Казалось бы, что общего может быть между журналами «Рыбачьте с нами», «ХХL», «Катера и яхты», издательскими домами «Бурда» и «Потребитель»? Область деятельности сходна, но тематика журналов довольно-таки разная. Тем не менее общая тема нашлась – российская презентация компанией Honda нового лодочного мотора, организованная в середине июля 2012 года в городе Тольятти Самарской области.
Впрочем, строго говоря, презентаций было две. Первая, для дилеров, состоялась 16 июля, а презентация для журналистов прошла через два дня. Логика тут простая: показать подвесной лодочный мотор в действии можно только вместе с катером, а вместимость любого судна ограничена: те, кто не поместятся, будут вынуждены ждать на берегу, а это не так интересно. Кроме катера (забегая вперёд, скажу, что катеров было два), потребуется подходящая акватория – Куйбышевское водохранилище (часть его называют Жигулёвским морем, по названию города, расположенного неподалёку от Тольятти). Чтобы организовать презентацию, одним днём ограничиться не удастся. Требуется решить массу вопросов, и прежде всего транспортных. Расстояние между Москвой и Тольятти – почти тысяча километров. Самый быстрый способ добраться – самолётом до Самары, потом автобусом до Тольятти (около ста километров). В общем, кроме дня самой презентации, нужно ещё два на дорогу, заказ транспорта, гостиницы и множество разных мелочей. Причём для двух групп организовывать такую эпопею придётся дважды, начиная от встречи в московском аэропорту и заканчивая как минимум посадкой на обратный самолёт. Графики участников со стороны компании Honda, точнее, сотрудников компании из Москвы – Юлии Гладниковой и Михаила Зыкина, представителя компании из Японии и фотографа совпадали с графиком групп лишь частично, по крайней мере, обратно они улетели раньше (и не все одним рейсом). Словом, то, что воспринимается приглашёнными как небольшая командировка, для приглашающей стороны, т. е. представительства компании Honda в России, выливается в сложную и ответственную работу.
Презентация состояла из двух частей. Теоретическая – обзор рынка и рассказ о новинке – проходила в конференц-зале тольяттинского яхт-клуба «Дружба». Для практического показа были приготовлены два катера. Тут снова придётся немного забежать вперёд и заметить, что использовать удалось только один. Но не по техническим причинам.
Одно из важных направлений деятельности компании – производство лодочных моторов (Honda Marine). Область специфическая: если автомобили и мотоциклы, садовую и силовую технику, а также «наземные» моторы, установленные на оборудовании других производителей, можно встретить буквально где угодно, то для водного транспорта нужна как минимум река, а ещё место для его хранения. Значит, и «целевая аудитория» ограничивается теми, кто живёт поблизости от водоёмов и сравнительно небольшой группой любителей отдыха на воде. Так вот среди этих людей продукция компании пользуется большой известностью и серьёзным спросом. На рост продаж лодочных моторов у нас не повлиял даже кризис 2008-2009 годов. В 2011 году общий объём продаж составил более 7400 единиц – это второе место после США, и более чем в два раза выше, чем во Франции, Италии и Австралии. Если же сравнить мощностные и количественные показатели по продажам в России и Европе, то в целом картина одинакова. На моторы мощностью 2–30 л.с. приходится порядка двух третей от общего количества, почти все остальные – мощностью от 30 до 100 л.с. По количеству лодочных моторов мощностью свыше 100 л.с. Европа лидирует – на их долю там приходится порядка 10 %, а у нас – около 5 %. Тут особо удивляться нечему – всё-таки подходящих акваторий у нас меньше.
Подвесной мотор Honda BF 250 XU, которому была посвящена презентация, впервые был показан на выставке International Boat Show 2011 в Генуе, а до нас «добрался» спустя почти год. Впрочем, техника такого уровня долго не устаревает ни морально, ни технически.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ТИП: бензиновый инжекторный, 6-цилиндровый, V-образный, 4 клапана на цилиндр
МОЩНОСТЬ: 250 л.с.
