Электромеханическая снеговая лопата – особый класс снегоуборщиков, весьма интересный и для многих пока еще непривычный. Мобильная «электролопата» в некоторых случаях оказывается идеальным устройством для очистки двора, гораздо удобнее снегоуборщиков на колёсах, с бензиновыми или аккумуляторными двигателями. Иногда она отлично работает в паре со снегоуборщиком, дополняя и усиливая его. А в некоторых ситуациях такие «лопаты» бесполезны… Давайте разберемся в практике их применения!
Для начала расскажем более подробно, что такое «аккумуляторная снеговая лопата». Этот класс инструментов пока только набирает популярность и известен далеко не каждому. Такой агрегат гораздо легче и мобильнее любого, даже самого компактного и маломощного снегоуборщика классической компоновки (в виде колесного шасси с двигателем, шнеком и выбрасывающим жёлобом). При этом «лопата», масса которой не превышает 8-10 кг, действует на том же самом принципе – её рабочим узлом является шнек, подхватывающий снег и отбрасывающий его вперёд. Электромотор делает рабочий процесс тихим и позволяет работать, не беспокоя окружающих.
У «лопаты» отсутствуют колеса – она скользит по заснеженной поверхности гладкой нижней частью, и ввиду этого подходит для работы лишь по достаточно ровным поверхностям, покрытым асфальтом, бетонной стяжкой, клинкерной брусчаткой, полимер-песчаной плиткой, натуральной или композитной террасной доской, резинопробковыми листами, как на спортивных площадках, и т.п. Другой особенностью такого типа агрегатов является фиксированное направление снежной струи – у «лопаты» отсутствует Г-образная труба-жерло, как у снегоуборщиков более распространенной конструкции, и выброс снега осуществляется в том же направлении, в котором идет работающий с «лопатой» человек. Это накладывает определенные ограничения на тактику обработки очищаемых площадей, но зато делает струю крайне мощной даже при весьма легком и компактном двигателе, поскольку снег выбрасывается, не тормозясь в изгибах направляющего жерла.
«Снеговая лопата» удобна для уборки небольших зон с ровным покрытием, для которых колесный шнековый снегоуборщик, даже аккумуляторный, избыточен. Также «лопата» неплоха, как вспомогательный инструмент к полноразмерному снегоуборщику, для обработки укромных мест и сложных площадей. Мощность ее ограничена, поэтому с сильно заваленными поверхностями она не справится. Её удел – регулярная уборка свежевыпавшего снега, толщиной не более 10 см. Это согласно паспортным данным, мы предполагаем, что мощности хватит и на 20 см, если это будет рыхлый снег, но тогда не исключено, что работать придется на весу, а это уже очень неудобно. Так что будем считать, что предел, как всякая истина, находится где-то посередине, то есть на уровне 15 см.
«Потребитель» уже тестировал «снеговую лопату» G40SS30 из 40-вольтовой линейки садовой техники Greenworks, а теперь к нам попала и новинка – аналогичный инструмент из более производительной, 60-вольтовой серии — Greenworks GD60SS.
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Greenworks GD60SS.
Аккумуляторная снеговая лопата
У Greenworks GD60SS типичная для многих триммеров, мотокос, длинных кусторезов и иного подобного садового инструмента конструкция, в основе которой лежит трубчатая штанга, соединяющая рабочую часть, и аккумуляторный блок, совмещенный с рукоятью и пусковой кнопкой. Штанга двухсоставная, складная. Полностью она не разделяется, внутри проходит провод питания от батарейного блока, но в сложенном виде габариты «лопаты» весьма малы и позволяют разместить её где угодно для хранения, а также без труда перевозить даже в самом компактном автомобиле. Также на аккумуляторном блоке имеется отверстие для подвешивания «лопаты» на вкрученном в стену шурупе.
Штанга изготовлена из стальной трубы. Элемент соединения двух ее половин – стальная зажимная муфта с крупной барашковой гайкой.
Батарейный блок совмещен с основной рукояткой. Курковая клавиша пуска – с боковой защитной блокировкой, предупреждающей несанкционированные включения. У курка – два положения: включено и выключено; управления оборотами тут нет, оно и не требуется.
Работа во время снегопада, сухого или с дождем, не проблема, поскольку слот надёжно защищён от влаги плотно закрывающейся подпружиненной крышкой. Она прозрачная, показывающая наличие в отсеке аккумулятора, и фиксирующаяся за счет магнитного замочка.
