Грядёт весна, и вместе с ней — новый сезон «дачно-полевых» работ. Кто-то займется цветами и клумбами, кто-то — любимым газоном. А кто-то уже сейчас планирует расположение грядок под овощи, зелень и прочие съедобные дары природы. Для них, предусмотрительных, мы решили подготовить традиционный обзор рынка культиваторов и мотоблоков, а также отзывы о наиболее интересных моделях сезона.
Что это такое, и для чего нужно?
Известность и распространенность этого типа техники настолько велика, что вопрос можно считать риторическим. Она служит в первую очередь для обработки почвы: культивации (перемешивания верхнего плодородного слоя, заменяющего перекапывание лопатой), пахоты (переворот этого же слоя, но без перемешивания), нарезания гряд, выкапывания корнеплодов, перевозки грузов. Возможности культиваторов в этом списке перечислены практически полностью, а вот мотоблоки умеют делать ещё массу полезных дел: убирать снег, подметать дорожки, косить траву, некоторые даже перекачивают воду и генерируют электричество. Здесь всё зависит от того, какое оборудование подсоединить к мотоблоку, который в таком случае является универсальным приводом для различных устройств. В этом и заключается основная разница: мотоблок способен работать с навесным оборудованием, культиватор — нет. Навесное оборудование — это то, что требует привода от двигателя через шкив или вал отбора мощности. Плуг, хоть и «навешивается», относится к прицепным устройствам и может использоваться как на культиваторах, так и на мотоблоках. Аналогично — прицеп для перевозки грузов.
Двигатель
Культиваторы могут быть электрическими, с питанием от сети или аккумулятора. Но большую часть подобной техники оснащают обыкновенными бензиновыми четырёхтактными двигателями воздушного охлаждения мощностью 2,0–6,5 л. с. Этого вполне достаточно для работы с приемлемой скоростью и по любой почве. Бензиновые двигатели мощностью до 10 л. с. чаще устанавливают на тяжёлые культиваторы и мотоблоки. Дизельные двигатели обычно встречаются на тяжёлых профессиональных моделях мотоблоков.
Понятие мощности двигателя для культиваторов особого значения не имеет. Тем более что выходная мощность, во‑первых, зависит от установленной частоты вращения коленвала (или напряжения в сети, если речь идёт об электромоторе), а во‑вторых, от методики измерения, которая у разных компаний различается. Важнее крутящий момент, передаваемый на фрезы, а он, при прочих равных условиях, зависит от передаточного отношения всей трансмиссии. Частота вращения фрез у разных моделей различна. Для средних культиваторов характерна рабочая частота порядка 100–150 об/мин, для более лёгких (рыхлителей) она выше. Зависимость тут простая: чем тяжелее почва, тем выше требуется крутящий момент, тем медленнее должны вращаться фрезы (при одинаковой установленной частоте вращения двигателя и ширине обработки) и тем тяжелее требуется сам культиватор.
Многие компании выпускают модификации культиваторов с моторами разной мощности и разных производителей. Испытывая две одинаковые модели с разными по мощности двигателями, ещё можно чтото сравнивать. Если же разговор идёт о разной технике, с разным передаточным числом, неизвестной методикой определения мощности, её значение стоит учитывать только в справочных целях. Для частного применения вполне достаточно разновидностей с недорогим (скорее всего, китайским) двигателем, для профессионального логичнее использовать двигатель от именитого бренда соответствующего исполнения. Заменить двигатель вполне возможно и в домашних условиях: посадочные размеры и исполнения выходных валов стандартизованы, если мотор вышел из строя, искать точно такой же не обязательно. Аналоги найдутся и у других производителей.
Трансмиссия
К ней относится всё, что служит для передачи крутящего момента к выходному валу и защищает мотор от остановки в случае заклинивания вала. В первую очередь это редуктор и механизм сцепления.
Конструкция редукторов различна: червячный чаще используется для относительно лёгких машин, цепной больше характерен для среднего класса, а шестерёнчатый обычно применяют у мотоблоков. Редукторы могут быть разборными и неразборными, обслуживаемыми и не требующими обслуживания, с корпусами из алюминиевого сплава, штампованными и литыми из чугуна. Это те особенности, которые при нормальной эксплуатации особой роли не играют, а при поломке редуктора (такое случается редко) потребуется помощь специалиста и, скорее всего, запчасти или даже полная замена. Вообще при обычных условиях проблем этот узел почти не доставляет. Максимум, что требуется при обслуживании редуктора — периодическая замена смазки, да и то далеко не у всех моделей. Масло в редукторе, как правило, залито на заводе, хотя, если он обслуживаемый, есть резон проверять его наличие хотя бы изредка. А перед первым запуском — обязательно.
Фрезы
Это основной рабочий орган культиватора. Конструкция фрезы вполне «устоялась»: на валу крепятся четыре загнутых заострённых ножа, в зависимости от мощности ставится несколько пар фрез (обычно дветри, реже одна или четыре). От фрез во многом зависит качество и удобство работы, их форма и порядок заглубления в землю в последнее время часто рассчитываются с применением компьютеров. Почти всегда фрезы — направленного типа, то есть требуют учёта направления вращения при их установке.
