Четыре модели «Интерскол» с Li-Ion аккумуляторами появятся в продаже мае — отвертка 3,6 В и три шуруповерта 10,8 В; 14,4 В; 18 В. Перечисленные модели – первые в литий-ионной линейке «Интерскол», за ними последуют и другие модели, следите за анонсами.
Редакция журнала «Инструменты» серии «Потребитель» уже получила от компании «Интерскол» образцы новинок для проведения тестирования. Следите за новостями — результаты будут опубликованы на сайте и в следующем выпуске журнала. А пока приводим информацию по новинкам, полученную от компании «Интерскол».
Новый аккумуляторный инструмент обладает рядом принципиальных отличий от традиционного инструмента, базирующегося на NiCd (никель-кадмиевой) технологии. Самое главное отличие – они почти в два раза легче и гораздо компактнее аналогичных моделей с никель-кадмиевым аккумулятором, кроме того, применение более современных двигателей позволяет шуруповерту развивать больший момент при том же напряжении.
Интерскол ОА-3,6
Аккумуляторная отвертка
Номинальное напряжение: | 3,6 В |
Посадочный размер насадки: | HEX ¼” |
Частота вращения: | 200 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 3,5 Н*м |
Тип аккумуляторной батареи: | Li-Ion |
Емкость батареи: | 1,3 А*ч |
Вес: | 350 г |
Цена: | новинка (начало продаж – май 2010 года) |
Отвертка ОА-3,6 выпускается в несколько другом форм-факторе, нежели отвертка ОА-4,8 – Г- образная, без шарнира на сочленении. Она получилась легче практически вдвое – вес ОА-4,8 составляет 600 грамм, а ОА-3,6 350 грамм, при этом момент не упал, а даже несколько вырос и составляет 3,5Нм, притом, что у ОА-4,8 максимальный момент составляет 3,4 м. Сократилось и время зарядки аккумулятора – 3 часа против 5 часов.
Отвертка комплектуется битами-насадками Н2-Н6, SL3…7, PZ1…3, PH1…PH3, T10…T40, переходником-удлинителем для насадок в отличие от ОА-4,8, где была одна пробная бита, покупатель получает сразу полностью функциональный набор, что безусловно удобно. Металлический корпус редуктора говорит о большом сроке службы и стойкости к нагрузкам, а большая, по сравнению с ОА-4,8 емкость аккумулятора позволяет дольше работать не прибегая к зарядке. Отвертка снабжена обгонной муфтой, обеспечивающей блокировку шпинделя, и позволяющей использовать отвертку как ручную, для доворачивания крепежа. Излишне повторять, что аккумулятор обладает крайне низким саморазрядом, это позволяет отвертке всегда быть готовой к «бою» — даже взяв ее в руки после полугодового таймаута можно легко выполнить требуемые работы без подзарядки. Отвертка оснащена лампой подсветки, что облегчает работу в труднодоступных и плохоосвещенных местах и индикатором выбранного направления вращения. Отвертка с принадлежностями поставляется в кейсе.
Интерскол ДА-10/10,8
Дрель-шуруповерт
Номинальное напряжение: | 10,8 В |
Максимальный диаметр сверления: | в металле — 10 мм, в дереве — 16 мм |
Максимальный диаметр самореза: | 5 мм |
Частота вращения: | 550 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 10 Н*м |
Число ступеней регулировки момента: | 15+1 |
Тип аккумуляторной батареи: | Li-Ion |
Емкость батареи: | 1,3А*ч |
Вес: | 910 г |
Цена: | новинка (начало продаж – май 2010 года) |
Дрель-шуруповерт ДА-10/10,8 представляет начальную модель Li-Ion ряда шуруповертов «Интерскол». Машина односкоростная, однако 550 об/мин. вполне достаточно как для сверления небольших отверстий, так и для выполнения шуруповертных работ. Скорость регулируется плавно нажатием на курок. Наибольший крутящий момент машины 10 Н*м, наибольший диаметр сверления в стали – 10 мм, в дереве – 16 мм. Машину не рекомендуется использовать для закручивания саморезов более 5 мм диаметра, но до 5 мм она справляется со своей работой очень хорошо. Есть подсветка зоны сверления. 15 положений регулировки муфты ограничения усилия позволяют легко выполнять весь спектр работ от заворачивания самых небольших саморезов до вполне серьезных. Для сверлильных работ есть специальное положение муфты, на котором трещетка отключается. Масса машины 910 г, она комплектуется двумя аккумуляторами, часовым зарядным устройством, поставляется в кейсе.
Интерскол ДА-10/14,4 и ДА-10/18
Дрели-шуруповерты
Номинальное напряжение: | 14,4 В | 18 В |
Максимальный диаметр сверления В металле: В дереве: |
10 мм 30 мм |
10 мм 30 мм |
Максимальный диаметр самореза: | 6 мм | 6 мм |
Частота вращения 1 скорость: 2 скорость: |
400 об/мин 1100 об/мин |
400 об/мин 1100 об/мин |
Максимальный крутящий момент 1 скорость: 2 скорость: |
15 Нм 11 Нм |
16 Нм 12 Нм |
Число ступеней регулировки момента: | 15+1 | 15+1 |
Тип аккумуляторной батареи: | Li-Ion | Li-Ion |
Емкость батареи: | 1,3 Ач | 1,3 Ач |
Вес: | 1000 г | 1040 г |
Цена: новинки (начало продаж – май 2010 года) |
Основным отличием ДА-10/14,4 от ДА-10/18 является использование батарей различного напряжения и соответственно большим моментом и производительностью модели с аккумулятором 18В.
