Компания Nikkey (Никей) занимается оптовой торговлей инструментом, строительным оборудованием и садовой техникой, представляя на российском рынке продукцию под торговыми марками «Рысь» и Nikkey. В ассортименте есть электроинструменты под маркой Nikkey а также садовая техника — электро- и бензокосы, бензопилы, мотоблоки и мини‑тракторы.
Однако особого внимания заслуживают бензокосы. Если вся остальная техника традиционно производится в Китае, то бензокосы собирают в Белоруссии. То есть речь идёт о полноценном ОЕМ-производстве, а в будущем, возможно, и серьёзной конкуренции с китайскими производителями. Пока что список предложений ограничен мотокосами, но компания уже изучает рынок и отзывы потребителей, и планирует освоить выпуск полного перечня бензотехники под марками «Рысь» и Nikkey (Никкей).
Так как тема импортозамещения сейчас на слуху, мы встретились с коммерческим директором российского подразделения Nikkey (Никкей) Николаем ЗАПУНЯКО, чтобы узнать об опыте компании.
Николай, мы решили пообщаться с вами на тему импортозамещения, ведь Россия и Белоруссия заключили Таможенный союз. Но почему именно Белоруссия?
Так исторически сложилось. Лет пять назад, когда торговля с Китаем шла «на ура», курс рубля был устойчивый и высокий, а о каком-то непонятном импортозамещении никто не думал и даже слова такого не знал, белорусские предприниматели задумались, куда двигаться дальше. Стало понятно, что китайцы будут уверенно напрямую выходить на российский и белорусский рынки — уже тогда они начали активно участвовать в наших выставках, ездить по территории стран СНГ, развивать свой собственный бизнес. Причём наметился тренд на подорожание китайских товаров. Оценили ситуацию и решили — надо организовать в Белоруссии сборочное производство.
В целом у Белоруссии много «плюсов»: хорошие дороги, дешёвая логистика, квалифицированная и более дешёвая по сравнению с Россией рабочая сила.
Чьи разработки использует ваш завод?
Глупо изобретать велосипед. Китайцы в своё время удачно скопировали европейские методы работы и технологии. И на сегодняшний день Китай — экономический и финансовый монстр, огромный производственный цех всего мира — равных им просто нет.
Было принято, по нашему мнению, единственно правильное решение — скопировать китайское производство. Мы учли все тонкие моменты эксплуатации в условиях России и Беларуси: усилили узлы, наиболее подверженные износу, адаптировали некоторые комплектующие к возможностям белорусских поставщиков. На наш взгляд, мы добились оптимального соотношения «ценакачество» того продукта, что есть на сегодняшний день. Это именно то, чего ожидает наш целевой покупатель, ведь «сделано в Белоруссии» значит «недорого и надёжно».
В будущем мы собираемся полностью отойти от китайского сходства, потому что уже созрели и до собственного дизайна.
Какова география продаж мотокос вашего производства?
Конечно, Россия. В прошлом году мы задумались над введением в нашу линейку продукции под русскоязычной торговой маркой. Уже начала проявляться тенденция предпочтения покупателем товаров, произведенных в России. Также традиционно люди доверяют товарам, сделанным в Белоруссии. И вот в начале 2014 года мы начали продавать в России продукт под торговой маркой «Рысь». С первых дней продаж отметили высокую лояльность к сочетанию «Рысь» и «Сделано в Белоруссии». За это время новая марка нашла множество покупателей на необъятных просторах России. Сегодня мы работаем с партнёрами на всей европейской части России, особенно наш продукт популярен в Краснодарском крае. В будущем мы планируем открыть представительства на Урале и в Сибири. Но всему своё время.
Сейчас у участников рынка в связи с ситуацией с курсом и трендом на импортозамещение повысился интерес к производственным площадкам на территории стран Таможенного союза. Ваш завод может быть интересен в плане размещения ОЕМ-заказов. Вы готовы к такому сотрудничеству?
Желающим размещать у нас ОЕМ-заказы обращаться к нам, конечно же, можно. Мы открыты к сотрудничеству и готовы обсуждать с потенциальными партнёрами все возможные варианты, от цвета до комплектации. Но, безусловно, мотокосы — товар сезонный, и любые переговоры следует начинать заранее.
