайский как «Сяо Учжи», что означает «Маленький невежда». В результате образ коротышки в широкополой голубой шляпе вызывает у китайцев вполне предсказуемые ассоциации. Китайские устроители еще до официального начала «Экспо-2010» намекали сотрудникам российского павильона на неудачный выбор Незнайки для представления страны на выставке. Концепцию оставили, но оргкомитет изменил перевод на «Сюэсюэ» — «Тот, который учится».
У павильона России два слогана: «Новая Россия: города и люди» и «Лучший город — тот, в котором хорошо детям». Развернуты четыре главные экспозиции: сменяющиеся выставки различных территорий России, «Новые технологии для обеспечения жизнедеятельности», «Город будущего глазами детей» и «Город талантов». Кроме того, в российском павильоне посетители могли ознакомиться с главными амбициозными проектами России: Сколково, «Роснано», «Росатом», Зимняя Олимпиада-2014 в Сочи и др.
С помощью различных интерактивных программ экспозиция раскрывает пять приоритетов инновационного развития Российской Федерации, намеченные президентом Дмитрием Медведевым: энергоэффективность и энергосбережение, фармацевтические и медицинские технологии, разработки в области ядерной энергии, достижения в космической сфере, информационно-программное обеспечение.
При проектировании и строительстве павильона использовались лучшие разработки отечественного градостроительства. Фасад здания представляет собой сложную многослойную конструкцию, позволяющую пропускать через цветное стекло свет внутрь башен, венчающих павильон. Расположенный внутри мини-парк и напоминающий кроны деревьев навес подчеркивают, что природа становится неотъемлемой частью городской среды. Павильон кажется живым благодаря специально организованному движению воздушных потоков и подсветке. Особое внимание уделено теме вклада российских изобретателей и корпораций в создание «умной городской среды».
28 сентября — Национальный день России на «Экспо-2010», поэтому туда приехал Дмитрий Медведев. И именно из российского павильона он объявил об отставке мэра Москвы Юрия Лужкова. Мы запланировали поездку на «Экспо» 29-го, чтобы спокойно посмотреть российский павильон. Зато на следующий день после посещения президента нам показывали уже как достопримечательность место, откуда он сделал историческое заявление, и высокотехнологичный нанопринтер, на котором напечатали его фотографию.
Итак, 29 сентября нам повезло: день выдался дождливым, поэтому, как мы потом узнали, посещаемость для «Экспо» была крайне низкой (200 тысяч человек за день, хотя обычно — более 400 тысяч). В плане питания и транспорта все было организовано безупречно. Особенно впечатлили электроавтобусы и бесплатный перевоз через реку Хуанпу с одной стороны экспозиции на другую. Но при этом очереди в некоторые павильоны даже при такой низкой посещаемости стояли впечатляющие!
Как выяснилось, граждан пускают в павильоны их стран по «зеленому коридору» (то есть без очереди), что нас сильно порадовало. Потому что длина очереди в российский павильон была часа на два-три…
Зная о большом количестве критики концепции с Незнайкой в российской прессе, мы готовились к разочарованию. Но были приятно удивлены — павильон понравился. Куда сходить еще? Ввиду очередей и ограниченности во времени мы решили для сравнения посмотреть павильон США — нас не отпугнуло даже то, что снаружи он выглядел очень скучно. Мы заранее собрали некоторую информацию. Приводим основную.
Павильон занимает площадь 6000 м2. Тема: «Устойчивое развитие, командный дух, здоровый образ жизни, борьба за успех». Посетителям представлена карта США, составленная из отдельных изображений городов и лиц людей. Также показана 4D-визуализация американских городов, какими они могут стать к 2030 году. Лейтмотив визуализации: «Работая вместе, мы улучшим нашу жизнь». Что же мы получили на практике, отстояв в очереди почти час? В павильон пускали группами — каждая примерно соответствует вместимости среднего по размерам кинотеатра. В холле показали чрезвычайно политкорректный фильм с приветствиями спонсоров и демонстрацией того, как американцы учат китайский. Дальше группу перевели в другой холл-кинозал, где показали ролик об инновациях, который закончился приветствием президента США Барака Обамы. Затем нас перевели… еще в один кинозал, где показали фильм о том, как маленькая (конечно же, американская) девочка мечтала украсить дворик и вокруг этой идеи сплотила людей разных возрастов и национальностей. Из обещанной 4D-визуализации — только работа увлажнителя воздуха в тот момент, когда на экране пошел дождь. А дальше всех нас вывели в холл с логотипами американских компаний… В общем, скучно оказалось не только снаружи, но и внутри.
Очень хотелось заглянуть в павильон КНР, но мы, чтобы не расстраиваться, даже не рискнули посмотреть на длину очереди. Мы уже были в курсе, что максимальная ежедневная пропускная способность национального павильона Китая 50 тысяч человек. Знакомые китайцы рассказали нам, что время ожидания в очереди в некоторые дни превышает пять часов!
В павильон Германии очередь тоже была часа на полтора-два. Мы посчитали нечестным притворяться немцами (чтобы пройти без очереди) и пошли дальше.
