Наиболее известная у нас техника для перемещения «по снегу» в условиях бездорожья – снегоходы. Эти машины давно зарекомендовали себя как универсальные транспортные средства для путешественников, охотников и рыбаков, могут использоваться для перевозки грузов и применяться спасателями при эвакуационных работах. Однако снегоход – техника габаритная, тяжелая, требует открывать отдельную категорию в водительском удостоверении («тракторные» права), и к тому же стоит как автомобиль. И для многих его возможности попросту избыточны. Приятно, конечно же, с комфортом доехать до замёрзшего озера, но немногие могут потратить несколько миллионов рублей в покупку снегогохода, прицепа к нему, а также автомобиля, который способен буксировать этот прицеп.
Однако существуют и гораздо более простые машины, по возможностям сопоставимые со снегоходами. Они тоже могут транспортировать людей и грузы по дорогам и бездорожью, хоть и не так быстро, не настолько далеко и с меньшим уровнем комфорта. Зато они в десятки раз дешевле и намного легче и компактнее: некоторые модели помещаются в багажник хэтчбека, и при этом тянут в санях груз до 150 кг. Речь идёт о мотобуксировшиках (или, как их нередко называют, мотособаках). Как и снегоходы, мотобуксировщики оснащаются гусеничным приводом, но имеют иную конструкцию. Моторный узел вместе с приводом у мотобуксировщика обычно находится спереди, водитель располагается за ним, в отдельных санях, хотя встречаются и «толкачи», с обратной компоновкой.
В конце января 2021 года тестовая команда «Потребитель» испытала две разновидности мотобуксировщиков, выпуск которых освоила компания «Красный Октябрь – Нева». Да, теперь «Красный Октябрь» делает не только мотоблоки, но ещё и мотособаки.
Видео
Две новые модели – МС1 и МС6 – предназначены для разной аудитории и выглядят совершенно по-разному. МС1 – машина для рыбаков, МС6 – скорее для охотников, а также любителей активного зимнего отдыха. Но принципиально они решают одну и ту же задачу – доставить людей и груз по пересечённой местности в нужную точку. Поэтому сравнивать их в одинаковых условиях при реальной эксплуатации – совершенно логично, но не с целью определить, какая быстрее идёт или легче карабкается в гору, а скорее оценить пределы их возможностей и отметить важные эксплуатационные качества, с поправкой на целевую аудиторию.
Тестирование проводилось на берегу Ладожского озера и окрестностях – в тех местах, где в годы войны проходила «Дорога жизни», связывавшая блокадный Ленинград с Большой землёй.
Оба типа буксировщиков предлагаются компанией в нескольких вариантах, различающихся только двигателями – от бюджетных «китайцев» до премиальных Yamaha. Представленные машины укомплектованы моторами производства Briggs&Stratton – одного из известнейших мировых производителей, отличающихся надёжностью, простотой запуска, эксплуатации и обслуживания, при этом относящихся к средней ценовой категории.
Нева МС1-B&S (CR950)
Мотобуксировщик
«Нева МС1» – модель, позиционирующаяся компанией «Нева», как техника «для рыбаков». Одно из её важнейших достоинств для пользователя – компактность. Буксировщик продается в комплекте с санями, сиденьем, а также чехлом на двигатель, легко разбирается на отдельные узлы, а в разобранном виде помещается в багажник легкового универсала.
Машина довольно проста и по конструкции, и в управлении. Крутящий момент от двигателя на ведущий вал гусеницы передаётся через автоматическое сцепление, редуктор и цепную передачу. Гусеница – резинотканевая, её натяжение обеспечивается за счёт перемещения ведомого вала, между ведущим и ведомым валами находятся опорные катки – по два с каждой стороны. На корпусе, «за гусеницей», закреплён защитный резиновый брызговик. Тканевый кожух двигателя – с закрывающимися на «молнии» клапанами для доступа в рукоятке вытяжного стартера и топливному баку. На корпусе буксировщика предусмотрены откидывающиеся металлические подножки. На рукоятку управления выведены рычаг газа и выключатель зажигания. Сиденье рассчитано на перевозку двоих человек, и крепится к корпусу машины через шаровую опору.
Нева МС6-B&S (XR10,0 PRO)
Мотобуксировщик
«Нева» МС6 – модель совершенно другого класса. По сравнению с МС1 она более мощная, комфортабельная, рассчитана на перевозку грузов большого веса и объёма. Впрочем, как уже говорилось, сравнивать эти машины не имеет особого смысла – всё равно что сравнивать легковой автомобиль с грузовиком. Компания позиционирует эту модель, как технику «для охотников и любителей активного зимнего отдыха».
