1-й, везде

2-й, везде

3-й, везде

4-й, везде


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Hilti ВХ 3 второго поколения: интеллектуальная революция в области прямого монтажа
0
98
Выставка AtyrauBuild 2019 (9-11 апреля): новые возможности в условиях активизации строительства в Атырау и области
0
142
«Фиолент» попал под раздачу
0
615
«Грундфос» снижает цены на скважинные насосы
0
159
XII Международная выставка «Дом и сад. Moscow Garden Show» (21–24 марта 2019 года, МВЦ «Крокус Экспо»)
0
195
«Скаут» Generation II Т-15, Т-18 и Т-25, или обновление линейки тракторов 2019 года
0
253
«БДР Термия Рус» приглашает специалистов проектных организаций на конференцию
0
231
Дизайнер Ирина Дымова на стенде Tarkett: создание эксклюзивных интерьеров
0
148
TV-площадка by Estima Ceramica на MosBuild 2019
0
171
Bosch X-Lock: новая система безынструментальной фиксации оснастки для УШМ
0
3053
Kemppi приобрела итальянскую компанию Trafimet Group
0
722
Rothenberger празднует 70-летний юбилей
0
219
14-16 марта в Могилёве пройдёт IX Республиканская специализированная строительная выставка «Дом.Дача.Дизайн 2019»
0
242
XI потребительская ярмарка «Всё для лета 2019»: Санкт-Петербург, Петербургский СКК (18-21 апреля) и «Ленэкспо» (25-28 апреля)
0
234
Новый бытовой конденсационный котел Viessmann, сопоставимый по стоимости с традиционным
0
271
IX выставка-продажа «Петербургская зелёная неделя» состоится 18-21 и 25-28 апреля на 2-х площадках Санкт-Петербурга
0
232
28-30 марта в Минске пройдут очередные выставки «Белорусский дом» и «Деревянное и каркасное домостроение. Баня»
0
267
XIII Международная выставка «Aqua Salon: Wellness & SPA. Бассейны и сауны» (21–24 марта 2019 года, МВЦ «Крокус Экспо»)
0
74
XVIII Международная выставка «Деревянный дом. Весна» (21–24 марта 2019 года, МВЦ «Крокус Экспо»)
0
98
XV Международная выставка «Салон каминов и отопления» (21–24 марта 2019 года, МВЦ «Крокус Экспо»)
0
81
Tiemme приглашает на семинары в новый демозал в Бизнес-Парке “Румянцево”
0
710
Мясокомбинат «Волков» нарастил мощности с помощью Viessmann
0
265
Новинка 2019 года от Husqvarna – инструментальный пояс для вальщиков
0
412
«Садоводство без сада» – центральная тема выставки Spoga+Gafa 2019 (Кёльн, Германия)
0
374
Малоэтажный город — мечта или реальность? Форум в рамках MosBuild 2019
0
262
На MosBuild 2019 возвращается раздел «оконные технологии»!
0
329
Розовый цвет BWT по-прежнему в центре внимания на гонках Formula 1 в 2019 году
0
302
График семинаров Oventrop на весну 2019 года
0
371
Компания Cersanit открыла два шоу-рума – в Грозном и Ростове-на-Дону
0
313
Получите бесплатный билет на самую крупную в России выставку строительных и отделочных материалов MosBuild 2019
0
537
XXII специализированная межрегиональная выставка «Энерго-Volga-2019» состоится в Волгограде 3-5 апреля
0
405
XVIII межрегиональная специализированная выставка «Пром-Volga-2019» откроет свои двери 3-5 апреля в Волгограде
0
294
3-5 апреля 2019 года в Волгограде пройдёт IV межрегиональная специализированная выставка «Строй-Volga»
0
390
Viega на Aquatherm Moscow 2019: скоростной монтаж трубопроводов
0
321
Подразделение строительной техники «Хускварна» – Husqvarna Construction Products – приобрело часть бизнеса Atlas Copco
0
578
Президент Владимир Путин поддержал движение WorldSkills
0
557
Выставка Spoga Horse весна-2019. Новый график настраивает на позитив
0
407
Рассрочка от Unisaw Group. Бери сейчас, плати потом!
0
503
Сделано в России! Новые отрезные и шлифовальные абразивные круги Metabo для УШМ
0
871
Абэ Есиро покидает пост генерального директора ООО «Макита», преемник – Изуми Саито
0
1043

Лучшие
мастер-классы /все

Лучшие репортажи /все

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

  • • дрель-шуруповёрт (21%, 1 038 голосов)
  • • фонарь (12%, 594 голосов)
  • • перфоратор (10%, 497 голосов)
  • • УШМ (10%, 476 голосов)
  • • отвёртка (10%, 468 голосов)
  • • дисковая пила (8%, 392 голосов)
  • • рубанок (6%, 309 голосов)
  • • гайковёрт или винтовёрт (5%, 265 голосов)
  • • специализированный шуруповёрт (5%, 229 голосов)
  • • сабельная пила (4%, 217 голосов)
  • • мультитул (4%, 214 голосов)
  • • другое (4%, 180 голосов)
  • • пока никаким (1%, 30 голосов)

Проголосовало: 1 187

Загрузка ... Загрузка ...

