1-й, везде

2-й, везде

3-й, везде

4-й, везде


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Компания «ИТА-СПб» представляет бренд Flott – немецкие сверлильные и резьбонарезные станки
0
17
HiKoki – новое имя электроинструмента, силового оборудования и садовой техники Hitachi
0
184
Сотрудничество ТМК и «Мэшинстор»
0
225
Выставка Batimat Russia 2018 подтвердила статус одного из лидеров в строительных технологиях и интерьерных решениях: пост-релиз
0
133
27 июня вступит в силу постановление о сертификации отопительного оборудования. Итоги общего собрания АПРО
0
128
27-28 сентября в Санкт-Петербурге состоится очередная выставка-переговоры City Build Russia
0
70
Всё для строительства дома от фундамента до крыши – на выставке «Малоэтажное домостроение 2018»: Красноярск, 16-19 мая
0
137
Почему без чистой воды не бывает крепкого здоровья
0
125
Открыта регистрация на 11-ю Международную выставку инструментов, оборудования и технологий MITEX-2018
0
913
В Москве пройдёт «Чемпионат паркетных специальностей» (Сокольники, 20-21 апреля 2018 года)
0
125
Редакция «Потребитель» зарегистрировала канал в Telegram
0
256
Выставка ОСМ-2019 пройдёт с 29 января по 1 февраля на прежнем месте – в ЦВК «Экспоцентр»
0
97
3M и Festool объявляют о начале стратегического сотрудничества с целью оборудования предприятий авторемонта
0
423
Акция «Ольмакс»: «Весна – время обновления!» (до 31 мая 2018 года)
0
337
Ножницы электрика Knipex 95 05 155 – теперь и с функцией опрессовки до 6 кв.мм
0
201
Конференция гринкиперов и новый проект компании Unisaw Group – «Футбольные поля»
0
219
Компания «Технониколь» купила Izovol
0
155
14-18 мая в ЦВК «Экспоцентр» пройдёт 19-я Международная выставка «Металлообработка-2018»
0
288
Компания Grundfos наращивает объёмы продаж насосов в России. Итоги 2017 года
0
215
DIY-сеть «Бауцентр» объявила о планах выйти в Московский регион
0
262
Уникальные индустриальные клейкие ленты 3М VHB теперь доступны и в розницу – на «ВсеИнструменты.ру»
0
244
Робот для прополки клумб и грядок – уже реальность! Husqvarna приобрела 25% Franklin Robotics
0
855
Viessmann показал проточный водонагреватель Vitotherm EI2 и инфракрасную панель Vitoplanar EI2
0
165
Новые сварочные щитки 3M 9002NC и 9100XXI на выставке SAPE 2018 в Сочи (10-13 апреля)
0
152
Компания 3М представила технологию герметизации швов, альтернативную жидким герметикам
0
189
Кто и что закупал в Интернете в 2017 году? B2B-Center подводит итоги
0
436
Что, не ждали? В ассортименте LG появилась газонокосилка-робот!
0
529
Компания «ИТА-СПб» представляет новый ленточнопильный станок для деревообработки Powermatic PWBS-14CS
0
412
На производстве Viessmann запущен один из крупнейших гелиопарков Германии
0
200
«Фестиваль столярного дела» 2018 (#ФСД18): 21-22 апреля, Москва, Сокольники
0
867
Струбцина Bessey GearKlamp GK для пространств, недоступных другим зажимным инструментам
0
495
Новый двигатель Vanguard – новый класс от Briggs&Stratton!
0
501
Защита 3М от падения с высоты: семинар и обучение
0
141
13 апреля в «Ремесленном дворе» Екатеринбурга пройдёт встреча мастеров и любителей столярного дела «Уральский Wood-Мастер»
0
213
Краткий каталог Oventrop 2018 с новыми розничными ценами
0
195
Лидерство в инновациях: Husqvarna поделилась планами на ежегодной дилерской конференции. Официальный пост-релиз
0
407
3-5 апреля в Волгограде состоится выставка «Строй-Volga-2018. Благоустройство. Комфортная среда. ЖКХ. Капитальный ремонт»
0
173
6-7 июня в Нальчике состоится многопрофильная строительно-промышленная выставка Unibuild 2018
0
184
Переставные клещи Knipex 86 серии: улучшенная классика
0
236
Основам крепёжных технологий можно обучиться бесплатно – в апреле 2018 г. стартуют вебинары компании Fischer
0
280