Существует два варианта исполнения ножей: заточенные и с полукруглой рабочей кромкой. Конечно, первые встречают меньше сопротивления при работе, а значит, мотору «легче», зато вторые безопаснее. Есть и ещё один нюанс: острые ножи лучше разрезают корни (некоторые сорняки способны восстановиться и от маленького кусочка корневой системы, а уж когда таких кусочков окажется много — результат понятен), а неточёные больше «вытаскивают» из земли, но и чистить фрезы от накрутившихся на них остатков растений наверняка придётся чаще. В общем, однозначного ответа на вопрос «что лучше?» здесь нет.
Сошник
Это металлический прут или полоса, с помощью которой задают глубину культивации. Располагается в задней части машины. Может регулироваться по глубине входа в почву или выпускаться в нерегулируемом варианте, тогда глубину устанавливают, поднимая или опуская рукоятки культиватора. Иногда на лёгких моделях может отсутствовать: всё равно глубоко фрезы не зароются, да и вытащить их нетрудно. Советы, как правильно настроить плуг читайте на нашем сайте в этой статье-ликбезе.
Весовые категории
Двигатели, фрезы, сошники и т. д. — общие элементы, которые встретишь и у лёгкого культиватора, и у тяжелого мотоблока. А в чём же тогда разница, и почему такой акцент делается именно на весе? Да потому, что вес — ключевой параметр для этого типа техники. Легкая машина просто не справится с тяжелой плотной почвой. Поэтому всю технику целесообразно разделить на несколько групп.
Мотокультиваторы сверхлёгкого класса
Самое простое решение. Вес — порядка 10 кг, в основном с электромоторами мощностью 0,6–1,2 кВт, иногда — с питанием от аккумулятора. Редуктор червячный, сцепления может и не быть, вместо него ставят системы защиты самого двигателя. Сошник не обязателен: всё равно такая машина вряд ли сумеет «закопаться» глубоко под собственным весом.
Модели отлично подходят для использования на хорошо окультуренной почве, в теплицах и парниках, а также как вспомогательное оборудование для разрыхления уже обработанной земли (ведь сроки посадок могут не совпадать со сроками вспашки) или внесения удобрений. Требуют минимального технического обслуживания и небольших усилий при работе. Понятно, что работают ими только недалеко «от розетки», но зато делать это может практически любой, даже далёкий от техники человек. Частота вращения фрез у многих из них (но не у всех) — порядка 300 об/мин: фактически культиватор «берёт скоростью», а не мощностью.
Культиваторы лёгкого класса
Обычный вес — 20–30 кг, мотор чаще всего бензиновый, фрез — две пары, со шник есть почти всегда. Рукоятка или нерегулируемая, или регулируется «по минимуму». Для работы с другим оборудованием обычно не предназначены. Таких бывает достаточно для обработки нескольких соток часто вспахиваемой или лёгкой почвы.
Культиваторы среднего класса
«Весовая категория» 40–60 кг. Двигатели бензиновые, фрез может быть дветри пары, исполнение рукояток — любое, от самого простого, до возможности регулировки высоты и разворота. Передняя передача чаще всего одна, в этой категории не редкость машины, имеющие и заднюю передачу. Лёгкие модели могут работать с некоторыми разновидностями плугов вроде картофелевыкапывателя («плуг с гребёнкой») или окучника (отвал на обе стороны). Для работы с настоящим плугом более годятся модели весом от 50 кг, желательно использование утяжелителей. Разумеется, чтобы «тянуть» плуг и подобное оборудование, фрезы надо заменить на колёса: пневматические или металлические с грунтозацепами. Этими моделями с относительно небольшими усилиями можно обрабатывать и так называемую целину. Иногда в список дополнительного оборудования входит также тележка для транспортировки.
Культиваторы тяжёлого класса
Могут работать со всем прицепным оборудованием, имеют несколько передних передач, мощный мотор, тричетыре пары фрез. Весят примерно 100–130 кг, выглядят чаще всего как обычный, но только большой культиватор. К этой же категории стоит отнести модели со шлицевым ВОМ, на который ставится специальная насадка для культивации, а колёса снимать не надо. На таких моделях колёса толкают культиватор вперёд, фрезы вращаются в обратном направлении. В итоге качество обработки возрастает. Эту технику уже почти можно считать мотоблоком, вот только других насадок к ВОМ производителем не предусмотрено.
Мотоблоки
Имеют множество вариантов исполнения, весят чаще всего 80–100 кг, хотя попадаются модели весом от 50 до 300 кг. Работают с разным оборудованием, пригодны и для транспортировки, и для скашивания сена, уборки снега, перекачки воды, подметания территории… список большой, но у каждой модели он свой, зависит от конструкции ВОМ. Самые простые варианты — дополнительный ручей на ведомом шкиве ременной передачи или дополнительный шкив на этом же валу, но с другой стороны относительно редуктора. Тут всё просто: закрепил «навеску», натянул ремень — и техника готова к работе. Часто для установки даже инструмент не нужен.
Также на некоторых аппаратах применяется шлицевой ВОМ. Он способен передавать более высокие нагрузки, не требует регулировок, но устанавливать оборудование немного сложнее — скорее всего, придётся «покрутить гайки».
Активное навесное оборудование для мотоблоков с ременной передачей и шлицевым валом, разумеется, не взаимозаменяемо. Внутри этих двух категорий попадаются устройства, подходящие к мотоблокам разных производителей.
Надувные пневмоколёса у мотоблоков обычно входят в комплект, а вот фрезы — не всегда. Мотоблоки относятся к универсальным машинам и в отличие от культиваторов могут эксплуатироваться практически круглый год при приобретении соответствующего дополнительного оборудования.
