В линейке хорошо известных российским крестьянам мотоблоков «Фаворит» от ковровских оружейников с завода ЗиД появилась необычная модель с автоматическим сцеплением. «Потребитель» первым испробовал новинку и разобрался, как она устроена и чем интересна. Мы провели тест, публикуем видео и отзывы.
Мотоблок ЗиД «Фаворит»
КОРОБКА-АВТОМАТ, РЕЗИНА ГРЯЗЕВАЯ…
Серия мотоблоков «Фаворит» уже не один десяток лет выпускается ковровским заводом, знаменитым своими пулемётами «Корд», «Печенег», ПЗРК «Игла» и другой стоящей на защите нашей страны продукцией. «Фаворит» же — машина сугубо мирная (хотя нельзя не вспомнить бородатый анекдот про танковый завод, добавивший по конверсии в ассортимент детские коляски!), основательная, мощная, рассчитанная на обработку крупных наделов земли — как для большой семьи, так и для малого коммерческого выращивания сельхозкультур. Мотоблок предлагается с широким спектром двигателей, бензиновых и дизельных, и долгое время оснащался традиционным для отечественных конструкций ременным сцеплением. Принцип работы такой схемы хорошо известен — он основывался на холостом проскальзывании слабо натянутого ремня по шкивам в положении «сцепление выключено» и натяжении его прижатием паразитного ролика на качающемся рычаге в положении «сцепление включено». Подобный механизм сцепления прост и по-своему неплох, однако имеет и существенный недостаток, проявляющийся именно на мощных мотоблоках — на них постоянно перетянутый ремень склонен к быстрому износу и внезапному обрыву. Как назло, обычно происходящему именно в тот момент, когда работа кипит и подвоха от техники совсем не ждешь…
В какой-то момент на ЗиДе пришли к осознанию неприятного факта — качественных отечественных (читай — «и недорогих») ремней стало не найти… Либо дорогой импорт, либо заказ огромных партий, объём которых будет несопоставим с масштабом выпуска мотоблоков. В результате некоторых изысканий было решено применить автоматическое дисковое сцепление, благо на рынке существуют разновидности неплохих китайских бензиновых двигателей для малой техники с блоком сцепления, уже изначально интегрированным в мотор.
Рычаг переключения передач на корпусе редуктора. Рядом — табличка с пояснением порядка включения нужной передачи
Нет, полного отказа от ременных передач, разумеется, не произошло — вал двигателя связан с входным валом редуктора мотоблока по-прежнему клиновым ремнём. Но этот ремень, уже не играя роль сцепления, а работая в режиме постоянного натяга, не столь уязвим и достаточно долговечен, когда не подвержен бесконечным нажимам натяжного ролика. В целом же кинематика этого маленького «тракторка» выглядит так: из картера редуктора автоматического сцепления на двигателе выходит рабочий вал, неподвижный на холостых оборотах и дающий крутящий момент, если «поддать газку». Этот вал через шкив и ремень с постоянным натяжением соединён с входным валом редуктора, на котором смонтирована обгонная муфта — как на бендиксе стартёра (при комплектации с косилкой КР‑3). Эта муфта быстро останавливает мотоблок с установленной косилкой КР‑3, если бросить газ, — без неё инерция была бы значительной. Ну а дальше всё, как обычно: рукоятка на редукторе управляет скоростями (две вперед, одна назад и нейтраль), а на рогах руля установлен рычаг газа. Привычной скобы сцепления, повторимся, нет: газ на минимуме — «трактор» стоит на холостом ходу, газу прибавляем — едем вперёд (в диапазоне скорости, определяемом включённой передачей) или назад. Небольшое изменение концепции управления по сравнению с вариантом с ручным управлением сцеплением заключается в специальном выключателе с извлекаемой чекой на ремешке — он выполняет ту же задачу, что и аналогичное страховочное устройство на снегоходах или лодочных моторах. Поскольку рукоятка газа не имеет возвратной пружины (дабы не нужно было выделять свободную руку для её удержания в процессе работы), есть риск, что при случайном падении оператора и выпускании руля из рук «трактор» поедет дальше в неуправляемом режиме. Из-за невысокой скорости это вряд ли способно породить серьёзные проблемы, но и такая возможность исключена подстраховкой — закреплённый на запястье ремешок выдернет чеку и «Фаворит» сразу же заглохнет. В ходе теста мы проверили в том числе и этот момент, и даже сняли его на видео — при движении на первой передаче с максимальной скоростью пробег машины с момента выдёргивания чеки и до полной остановки не превышает 0,5 м.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Итак, приступаем к тестированию новинки! С помощью бригады инженеров и мастеров ЗиД, инструктирующих и меняющих оснастку, тестовая команда «Потребителя» вывезла «Фаворит-automatic» в поле и как следует поработала им в режиме полного цикла. На мотоблок мы поочередно устанавливали различное навесное оборудование, которое превратило заброшенную и заросшую делянку земли в цивильный участок, пригодный для посадки полезных агрокультур.
Наш тест включил в себя четыре операции. Сначала к «Фавориту» подключили ротационную косилку и выкосили высокую, по пояс, траву. Затем смонтировали плуг и вспахали землю с переворотом пластов. Потом заменили плуг и колёса на культивационные фрезы и разрыхлили вспаханное. И наконец нарезали борозды дисковым окучником.
Косилка
Мощность у косилки колоссальная. Под ней ложится любой бурьян — вообще любой! Двухметровые деревья со стволами в два пальца толщиной рубятся, как крапива, — проверено лично! При этом насадка-косилка для «Фаворита» не только чрезвычайно эффективная в своём функционале, но и, наверное, самая сложная конструктивно из всего ассортимента навесного оборудования. Два вращающихся диска с четырьмя плавающими стальными ножами на каждом приводятся в движение через трубчатую раму с двумя угловыми редукторами и валами, проходящими внутри рамы.
