Едва ли не первая работа, которая ожидает почти любого владельца загородного участка по весне, — вскопка, или вспашка, земли. Очень немногие отказываются от возможности сделать хотя бы пару грядок. Или соток, или десяток соток — неважно. Конечно, если речь идёт о больших масштабах — используют технику, но для большинства садоводов основным инструментом в этом деле была, есть и останется обычная лопата: крупная техника на участке всё равно вряд ли развернётся. Причём сейчас «частники» обычно утверждают, что занимаются посадками исключительно «для души», мол, «купить дешевле, но своё лучше». Спорить с этим утверждением трудно, однако не очень верится, что «перелопатить огород» — именно то занятие, о котором они мечтали всю зиму. Тем более что для подобных масштабов давно уже создана специализированная техника — культиваторы и мотоблоки.
КТО ЕСТЬ КТО
Почти все культиваторы и мотоблоки, за редкими исключениями, рассчитаны в первую очередь на обработку земли с помощью фрез. Строго говоря, это не вспашка, это «перемешивание» поверхностного слоя почвы. С плугом многие модели тоже могут использоваться, если мощности и веса достаточно, но плуг чаще является дополнительным оборудованием. Вот как раз от того, что можно установить на технику, и зависит, мотоблок она или культиватор. Тут довольно просто: всё оборудование делится на прицепное и навесное. Основное прицепное оборудование — это плуги, окучники, картофелевыкапыватели, прицепы-тележки разных видов… В общем, то, что прицепляют и тянут. Или толкают, как лопаты для уборки снега. Навесное оборудование требует для своей работы привода от двигателя: это, к примеру, насосы, косилки, щётки, снегоотбрасыватель. Для их работы необходим вал или шкив отбора мощности — если такой вал или шкив есть, мы имеем дело с мотоблоком, если техника способна работать с прицепным оборудованием — это культиватор. Маленькое уточнение: чтобы считать машину мотоблоком, необходимо ещё, чтобы навесное оборудование к ней было доступно.
Возможности культиваторов более всего зависят от их веса. И тут можно провести условное деление по «весовым категориям».
Культиваторы сверхлёгкого класса — модели, рассчитанные только на обработку относительно лёгкой почвы и рыхление. Весят 10–15 кг, оснащаются электродвигателями.
Культиваторы лёгкого класса весят 20–30 кг. Мотор или бензиновый, или электрический. В этих весовых категориях нет смысл— дизельный. Причём многие мотоблоки выглядят так же, как культиваторы — фактически добавлен только ещё один ручей на шкиве, на который ставят приводной ремень. Впрочем, компоновки мотоблоков бывают разные. К категории мотоблоков отнесём и модели, у которых имеется вал отбора мощности и единственная съёмная «активная» навеска — фрезы, которые вращаются навстречу колёсам. Для работы с другим оборудованием узел с фрезами снимают. Некоторые такие модели с дизельными моторами весят более 300 кг.
а вообще говорить о прицепном оборудовании. Но такие модели уже способны работать на более тяжёлых почвах.
Культиваторы среднего класса наиболее распространены. Весят 40–60 кг, электродвигатели встречаются на отдельных экземплярах, но обычно ставятся бензиновые моторы. Лёгкие модели способны работать с прицепным оборудованием вроде окучника и полольника, Для работы с плугом нужен вес машины не менее 50 кг, и то желательны дополнительные утяжелители. Разумеется, для таких работ фрезы следует поменять на колёса — металлические с грунтозацепами или пневматические. Теоретически ряд культиваторов может применяться и с прицепной тележкой. «Тяжёлых» культиваторов практически не выпускают, их нишу занимают мотоблоки.
Мотоблоки. Минимальный вес в этой категории — хотя бы 50 кг, но чаще больше, от 60 до 100. Двигатель почти всегда бензиновый, редко
Стоит заметить, что сверхлёгкие модели имеют частоту вращения фрез 250–350 об/мин, с ростом веса частота уменьшается. Рабочая частота вращения у тяжёлых моделей составляет порой менее 100 об/мин.
УСТРОЙСТВО
Независимо от веса многие узлы культиваторов и мотоблоков сходны. Конечно, мало общего между десятикилограммовым культиватором и мощным мотоблоком, но в пределах одной категории количество вариантов исполнения отдельных узлов ограничено.
Двигатель. Электрические характерны для сверхлёгкого и лёгкого класса (сюда же отнесём все модели с питанием от аккумулятора). Асинхронные ставят на лёгкий и «лёгкий» средний класс, но, вообще-то, это просто варианты исполнения, созданные на базе бензиновых моделей. Бензиновые двигатели в этой категории — обычные четырёхтактные, мощностью от 3–4 до 6–7 л. с. Как правило, это разновидности «верхнеклапанных» моторов. Более сложные двигатели стоят дороже, встречаются редко.
Сцепление. В подавляющем большинстве случаев используют клиноременную передачу. Очень удобно и просто: когда сцепление выключено, ремень висит на шкивах, если натянуть его с помощью ролика — крутящий момент передаётся от мотора к редуктору. Для натяжения достаточно тросовой системы. Есть и другие разновидности: на некоторых дорогих и мощных моделях применяют пневмо-цепление — для прижатия ролика используется клапан, связанный со впускным коллектором двигателя (в нём во время работы образуется разрежение). Фрикционное сцепление встречается у моделей с вертикальным расположением коленвала двигателя, а также на ряде мощных мотоблоков. Наконец, на моделях сверхлёгкого класса сцепления, как такового, может вообще не быть.