Husqvarna TF 334
Мотокультиватор среднего класса
ДВИГАТЕЛЬ: Briggs&Stratton 950 Series; горизонтальный вал; 208 см³ |
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,1 л |
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л |
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 320 мм |
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; цепной редуктор; количество передач: 1 передняя/ 1 задняя |
РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ: ширина обработки — 590/ 800 мм; глубина обработки — до 300 мм |
КОМПЛЕКТАЦИЯ: культиватор; 6секций почвофрез; съёмные щитки для фрез; транспортировочное колесо; защитные диски; сошник |
ВЕС: 56,0 кг |
НОВИНКА |
Узел крепления рукоятки управления фиксируется гайкой с шарнирно закреплённым рычагом, при её отворачивании может регулироваться в двух плоскостях. Рукоятку для экономии места реально развернуть и сложить вперёд | Двигатель Briggs&Stratton. Крышка корпуса воздушного фильтра снимается без инструмента. Глушитель прикрыт защитной решёткой, на выпускной патрубок надет наконечник, отводящий выхлопные газы в сторону |
Сошник нерегулируемый, глубина вспашки устанавливается пользователем при поднимании или опускании ручек. Фрез шесть, ближние к редуктору пары сдвоены, третью, дополнительную, ставят при работах на лёгких или ранее вскопанных почвах | При установке трёх пар фрез к культиватору следует прикрепить дополнительные крылья. Стойка транспортировочного колеса подпружинена, для изменения положения колеса её вытягивают вперёд и поворачивают |
Культиваторы от компании Husqvarna представлены двумя линейками: популярной «классической» компоновки и практически не встречающимися у других производителей профессиональными аппаратами с колёсным приводом и встречным вращением фрез.
Модель TF 334 относится к среднему уровню в линейке Husqvarna, установленный двигатель — производства Briggs&Stratton, мощностью 4,5 кВт (6,1 л. с.) при рабочей частоте вращения вала в 3300 об/мин. Частота вращения выходного вала культиватора, наоборот, невысока (118 об/мин), таким образом увеличивается крутящий момент, передаваемый на фрезы. В общем, мощности достаточно, чтобы обрабатывать тяжёлые почвы, причём не только с помощью фрез, но и плугом. Культиватор оборудован реверсом, что упрощает маневрирование на небольших участках и в стеснённых условиях. Сцепление, как и у всех моделей «классической» компоновки, ременное, механизм включения заднего хода расположен у ведомого шкива. Редуктор — цепной, неразборный, причём с возможностью простого демонтажа.
Рукоятка управления имеет возможность регулировки в двух плоскостях без применения инструмента. Конечно, культиватор — не мотоблок, с его помощью не проводят работы, для которых требуется разворачивать рукоятку на 180°. Но такой разворот актуален при хранении или транспортировке: если развернуть рукоятку и повернуть её вперёд, «накрыв» ею культиватор сверху, места потребуется значительно меньше. А при вспашке можно немного повернуть рукоятку вбок, чтобы не затаптывать обработанную землю. Стойка рукоятки спереди прикрыта декоративным пластмассовым щитком.
Для управления перемещением используется два рычага, закреплённых на правой ручке. Нижним включают сцепление — если прижать его, машина поедет вперёд. Для включения заднего хода к ручке сначала прижимают верхний рычаг, а потом — нижний. Конструкция выполнена так, что реверс легко включить одной рукой, но только при отпущенном рычаге сцепления (случайное переключение передач на ходу может привести к поломкам отдельных узлов, тут эта возможность исключена).
В комплект поставки входит сошник, три пары фрез, защитные диски для растений и съёмные «крылья» — щитки, которые используют при работе полным комплектом фрез. Если необходимо, можно поставить и диски для защиты растений. Выходной вал, фрезы и диски соединяются друг с другом с помощью стальных пальцев с защёлками. Сами фрезы неразборные, ножи прикреплены к фланцам на заклёпках, первая и вторая пара фрез (если считать от вала) смонтированы на общем фланце. Для транспортировки культиватор снабжён колесом, закреплённым спереди, на подпружиненной стойке. Поднять или опустить такую стойку — дело буквально нескольких секунд.
В качестве дополнительного оборудования к данной модели компания Husqvarna предлагает пневматические колёса с валами — расширителями транспортной колеи, плугкартофелевыкапыватель, устанавливаемый вместо сошника, и комплект из плугаокучника и металлических колёс с грунтозацепами.