Вспомогательная рукоятка, как и на триммерах, – D-образная, с регулировкой высоты под рост оператора.
Внутри рабочего механизма находится бесколлекторный двигатель семейства Greenworks DigiPRO. От мотора через зубчатый ремень крутящий момент передается на пластиковый шнек, длина которого формирует ширину захвата – 30 сантиметров. Шнек прочный и морозостойкий, ось его толстая и стальная, а пластик не боится ударов о скрытые в снегу препятствия и разные инородные тела. От заклинивания и порчи ременного привода спасает электронная защита, обесточивающая двигатель при остановке шнека.
На фото хорошо видна абсолютно гладкая и прямая поверхность ниши, в которой вращается снеговой ротор – именно такая компоновка обеспечивает максимально эффективный выброс, потому что снег летит с минимальным касанием к поверхности выброса, и инструменту нет необходимости тратить мощность на проталкивание снега по узким «бутылочным горлышкам».
Результаты испытаний
На время тестирования новой, 60-вольтовой «лопаты» мы заодно взяли для сравнения и уже хорошо известную нам 40-вольтовую модель. Геометрия обоих инструментов в основных моментах (высота штанги, органы управления, ширина захвата шнека) – идентична. У 60-вольтовой Greenworks GD60SS разве что несколько отличается форма батарейного отсека ввиду иного формфактора батареи, и чуть-чуть (буквально на 300 граммов) больше вес без учета аккумулятора – за счет более мощного двигателя.
Впрочем, пора и как следует поработать! Мы взяли каждый по «электролопате» и пошли расчищать от снега хоккейную «коробку». В каждом инструменте предварительно были установлены батареи максимально высокой ёмкости. На 60-вольтовой – ёмкостью 4 А*ч, на 40-вольтовой — 6 А*ч. То есть, несмотря на различия в питающих стандартах и в некоторой степени в мощности, запас энергии в ватт-часах у нас оказался одинаковый.
Заявленная дистанция выброса снега – 6 метров, но на деле оказалось даже больше! Тактику работы нужно выбирать в зависимости от локации, и в данном случае мы шли длинными проходками от середины поля к краям, отрезая с каждым рейсом от снежного покрова по 30-сантиметровой полоске. Несмотря на то, что у аккумуляторной «снеговой лопаты» нельзя менять направление потока снега без изменения курса, допустимо менять угол струи по отношению к горизонту, опуская штангу пониже. Этот прием необходим при приближении к бортам хоккейной «коробки», чтобы поднять высоту выброса и не бить струей в ограждение, находясь в метре-двух от него. В других же ситуациях, где рабочее пространство не такое просторное и свободное, может понадобиться совершенно иная тактика – например, движения инструментом вперед-назад, как обычной лопатой, без электропривода. И она тоже достаточно эффективна.
Когда мы год назад тестировали 40-вольтовую модель, стояла оттепель, и инструменту приходилось работать по вязкой снежной «глине» высотой 5-7 сантиметров. В этих условиях Greenworks G40SS отработал 18 минут, что, впрочем, практически не сказалось на дальности снегометания. В этот же раз имел место легкий морозец, а высота свежевыпавшего и пухлого снежного покрова составляла от 5 до 10-12 сантиметров. Меньше в центре поля, откуда снег разгонял сильный ветер, и заметно больше к периферии. Такие условия предсказуемо оказались заметно легче для «снеговых лопат», чем липкий подтаявший снег, и время работы возросло. 40-вольтовая G40SS отработала 30 минут, а 60-вольтовая G60SS – 25 минут из-за изначально несколько повышенного тока двигателя, обусловленного дополнительным запасом крутящего момента. Задача по расчистке спортплощадки оказалась несложной для обоих инструментов, но 60-вольтовая новинка показывала увеличенную производительность при проходе вдоль бортов, где толщина покрова была максимальной – это было отчетливо слышно и ощутимо по характеру работы двигателя. «Лопата» из полупрофессиональной, 60-вольтовой линейки, Greenworks G60SS, проходила практически без смены тональности и падения оборотов шнека, а вот «сороковка» слегка напрягалась, что чувствовалось.
Тест провели Евгений Балабас и Алексей Меснянкин
Ноябрь 2022 года