В ассортименте Steher пока нет компактных и легких снегоуборщиков – только линейка солидных самоходных машин с мощными моторами и двухступенчатым механизмом выброса, способных работать с последствиями серьезных циклонов. И экстремально-снежная (временами) зима сезона-2022 подтверждает необходимость в такой технике для всех, кто не может рассчитывать на бригаду дворников от управляющих организаций.
В семействе бензиновых снегоуборщиков Steher сегодня представлены три модели. Легких и маломощных, которые мог бы поднимать один человек и перевозить в багажнике легковой городской машины, среди них нет. Все три агрегата – самоходные, все три – с двухступенчатым выбросом, с моторами 7 лошадиных сил, с широкими ковшами – 56, 62 и 72 сантиметра. Мы испытали младшую – GST-756. Публикуем отзывы.
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Steher GST-756
Двухступенчатый шнекороторный снегоотбрасыватель
Внешний вид машины совершенно традиционный, никаких нетипичных элементов конструкции или дизайна тут нет. По железу преобладает минимализм, неизбежный при максимально бюджетной цене – только функциональное и работоспособное, но ничего лишнего!
Основу машины, аналог «рамы» представляет собой короткая круглая и толстостенная «труба», несущая на себе собственно ковш и патрубок выброса снега. Продолжение этой трубы в роли «рамы» — пристыкованный к ней прямоугольный короб, внутри которого находится вариатор привода колес, а снаружи смонтирован двигатель. Эта архитектура применяется практически во всех самоходных бензиновых снегоуборщиках. Жёсткости и массивности у «фюзеляжа» Steher GST-756 выше крыши, а вот рукоятки несколько слабоваты на скручивание. Впрочем, ничего фатального – просто этот момент нужно прочувствовать, покачав их, и не перегружать усилием на скручивание.
И раз уж зашла речь о рукоятках – отыграем до конца управление снегоуборщиком. Рукоятки управления имеют три ступени регулировки по высоте, осуществляемой путем перестановки болтов. Пусть это не очень быстро – главное, что здесь такая возможность есть в принципе. Она очень важна, зачастую рукоятки располагаются на высоте, оптимальной для людей среднего роста. С высоким ростом сложнее. Казалось бы, какие могут быть проблемы с самоходной машиной на колёсах? При уборке свежевыпавшего снега – никаких… но если снег слежался, или если надо убрать кучу, которую сгрёб с дороги трактор – тут ситуация меняется. Приходится постоянно маневрировать ковшом вправо-влево и вверх-вниз. В идеале должны работать руки, но если рукоятки слишком низко, то в большей степени нагружена спина… и если есть проблемы с позвоночником, то они очень быстро дадут о себе знать. Так что возможность настроить высоту рукояток, на наш взгляд, даже важнее, чем мощность двигателя.
Наконечники рукояток обрезинены, но подогрева, разумеется, не имеют. Справа и слева на них стоят нажимные скобы, тянущие тросы активации привода колес и привода шнека. Скобы оснащены простыми механизмами, снижающими усилие удержания по отношению к усилию нажатия. Пружин, компенсирующих вытягивание тросов, на их наконечниках нет, так что нужно следить за регулировкой наконечников боуденов-рубашек.
Крупная рукоятка «КПП» двигает через жесткую тягу ролик вариатора по ведомому диску, меняя передаточное число и направление вращения. Также на щитке передней панели наклеена крупная наклейка с порядком запуска двигателя, и главное, что следует из нее почерпнуть – это непременное использование воздушной заслонки при каждом запуске, вне зависимости от того, прогрет двигатель или нет. Многие, кто привык работать «летней» техникой, тратят лишнее время и силы, считая, что прогретый мотор нужно повторно пускать без подсоса – но на снегоуборщике это правило не работает.
Прямая безшарнирная конструкция рукоятки управления выбросом, а также её расположение обусловлены упрощенным узлом «редуктора», передающего вращение от рукоятки на жерло — ручка заметно выдается с левой стороны снегоуборщика за его габариты. Это может быть несколько неудобно при парковке его в тесном сарае или прохождении через узкие двери.
«Шестерня» на конце рукоятки, которая движется по «зубцам» в основании жерла, выполнена в виде спирали из прутка. Пусть смотрится несколько «эрзацно», но зато отлично работает в условиях снега и обледенения – механизм с такими зазорами не заклинит от обмерзания, от него легко отлетают любые ледышки!