Выставки

Фестиваль Столярного Дела: 15-16 апреля 2017, Москва

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Eisenwarenmesse 2018: 4-7 марта, Кельн (Германия)

Строй-Volga-2018: 3-5 апреля, Волгоград

MosBuild, WorldBuild Moscow 2018: 3-6 апреля, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Малоэтажное домостроение 2018: 16-19 мая, Красноярск

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

Spoga+Gafa 2018: 2-4 сентября, Кельн (Германия)

ExpoDrev Russia 2018: 4-7 сентября, Красноярск

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

CIHS-2018: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

City Build Russia 2018: 22-23 октября, Санкт-Петербург

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Новогодний подарок 2018: 6-9 и 13-16 декабря, Санкт-Петербург

Строительство и архитектура 2019: 22-25 января, Красноярск

ОСМ 2019: 29 января - 1 февраля, Москва

Ремонт Экспо 2019: 1-3 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2019: 12-15 февраля, Москва

Мир климата 2019: 4-7 марта, Москва

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

Строим дом 2019: 16-17 марта, Санкт-Петербург

City Build Russia 2019 Москва: 19-20 марта

СтройЭкспо 2019: 20-22 марта, Волгоград

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

Белорусский дом 2019: 28-30 марта, Беларусь, г. Минск

Петербургская зелёная неделя 2019: 18-21 и 25-28 апреля, Санкт-Петербург

ЧеченСтрой Экспо 2019: 24-25 апреля, Грозный

Город 2019 - 25-27 апреля, Владивосток

КлиматАкваТЭкс 2019: 14-17 мая, Красноярск

MITEX 2019: 5-8 ноября, Москва

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Льём красоту. Мастер-класс по художественному литью от оружейника и скульптора Юрия Власова

0
1279
Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

Оружейник и скульптор Юрий Власов за работой

Литьё по выплавляемым моделям (в старой литературе иногда встречается термин «потерянный воск») — одна их древнейших технологий художественной обработки цветных и драгоценных металлов.

Первые находки литых по восковой модели украшений относятся к так называемому пермскому звериному стилю, т. е. этот способ известен на территории нынешней РФ не меньше трех тысяч лет. Конечно, ювелиры того времени обходились самыми простыми материалами и приспособлениями. Например, центрифуги представляли собой цепочку с формой на одном конце и рукояткой на другом, отчего процесс походил на цирковой трюк — заливали расплавленный металл в тигель, хватались за рукоятку и начинали крутить тигель над головой с приличной скоростью, как пращу. Древние мастера работали намного медленнее и иначе, чем современные, компенсируя навыками недостаток технологий, которые сегодня стали намного сложнее с инженерной точки зрения и проще с точки зрения мастера-художника.

Для описания мастер-класса автор встретился с оружейником и скульптором Юрием Власовым из Нижнего Новгорода, а фотосъёмка литейных машин выполнялась в Политехническом колледже № 13.

По причинам технологического и творческого плана фотосъёмка отдельных этапов велась на разных предметах, так как творческий процесс — дело не быстрое, к тому же автор руководствовался ещё и информативностью снятого, и безопасностью для литейщика.

Идея

Сначала, как всегда в творчестве, появляется идея. Иногда ею становится тема некоего предмета, предложенная заказчиком. Среди предметов на фото будут:

  •  рунический амулет («Молот Тора») — заказчик сам нарисовал общий силуэт и надпись, которую он желал видеть на поделке;
  •  брелок в виде дракончика — учебная работа одного из учащихся Политехнического колледжа № 13;
  •  скульптура волка, которую Юрию Анатольевичу заказали повторить с лучшим качеством изготовления как часть некой более сложной композиции.

Модель

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

1

Следующая стадия работы — лепка из художественного пластилина точнейшей модели будущей работы. Помимо собственно изготовления модели, художник работает над пластическим образом предмета, превращая плоский рисунок в объёмную вещь. При этом уточняется форма, раскрывается содержание и, естественно, проверяются утилитарные свойства предмета.

Замечу, что по этой технологии могут изготовляться и предметы, далёкие от искусства, например зубные протезы, золотники гидроприводов или даже детали автоматики экспериментальных авиационных пушек.