Салют-100 (ХВС-01)
Мотоблок
ДВИГАТЕЛЬ: Hwasdan H170F; OHV; горизонтальный вал; |
МОЩНОСТЬ (макс.): 5,1 кВт (7,0 л. с.) при 3600 об/мин |
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,6 л |
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л |
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; шестерёнчатый редуктор; количество передач— 4 передние, 2 задние, свозможностью перестановки ведущего шкива; отбор мощности с помощью шкива |
СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ: 1,3–10,0 км/ч |
ТРАНСПОРТНАЯ КОЛЕЯ: 360/650 мм |
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 320 мм |
ШИРИНА ОБРАБОТКИ (при культивации): 300/ 600/ 980 мм; глубина обработки — до 250 мм |
КОМПЛЕКТАЦИЯ: 6 раздельных секций почвофрез, диски для защиты растений; съёмные щитки для фрез; 2 колеса, втулки — удлинители колёсных осей; сошник; кронштейн для навесного оборудования; щуп для проверки уровня масла в редукторе; инструменты |
ГАБАРИТЫ (всостоянии для транспортировки): 1350×600×1100 мм |
ВЕС: 95,0 кг (с комплектом поставки) |
ЦЕНА: 26 800 руб. |
Салют-Hwasdan (С‑1)
Снегоотбрасыватель для мотоблока
ТРАНСМИССИЯ: механическая, от шкива отбора мощности |
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ШНЕКА (макс.): 1404 об/мин |
ПАРАМЕТРЫ ОЧИСТКИ: |
ДИАМЕТР ШНЕКА: 300 мм |
ГАБАРИТЫ: 625×725×880 мм |
ВЕС: 58,5 кг |
НОВИНКА |
Органы управления отоблоком «Салют‑100»: рычаги управления оборотами двигателя на рукоятках, рычаг переключения скоростей на поперечине рукоятки. В «связке» со снегоотбрасывателем к ним добавляется вращающаяся ручка для поворота снегоотводящего жёлоба | Дефлектор закреплён на винтах-«барашках». Защитная решётка жёлоба — «качающегося» типа, подпружинена |
Шнек собран из стальных лопаток, подающих снег к стальной сварной крыльчатке. Конструкция ремонтопригодна и обладает большим запасом прочности, может использоваться даже на неровных поверхностях (заодно и подровняет) | Снегоотбрасыватель крепится к сцепке мотоблока стальными пальцами. Рукоятка поворота жёлоба опирается на кронштейн, закреплённый на мотоблоке, демонтировать её можно, сняв пружинный шплинт (не снимая кронштейн) |
Привод шнека осуществляется через ремень, натягиваемый рычагом (под шкивом). Для ослабления ремня нажимают подпружиненную рукоятку, которая разблокирует храповик натяжного механизма |
|
Мотоблоки «Салют‑5» известны у нас уже несколько десятков лет, они были разработаны и долгое время выпускались на московском предприятии ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют». Конечно, за это время мотоблоки не раз модернизировались, последняя серьёзная модернизация была проведена в 2013 году, новинки получили и новое название «Салют‑100» (в честь столетнего юбилея завода). Отличий от предыдущих мотоблоков, «Салют‑5», довольно много, как мелких, так и вполне серьёзных. Наиболее интересное из них — перенос рукоятки переключения передач мотоблока на рулевую колонку, что упрощает управление машиной. Кстати, у нас на сайте есть мастер-класс по установке «выносного» механизма переключения на «Салют‑5». «Салют‑100» к тому же поставляется в более богатой базовой комплектации, но принципиальная схема конструкции не изменилась: поперечное расположение двигателя, два приводных ремня к шестерёнчатому редуктору, прицепное устройство и шкив отбора мощности для присоединения дополнительного оборудования, которое без переделок можно поставить как на «Салют‑5», так и на «Салют‑100».
В настоящее время «Салют‑100» выпускается с несколькими разновидностями силовых агрегатов: Briggs&Stratton Vanguard, Briggs&Stratton I/C, Honda, Kohler, Lifan. Данная модель — новинка, оборудована недорогим, но мощным мотором Hwasdan. Цена двигателя составляет значительную часть стоимости всего мотоблока — такое разнообразие помогает выбрать оптимальный вариант для конкретных условий работы.
Навесной снегоотбрасыватель, который также представлен на этой странице, — новинка в ассортименте «Салют», подходит ко всем моделям этой марки. Даже по внешнему виду понятно, что модель рассчитана на гораздо более сложные условия эксплуатации, чем «сольные» снегоотбрасыватели: простое устройство с лёгким доступом для ремонта ко всем деталям, сборный шнек со стальными лопатками большой толщины, труба — «бампер» на верхней части ковша. Крутящий момент от шкива отбора мощности через два ремня и натяжной шкив между ними передаётся цепной передаче, вращающей шнек. Высоту ковша относительно поверхности можно регулировать, изменяя положение опорных башмаков. Для установки снегоотбрасывателя нужно прикрепить его к сцепке парой пальцев, закрепить кронштейн с вращающейся рукояткой на рулевой колонке, установить и натянуть рычагом приводной ремень — в общем, эта работа займёт буквально несколько минут.
Мастер
Мотокультиватор среднего класса
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GCV‑160; 160 см³ ; |
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 0,93 ; 1,4 ;1,7 л |
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,5 ; 0,6 ; 0,6 л |
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 320 мм |
ТРАНСМИССИЯ: сухое коническое сцепление; червячный редуктор; количество передач: 1 передняя |
РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ: ширина обработки — 420/ 600 мм; глубина обработки — до 250 мм |
КОМПЛЕКТАЦИЯ: 4 раздельные секции почвофрез; защитные диски; сошник, совмещённый с транспортировочными колёсами |
ГАБАРИТЫ (в состоянии для транспортировки): 780×570×750 мм |
ВЕС: 42,0 кг |
ЦЕНА: 21 380 ; 20 995 ; 16 900 руб. |
Фланцы привода и исполнительного механизма, а также редуктора-адаптера (на фото) соединяются с помощью специальных хомутов |
Мотокультиватор разработан и выпускается в городе Коврове Владимирской области, на ОАО «Завод им. В. А. Дегтярёва» (предприятии оборонного комплекса). Модель относится к отдельному семейству — культиваторы модульного типа. «Родоначальник» серии — культиватор MTD T/240, остальные можно считать его конструктивными копиями. Аналогичные модели предлагают несколько компаний, внешне все такие аппараты выглядят примерно одинаково. Впрочем, на рынке садовой техники внешним сходством никого не удивишь, для пользователя это даже удобнее — упрощается подбор дополнительного оборудования. Отличия между моделями разных производителей, конечно, есть, как внешние, например в особенностях исполнения рукояток управления, так и внутренние, в основном в конструкции сцепления.