Лучшие
мастер-классы /все

Акции /все

Акция «Ольмакс»: «Весна – время обновления!» (до 31 мая 2018 года)
До 31 мая 2018 года
0
337
Компания Patriot объявила о старте масштабной акции «Миллион за триммер»
С 2 апреля по 22 июля 2018 года
0
629
Gardena открывает набор участников – опытных садоводов – на второй сезон реалити-шоу «Мой сад»
Заявка на участие до 10 апреля 2018 г.
0
329
Акция Overtime на профессиональный инструмент Knipex и Wera
До 30 марта 2018 года
0
522
Акция компании «Оптулс»: «Бесконтактный тестер – бесплатно»
С 01 октября 2017 по 31 мая 2018 года
0
430
Выиграйте 11000 $ в конкурсе «Я и Briggs&Stratton» в честь 110-летия компании! Такой приз получит и покупатель, и магазин
1 марта - 31 августа 2018 года
0
875
С началом весны De Dietrich снижает цены
С 1 марта 2018 года
0
280
Продавать и монтировать оборудование Viessmann стало выгоднее
До мая 2018 года
0
396
Специальное предложение на Knipex и Wera – акция продолжается!
До 30 июня 2018 года
0
2232
Акция Bessey Door-Openers в «Оптулс»
До 29 июня 2018 года
0
759
Выиграй поездку на Formula 1 вместе с Hajdu!
С 20 ноября 2017 по 30 июня 2018 года
0
795
Инструменты Red Bull Racing by Wera: ограниченная серия
До окончания акционного товара на складе
0
6098
Впервые в России! Новые пильные цепи Husqvarna X-Cut SP33G 64, 66, 72 по уникальным ценам!
Цены действуют до объявления компанией Husqvarna об их изменении
0
7619
Honda – это не всегда дорого! Коса с 4-тактным двигателем UMK 435 T всего за 25 900 рублей
До окончания акционного товара. Предложение ограничено
0
10507
Распродажа показной техники – скидки до 50%!
До окончания акционного товара. Предложение ограничено
0
10577
Покупателю бензинового культиватора Caiman Neo – телескопический опрыскиватель в подарок
До окончания акционного товара на складе. Предложение ограничено
0
10309

Лучшие репортажи /все

Лучшие тесты /все

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Выставки

Белорусский дом. Осень-2016 - 3-5 ноября 2016

Фестиваль Столярного Дела: 15-16 апреля 2017, Москва

Spoga+Gafa 2017: 3-5 сентября, Кельн (Германия)

Фестиваль Столярного Дела 2017: 23-24 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2017: 22-24 октября, Шанхай (Китай)

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ремонт Экспо 2018: 2-4 февраля 2018, Москва

Aquatherm Moscow 2018: 6-9 февраля, Москва

City Build Russia 2018: 26-27 февраля, Москва

Мир климата 2018: 27 февраля - 2 марта 2018

Дом и Сад 2018 - 1-4 марта, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Eisenwarenmesse 2018: 4-7 марта, Кельн (Германия)

Дом. Дача. Дизайн 2018: 15-17 марта, Беларусь, г. Могилев

Строй-Volga-2018: 3-5 апреля, Волгоград

MosBuild, WorldBuild Moscow 2018: 3-6 апреля, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

КлиматАкваТЭкс 2018: 16-19 мая, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2018: 16-19 мая, Красноярск

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

ExpoDrev Russia 2018: 4-7 сентября, Красноярск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

City Build Russia 2018: 26-27 февраля, Санкт-Петербург

MITEX 2018 - 6-9 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Строительство и архитектура 2019: 22-25 января, Красноярск

Металлообработка и сварка 2019: 29-31 января, Красноярск

ОСМ 2019: 29 января - 1 февраля, Москва

Льём красоту. Мастер-класс по художественному литью от оружейника и скульптора Юрия Власова

0
545
Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

Оружейник и скульптор Юрий Власов за работой

Литьё по выплавляемым моделям (в старой литературе иногда встречается термин «потерянный воск») — одна их древнейших технологий художественной обработки цветных и драгоценных металлов.

