Газонокосилка — техника, которую приобретают не на один сезон, и для обеспечения её работы требуется проведение периодического техобслуживания узлов и агрегатов. Если говорить о косилке «в целом», при ТО проверяется состояние ножа (заточка или замена «по износу»), ремня привода колёс, если косилка самоходная, а также проводится очистка, регулировка тросов, подтяжка крепёжных элементов. Для бензиновых косилок прибавляется ещё один «фронт работ» — обслуживание двигателя. Это наиболее сложный узел, от которого больше всего зависит работа самой косилки. Но особых трудностей при проведении ТО двигателя нет, хотя значительная часть пунктов в списке выполняемых работ относится именно к нему.
В качестве иллюстраций использованы два двигателя производства компании Honda с вертикальным расположением коленвала, моделей GXV 160 и GCV 160. Внешних отличий между ними хотя и много, но принципиальной разницы не наблюдается. А вот внутренняя конструкция различается, и довольно сильно. Серия GXV — это «верхнеклапанные» модели с нижним расположением распредвала и приводом клапанов через толкатели. Это наиболее популярная конструкция для двигателей малой и средней мощности, большинство газонокосилок снабжаются подобными моторами. А вот серия GCV — это двигатели с «верхним» распредвалом, который приводится во вращение от коленвала с помощью зубчатого ремня. Первый тип двигателей обозначается как OHV, второй — OHC, моторы других типов существуют, но на газонокосилках почти не применяются.
Серии GXV и GCV у Honda представлены двигателями с различным рабочим объёмом цилиндров и, соответственно, мощностью. Но конкретно для газонокосилок используют моторы определённого мощностного диапазона — примерно от трёх до шести лошадиных сил при стандартной частоте вращения коленвала в 3600 об/мин. Рабочая частота для газонокосилок — примерно 2700–3000 об/мин, в этом диапазоне требуемая мощность — примерно от двух до четырёх «лошадок». Выше просто незачем. Компанией Honda в данном диапазоне выпускаются двигатели GXV 160 (163 см³, 2,7 л. с. при 3000 об/мин) и несколько моторов GCV: 135, 160 и 190. Объём цилиндра у них — 135, 160 и 187 см³, мощность при 3000 об/ мин — 2,3, 2,8 и 3,5 л. с.
В общем, данная линейка перекрывает все необходимые потребности для выпуска газонокосилок как самой компанией Honda, так и другими производителями.
Но для проведения ТО двигателя пользователю, в общем-то, не важны технические особенности. Основные принципы обслуживания одинаковы у всех двигателей, независимо от конструкции и расположения узлов.
Перед каждым запуском необходимо проверять уровень масла. Горловина, закрытая крышкой (или пробкой), обычно выведена наверх, достать щуп и посмотреть на нём следы масла — дело недолгое. Стоит помнить, что датчик уровня масла, которым оборудуют двигатели, не даёт гарантии защиты двигателя от «сухого» запуска, без масла. Поэтому ручная проверка обязательна.
Вторая пробка в верхней части двигателя — для заливки топлива. Достаточно применять бензин с октановым чистом 92 (можно и выше, но не обязательно). Ещё перед запуском нужно открыть топливный кран и несколько раз нажать на кнопку праймера (если он есть). После окончания работы, особенно если планируется длительный перерыв, лучше закрыть кран, завестись и выработать топливо из карбюратора.
Периодическое ТО проводится «по наработке» (или раз в год, если косилка мало используется). Операции, относящиеся «к косилке», перечислены выше, а в ТО двигателя входит замена масла и чистка или замена воздушного фильтра. Перед началом работ следует снять колпачок со свечи, чтобы полностью исключить возможность случайного запуска двигателя. Масло на таких моторах сливают прямо через заливную горловину, наклонив косилку вбок. Но сначала следует слить излишки топлива, чтобы оно не вытекало через крышку бака, и прогреть мотор — дать ему поработать несколько минут.
Периодичность ТО указывает производитель, обычно первое обслуживание проводят через 5–20 часов после начала эксплуатации, остальные — каждые 25–50 часов. Каждые 100 моточасов следует менять свечу зажигания и чистить корпус двигателя и рёбра охлаждения. Многие производители ещё рекомендуют раз в два-три года менять шланги топливопровода, даже если они внешне целые и герметичные. В общем, техобслуживание двигателя на этом и заканчивается.
Крышки фильтров сняты. Фильтры на разных двигателях могут быть различными: поролоновыми, плоскими из гофрированной бумаги или объёмными из бумаги с предварительным поролоновым фильтром. Но снять и продуть их несложно. На фотографиях также виден топливный кран, который открывают на время работы двигателя
Провести такое ТО реально в любом сервисном центре. Ещё проще сделать его силами владельца. Но тут возникает вопрос поиска и замены запчастей. Хотя и это несложно. Масло, воздушные фильтры и свечи можно поискать у продавца техники, почти наверняка они, да и другие детали найдутся и в сервисном центре. Наиболее надёжный способ — приобретать запчасти, поставляемые и одобренные производителем. Более дешёвые, обычно китайские «расходники» и запасные части от других производителей не гарантируют надёжную работу, зато вполне могут привести к ускоренному износу, снижению эффективности, а то и серьёзной поломке. Особенно это относится как раз к дорогим моторам. Экономия на их обслуживании «выйдет боком» очень быстро, по отзывам, многие «аналоги» служат в разы меньше «родных» запчастей и узлов.
Иногда производители предлагают и готовые комплекты для ТО конкретной модели двигателя. В них входят флакон с требуемым количеством масла, свеча и воздушный фильтр.
Двигатель Briggs&Stratton: как провести техническое обслуживание самостоятельно — видео
Статья опубликована в выпуске «Лето 2014»
журнала «GardenTools» серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Май 2014 г.