Известно, что возможности культиваторов обычно невелики. Кроме «вспашки» земли с помощью фрез, они могут работать лишь с небольшим ассортиментом прицепного оборудования, да и то не всегда. Считается, что минимальный вес культиватора для использования плуга — хотя бы 50 кг, а лучше — больше. Вес «Мастера» — всего чуть более 40 кг. Максимум на что ещё способны модели аналогичного веса всех других типов — работа с окучником и картофелевыкапывателем. «Мастер» же допускает применение плуга (для этих трёх видов оборудования понадобится заменить фрезы металлическими колёсами с грунтозацепами). Из особенностей самой модели отметим комплектацию дисками для защиты растений, сошник, конструктивно объединённый с парой опорных колёс на общей оси, и рукоятку управления, которая крепится к «моторному» узлу и имеет возможность регулировки и по высоте, и в горизонтальной плоскости.
Для переделки культиватора в мотоплуг между мотором и червячным механизмом ставят редуктор-адаптер, на оси — колёса с грунтозацепами, рукоятку управления переносят на сцепной узел. Эта конструкция — собственная разработка завода |
Но самая главная особенность во всём семействе — модульная конструкция. Фактически культиватор состоит из двух узлов: двигателя в сборе со сцеплением и редуктора с фрезами. Эти две «половинки» соединяются специальным хомутом с винтовым зажимом. Преимуществ у такой схемы много. Например, загрузить обычный культиватор в легковой автомобиль — занятие непростое: и весит он немало, и расположить его нужно, не наклоняя двигатель, иначе польётся масло. Найти место в багажнике для двух отдельных узлов гораздо проще, да и при хранении в межсезонье разборная конструкция удобнее. Есть и ещё один «плюс» — многофункциональность. Снятый двигатель с редуктором — фактически просто приводной узел, который можно переставить на другую «основу» и получить другой вид техники. В итоге мы имеем довольно лёгкий культиватор с возможностями мотоблока. Что немаловажно, дополнительное оборудование также выпускается на ОАО «ЗиД» и подходит к моделям разных производителей культиваторов этого семейства.
Для обеспечения работы некоторых видов дополнительного оборудования есть специальное приспособление — редукторадаптер, который ставят «в разрыв» между двигателем и червячным редуктором. Внутри корпуса адаптера находится понижающая клиноременная передача (передаточное число — 2,89) и шкив отбора мощности.
Измельчитель ИМ‑1 |
Снегоотбрасыватель МСУ‑1 |
Косилка МКС‑1 |
В частности, с помощью такого адаптера и колёс с грунтозацепами культиватор реально превратить в роторную сенокосилку с шириной захвата в 700 мм или снегоотбрасыватель с дальностью выброса до пяти метров и рабочей шириной в 600 мм. Пригодится он и при работе с навесным оборудованием, особенно плугом: отбор мощности плугу не нужен, а вот высокое тяговое усилие на колёсах — необходимо. Также в список дополнительного оборудования входит измельчитель садового мусора, способный справиться с ветками диаметром до 30 мм. Это приспособление стационарное, используется без адаптера.
Мобил К МКМ‑1‑GP160
Мотокультиватор среднего класса
ДВИГАТЕЛЬ: Honda GP160; горизонтальный вал; 163 см³ |
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,1 л |
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,58 л |
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 315 мм |
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; цепной редуктор; количество передач: 1 передняя |
РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ: |
КОМПЛЕКТАЦИЯ: 4 сдвоенные секции почвофрез; |
ВЕС: 45,0 кг |
ЦЕНА: 24 930 руб. |
Ручки управления: на правой — рычаг «газа», на левой — сцепления. Высоту рукоятки управления можно установить в одно из трёх положений, переставив крепёжный болт в подходящее отверстие и затянув гайку |
Сошник и транспортировочные колёса представляют собой единый узел: на колёсах «доезжают» до места работы, потом узел переворачивают и приступают к культивации почвы |
Редуктор — цепной двухступенчатый, разборный, корпус выполнен из алюминиевого литья. Фрезы — сдвоенные, со съёмными ножами, крепятся к валам с помощью легкосъёмных пальцев с фиксаторами-защёлками |
|
Рукоятка управления прикреплена прямо к корпусу редуктора — и конструкция простая, и запаса прочности достаточно. Между двигателем и редуктором виден зубчатый ремень и механизм сцепления — трос с пружиной, прикреплённой к кронштейну прижимного ролика |
Двигатели Honda новой серии GP легко узнать по белому цвету корпусных элементов. Моторы предназначены для использования на технике, работающей в периодическом режиме, с нагрузкой не выше номинальной |
Модель относится к сравнительно лёгким культиваторам, так сказать, «лёгкому среднему» классу. Чаще всего такие культиваторы приобретают владельцы участков в несколько «соток». Для перекопки лопатой это уже много, а для мощных культиваторов и тем более мотоблоков — маcштабы не те. Невысокий вес — дополнительное преимущество в тех случаях, когда обрабатывать приходится буквально «клочки»: площади шириной в однудве грядки, «пятачки» в несколько квадратных метров, почву в небольших теплицах (только при условии интенсивного воздухообмена или проветривания).