Первые находки литых по восковой модели украшений относятся к так называемому пермскому звериному стилю, т. е. этот способ известен на территории нынешней РФ не меньше трех тысяч лет. Конечно, ювелиры того времени обходились самыми простыми материалами и приспособлениями. Например, центрифуги представляли собой цепочку с формой на одном конце и рукояткой на другом, отчего процесс походил на цирковой трюк — заливали расплавленный металл в тигель, хватались за рукоятку и начинали крутить тигель над головой с приличной скоростью, как пращу. Древние мастера работали намного медленнее и иначе, чем современные, компенсируя навыками недостаток технологий, которые сегодня стали намного сложнее с инженерной точки зрения и проще с точки зрения мастера-художника.

Для описания мастер-класса автор встретился с оружейником и скульптором Юрием Власовым из Нижнего Новгорода, а фотосъёмка литейных машин выполнялась в Политехническом колледже № 13.

По причинам технологического и творческого плана фотосъёмка отдельных этапов велась на разных предметах, так как творческий процесс — дело не быстрое, к тому же автор руководствовался ещё и информативностью снятого, и безопасностью для литейщика.

Идея

Сначала, как всегда в творчестве, появляется идея. Иногда ею становится тема некоего предмета, предложенная заказчиком. Среди предметов на фото будут:

  •  рунический амулет («Молот Тора») — заказчик сам нарисовал общий силуэт и надпись, которую он желал видеть на поделке;
  •  брелок в виде дракончика — учебная работа одного из учащихся Политехнического колледжа № 13;
  •  скульптура волка, которую Юрию Анатольевичу заказали повторить с лучшим качеством изготовления как часть некой более сложной композиции.

Модель

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

1

Следующая стадия работы — лепка из художественного пластилина точнейшей модели будущей работы. Помимо собственно изготовления модели, художник работает над пластическим образом предмета, превращая плоский рисунок в объёмную вещь. При этом уточняется форма, раскрывается содержание и, естественно, проверяются утилитарные свойства предмета.

Замечу, что по этой технологии могут изготовляться и предметы, далёкие от искусства, например зубные протезы, золотники гидроприводов или даже детали автоматики экспериментальных авиационных пушек.

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

2

Примером этой стадии работы стало украшение «Молот Тора» с руническими надписями на бойке и рукоятке и черепами на подвесе (1). Это не классический «Мьёльнир», а авторское прочтение этого древнего скандинавско-славянского символа. На фото видны детали пластилиновой модели, которая в данном случае состоит из четырёх частей: верха с черепами и рунами, бойка молота с солнечными символами на гранях и двух пластинок с надписями, которые затем будут вставлены в плоские стороны бойка.
А это (2) инструменты, применяемые в работе со скульптурным пластилином. Они сделаны самим мастером из прутков металла и отполированы.

Силиконовая форма

Когда модель готова, по ней изготовляется «резинка» — форма из силиконовой резины. Вообще-то модель может быть и из любого другого материала — дерева, кости, пластмассы, или ею может послужить копируемый металлический предмет, как на фото со скульптурой волка (3).

Форму получают заливкой модели в силикон. После застывания силикона его разрезают и вынимают модель. Правильное разрезание формы — тоже своего рода искусство или, скорее, ремесло — силикон должен беспрепятственно сняться с модели, а части формы при сложении должны точно совпасть.

На фото — силиконовая модель брелока-дракончика, восковая отливка и готовый брелок (4). А это (5, 6) силиконовые формы мелкой скульптуры, уже переданной заказчику, — хорошо видна полупрозрачность силиконовой формы.

Восковая модель

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

7

Затем в «резинку» заливают литейный воск, по которому и будет потом отливаться предмет. Воск как материал имеет несколько особенностей, начиная с сильного расширения при нагреве и заканчивая небольшой механической прочностью. Воск заливают под давлением из специального приспособления, называемого восколит. Фото (7) иллюстрирует общий вид этого прибора, а здесь (8) он в открытом виде с засыпанными гранулами.