Ну и последний орган управления рабочим процессом – регулятор угла выброса струи снега. Он тут простейший, не имеющий оперативной регулировки во время работы, на зажимных маховичках, которые фиксируют козырек, движущийся по полукруглым прорезям. Чтобы изменить угол струи, необходимо остановиться и наклонить/ поднять козырек, использовав обе руки.
Не уходя далеко от жерла-снеговода, отметим подпружиненную «вилку» внутри желоба, предназначенную для разбивания крупных комков, чтобы они не повредили ничего в зоне приземления… Опция полезная, но встречается она не у всех снегоуборщиков.
Колёса пневматические, 13-дюймовые, с высоким «зимним» протектором – чтобы меньше буксовали в снегу. Фиксируются безынструментальными пальцевыми фиксаторами на осях и при необходимости легко снимаются.
Двигатель (четырехтактный, одноцилиндровый) производитель относит к «зимней серии», которая характерна очень крупной рукояткой на конце пускового троса, удобной для использования в рукавицах, и аналогично крупной кнопке «праймера» — подкачки бензина в поплавковую камеру. Есть ещё некоторые технические отличия, позволяющие мотору легче запускаться или стабильнее работать при низких температурах – оптимизированный «для зимы» карбюратор, изменённая форма корпуса воздушного фильтра, для предотвращения его обмерзания, и другая свеча зажигания. В целом к холодному старту, стабильности холостого хода и поддержанию оборотов под нагрузкой никаких нареканий у нас не возникло – все четко!
Топливный бак – как у многих моделей в диапазоне мощностей от 5 до 7 л.с. – ёмкостью 3,6 л. Горловина обычная, особенной шириной, более удобной для заправки, чем у большинства, не отличающаяся. Пробка винтовая (как у автомобилей), а не более часто встречающаяся байонетная, фиксируемая поворотом на 90 градусов. Степень герметизации горловины тут зависит от усилия закручивания, что в целом надежнее и способно компенсировать уменьшающуюся со временем эластичность резиновой прокладки.
Шнек двухзаходный, с агрессивными зубами, необходимыми для «разгрызания» сугробов. Крыльчатка второй ступени – крупная, трехлопастная, с П-образным профилем лопастей.
Лыжи, на которых нижняя кромка ковша скользит по поверхности, отштампованы из толстой стальной пластины и имеют широкий диапазон регулировки по высоте, позволяя Steher GST-756 спокойно идти даже по достаточно пересеченной местности. На внешней поверхности ковша закреплена лопатка для очистки жерла и шнеков от налипшего снега в плюсовую температуру.
Результаты испытаний
Аппарат показал себя в работе очень мощным: он не захлебывается при полной нагрузке – на всю ширину и высоту ковша, да еще и при работе по плотному, слежавшемуся снегу. Все-таки семь «кобыл» – страшная сила! У машин с меньшей мощностью, несмотря на высоту ковша, при работе не рекомендуется чистить плотный снег, чья высота превышает диаметр шнека – ощущается падение оборотов двигателя…У Steher GST-756 мы этого не заметили!
Конечно, конструктивный минимализм ощутим – например, нет взаимной блокировки рычагов включения хода и шнеков, отпускаешь один из рычагов – и соответствующий механизм отключается. Из-за этого невозможно менять направление выброса на ходу, обязательно надо останавливаться. Это несколько тормозит процесс уборки, но доступная цена служит вполне достаточной компенсацией этой «неторопливости». Впрочем, тут ещё надо учесть, что ручная регулировка дальности выброса (то есть угла наклона козырька) тоже требует времени, но её-то особенностью уже не назовёшь, такой механизм на бюджетных моделях распространён очень широко.
Вот чего бы хотелось – это приличную светодиодную фару. Понятно что она поднимет цену, но хороший свет для снегоуборщика, на наш взгляд, необходим. Световой день короткий, вероятность, что придется работать в сумерках или темноте, очень велика. Освещение нужно как для того, чтобы обозначить себя (нередко ведь приходится работать рядом с автомобильными дорогами), так и для того, чтобы видеть, что именно ты убираешь. В данном случае придется обходиться налобным фонарём, но хотелось бы что-то поярче и поудобнее.
В остальном же – простая, но мощная и весьма эффективная машина, уверенно справляющаяся с плотным слежавшимся снегом.
Тест провели Евгений Балабас и Алексей Меснянкин
Декабрь 2022 года