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

2

Примером этой стадии работы стало украшение «Молот Тора» с руническими надписями на бойке и рукоятке и черепами на подвесе (1). Это не классический «Мьёльнир», а авторское прочтение этого древнего скандинавско-славянского символа. На фото видны детали пластилиновой модели, которая в данном случае состоит из четырёх частей: верха с черепами и рунами, бойка молота с солнечными символами на гранях и двух пластинок с надписями, которые затем будут вставлены в плоские стороны бойка.
А это (2) инструменты, применяемые в работе со скульптурным пластилином. Они сделаны самим мастером из прутков металла и отполированы.

Силиконовая форма

Когда модель готова, по ней изготовляется «резинка» — форма из силиконовой резины. Вообще-то модель может быть и из любого другого материала — дерева, кости, пластмассы, или ею может послужить копируемый металлический предмет, как на фото со скульптурой волка (3).

Форму получают заливкой модели в силикон. После застывания силикона его разрезают и вынимают модель. Правильное разрезание формы — тоже своего рода искусство или, скорее, ремесло — силикон должен беспрепятственно сняться с модели, а части формы при сложении должны точно совпасть.

На фото — силиконовая модель брелока-дракончика, восковая отливка и готовый брелок (4). А это (5, 6) силиконовые формы мелкой скульптуры, уже переданной заказчику, — хорошо видна полупрозрачность силиконовой формы.

Восковая модель

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

7

Затем в «резинку» заливают литейный воск, по которому и будет потом отливаться предмет. Воск как материал имеет несколько особенностей, начиная с сильного расширения при нагреве и заканчивая небольшой механической прочностью. Воск заливают под давлением из специального приспособления, называемого восколит. Фото (7) иллюстрирует общий вид этого прибора, а здесь (8) он в открытом виде с засыпанными гранулами.

В восколите воск находится при оптимальной температуре. Нагрев для расплавления занимает очень много времени, отчего на предприятиях этот прибор держат включённым постоянно, чтобы воск всё время пребывал в расплавленном виде. Стенки восколита имеют мощную теплоизоляцию, поэтому расход электроэнергии невысокий.

Воск вливают в форму под некоторым давлением — его создаёт компрессор, который обычно стоит под столом или ещё где-то неподалёку.

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

8

Иногда восковая форма дорабатывается скульптором. Это происходит в двух случаях — если отлившаяся восковая модель получилась с браком, а переделывать её нерационально или если автор желает получить большую детализацию, как на приведённом фото. На модели, т. е. бронзовой фигурке на заднем плане, шерсть и морда проработаны меньше, чем на восковой модели, по которой будет отлита более выразительная скульптура.


ПРИМЕЧАНИЕ: ещё в недавнем прошлом, до появления силиконов, ювелиры вручную изготовляли из воска модель в единственном экземпляре. Применялись различные смеси обычного пчелиного воска, церезина и канифоли, которые имели приемлемые температуры плавления и полностью выгорали из форм.


Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

9

«Ёлка»

В отличие от скульптуры, большинство украшений имеют намного меньшие размеры и их технологичнее и проще отливать помногу. Так, колечки или серёжки могут лить по сотне штук зараз. Поэтому модели монтируют на литниковую систему из воска, в народе называемую «ёлкой» за сходство с этим растением.

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

10

Крепят восковые модели к «ёлке» при помощи того же воска и слабомощного паяльника (9). Этот процесс требует большого опыта, ведь модели должны быть расположены так, чтобы при заливке они полностью заменились металлом и не осталось недолитков и других дефектов. На фото (10) — около двадцати брелоков‑дракончиков.

При сборке «ёлки» (9, 10) мастер держит рядом с ней опоку (приспособление, служащее для удержания формовочной смеси при её уплотнении. — Прим. ред.) — так проще контролировать, чтобы габариты собираемой «ёлки» не оказались больше внутреннего объёма опоки.

Литейная форма

Теперь модель должна быть помещена в ёмкость с формовочной массой (или «землёй»). Для этого есть два способа.

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

11

В первом случае модель покрывают тонким слоем пастообразной формовочной смеси, дают чуть высохнуть (она имеет вид густой пасты), а затем помещают в короб опоки и засыпают формовочной массой, которую уплотняют вибрацией на специальном вибростоле.

Второй способ применяется в нашей мастерской. Опоку с «ёлкой» помещают в специальный агрегат для заливки формовочной смесью (11). На фото видны опока и ёмкость над ней с порошком формовочной смеси. Вакуумный насос откачивает воздух из ёмкости прибора, после чего в верхний резервуар подаётся вода, которая перемешивается с сухой формовочной смесью. Готовая масса стекает в опоку, стоящую на вибростоле. Сочетание вакуума и вибрации приводит к тому, что формовочная масса полностью заполняет опоку, не оставляя ни малейших пустот и пузырьков. Через несколько часов вибрации опоку вынимают.

Скульптор жжёт!