Буксировщик оборудован клиноременным вариатором Safari, а также тормозной системой с дисковым тормозом. Для управления на рукоятку вынесены рычаги «газа», тормоза, а также устройства для выключения двигателя. Их тут два – две кнопки, в общем блоке. Первая кнопка – обычный выключатель зажигания, «работает на замыкание», то есть, нажал – и двигатель остановился. Вторая – устройство безопасности с вытяжной чекой. Эта кнопка находится в специальном гнезде, которое закрывается колпачком. К колпачку прикреплён шнур с карабином. Шнур надевается на руку или пристёгивается к одежде. В рабочем положении кнопка постоянно нажата. Если во время движения водитель аварийно покидает мотобуксировщик, колпачок срывается, кнопка освобождается и двигатель глохнет.
«Гусеничный механизм» принципиально сходен с используемым на «Нева» МС1, но сама гусеница шире и вдвое длиннее, а в конструкции использованы не одна, а три пары поддерживающих катков. Двигатель и вариатор защищены стальной сварной рамой, чехол, закрывающий раму, также входит в комплект. Сани и сиденье приобретаются отдельно, сцепное устройство между мотобуксировщиком и санями снабжено демпфирующими пружинами – для гашения рывков при старте и остановке.
Для установки рукоятки управления на раме предусмотрены семь пар отверстий. В эти отверстия ставятся оси рукоятки и, отдельно, её упоры. Меняя положение осей и упоров, регулируют высоту и угол наклона рукоятки относительно машины. В транспортировочном положении рукоятку складывают вперёд – в одно движение.
На корпусе буксировщика, под рукояткой управления, нашлось место и для грузового отсека – ровной площадки для вещей. Кроме этого, груз, разумеется, можно разместить и в санях. А если груза окажется много – в «ведущим» саням можно прикрепить ещё одни или несколько аналогичных саней, и получить «мотопоезд».
Кстати, ещё стоит заметить, что оба мотобуксировщика могут использоваться и в летнее время, для этого вместо саней на них устанавливаются транспортные адаптеры с колёсами.
Испытания
Первая часть теста проводилась на озере Каменка, находящемся на «Дороге жизни», буквально в десятке километров от Ладожского озера. Здесь, на небольшой площади нашлась ровная площадка – само озеро, и достаточно крутые склоны – его берега, и лес, с неровным рельефом и лужами – для испытаний проходимости и маневренности. Всё это можно увидеть в прилагающемся к этой статье видеоролике. А здесь – краткие впечатления.
«Нева» МС1. Основная прелесть этой машины – чрезвычайная лёгкость управления. Напомним, на мотобуксировщике есть не только рукоятка для рук, но и откидывающиеся подножки для ног, то есть управлять можно и руками, и ногами, а также одновременно тем и другими. Требующиеся для поворота усилия настолько невелики, что самому водителю бывает сложно понять, использует он в данный момент руки или ноги – осваиваешься быстро и начинаешь рулить интуитивно, не задумываясь. На имеющиеся горки буксировщик заезжал без проблем, хотя для этого требовался предварительный разгон. Вес техники и площадь опорной поверхности гусеницы тут невелики, и на малой скорости, без разгона, гусеница может начать проскальзывать. Впрочем, если такое случится, можно спрыгнуть с машины и дотолкать её вручную, не выключая двигатель. Высокая маневренность – преимущество и в движении по лесу. Немного приноровившись, можно научиться буквально «просачиваться» между близко расположенными деревьями и тут же менять направление движения – как угодно.
«Нева» МС6. Эта машина мощнее и габаритнее, чем «Нева» МС1, но именно здесь не обойтись без сравнений. Вполне логично, что движется она быстрее – если двигаться по прямой. Для того, чтобы развернуться, следует погасить набранную скорость и приложить к рукоятке сравнительно большое усилие. Причём, чем меньше радиус разворота, тем меньше должна быть скорость и больше сил необходимо для удержания буксировщика за рукоятку «в повёрнутом виде». В общем-то, всё это очевидно, и приноровиться к такому поведению буксировщика можно достаточно быстро. Заезд в горку тут проходит легче, буквально «на половинном газу». Неудивительно: сама машина тяжелее, площадь опорной поверхности гусеницы в несколько раз больше, к тому же наличие вариатора обеспечивает близкий к оптимальному крутящий момент во всех режимах эксплуатации.