Решили посмотреть павильон какой- нибудь относительно небольшой страны, чтобы сравнить с российским и американским. Какой? Тут долго определяться не пришлось. Конечно же, малой родины редактора «Инструментов» Андрея Зборовского — Беларуси. Мы заранее немного почитали о павильоне. Слоган Беларуси на выставке — «Город-клад» — подразумевал, что это сокровищница национальных культурных ценностей, достижений науки, творчества, производства. Главный архитектор дизайн-центра института «Минскгражданпроект» Валентина Ционская так объяснила в прессе концепцию: «Наша задача состояла в том, чтобы показать миру, что мы люди открытые, образованные, интеллектуальные, культурные, склонные к самоиронии, живем в центре Европы, и все у нас хорошо». Для отражения идеи белорусские дизайнеры на фасаде павильона изобразили картинки городской жизни в каждом из четырех времен года. Дома, улицы, городские жители и верные их спутники — домашние животные. Архитектурные объекты явно «списаны» с натуры. Среди них — две башни, встречающие всех около минского железнодорожного вокзала. Мы долго и с интересом рассматривали павильонснаружи. К сожалению, вход внутрь в связи с ремонтными работами был закрыт — готовились к 11 октября — национальному дню Республики Беларусь на выставке «Экспо» и приезду президента Александра Лукашенко. Но белорусы подтвердили концепцию открытости — внутрь нас в виде исключения пустили, предупредив, что долго находиться не рекомендуют, так как пахнет краской. Посмотреть и составить полное впечатление не удалось, но мы отметили, что интерьер выполнен преимущественно в природных тонах — зеленых и голубых. Интересная находка: в центре экспозиции установлен круг, над которым парит главный символ страны — аист. По словам администраторов павильона, многие китайцы, посещающие их экспозицию, садятся (а детишки и ложатся) на пол и подолгу смотрят на эту птицу — медитируют.
КИТАЙСКИЕ ИННОВАЦИИ: ПРИМЕРЫ
Железные дороги
Протяженность скоростных железнодорожных полотен в Китае достигла 7 тысяч километров. «Маглев» (от англ. magnetic levitation — магнитная левитация) — это поезд на магнитном подвесе, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. В отличие от традиционного, в процессе движения такой состав не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью движения существует зазор, трение исключается, и единственной тормозящей силой служит аэродинамическое сопротивление.
В 2002 году была построена первая высокоскоростная «маглев»-трасса от шанхайского аэропорта Пудун до Шанхая длиной 30 км. Поезда теоретически могут развивать скорость до 500 км/ч, но на практике она не превышала 431 км/ч. Для работы над проектом была привлечена немецкая компания Transrapid — дочернее предприятие Siemens AG и ThyssenKrupp. Ветка Пудун-Шанхай обошлась КНР в гигантскую сумму — 10 млрд юаней (1,2 млрд долларов по курсу того времени) и до сих пор убыточна. Но зато китайцы получили опыт и технологии, после чего начали осуществлять уже собственные проекты.
Первый «маглев», сделанный Китаем самостоятельно, сошел с производственной линии авиационного завода в Чэнду в апреле 2010 года. В результатеКНР стала третьей в мире после Германии и Японии страной, способной производить такие инновационные поезда. В настоящее время Китай обладает всеми необходимыми технологиями по разработке высокоскоростных железных дорог, курсирующих по ним составов и других сопутствующих систем.
28 сентября 2010 года китайский экспресс «Хэсе» («Гармония») типа CRH380A в ходе пробной эксплуатации высокоскоростной железной дороги Шанхай-Ханчжоу длиной 159 км продемонстрировал скорость 416,6 км/ч. Проектная скорость движения поездов по ней — 350 км/ч. Таким образом, пассажиры поезда смогут преодолевать путь Шанхай-Ханчжоу менее чем за полчаса! Кстати, 27 сентября 2010 года мы, путешествуя по Китаю, добирались из Ханчжоу в Шанхай «обычным» скоростным поездом со скоростью 204 км/ч. Билет в бизнес-класс стоил 134 юаня, что составляет около 700 руб.
Общая протяженность эксплуатируемых в КНР скоростных железных дорог превысила 7 тыс. км (первое место в мире по данному показателю!). По планам к 2012 году она должна превысить 13 тыс. км, а к 2020 году — 16 тыс. км. Так, в 2011 году планируется запустить скоростную ветку Пекин-Шанхай, составы по которой будут нестись со скоростью 380 км/ч. В ближайшие два года на удвоение протяженности таких дорог будет потрачено 800 млрд юаней (120 млрд долларов).
Автобус-тоннель
Китайское правительство решило бороться с дорожными пробками новаторскими методами и поддержало инициативу местной компании Shenzhen Hashi Future Parking Equipment — проект двухуровневых автобусов. Инновационная разработка была показана на 13-й Пекинской международной высокотехнологичной выставке в мае этого года.