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

12

Когда опока из формовочной «земли» подсыхает, её ставят в специальную печь с точной регулировкой температуры, расположив литниками вниз, и нагревают по специальной программе общей длительностью около 12 часов.

Сначала вытапливается воск — он стекает в поддон и удаляется из печи. Затем температуру повышают — остатки воска испаряются или сгорают, а форма прокаливается и приобретает дополнительную прочность.

Процесс протекает при точно заданных высоких температурах внутри печи. На фото (12) — момент извлечения опоки из печи. Если открыть печь в середине процесса, то от сотрясения, вызванного движением тяжёлой дверцы, формовочная смесь треснет и работа пойдёт насмарку.

Собственно литьё

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

13

Готовую опоку и тигель с металлом помещают в специальную печь. Её общий вид и вид с открытой крышкой приведены на фото (13, 14). Эта печь отличается контролируемой атмосферой, т. е. в ней можно или создать вакуум, или заполнить рабочий объём аргоном или другим газом сообразно технологии литья применяемого металла. Слева виднеется держатель опок, справа подальше — противовес, а справа на переднем плане — СВЧ-нагреватель, который, собственно, и нагревает металл в тигле. Когда он расплавляется, начинает вращаться ротор, а индуктор продолжает подогревать тигель, но уже короткими импульсами в те моменты, когда он проходит над катушкой. В некоторый момент механизм опрокидывает тигель, и металл, чей вес под действием центробежной силы многократно превышает его вес в обычных условиях, вливается в форму, полностью её заполняя.

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

14

Существует и другая версия центробежной печи, в которой центрифуга с формой и противовесом сначала раскручивается, а потом в неё через вращающийся лоток вливается металл. Но такая машина менее совершенна.

Для более крупных предметов с менее тонкой фактурой поверхности применяется вакуумное литьё. Металл расплавляют в специальной печи вроде муфельной (15) или индуктивной (16), а опоку перемещают в установку литья в вакууме (17). Затем подносят тигель с расплавленным металлом (18) и вливают его — атмосферный воздух вдавливает металл во все закоулки формы.

Существует и автоматическая литейная машина (19). В её нижнюю поворотную (на фото справа) часть вставляют опоку, в тигель (он посередине) кладут металл, закрывают и включают машину. Она подогревает опоку, расплавляет металл, создаёт разрежение в отсеке с опокой и вливает металл.


ПРИМЕЧАНИЕ: у ювелиров древности не было вакуумных печей, их с некоторым успехом заменяли яблоком или картофелиной. Мастер вливал металл в форму и затем немедленно накрывал её половинкой картофелины. От прикосновения к раскалённому металлу овощ выделял пары воды и газы, которые и вдавливали металл в форму. Но при малейшей неточности движения ювелир мог получить серьёзные ожоги и вдобавок испортить отливку.


Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

20

Разрушение формы

Её сначала бросают в воду, а потом в приспособлении, состоящем из ящика со стеклянной крышкой, вделанных в стенку перчаток и мини-мойки (20), отмывают металл от остатков формовочной смеси (21).

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

21

На производствах, не имеющих отношения к ювелирному делу, форму иногда сначала разрушают механически, а только потом отливку очищают от остатков смеси. Дело в том, что не все отливки, например детали больших турбин, можно бросать.

Отделка поверхности

Сначала на полировальной машине (22) с готовых отливок удаляют остатки «земли» и придают поверхности блеск (23), после чего предмет фактически готов. Но иногда модель не совсем точно передаёт все нюансы замысла художника, и тогда он при помощи ручных инструментов вроде штихелей и чеканков доводит изделие до полного соответствия замыслу.


ПРИМЕЧАНИЕ: неверно считать, что литьё по выплавляемой модели — чисто художественная технология, а модель может быть только восковой. В производстве крупногабаритных изделий, вроде роторов турбин для гидроэлектростанций, применяется схожий подход — литьё по газифицируемой модели. В этом случае модель, размеры которой могут исчисляться многими метрами, вырезают из твёрдого пенопласта, помещают в форму и сушат, после чего вливают расплавленную сталь. Часть пенопласта сгорает ещё при сушке формы, часть выжигается расплавленным металлом, но в результате получается заготовка, требующая минимальной механической обработки. Газифицируемая модель оказывается дешевле выплавляемой, так как пенопласт дешевле воска, даже с учётом необходимости в точной механической обработке пенопластовой модели. Но суть процесса остаётся той же, и полученная турбина диаметром много метров сверкает, как ювелирное украшение…


Автор: Алексей Алесковский.

Мастер-класс опубликован в выпуске «Осень-зима 2011»
журнала «Инструменты» 
серии «Потребитель».

Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.

Ноябрь 2011 г.

Самое читаемое за месяц

1-й, везде

2-й и 3-й, СДВОЕННЫЙ, везде

4-й, везде