Редуктор. Тут примерное деление таково. Червячный редуктор характерен для лёгких моделей, цепной — для среднего класса, шестерёнчатый и шестерёнчатоцепной — для ряда мотоблоков. Словом, чем выше нагрузки, тем мощнее должен быть передаточный механизм.
Фрезы. Один из немногих узлов, исполнение которого одинаково почти у всех видов техники. Представляют собой вал, к которому крепятся ножи: либо на болтах с гайками, либо на мощных заклёпках. Обычно ножей бывает по четыре. Между собой и с выходным валом фрезы чаще всего соединяются с помощью стальных пальцев на быстросъёмных шплинтах или специальных защёлках. В зависимости от мощности мотора количество фрез колеблется от двух до четырёх с каждой стороны («правые» и «левые» фрезы выполнены зеркально).
Ножи фрез могут быть заострены, тогда они будут хорошо входить в почву, но при этом разрезать корни сорняков (а те получат хороший шанс быстро прорасти). Если же ножи немного затуплены, часть корней будет «наматываться» на фрезы, их придётся чаще чистить, зато сорняков вырастет меньше. Бывает, что пара фрез с каждой стороны выполняется на едином вале: это характерно для культиваторов с тремя парами фрез. Одну пару поставить на них тоже реально, но не
всегда.
«Коробка передач». Культиваторы среднего класса довольно часто оснащают реверсом — задней передачей. Но это не совсем «коробка», всё проще. Наиболее частое исполнение — два ремня и два прижимных ролика, ведущих шкивов тоже два: шкив переднего хода находится на оси двигателя, шкив заднего приводится во вращение через шестерёнчатую передачу. Ведомый шкив один, направление движения будет зависеть от того, к какому ремню прижмётся соответствующий ролик. Это самая популярная компоновка для культиваторов, но отнюдь не единственная, встречаются модели и с шестерёнчатой коробкой передач «после ведомого шкива». Но тут уже много вариантов: коробка может быть встроена в редуктор или быть выполнена отдельным блоком. Мотоблоки обычно оборудуют «полноценной» шестерёнчатой коробкой, отдельной или совмещённой с редуктором. Но у них скоростей уже больше — от двух до шести передних, одна-две задние.
Шкив или вал отбора мощности. Присутствует только на мотоблоках. Самый простой вариант — дополнительный шкив, выточенный совместно со шкивом ременной передачи. Тут тоже всё просто: закрепил «навеску», натянул ремень — и техника готова к работе. На более мощных аппаратах применяется шлицевой или шестерёнчатый ВОМ. Они способны передавать очень высокие нагрузки, но не универсальны: «навеска» для них нужна соответствующая.
Управление. Основные органы управления располагают на рукоятке. Но далеко не все. Минимум — рычаги сцепления, обычно и рычаг «газа» (хотя на небольших культиваторах его могут и не ставить). Выключатель бензинового двигателя крепится на моторе, хотя его могут и продублировать. Если есть «настоящая» коробка передач — есть и рычаг их выбора: или небольшой, на рукоятке, с тросовым управлением, или просто рычаг на коробке (может быть длинным, чтобы было удобнее дотянуться).
Рукоятка управления на лёгких моделях обычно фиксирована. Максимум — способна регулироваться по высоте. На более тяжёлых рукоятку нередко можно и поворачивать вправо‑влево.
Сошник. Металлический прут или полоса, с помощью которой задают глубину культивации. Располагается в задней части машины. Может регулироваться по глубине входа в почву или выпускаться в нерегулируемом варианте, тогда глубину устанавливают, поднимая или опуская рукоятки культиватора. Иногда, на лёгких моделях, отсутствует: всё равно глубоко они не зароются, да и вытащить их нетрудно.
Транспортировочные колёса. Имеют много разных вариантов исполнения: съёмные или поднимаемые, переворачиваемые (совмещённые с сошником) одно или два, спереди или сзади… Для пользователя важнее удобство перевода культиватора в «боевое» положение, то есть насколько быстро можно приехать «на колёсах» к участку и перестроить культиватор для работы.
Обслуживание культиваторов и мотоблоков. Здесь всё не сложнее, чем у любой моторной техники. Даже проще: запас прочности у большинства узлов многократно превосходит рабочие нагрузки. Основные работы по обслуживанию связаны с двигателем: периодическая смена масла и очистка воздушного фильтра — другие нужны бывают редко.
Специальное масло «для садовой моторной техники» — не дефицит. Смазка есть и в редукторах, и в коробках передач (если таковые есть), но тут уже надо изучать инструкции: нередко редукторы делают необслуживаемыми, замены смазки они вообще не требуют. Прочие работы тоже довольно просты и понятны: чаще всего сводятся к регулировке натяжения тросов управления, замене приводных ремней и очистке самой машины.
Автор: Максим Грибоедов
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2015» журналов
«Инструменты»+«Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools» серии «Потребитель».
Архив pdf всех выпусков смотрите по ссылке: https://master-forum.ru/category/magazine/