РАБОЧИЙ ОБЪЁМ: 3583 cм³
РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДИАПАЗОН ОБОРОТОВ: 5300–6300 об/мин
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ: водяная с термостатом
ЗАПУСК: электрический
УПРАВЛЕНИЕ: дистанционное
СУХОЙ ВЕС (со стальным винтом): 284 кг
ЦЕНА: 720 000 руб.
Поглядев на последний пункт параметров, можно лишний раз убедиться, что владение катером – удовольствие не из дешёвых. Впрочем, аналогичные моторы других крупных производителей стоят примерно столько же. Сами катеры Beneteau Antares 8.80, на которые были установлены эти двигатели, относятся к числу круизных, с высоким уровнем комфорта. Их цена зависит от комплектации – порядка ста тысяч евро, а то и выше.
Двигатели предназначены для частного и коммерческого использования. Высокая мощность особенно важна для патрульных и спасательных катеров, а также на спортивных мероприятиях. Тут вопросы стоимости часто отходят на второй план, на первом месте стоит эффективность использования. Двигатель – флагман линейки и изготовлен с применением нескольких принципиально новых технических решений. Так бывает часто: сначала новые разработки появляются на самых мощных и сложных образцах техники, а в дальнейшем их начинают использовать и при обновлении всех модельных рядов – «от сложных к простым».
Двигатель окрашен в новый для линейки Honda цвет – серебристый, оттенка Aqua Marine. Изменилась форма капота и графическое оформление. Но это в конце концов вопросы дизайна, а вот изменение формы корпуса редуктора улучшило обтекаемость и позволило устанавливать на выходной вал гребные винты диаметром до 16 дюймов – про эти параметры нельзя сказать: «на скорость не влияют». Влияют, и существенно. По крайней мере, в процессе первой презентации, «для дилеров», катер с винтом в 16 дюймов ускорялся быстрее второго, на котором был установлен пятнадцатидюймовый винт.
Другие изменения коснулись «начинки» мотора. Двигатель совместим со стандартом NMEA 2000, что позволяет подключать к нему неограниченное количество морских электронных приборов, в частности для управления и навигации. Для энергообеспечения используется мощный генератор 75 А, установленный на двигателе. Система управления зарядкой на холостом ходу автоматически повышает обороты двигателя в случае возрастания электрической нагрузки – дополнительная гарантия того, что мощные потребители не «высосут» аккумулятор.
Ещё три принципиальных технических решения так или иначе связаны с мощностными характеристиками и топливной экономичностью.
На двигателе впервые в мире применена система прямого забора воздуха (Direct Air Intake System). Проще говоря, поступление воздуха в цилиндры организовано так, что он не успевает нагреться от двигателя и, соответственно, расшириться. Как следствие, улучшается наполняемость цилиндров и возрастает мощность.
Электронный блок управления корректирует угол зажигания в зависимости от ускорения: при медленном изменении скорости используется стандартный угол опережения зажигания, а при ускорении – набор оптимизированных для таких режимов углов (система Blast). Результат – быстрое ускорение с минимальными затратами топлива.
Датчик кислорода, установленный в выхлопной системе, передаёт информацию в ЭБУ, который в свою очередь корректирует состав смеси для обеспечения максимальной эффективности сгорания и экономии топлива на крейсерской скорости (система ECOmo). Благодаря ей расход топлива снижается на 20–30 %. По данным Honda, расход при частоте вращения винта 5000 об/мин составляет менее 45 л/ч. В процессе трёхчасового тест-драйва, проведённого для дилеров, получили и данные «в натуре» – посмотрели, сколько топлива израсходовал один из катеров. Оказалось, немного – 53 литра, т. е. эксплуатационные расходы невысоки для такой мощности.