Какова экономическая обоснованность сотрудничества с вашим заводом в сравнении с Китаем?
Продукция в Китае стоит определённых денег, затраты на логистику и таможню могут отличаться, но в среднем у нас получается дешевле примерно на 30 %. Можно сказать, что мы продаём фактически по китайской себестоимости, но уже в России, поэтому с учётом всех затрат заказывать у нас выгоднее, чем импортировать из Китая. Продавать ниже китайской цены по ввозу нам неинтересно и экономически нецелесообразно. Как и у любого другого производства, наша цель — зарабатывать.
Но только на цене «плюсы» от сотрудничества с нами не заканчиваются.
Мы несём ответственность за товар от момента отгрузки до его поступления к конечному потребителю. Со своего местного производителя спрашивать и требовать проще и удобнее, так как мы живём и работаем в одном правовом поле с заказчиком. Добиться чегото от китайцев гораздо сложнее, так как по факту диалог зачастую заканчивается после того, как оплата за товар произведена.
У нас значительно более короткие сроки по отгрузке, чем у китайских заводов. Если ничего сверхъестественного клиенту не нужно, по некоторым моделям мы укладываемся даже в 15 дней. Если у нас есть складской запас комплектующих, то получается значительно быстрее.
Кроме того, работа напрямую с Китаем подразумевает достаточно большие объёмы и, соответственно, инвестиции. Мы же готовы делать небольшие партии товара.
Можете сказать, начиная с каких объёмов вы готовы вести переговоры?
Политика достаточно гибкая. Мы готовы работать с любыми объёмами, всё упирается в цену. Сделаем на заказ даже 100 штук, просто это будет дороже, чем 1 тысяча и уж тем более 10 тысяч. У нас есть ОЕМ-партнёры, которые берут и 10, и даже 20 тысяч, к сожалению, таких пока мало, но нужно понимать, что у них цена другая.
Есть ли планы заняться ещё какими-то другими товарными группами?
Огромный «минус» производства мотокос — сезонность. Полгода мы работаем с нормальной маржинальностью, а остальные полгода производим на склад и аккумулируем комплектующие, готовимся к следующему сезону. Поэтому мы, как российская компания, вынуждены заниматься китайским импортом в том числе. У нас есть сайты Nikkey.ru, linxtool.ru, рысь-инструмент.рф, на которых представлена вся импортируемая нами из Китая продукция.
Что касается непосредственно производства, планы, конечно же, есть. Очень интересен рынок бензотехники, в том числе снегоуборщиков, так как они по сезонности находятся в противофазе с мотокосами. Но вы же понимаете, что изначально всё начинается со сбыта, остальное — вторично. Поэтому не хотелось бы раньше времени сотрясать воздух — больше будет поводов для будущих новостей.
Какие в целом тенденции вы отмечаете? И как ваша компания сейчас себя чувствует на неспокойном рынке?
Рынок изменился, он сместился в бюджет. Доходы россиян сократились в два раза — это факт. Соответственно, торговать дорогим продуктом стало сложно. Если раньше соотношение премиум-сегмента и бюджета составляло примерно 30:70, то сейчас всего-навсего 10:90, а то и 5:95.
Год очень тяжёлый, впрочем, как у всех. Да, у нас много сложностей, где-то получается, где-то — нет. Но, как ни парадоксально, именно с кризисом наша компания стала более структурной, появилась общая система управления, контроля заказов, логистики. Мы чётко понимаем, что решение по организации собственного производства мотокос в своё время было сделано абсолютно правильно.
За 2014 год падение по импорту бензиновых триммеров составило порядка 50 %, но у нас объём вырос существенно. Из скромности не буду называть точную цифру, дабы не расстраивать конкурентов.
В завершение интервью хотелось бы сказать, что только после того, как начались трудности с курсом, санкциями и т. п., стало понятно, насколько мы все зависим от энергоресурсов, и что всё-таки нужно развиваться в производственном направлении.
Интервью подготовили Любовь БАЛАБОЛИНА и Алексей МЕСНЯНКИН
Статья опубликована в выпуске журнала «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools» серии «Потребитель» (объединённый выпуск «Осень-зима 2015»)