Данный культиватор — российского производства, спроектирован и выпускается на заводе «Мобил К» в Смоленской области, в городе Гагарине. Эта самая лёгкая модель среди всей линейки завода, включающей в себя культиваторы, мотоблоки, разнообразное дополнительное оборудование к ним, а также снегоотбрасыватели. Тем не менее по ряду особенностей он сходен и с более тяжёлыми культиваторами и мотоблоками этой марки. В частности, это нулевая балансировка: модели проектируются таким образом, чтобы центр тяжести находился над фрезами. Соответственно, при работе для удержания модели надо прикладывать минимум усилий — весь вес приходится на фрезы. Из особенностей конструкции отметим двухступенчатый редуктор профессионального класса с рабочей частотой выходного вала 80–110 об/мин. Для небольших культиваторов обычно характерна более высокая частота, но при этом становится сложнее обрабатывать тяжёлые почвы. Рулевая колонка имеет регулировку высоты в трёх положениях, «под рост» пользователя.
Отечественное производство не означает того, что у нас выпущены абсолютно все детали. Некоторые ответственные элементы конструкции — импортные: органы управления — от итальянской компании Start, зубчатый ремень — производства немецкой фирмы Optibelt. Металлические элементы окрашены итальянской краской с перламутровым оттенком: она дополнительно подчёркивает особенности дизайна. Ручка управления сцеплением — с «переменным плечом»: при её нажатии усилие при «выбирании люфта» и при прижатии ролика к ремню остаётся примерно одинаковым. Ручки, за которые держится пользователь при работе, «мягкие», с виброгашением. Такие же органы управления используются и на «старших» моделях «Мобил К». Большинство остальных элементов и узлов культиватора выпускается непосредственно на заводе. Исключение — двигатель: массовое производство моторов невысокой мощности у нас в стране фактически отсутствует, да и многие известные мировые производители давно уже перенесли своё производство в основном в Китай.
Вообще говоря, культиваторы МКМ‑1 оснащаются различными двигателями, представленный тоже «родился» в Китае. Такие двигатели компания Honda вывела на рынок в конце 2013 года. Если другие двигатели она в основном устанавливает на более дорогие модели преимущественно профессионального типа, то эти предназначены для широкого круга пользователей. По особенностям исполнения моторы сходны с двигателями хорошо известной линейки Honda серии GХ, технические различия невелики, но стоимость заметно ниже. Основное внешнее отличие новой линейки — белый цвет элементов корпуса. Практически такие же двигатели выпускают под разными брендами многие китайские компании, но, понятно, качество исполнения у «фирменных» моторов и «аналогов» может сильно различаться, причём не в пользу вторых. Эта линейка двигателей разработана компанией Honda как раз для того, чтобы частный пользователь имел возможность приобрести технику со сравнительно недорогим, но «именитым» и надёжным мотором.
Caiman Terro 50S C2
Мотокультиватор среднего класса
ДВИГАТЕЛЬ: Subaru EP 16OHC; горизонтальный вал; 169 см³ |
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,4 л |
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л |
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 320 мм |
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; цепной редуктор; количество передач: 1 передняя/ 1 задняя |
РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫ: ширина обработки— |
КОМПЛЕКТАЦИЯ: культиватор; 6 раздельных секций |
ВЕС: 54,0 кг |
НОВИНКА |
Узел соединения рукоятки управления со стойкой (декоративный пластиковый щиток снят) допускает возможность изменения угла наклона рукоятки, для этого нижний винт переставляют в соседнее отверстие |
|
На правой ручке рукоятки управления находится рычаг сцепления с рычажком блокировки от случайного нажатия. На левой установлены рычаги заднего хода и управления акселератором |
Бензиновый двигатель Subaru EP 16 с верхним расположением распредвала (OHC). Моторы этой компании используют на технике, предназначенной для интенсивного использования и профессиональных целей |
Культиватор поставляется совместно с тремя парами фрез, дисками для защиты растений и нерегулируемым по высоте сошником. Дополнительно к моделям Caiman можно приобрести и иное прицепное оборудование |
Переднее транспортировочное колесо. Чтобы перевести его в рабочее или транспортировочное положение, вынимают шплинт, сдвигают стойку с колесом вбок, поворачивают стойку и снова ставят шплинт |
Почвообрабатывающая техника в ассортименте французской компании Caiman представлена очень широко, количество различных моделей в каждый сезон исчисляется десятками, причём во всех весовых категориях, от лёгких аппаратов до тяжёлых мотоблоков. И разумеется, больше всего в модельном ряду Caiman разновидностей самых популярных у пользователей культиваторов среднего класса «классической» компоновки. Отличаются друг от друга они шириной вспашки, установленным мотором, наличием заднего хода и рядом других особенностей.