В восколите воск находится при оптимальной температуре. Нагрев для расплавления занимает очень много времени, отчего на предприятиях этот прибор держат включённым постоянно, чтобы воск всё время пребывал в расплавленном виде. Стенки восколита имеют мощную теплоизоляцию, поэтому расход электроэнергии невысокий.

Воск вливают в форму под некоторым давлением — его создаёт компрессор, который обычно стоит под столом или ещё где-то неподалёку.

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

8

Иногда восковая форма дорабатывается скульптором. Это происходит в двух случаях — если отлившаяся восковая модель получилась с браком, а переделывать её нерационально или если автор желает получить большую детализацию, как на приведённом фото. На модели, т. е. бронзовой фигурке на заднем плане, шерсть и морда проработаны меньше, чем на восковой модели, по которой будет отлита более выразительная скульптура.


ПРИМЕЧАНИЕ: ещё в недавнем прошлом, до появления силиконов, ювелиры вручную изготовляли из воска модель в единственном экземпляре. Применялись различные смеси обычного пчелиного воска, церезина и канифоли, которые имели приемлемые температуры плавления и полностью выгорали из форм.


Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

9

«Ёлка»

В отличие от скульптуры, большинство украшений имеют намного меньшие размеры и их технологичнее и проще отливать помногу. Так, колечки или серёжки могут лить по сотне штук зараз. Поэтому модели монтируют на литниковую систему из воска, в народе называемую «ёлкой» за сходство с этим растением.

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

10

Крепят восковые модели к «ёлке» при помощи того же воска и слабомощного паяльника (9). Этот процесс требует большого опыта, ведь модели должны быть расположены так, чтобы при заливке они полностью заменились металлом и не осталось недолитков и других дефектов. На фото (10) — около двадцати брелоков‑дракончиков.

При сборке «ёлки» (9, 10) мастер держит рядом с ней опоку (приспособление, служащее для удержания формовочной смеси при её уплотнении. — Прим. ред.) — так проще контролировать, чтобы габариты собираемой «ёлки» не оказались больше внутреннего объёма опоки.

Литейная форма

Теперь модель должна быть помещена в ёмкость с формовочной массой (или «землёй»). Для этого есть два способа.

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

11

В первом случае модель покрывают тонким слоем пастообразной формовочной смеси, дают чуть высохнуть (она имеет вид густой пасты), а затем помещают в короб опоки и засыпают формовочной массой, которую уплотняют вибрацией на специальном вибростоле.

Второй способ применяется в нашей мастерской. Опоку с «ёлкой» помещают в специальный агрегат для заливки формовочной смесью (11). На фото видны опока и ёмкость над ней с порошком формовочной смеси. Вакуумный насос откачивает воздух из ёмкости прибора, после чего в верхний резервуар подаётся вода, которая перемешивается с сухой формовочной смесью. Готовая масса стекает в опоку, стоящую на вибростоле. Сочетание вакуума и вибрации приводит к тому, что формовочная масса полностью заполняет опоку, не оставляя ни малейших пустот и пузырьков. Через несколько часов вибрации опоку вынимают.

Скульптор жжёт!

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

12

Когда опока из формовочной «земли» подсыхает, её ставят в специальную печь с точной регулировкой температуры, расположив литниками вниз, и нагревают по специальной программе общей длительностью около 12 часов.

Сначала вытапливается воск — он стекает в поддон и удаляется из печи. Затем температуру повышают — остатки воска испаряются или сгорают, а форма прокаливается и приобретает дополнительную прочность.

Процесс протекает при точно заданных высоких температурах внутри печи. На фото (12) — момент извлечения опоки из печи. Если открыть печь в середине процесса, то от сотрясения, вызванного движением тяжёлой дверцы, формовочная смесь треснет и работа пойдёт насмарку.