Верхний уровень служит непосредственно для перевозки 1200–1400 пассажиров одновременно, в то время как под нижним ярусом свободно проезжает весь прочий транспорт высотой до 2 метров. Инновационный автобус движется за счет как электрической, так и солнечной энергии, развивая скорость до 60 км/ч. Ультразвуковые волны работают в качестве сигнализации, включающей звуковой и световой сигнал, «отпугивающий» грузовики и автомобили выше 2 метров. Кроме того, в «тоннель» встроены датчики, предупреждающие водителей о чрезмерном приближении к шине и о повороте автобуса.
Но такой автобус требует специальных путей. Власти Китая обещают, что их начнут строить уже скоро. Строительство первого 186-километрового экспериментального пути в Пекине должно начаться в конце 2010 года, что будет знаменовать запуск футуристической транспортной системы в Китае.
Прогнозы по эффективности 3D Express Coach оптимистичны: предполагается, что инновация позволит сократить дорожные пробки и заторы примерно на 30 %. Жаль, что для Москвы и Питера этот проект не подходит из-за большого количества проводов на российских улицах.
Китайцы на Луне
2 октября 2010 года Китай успешно запустил к Луне исследовательский аппарат «Чанъэ-2». Дата была выбрана не случайно: 1 октября — главный государственный праздник страны — День образования Китайской Народной Республики. С него в Китае начинается одна из двух «Золотых недель», когда праздничные дни (1–3 октября) объединяются с выходными и образуют вместе нерабочую неделю.
Запуск «Чанъэ-2» продемонстрировал достижения страны в области космонавтики. Осуществляемая КНР космическая программа названа «Чанъэ» в честь китайской богини Луны. На момент запуска первого зонда, который 1 марта 2009 года завершил свое существование традиционным для лунных аппаратов образом (упав на поверхность Луны, как европейский «Смарт-1», японская «Кагуя-1» и американский LCROSS), предполагалось, что следующий аппарат должен совершить мягкую посадку, чтобы исследовать строение лунного грунта. Однако намерения были изменены: «Чанъэ-2» не сел на поверхность Луны, ограничившись съемками местности во время полета на высоте всего 15 км, чтобы определить место оптимальной посадки аппаратов, которые будут запущены к Луне позже. Третий этап программы «Чанъэ», выполнение которой изначально было рассчитано до 2020 года, в результате разбили на две миссии. В ходе второй из них в 2012 или 2013 году аппарат «Чанъэ-3» осуществит мягкую посадку на Луну. Китайские СМИ подчеркивают, что этот зонд был спроектирован еще в прошлом году. В рамках четвертой миссии должна состояться высадка на поверхность Луны китайского лунохода, он произведет забор грунта и отправит образцы на Землю.
Китайцы не скрывают своих целей: программа «Чанъэ» — подготовка к высадке на Луну человека, а в будущем строительство там базы для использования лунных ресурсов. Особенно жителей Поднебесной интересует самый легкий из изотопов гелия — гелий-3, используемый как термоядерное топливо. На Земле его практически не добывают (объем составляет несколько десятков граммов в год), а создают искусственно. Средняя цена литра гелия-3 в 2009-м составила 930 долларов. На Луне же, по оценкам ученых, должно содержаться порядка миллиона (а то и все десять) тонн гелия-3.
Помимо этого изотопа, китайцев интересуют другие химические элементы, например титан и железо. Поэтому, кроме съемок поверхности, одной из основных задач «Чанъэ-2» было составление карты распределения элементов в лунной «коре» и схемы залегания геологических пород и минералов, а также измерение плотности лунного грунта.
В 2003 году КНР стала третьей державой после России и США, самостоятельно запустившей человека в космос. Сейчас же КНР занимается исследованиями Луны наравне с США (зонд LRO продолжает работать, хотя он уже получил массу интересных данных), европейскими странами (зонд «Смарт-1», работавший в 2003–2006 годах), Японией (зонд «Кагуя» успешно выполнил свою миссию, завершив ее в 2009 году) и Индией (зонд «Чандраян» хоть и вышел из строя раньше времени, но успел передать на Землю много полезной информации).
Что касается России, то она намерена в 2013 году запустить аппарат «Луна-Глоб», который должен осуществить облет Луны и выбрать площадки для последующих спускаемых аппаратов. В 2012–2013 году Индия также намерена осуществить запуск лунного аппарата «Чандраян-2», состоящего из орбитального зонда и лунохода, построенного российскими инженерами.
ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ»
А теперь вопрос «на засыпку». Как вы думаете, каким инструментом для реализации всех этих суперпроектов, а также для строительства обычных небоскребов и многоуровневых развязок пользуются китайцы? Правильно! Китайским! При особой необходимости закупается импортное оборудование. Но обычно это происходит только один раз — этого достаточно, чтобы организовать собственное производство.
Репортаж подготовили: Андрей Зборовский и Любовь Балаболина
При подготовке статьи использовались и цитировались источники:
www.ru.wikipedia.org, www.gazeta.ru, www.vesti.ru
Редакция благодарит за предоставление фотографий пресс-службу ОАО «ГАО ВВЦ»,
официальный сайт российского павильона на «Экспо»: www.expo2010-russia.ru
осень 2010 года