Caiman Terro 50S C2 — новинка, может применяться на участках с площадью обработки до 1500 м2. По техническим характеристикам его можно назвать «средним в среднем классе». Важнейшие особенности у этой модели — «выше среднего». Двигатель Subaru с «верхним» распредвалом, цепным приводом и чугунной гильзой цилиндра применяется обычно на технике профессионального уровня. Впрочем, «бытовые» двигатели на модели Caiman не ставят, для разных моделей культиваторов этой марки могут также использовать моторы производства Mitsubishi и Kawasaki
Наличие задней передачи пригодится при маневрировании, механизм включения заднего хода находится между ведомым шкивом и редуктором. Редуктор, как и у большинства культиваторов такого типа, — цепной, обслуживания он не требует. Кованые фрезы собраны на заклёпках, в комплект, кроме шести фрез, входят и диски для защиты растений. Для крепления фрез и дисков применяют стальные пальцы с защёлками. Рукоятка управления — V‑образная, трубчатая, с поперечной распоркой. Это — те моменты, которые у всех культиваторов относятся к числу наиболее важных.
Некоторые другие узлы сделаны «проще», то есть из возможных разновидностей исполнения выбраны сравнительно простые. Так, рукоятка управления может регулироваться по высоте (и заодно углу наклона) всего в двух положениях. Крепится она на винтах с гайками«барашками», изменить при необходимости положение рукоятки, развернуть её на оси для хранения или вовсе снять можно би без инструмента. Чтобы поднять или опустить переднее транспортировочное колесо, нужно сначала вынуть фиксирующий опорную стойку шплинт. Найти у Caiman культиваторы с другими типами конструкции этих узлов тоже не проблема, но это уже будут другие модели, и при прочих равных параметрах они и стоить будут немного больше.
Культиватор укомплектован нерегулируемым сошником — при работе, чтобы изменить глубину вспашки, просто поднимают или опускают рукоятку. Но только «перекапыванием» почвы функции модели не ограничиваются. К ней компанией Caiman предлагается и несколько видов дополнительного оборудования: плуг, картофелевыкапыватель, окучник, фрезыполольники для удаления сорняков, пневматические и металлические колёса с грунтозацепами и необходимые соединительные элементы (сцепные устройства, удлинители колёсной базы). Это оборудование универсально, подходит для различных видов культиваторов, причём не только компании Caiman, но и ряда других производителей.
MasterYard MT70R TWK+
Мотоблок
ДВИГАТЕЛЬ: MasterYard RE212CC, OHV; горизонтальный вал; поперечное расположение; 212 см³ |
МОЩНОСТЬ (макс.): 5,1 кВт (7,0 л. с.) |
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,4 л |
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л |
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; вариатор; цепной редуктор; количество передач — 2 передние, 1 задняя; отбор мощности с помощью шкива |
ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ВАЛА: 28–165 об/мин |
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 320 мм |
ШИРИНА ОБРАБОТКИ (при культивации): 300/ 600/ 900 мм; глубина обработки — до 320 мм |
КОМПЛЕКТАЦИЯ: 6 раздельных секций почвофрез; диски для защиты растений; съёмные щитки для фрез; 2 колеса 4,00х8 , втулки — удлинители колёсных осей; сошник; кронштейн для навесного оборудования |
ГАБАРИТЫ (в состоянии для транспортировки): 800×600×800 мм |
ВЕС: 72,0 кг (с комплектом поставки) |
ЦЕНА: 49 990 руб. |
Редуктор мотоблока — в стальном корпусе, цепной, разборный, не требующий технического обслуживания и замены смазки в течение всего срока службы. Колёса входят в комплект. Оси колёс или фрезы крепятся к выходному валу с помощью пальцев со стальными защёлками | Мотоблок комплектуется бензиновым двигателем с верхним расположением клапанов. Такие моторы характерны для большинства видов садовой техники. Воздушный фильтр — поролоновый, нуждается только в периодической очистке и пропитке моторным маслом |
Переднее транспортировочное колесо закреплено на «вытяжной» стойке, для изменения его положения стойку немного перемещают вперёд и поворачивают. В пазу стойка удерживается за счёт натяжения расположенной внутри неё пружины | Доступ к шкиву отбора мощности открывается при снятии передней крышки кожуха. Под самим кожухом находятся шкивы и один ремень, коробка передач представляет собой отдельный узел, расположена между ведомым шкивом и редуктором |
По своим особенностям эту модель можно было бы отнести к тяжёлым культиваторам «классической» компоновки — с поперечно расположенным двигателем и цепным редуктором. Но есть одно, а точнее, два отличия, благодаря которым её следует считать мотоблоком. Ведущий шкив на валу двигателя — двухручьёвый, с одним свободным ручьём, на него, сняв защитную крышку, можно поставить ремень привода навесного оборудования. Второе отличие — как раз в наличии такого оборудования: мотоблок можно эксплуатировать совместно с газонокосилкой, роторной косилкой, снегоотбрасывателем или подметальной щёткой. Само собой, модель пригодна и для работы с различными видами прицепного оборудования, включая плуги и различные тележки: веса аппарата достаточно. В комплект поставки входит не только комплект фрез и сошник, но и пневматические колёса с «тракторным» рисунком протектора.
На данной модели установлен двигатель MasterYard. Его обслуживание сводится к периодической смене моторного масла и чистке воздушного фильтра. Сам фильтр — поролоновый, многоразовый, после чистки пропитывается моторным маслом (ёмкость масляной ванны — 60 мл).