Передвижение по пересечённой местности здесь тоже происходит с бОльшим уровнем комфорта. Однако, по сравнению с компактным буксировщиком «Нева» МС1, здесь следует тщательнее выбирать траекторию движения, чтобы по возможности избегать резких поворотов. Впрочем, есть и альтернативный вариант. Если требуется резко повернуть, можно остановиться, сойти с машины, повернуть буксировщик насколько возможно, а затем разворачивать его на минимальной скорости, находясь сбоку. Такой процесс требует меньше сил, но должен проводиться аккуратно. Стоит случайно «газануть» – и машина перестанет разворачиваться и поедет прямо. Не лишним будет ещё раз напомнить, что этот буксировщик оснащён «вытяжной чекой», шнур от которой следует закреплять на запястье или одежде.
Тормозной механизм на такой машине – устройство очень полезное. При его включении гусеница блокируется и остановка происходит очень быстро и контролируемо. Впрочем, надо заметить, что мощному и тяжёлому буксировщику, да ещё с грузом, не помешал бы и некий стояночный тормоз – для удобства остановки на небольших склонах. Например, фиксатор, удерживающий тормозной рычаг в нажатом виде. Простейший подобный фиксатор несложно сделать и самому – например, сложить отрезок верёвки «восьмёркой» и при остановке набрасывать её на ручку управления и ручку тормоза.
Что касается работы двигателей – никаких претензий, разумеется, нет. Моторы Briggs&Stratton вообще отличаются не только лёгкостью запуска, но и сохранением механических настроек карбюратора и регулятора оборотов в течение всего срока эксплуатации. Это та «мелочь», которая отличает их от бюджетных моторов многих других производителей, у которых со временем нередко происходит «разбалтывание» приводов управления, и двигатель начинает работать неровно. Отметим, что в совсем уж бюджетной технике нестабильность работы двигателя – скорее правило, чем исключение. Причём там моторы изначально работают неровно, в Интернете можно найти немало видео с примерами того, как доработать двигатель, чтобы он работал более-менее нормально. Некоторые такие видео, скажем так, сомнительны, и попытка повторить может принести больше вреда, чем пользы. Радует то, что в «Бриггсы» лезть в принципе не нужно, и не придётся беспокоиться о том, выедешь ли ты обратно, заехав в лес на пару десятков километров.
Следующая часть тестирования была запланирована непосредственно на льду Ладожского озера. И в процессе перемещения техники мы провели ещё один мини-тест: разобрали «Неву» МС1 на отдельные узлы и загрузили в багажник автомобиля. Разборка очень проста, гаечные ключи не требуются, достаточно расшплинтовать несколько стальных пальцев, крепящих сиденье и отвернуть «барашек» крепления рукоятки управления. В принципе, поместить разобранный буксировщик в багажник можно и в одиночку. Хотя удобнее делать это вдвоём: всё-таки моторный блок весит более 50 килограммов.
А буксировщик «Нева» МС6, разумеется, поехал к озеру в грузовой машине. Впрочем, именно грузовик – это не принципиально, хватило бы и относительно небольшого автомобильного прицепа. Просто на грузовике привезли все машины сразу, включая «техничку» — ещё один экземпляр МС1, который шёл с нами по Ладоге в качестве машины сопровождения, на всякий случай.
Каких-то особенных задач на этом этапе не ставилось – просто испытание машин в реальных условиях – на льду, вдоль побережья озера, с удалением от берега не более чем на километр. Надо заметить, что лёд на крупных озёрах только кажется ровным, издалека – а вблизи замечаешь множество торосов, «заросших» трещин и других неровностей. Так что, хотя по льду и можно развить приличную скорость, следить «за дорогой» всё равно необходимо. Здесь стоит отметить хорошую способность мотобуксировщиков трогаться с места даже на чистом и гладком льду (вдали от берега нашёлся и такой). Даже если гусеницы при трогании начинали проскальзывать, достаточно было несколько раз «покачать» рукоятку управления влево-вправо, чтобы машина тронулась. Общая протяжённость этого маршрута от точки выгрузки (возле мемориала «Разорванное кольцо», установленного в том месте, где была прорвана блокада Ленинграда) до одной из основных береговых достопримечательностей – Осиновецкого маяка, составила около 10 километров в обе стороны.
Именно в зоне наших катаний почти 80 лет назад проходила «Дорога жизни». Точнее, маршрутов через Ладогу было несколько, а в зимнее время их часто приходилось менять – лёд не выдерживал. Так что транспорт и заезжал на озеро и выезжал на берег в разных местах. И наш маршрут как раз пересекал эти трассы – проходил вдоль ближнего к Ленинграду берега. Так что катание получилось ещё и символичным – всего за несколько дней до него в этом же районе отмечалась очередная годовщина снятия блокады.
Тест провели: Алексей Меснянкин и Максим Грибоедов
(журналы серии «Потребитель»).
29 января 2021 года