Механизм редуктора у обоих моделей двухскоростной, обеспечивает максимальные скорости 400 об/мин и 1100 об/мин соответственно, при этом у модели ДА-10/14,4 максимальный момент составляет 11 Н*м и 15 Н*м, а у модели ДА-10/18 – 12 Н*м и 16 Н*м на каждой скорости соответственно. Внутри каждого диапазона скорость регулируется плавно, изменением усилия нажатия на курок. Число регулировки ступеней затяжки 15+1. Наибольший диаметр сверления в стали 10 мм, в дереве 30 мм, наибольший диаметр заворачиваемого шурупа 6 мм что с лихвой перекрывает большую часть требований к работам подобного типа. Масса машин отличается незначительно и составляет 1 кг – для сравнения, масса аналогичных машин с Ni-Cd аккумулятором составляет 1,9 кг. Машины оснащены системой блокировки шпинделя, подсветкой рабочей зоны. Комплектуются двумя аккумуляторами, часовым зарядным устройством, поставляются в кейсе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Литий-ионные аккумуляторы являются одними из самых перспективных для использования в качестве источника питания для электроинструмента на сегодня. Технология их производства постоянно совершенствуется, улучшаются характеристики, уменьшается стоимость производства. Еще 30 лет назад о аккумуляторах с литиевыми электродами и апротонным электролитом говорили только в теории, но уже через несколько лет появились первые промышленные образцы. Правда, технология, используемая в них, была несовершенна, что приводило к высокой взрывоопасности — при работе на литиевом аноде образовывались дендритообразные кристаллы лития, которые прорастали до катода, создавая межэлектродные мостики саморазряда, провоцирующие короткое замыкание и взрыв из-за перегрева.
С начала 90х годов началось коммерческое использование литий-ионных аккумуляторов, изготовленных фирмой Sony. В этих аккумуляторах использовался кобальтат лития (LiCoO2), адсорбированный на коксовых аноде и катоде. В качестве электролита использовалась соль лития в органическом растворителе. Но аккумуляторы были очень дороги, к примеру, литий-ионный аккумулятор для сотового телефона в середине 90-х годов стоил несколько сотен долларов.
Технологии не стояли на месте, и в конце 1990-х появилось много новых игроков на рынке Li-Ion аккумуляторов — стали производится батареи на базе кобальтатов лития на графитовых электродах, появились батареи на основе более дешевой химии — LiNiO2, LiMnO2, LiMn2O4, LiFePO4. Также появились аккумуляторы с полимерным электролитом и литий-полимерные аккумуляторы для использования в миниатюрной электронике.
Одной из причин дороговизны литий-ионных аккумуляторов, кроме стоимости самого лития, является наличие специального электронного блока управления, который находится непосредственно в аккумуляторах. Называется он BMS (Battery Manegement System) — система управления батареей — электронный контроллер, который обязательно ставится на каждый аккумулятор для мониторинга процесса заряда-разряда батареи, современные BMS также имеют логику для определения температуры, количества зарядов/разрядов, оценку вероятности выхода из строя аккумулятора – и взаимодействуют с контроллером зарядного устройства, управляя процессом заряда.
Li-Ion батареи вдвое превосходят NiMH аналоги по емкости и почти в три раза по удельной мощности – это следствие выдающихся электрохимических свойствах лития. Литий обладает самым большим электроотрицательным потенциалом, а благодаря своей низкой плотности – самой высокой удельной электрической энергией. Вторичные источники энергии на основе лития имеют самые высокие разрядное напряжение и емкость. Но в чистом виде элемент крайне активен и не может быть использован в качестве электродного материала, поэтому в электротехнике применяются безопасные соединения лития. Принцип работы Li-Ion батареи основан на перемещении ионов лития между электродами. Во время заряда ионы перемещаются от катода к аноду через слой электролита, а во время разряда – в обратную сторону. Анод, подобно губке, сначала впитывает ионы лития, а при подключении внешнего потребителя отдает их обратно на катод.
Резюмируя вышесказанное можно выделить несколько основных преимуществ и недостатков батарей на Li-Ion, которые во многом будут влиять на решение при выборе между инструментом Li-Ion или Ni-Cd.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЛИТИЙ-ИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Преимущества:
• гораздо большая плотность запасаемой энергии на единицу массы. Емкость литий-ионного аккумулятора может быть от 5 до 10 раз больше, чем емкость никель-кадмиевого аккумулятора сопоставимой массы, иными словами, для достижения такой же ёмкости как у Ni-Cd аккумулятора, Li-Ion может весить в 5-10 раз меньше;
• быстрый процесс заряда батарей — до 90% емкости за 30-40 минут;
• высокий показатель ресурса — свыше 1000 циклов разряда/заряда, против 500 циклов у Ni-Cd;
• низкий показатель саморазряда (до 2% в месяц!!) за счет пассивации поверхностей электродов при отсутствии разрядного тока и практически полное отсутствие межэлектродных мостиков саморазряда;
• напряжение питания на элементе — 3,6В, что в несколько раз выше, чем у NiMH и NiCd аккумуляторов, позволяет использовать меньшее количество элементов включаемых в последовательную цепь;
• экологичность — могут утилизироваться без предварительной переработки.
Недостатки:
• достаточно быстрое старение аккумулятора — большинство аккумуляторов резко снижают свои характеристики через несколько лет;
• падение емкости при охлаждении ниже нуля, при отогревании до нормальной температуры емкость восстанавливается;
• и, пожалуй, самый главный недостаток – большая по сравнению с Ni-Cd стоимость.
март 2010 года