Статья подготовлена
при участии компании «Астари» —
эксклюзивного дистрибьютора
генераторов, мотопомп и двигателей
Zongshen в России.
Zongshen — знаменитый китайский бренд, который, несмотря на не столь большую известность в сравнении с некоторыми японскими, американскими и европейскими брендами, зарекомендовал себя за довольно короткое время как самый качественный и надёжный производитель генераторов, мотопомп и двигателей общего назначения из Поднебесной. Именно поэтому эта торговая марка заслуживает самого пристального внимания. По объёмам выпуска небольших двигателей для средств малой механизации компания занимает третье место в мире (уступая лишь американскому концерну Briggs&Stratton и японской корпорации Honda), причём выпускает не только моторы, но и конечную продукцию собственной разработки и активно расширяет её производство. Здесь представлена новинка, уже доступная в России.
Zongshen BQH 2200 E — первая в мире «двухкиловаттная» инверторная мини- электростанция, снабжённая электрическим запуском. Даже для имеющихся на рынке «инверторов» большей мощности электрозапуск — очень большая редкость.
Zongshen BQH 2200 | BQH 2200 E
Бензиновые инверторные мини-электростанции
Немного истории
Инверторные генераторы — «чемоданчики» появились сравнительно недавно. Около 20 лет назад их вывела на рынок компания Honda, и именно эти модели долгое время считались «эталонами». Причём в буквальном смысле. Как это нередко бывает, в дальнейшем и другие производители стали выпускать подобные модели. Практически все инверторные мини-электростанции небольшой мощности, предлагавшиеся на рынке в 2010-х, представляли собой клоны Honda. Сходство было как по внешнему виду и ряду особенностей, присущих инверторным станциям, так и по внутренней компоновке. За основу при этом брались инверторные генераторы Honda EU 10i и Honda EU 20i с максимальной мощностью 1,0 и 2,0 кВА. Сама компания Honda долгое время не занималась обновлениями в этой линейке, только в 2018 году на российском рынке появилась новая модель Honda EU 22i со сходным внешним видом, но увеличенной до 2,2 кВА максимальной мощностью.
Инверторные генераторы Zongshen «эволюционировали» примерно так же, но гораздо быстрее. Внешнее сходство между ними и «чемоданчиками» Honda имеется, но фактически генераторы Zongshen являются собственной разработкой компании, отличаются компоновкой и целым рядом «мелочей».
Первая модель линейки, Zongshen BQH 2000, появилась в России весной 2019 года. Её номинальная мощность — 1,7 кВА, максимальная — 1,8. При весе в 18,3 кг эта модель стала самой лёгкой и компактной в своём классе. Это удивительно, но Zongsnen — первый в мире инвертор мощностью порядка 2 кВА с весом менее 20 кг. В 2020 году в линейке появились ещё две модели — Zongshen BQH 2200 и Zongshen BQH 2200 E, отличающиеся увеличенной мощностью и наличием электрозапуска на втором генераторе.
«По линеечке»
Для начала кратко опишем всю имеющуюся линейку инверторных генераторов Zongshen: BQH 2000, BQH 2200 и BQH 2200 E. Цены генераторов в этой линейке по состоянию на октябрь 2020 года — 45 990 руб., 47 990 и 53 990 руб. соответственно. Для сравнения, Honda EU 22i стоит более чем вдвое дороже.
Внешне Zongshen BQH 2000 и BQH 2200 практически не различаются. Компоновка сходная, размеры корпуса одни и те же. Zongshen BQH 2200 сохранил все преимущества модели BQH 2000 (вес, уровень шума, качество тока), но стал на 15% мощнее. При этом разница в цене между этими моделями — всего процентов пять. Внешняя разница между Zongshen BQH 2200 E и «младшими» моделями тоже невелика. Есть некоторые различия в составе и компоновке элементов панели управления, они будут указаны далее.
Все инверторные генераторы небольшой мощности имеют более или менее сходный внешний вид — «чемоданчики» с ручкой для переноски. Расположение органов управления может быть разным, их состав — тоже, но и в этой части найдётся много общего.
Особенность генераторов Zongshen BQH — расположение всех элементов контроля и управления на одной панели (1). Включая поворотный топливный кран и рычаг управления воздушной заслонкой (у генераторов Honda и их клонов они находятся на боковине корпуса). На инверторных генераторах Zongshen BQH с ручным запуском рычажок управления воздушной заслонкой — вытяжного типа, находится в правом верхнем углу на панели управления. На модели с электростартёром такого рычага нет — применено автоматическое управление. Также на Zongshen BQH 2200 E имеется кнопка электрического запуска — в нижнем левом углу панели.
Прочие элементы на панели управления у генераторов Zongshen BQH идентичны. Они присутствуют на всех подобных мини- электростанциях, независимо от производителя: три светодиода — работы, перегрузки и снижения уровня масла в двигателе, переключатель между обычным и экономичным режимами, два выхода для параллельного подключения, силовые выходы и предохранители.