Крутящий момент от двигателя передаётся на косилку от шкива отбора мощности через отдельный клиновый ремень — этот дополнительный ремень ставится на мотоблок только при монтаже косилки, а для работы с плугом, культиватором или окучником не применяется.
На грунт рама косилки с дисками опирается при помощи стальных салазок, а к мотоблоку пристыкована через шарнир и способна качаться в горизонтальной плоскости градусов на пятнадцать вправо и влево, слегка скручивая плоскость передающего крутящий момент ремня отбора мощности. Качание косильной рамы напоминает работу задней подвески автомобиля с полузависимой П‑образной торсионной балкой — эта функция предназначена для работы на неровном рельефе: если одна сторона косилки наезжает на кочку, то она просто приподнимается, «облизывая» неровность, и не сотрясает весь «трактор».
От камней и прочего мусора, который могут поднять с грунта ножи, оператора надёжно защищает экран из толстой армированной резины.
Плуг
Для пахоты устанавливаем плуг и меняем пневматические колёса на стальные того же диаметра, но с грунтозацепами. Настройка плуга на любом мотоблоке — дело тонкое и требующее определённого опыта и навыков. Регулировок тут три: наклон в горизонтальной и вертикальной плоскости (меняется при помощи ослабления и затяжки болтов ключами на 17) плюс управление углом атаки лемеха (это уже оперативная регулировка с помощью вращающейся кривой рукоятки, инструмент для этого не нужен).
Пока плуг не настроили, он то убегал с запланированной траектории, то зарывался, заставляя буксовать в почве колёса мотоблока, но после некоторой подстройки пошёл уверенно и ровно!
Культиватор
С опытом смена любой оснастки «Фаворита» занимает не более пятнадцатидвадцати минут. Это нормально, если учесть, что агрегат рассчитан на продолжительную работу в каждом режиме на участках приличной площади, а не на пресловутых «шести сотках», две трети из которых обычно заняты домиком, сараем и грядками. Снимаем плуг и стальные колёса и монтируем на ось культиваторные фрезы.
Культивация — процесс гораздо более простой, нежели пахота, знакомый многим дачникам из тех, кто до мощного многофункционального мотоблока ещё не дорос, а лопату уже перерос. После третьего этапа наша делянка выглядит весьма прилично — а ведь землю не возделывали пару лет и только что тут стоял бурьян по пояс со стеблями в палец!
Культивация — наиболее распространённая операция, выполняемая с помощью подобной почвообрабатывающей техники
Окучник
Оснастка для нареза борозд для корнеплодов и их последующего окучивания чисто внешне — самая забавная из всех «фаворитовских» аксессуаров. С ней мотоблок напоминает какой-то древний автомобиль в стиле стимпанк — особенно в ракурсе задом наперёд. Наверное, на таком мог бы разъезжать в 70‑х годах XIX века по улицам Лондона Филеас Фогг… Колёса заменяются на грунтозацепы большого диаметра, а в качестве навески ставится ось с двумя окучно-нарезывающими дисками с регулировкой заглубления, а также ширины и углов «загребания».
Дисковый окучник нарезает борозды безупречно и идёт по делянке очень легко, в отличие от более простых плужных окучников. Налицо отличный результат — можно было бы приступать к посадке картошки, проходи тест пораньше, а не в конце июля… Впрочем, некоторые, присутствовавшие при испытаниях, утверждали, что ранние сорта картофеля имеют шанс дать урожай и в этом году. Так что, возможно, наш труд не пропал втуне.
ОТЗЫВЫ
Ну и теперь самое главное — впечатления о работе автоматического сцепления. Лучшей характеристикой будет, наверное, продемонстрированная системой практически полная… незаметность! Автоматический узел никак себя не проявлял при работе — просто сцепление чётко и при этом мягко включалось при лёгком увеличении оборотов выше холостых и стабильно держало, не пробуксовывая и не брыкаясь. Если вы привыкли к обычному механическому сцеплению с тросовым управлением, небольшая практика для обретения новой сноровки может потребоваться, но реально минимальная. Надо только отвыкнуть нащупывать левой рукой отсутствующую там рукоятку и оперировать одним лишь газом. Пользоваться остановкой двигателя при помощи предохранительной чеки практически не приходится — обороты адекватно и прогнозируемо управляются рукояткой на руле, их легко быстро понизить, чтобы перевести сцепление в разомкнутое состояние и остановить движение машины. Наверное, нельзя сказать, что автоматическое сцепление радикально упростило «вождение» мотоблока в сравнении с ручным, как это обычно бывает при переходе с РКПП на АКПП в автомобиле, но повышение комфорта в использовании всё же налицо. Хотя… надо ведь учесть ещё и тот факт, что с автоматическим сцеплением можно забыть о трудоёмкой процедуре настройки ременной передачи для устранения проскальзывания ремня. К тому же ликвидация слабого звена в виде ремня сделало технику ещё надёжнее.
КОНТАКТЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
601900, Владимирская обл., г. Ковров, ул. Труда, д. 4;
Тел.: (49232) 9–1183, 9–1056; Факс: (49232) 3–0184;
E‑mail: zid@zid.ru, koom@zid.ru;
Сайт: http://www.zid.ru
facebook.com/promo.zid • vk.com/promo_zid • instagram.com/promo.zid
Тест провели Евгений Балабас и Алексей Меснянкин
Август 2019 года