Имеются две передачи переднего и одна — заднего хода. Машина оборудована полноценной коробкой передач с вариатором, выполненной в виде отдельного узла, расположенного между ведомым шкивом и редуктором. Запатентованная конструкция коробки позволяет поддерживать частоту вращения выходного вала на передних передачах вне зависимости от нагрузки. Техобслуживание заключается в периодической замене масла (каждые 100 часов работы или раз в два года). Масло — обычное, трансмиссионное, 80W90. Цепной редуктор машины в стальном разборном корпусе допускает замену отдельных элементов при поломке, при нормальной эксплуатации обслуживания не требует. Рукоятка регулируется в двух плоскостях, фиксируется в выбранном положении с помощью специальной колпачковой гайки с «воротком». На левую ручку рукоятки управления вынесен рычаг «газа» и выключатель двигателя. Передачи переключаются рычагом на правой ручке, управление «газом» и переключением передач тросовое. Задняя передача включается при установке рычага в среднее положение, нейтраль — при его переводе немного вперёд или назад, для включения первой или второй — соответственно назад или вперёд «до упора». Культиваторные фрезы выполнены из закалённой стали, имеют специально рассчитанную форму ножей.
Ока МБ-1Д1М10
Мотоблок
ДВИГАТЕЛЬ: Lifan 168F‑2; горизонтальный вал; поперечное расположение; 196 см3 |
МОЩНОСТЬ (макс.): 4,78 кВт (6,5 л. с.) |
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,6 л |
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6л |
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; цепной редуктор; количество передач — 2 передние, 2 задние; отбор мощности спомощью шкива |
СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ: 3,6–9,0 км/ч |
ТРАНСПОРТНАЯ КОЛЕЯ: 310/590 мм |
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 340 мм |
ШИРИНА ОБРАБОТКИ (при культивации): 570/720/1130 мм; глубина обработки— до 300 мм |
КОМПЛЕКТАЦИЯ (базовая): 4секции почвофрез; 2колеса, втулки— удлинители колёсных осей; сошник; кронштейн для навесного оборудования; свечной ключ |
ГАБАРИТЫ (всостоянии для транспортировки): 1500×610×1050 мм |
ВЕС: 90,0 кг |
ЦЕНА: 32 900 руб. |
В 2015 году в модельный ряд мотоблоков «Ока» войдут три модификации с двигателем Lifan мощностью до 6,5, 7,0 и 9,0 л. с. Моторы просты по конструкции, отличаются невысокой стоимостью |
Редуктор машины — цепной, пятивальный, разборный, в стальном корпусе. Передний адаптер используется для установки утяжелителей, навесного и некоторых видов прицепного оборудования |
С помощью шкворней (стальных пальцев) к задней сцепке мотоблока можно прикрепить сошник, плуг, окучник, тележку для транспортировки грузов или другие виды прицепных устройств |
|
Мотоблоки «Ока» — наиболее популярная серия среди предлагаемой калужским заводом «КАДВИ» почвообрабатывающей техники. За историю выпуска эти модели неоднократно модифицировались, на данный момент предлагается более десятка разновидностей, основное отличие — установленный двигатель. Их разнообразие формирует широкую линейку модельного ряда, самую объёмную на российском рынке малой садовой техники. Такой подход производителя позволяет потребителю легко подобрать необходимую модель под свои задачи и бюджет. На мотоблоки устанавливают двигатели от признанных лидеров мирового моторостроения: Honda, Subaru, Briggs&Stratton и т. д. Представленная модель, укомплектованная двигателем китайского производства Lifan мощностью 6,5 л. с., — одна из самых популярных.
Базовое сочетание мотоблока «Ока» и бензинового двигателя Lifan формирует технику долговечную, экономичную и умеренной стоимости, обеспечивающую высокую продуктивность работы при минимальных затратах. Сам по себе двигатель уже доказал свою эффективность при использовании на малой садовой технике. Простота конструкции не создаёт проблем при его установке и обслуживании.
Редуктор мотоблока — цепной, с пятью валами, ручка переключения передач расположена на нём, с правой стороны. Возможна установка до четырёх пар фрез, также предусмотрена возможность расширения колеи с помощью удлинителей, что актуально для повышения устойчивости и в тех случаях, когда мотоблок используется совместно с тележкой как транспортное средство.
На оси двигателя расположены ведущий шкив с дополнительным ручьём для привода навесного оборудования и шестерня зубчатой передачи, которая приводит во вращение шкив заднего хода. Рулевая колонка на представленной модификации имеет возможность регулировки только по высоте, разворот её в горизонтальной плоскости не предусмотрен. Но разворачивать рулевую колонку, в общемто, и незачем, колонки «с поворотом» актуальны для тех видов мотоблоков, у которых шкив или вал отбора мощности находятся сзади, рядом с редуктором. Здесь же, так как шкив находится спереди, всё навесное оборудование ставится там же. Для его крепления используется адаптер — стальной прут с двумя отверстиями. Этот же адаптер можно использовать для установки утяжелителей при проведении вспашки. Большинство видов прицепного оборудования устанавливают на заднее сцепное устройство. Система крепления вполне стандарт на: стальные пальцы (шкворни) — их ставят в отверстия на сцепном устройстве или переднем адаптере.
Список дополнительного оборудования очень разнообразен, он позволяет использовать мотоблок в круглогодичном режиме, выполняя операции по обработке почвы, кошению, перевозке грузов, уборке территории, снегоуборке. Отдельно можно упомянуть выпускаемую заводом картофелесажалку производительностью до 0,25 га/ч.
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» серии «Потребитель» ЗИМА 2014/2015
Архив всех выпусков журналов серии «Потребитель»: https://master-forum.ru/category/magazine/