Режим работы выбирается пользователем в зависимости от нагрузки: при небольшой и стабильной можно включить экономичный режим, когда генератор автоматически подстраивает частоту вращения вала двигателя так, чтобы «выдавать» достаточную электрическую мощность. Это позволяет снизить расход топлива, экономит ресурс двигателя и снижает шум. Режим полной мощности используют при высокой и переменной нагрузке, а также при зарядке аккумуляторов током 12 В. В нём частота вращения вала фиксирована.
Параллельное подключение — функция, которая разрешает использовать два генератора совместно. Их выходная мощность при этом складывается. Подключение производят специальным кабелем (опция).
Рассмотрим станцию с боков (2), (3). Боковины закрыты прямоугольными панелями, которые крепятся четырьмя винтами каждая. Без инструментов открываются только две небольшие крышки с правой стороны. Одна из них прикрывает свечу зажигания (4), вторая — пробку для залива и слива масла (5). Под пробкой предусмотрена наклонная плоскость — чтобы случайно пролившееся масло сливалось наружу, а не затекало в корпус. Изнутри на панели и крышке слой поролона — дополнительная шумоизоляция. Крышка топливного бака снабжена клапаном с поворотным рычажком. При транспортировке и хранении клапан закрывают, открывают только на время работы. Эти особенности присущи всем инверторным генераторам.
Ручка вытяжного стартёра расположена с левой стороны (6). Здесь на неё ещё прикреплён входящий в комплект брелок для автоматического запуска и остановки станции. Кнопок на нём всего две — «On» и «Off». В принципе при наличии электрозапуска и автоматического управления воздушной заслонкой реализовать дистанционное включение уже не очень сложно: электронной системе управления «всё равно», откуда получать сигнал на включение — от кнопки на корпусе или от кнопки с брелока. Усложнение тут небольшое, а для пользователя это приятный бонус: подходить к станции придётся реже.
Глушитель расположен в задней части станции, прикрыт пластиковой решёткой корпуса (7). Выхлоп направляется назад. Выходное отверстие прикрыто сеткой-искрогасителем.
Заканчивая внешний осмотр, стоит отметить, что дизайн хорошо продуман — генератор красиво смотрится и качественно выполнен. Все панели плотно прилегают, щелей и заусенцев нет, наклеек много и они информативны. Краткая инструкция по запуску и останову в виде пиктограмм на длинной наклейке — на верхней части левой боковины.
Теперь снимем боковые крышки и посмотрим, что «внутри». Для начала — справа (8). Сразу отметим очень плотную компоновку — внутри генератора почти нет свободного места. Но при этом всё понятно и легко доступно. Единственный узел, который требует периодического технического обслуживания со стороны пользователя, — воздушный фильтр, расположенный в корпусе, ниже карбюратора.
Два съёмных блока с левой стороны, рядом с панелью управления позволяют добраться до карбюратора, аккумулятора, электростартёра и других частей генератора при проведении технического обслуживания или замены узлов.
Двигатель — верхнеклапанный (OHV), карбюратор — с системой автоматического привода заслонок. Инверторные генераторы, в отличие от синхронных, требуют «внешнего управления», синхронным же достаточно встроенного в двигатель механического регулятора частоты вращения вала. Двигатель, а заодно и глушитель закрыты сплошным защитным кожухом, который заодно разделяет внутреннее пространство генератора. Всё, что находится за кожухом, — «горячая часть», воздух внутри её нагревается от двигателя, выбрасывается через заднюю решётку корпуса.
С левой стороны генератора (9), под крышкой, нет ничего, требующего обслуживания. Самый интересный узел — стартёр (слева). Конструкция, знакомая любому автомобилисту: внизу находится втягивающее реле, к которому подходят силовые провода, над реле виден цилиндр корпуса двигателя стартёра. На моделях с ручным запуском ставятся двигатели других модификаций, без стартёра.
Попутно стоит отметить ещё одну особенность исполнения. Между корпусом генератора и крышками проложены поролоновые уплотнители — защита от попадания пыли и «дребезга» деталей.
Как они работают
В рамках рубрики «Крупный план» мы не проводим тестирования техники. Тем не менее информация по работе именно генераторов Zongshen BQH у нас есть. Два года назад сотрудники редакции тестировали мини-электростанцию Zongshen BQH 2000, которая тогда ещё даже не поступила в продажу.
Лабораторные исследования проводились совместно с компанией «Техкамсервис», занимающейся ремонтом и сервисным обслуживанием мини-электростанций, а также разработкой и выпуском систем автозапуска генераторов. И результаты оказались выше всяких похвал. Все параметры качества тока соответствовали заявленным: и напряжение, и частота, и практически идеальная синусоида, и отсутствие паразитных гармоник, которые нередко встречаются на генераторах других производителей. В общем, электронная схема продумана, «экономии» на мелочах не выявлено. Поскольку все «инверторы» позиционируются как устройства, пригодные для безопасного питания электронной техники, вопросы качества тока имеют принципиальное значение. Тестирование показало, что качество тока, выдаваемого станцией на всех режимах, оказалось на высоте, опережая по показателям не только всех конкурентов из Китая, но даже именитых производителей из Старого Света.
Официальный дистрибьютор Zongshen в России – компания «Астари».
Автор: Максим Грибоедов.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Ноябрь 2020 года