Собственно литьё

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

13

Готовую опоку и тигель с металлом помещают в специальную печь. Её общий вид и вид с открытой крышкой приведены на фото (13, 14). Эта печь отличается контролируемой атмосферой, т. е. в ней можно или создать вакуум, или заполнить рабочий объём аргоном или другим газом сообразно технологии литья применяемого металла. Слева виднеется держатель опок, справа подальше — противовес, а справа на переднем плане — СВЧ-нагреватель, который, собственно, и нагревает металл в тигле. Когда он расплавляется, начинает вращаться ротор, а индуктор продолжает подогревать тигель, но уже короткими импульсами в те моменты, когда он проходит над катушкой. В некоторый момент механизм опрокидывает тигель, и металл, чей вес под действием центробежной силы многократно превышает его вес в обычных условиях, вливается в форму, полностью её заполняя.

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

14

Существует и другая версия центробежной печи, в которой центрифуга с формой и противовесом сначала раскручивается, а потом в неё через вращающийся лоток вливается металл. Но такая машина менее совершенна.

Для более крупных предметов с менее тонкой фактурой поверхности применяется вакуумное литьё. Металл расплавляют в специальной печи вроде муфельной (15) или индуктивной (16), а опоку перемещают в установку литья в вакууме (17). Затем подносят тигель с расплавленным металлом (18) и вливают его — атмосферный воздух вдавливает металл во все закоулки формы.

Существует и автоматическая литейная машина (19). В её нижнюю поворотную (на фото справа) часть вставляют опоку, в тигель (он посередине) кладут металл, закрывают и включают машину. Она подогревает опоку, расплавляет металл, создаёт разрежение в отсеке с опокой и вливает металл.


ПРИМЕЧАНИЕ: у ювелиров древности не было вакуумных печей, их с некоторым успехом заменяли яблоком или картофелиной. Мастер вливал металл в форму и затем немедленно накрывал её половинкой картофелины. От прикосновения к раскалённому металлу овощ выделял пары воды и газы, которые и вдавливали металл в форму. Но при малейшей неточности движения ювелир мог получить серьёзные ожоги и вдобавок испортить отливку.


Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

20

Разрушение формы

Её сначала бросают в воду, а потом в приспособлении, состоящем из ящика со стеклянной крышкой, вделанных в стенку перчаток и мини-мойки (20), отмывают металл от остатков формовочной смеси (21).

Мастер-класс художественное литье Юрий Власов

21

На производствах, не имеющих отношения к ювелирному делу, форму иногда сначала разрушают механически, а только потом отливку очищают от остатков смеси. Дело в том, что не все отливки, например детали больших турбин, можно бросать.

Отделка поверхности

Сначала на полировальной машине (22) с готовых отливок удаляют остатки «земли» и придают поверхности блеск (23), после чего предмет фактически готов. Но иногда модель не совсем точно передаёт все нюансы замысла художника, и тогда он при помощи ручных инструментов вроде штихелей и чеканков доводит изделие до полного соответствия замыслу.


ПРИМЕЧАНИЕ: неверно считать, что литьё по выплавляемой модели — чисто художественная технология, а модель может быть только восковой. В производстве крупногабаритных изделий, вроде роторов турбин для гидроэлектростанций, применяется схожий подход — литьё по газифицируемой модели. В этом случае модель, размеры которой могут исчисляться многими метрами, вырезают из твёрдого пенопласта, помещают в форму и сушат, после чего вливают расплавленную сталь. Часть пенопласта сгорает ещё при сушке формы, часть выжигается расплавленным металлом, но в результате получается заготовка, требующая минимальной механической обработки. Газифицируемая модель оказывается дешевле выплавляемой, так как пенопласт дешевле воска, даже с учётом необходимости в точной механической обработке пенопластовой модели. Но суть процесса остаётся той же, и полученная турбина диаметром много метров сверкает, как ювелирное украшение…


Автор: Алексей Алесковский.

Мастер-класс опубликован в выпуске «Осень-зима 2011»
журнала «Инструменты» 
серии «Потребитель».

Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.

Ноябрь 2011 г.

Самое читаемое за месяц

1-й, везде

2-й и 3-й, СДВОЕННЫЙ, везде

4-й, везде