На этом техническая часть презентации была закончена, и после инструктажа по технике безопасности пора было бы приступить к тест-драйву, но свои коррективы решила внести погода. Вернее, ветер. Восьмиметровый круизный катер – это отнюдь не лайнер, и выходить в сильный ветер довольно опасно. По этой причине в тот день «на воду» почти никто не спускался, вышедших за несколько часов можно было пересчитать по пальцам, и то в основном это были серфингисты. Для начала переход к «водным процедурам» отложили на полчаса. За это время в копилку впечатлений добавился ещё один эпизод.
Здание яхт-клуба выстроено в форме корабля. Коференц-зал, где мы были, располагается на втором этаже, который по периметру застеклён. То есть одна стена коридора второго этажа капитальная, с висящими на ней картинами, а вторая – остекление. Открыв боковую стеклянную дверь, можно выйти на крышу первого этажа – «палубу». Так вот, в процессе одного из открываний порыв ветра снёс со стены пару картин.
Конечно, за полчаса ветер и не подумал утихнуть, но всё-таки было решено выйти невзирая на погоду по заранее намеченному плану: два тестовых катера и ещё один, спасательный, на случай нештатных ситуаций (его наличие от погоды не зависело – простая мера предосторожности). Я оказался в первом катере.
По возвращении мы узнали, что второй катер выводить не стали: он был пришвартован в более неудобном месте и при маневрировании велика была вероятность столкновения с другими. Так что следующая группа отправилась на «нашем», зато им удалось пройти по маршруту дважды.Описать сам тест-драйв довольно сложно. Конечно, с учётом погоды делать резкие манёвры или ускоряться было нельзя, но впечатлений хватило и без этого. Как только мы вышли из-под защиты волнолома, навстречу ветру, удалось испытать все прелести боковой и килевой (продольной) качки. Ощущения – примерно такие же, как при езде на автомобиле по полю. Причём именно «на автомобиле» – стоя на крыше. Тут уж не до любования красотами – даже на сравнительно небольшой скорости удержаться на ногах трудно, всё время приходится искать опору. Мест для сидения, конечно, было достаточно, но это ж «не наш метод». Особенно порадовала килевая качка: раз в несколько секунд нос катера (его паспортная осадка – полметра) приподнимался над водой, а потом с соответствующим звуком и фонтанами брызг «встречался» с ней. Где-то сбоку было замечено «кильнувшееся» судно – кто-то не рассчитал силы – но долго наблюдать за ним не удалось. Разгонять катер в такую погоду было нельзя, поэтому мы шли не быстро – порядка 10 узлов (18,5 км/ч) против ветра и 15 узлов на обратном пути.
ВИДЕО
Об этом – совсем коротко. Толком посмотреть город не получилось, из окна автобуса много не увидишь. Дороги в Тольятти вполне приличные, автомобилей немало, пробки тоже бывают. Большинство машин, разумеется, местного производства, очень многие из них тюнингованы – установлены «не родные» диски и оптика, часто попадаются и машины с более глубоким тюнингом. В общем, одинаковых машин в городе немного – почти все хоть чем-то, да отличаются.
После презентации, вечером, нас ожидало ещё одно мероприятие – ужин со стрельбой в загородном комплексе «Ловчий плюс». Конечно, и ужин, и стрельба были отделены друг от друга, а упомянуть стоит о втором. На территории комплекса есть несколько оборудованных стрелковых площадок для стрельбы по тарелочкам (спортинга). Попасть дробью по летящей тарелочке не особенно сложно даже новичку, другое дело, что и промахнуться – проще простого. Настрелялись все от души, на следующий день многие из группы могли похвастаться синяками на плече. Мне синяка не досталось – стрелять раньше доводилось из разных ружей, от дульнозарядных до охотничьих карабинов, и я уже рефлекторно привык не прижимать приклад к плечу.
Редакция журнала «Потребитель» благодарит российское представительство компании Honda и лично Владислава Юркина за приглашение и организацию поездки.
Автор репортажа: Максим ГРИБОЕДОВ