28-29 июля 2012 года на автодроме «Смоленское кольцо» прошёл седьмой этап чемпионата Европы по кольцевым гонкам на грузовых автомобилях. Подобного рода мероприятия пользуются огромной популярностью у зрителей всех стран мира. Накал страстей, эффектная борьба, потрясающая мощь автомобилей (до 1000 лошадиных сил) и демонстрация поразительных технических возможностей современной техники не могут оставлять автолюбителей равнодушными. А гонки грузовиков – пожалуй, самый зрелищный вид гонок: совершенно невообразимое ощущение, когда мимо тебя со скоростью 160 км/ч м пролетает пятитонная махина, словами не передать. Такое надо почувствовать, хотя бы раз в жизни.
Компания Bosch традиционно выступает партнёром российского этапа чемпионата Европы по кольцевым гонкам на грузовых автомобилях. По приглашению компании на соревнования ездили сотрудники редакции журнала «Инструменты» Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин.
Гонки грузовиков (тракрейсинг) придумали американцы, первый чемпионат в Европе прошёл в 1985 году. Бытует версия, что всё начиналось с развлечений водителей трейлеров, перевозивших болиды «Формулы-1». Интересна история участия в этих соревнованиях советской команды – внимания заслуживает уже хотя бы тот факт, что в первой гонке участвовали не специально построенные для соревнований машины, а обычные серийный грузовики, лишь слегка доработанные в соответствии с техническим регламентом соревнований. В настоящее время машины отечественного производства не представлены в этих гонках.
«Смоленское кольцо» – одно из наиболее сложных. Эта сложность возникла не на пустом месте – трассу длиной не менее 3200 м (реальная длина – 3357 м) нужно было вписать в участок заданного размера, что оказалось очень непростой задачей. В разработке принимал участие Герман Тильке, «придворный архитектор Формулы-1» — именно он предложил нетривиальное решение и «закрутил» трассу так, как её в итоге и построили, с максимальным использованием особенностей ландшафта. Трасса полностью соответствует требованиям Международной автомобильной федерации (FIA) к трассам второй категории и требованиям Российской автомобильной федерации (РАФ) к трассам первой категории.
Автодром располагается на территории, принадлежащей ОАО «Дорогобужкотломаш». Строительство спортивно-технического комплекса «Смоленское кольцо» — долгосрочный социальный проект предприятия, призванный усилить деловую активность в Дорогобужском районе и в целом в Смоленской области, а также популяризировать технические виды спорта в России.
Работы по расчистке и подготовке территории к строительству начались 13 июля 2007 года. Техническую поддержку строительству автодрома оказывало немецкое отделение австрийской строительной фирмы по спецпроектам Strabag International GmbH. Был разработан проект компенсационного озеленения территории. В ходе строительства автодрома на заводе «Дорогобужкотломаш» было налажено изготовление боксов для автомобилей и офисных домиков. Асфальт для качественного покрытия трека изготавливали на месте, для этого в Англии был куплен асфальтовый завод компании Parker Plant Ltd. Для производства бетона использовалось итальянское оборудование, также на «Дорогобужкотломаше» было налажено производство ограждений и отбойников.
По словам директора автодрома «Смоленское кольцо» Олега Петрикова, в Смоленскую область прибыли 33 фуры сопровождения и технической поддержки и 14 гоночных грузовиков. Весь этот караван организаторы встречали на латвийско-российской границе. Команды преодолели расстояние более 2000 км, а участники из Испании, например, и вовсе проехали около 4000 км. Несмотря на такую длинную и тяжелую дорогу, командам очень нравится российский этап. Зрителям тоже — за выходные, в которые проводилась гонка, на автодроме собралось порядка 20 000 человек. Отметим превосходную организацию соревнований – и для команд, и для зрителей были созданы весьма комфортные условия. Даже для бесплатных зрителей – за пределами ограждения были расставлены и скамейки, и туалеты, работали кафе и парковки. Полиция тщательно контролировала ситуацию на подъездной дороге, не допуская возникновения пробок.
К сожалению, российские пилоты, которых впервые в чемпионате Европы было сразу трое, не смогли порадовать зрителей. Но для них сезон только начался, и вся работа с техникой ещё впереди.
Как уже говорилось,Bosch традиционно выступает партнёром российского этапа чемпионата Европы по кольцевым гонкам на грузовых автомобилях. Для компании это отличная возможность продемонстрировать свои последние технические достижения и высокую надёжность своих изобретений, которые используются в автомобилях, участвующих в гонке (напомним, что Bosch – это не только электроинструмент и оснастка к нему. Bosch – это ещё и автомобильные запчасти и, что даже ближе к тематике мероприятия, – запчасти и оборудование для грузовиков).
В 2012 году компания Bosch выступила спонсором команды Team Hahn Racing, в состав которой входит действующий чемпион Европы, один из лучших гонщиков на континенте – Йохен Хан. Свою гоночную карьеру Йохен начал в 2000 году, когда решил продолжить дело отца – гонщика Конрада Хана – попавшего в страшную аварию и чудом оставшегося в живых. Сейчас за плечами 38-летнего спортсмена уже 12 успешных сезонов в европейском первенстве, которые принесли Хану чемпионский титул 2011 года и три бронзовые победы в 2006, 2009 и 2010 годах. В 2012 году Йохен занял второе место на пьедестале победителей Truck Battle Russia 2012.
Главный противник Йохена Хана – испанец Антонио Альбасете, тоже весьма многоопытный гонщик. Во время заездов у зрителей часто складывалось ощущение, что эти двое соревнуются исключительно друг с другом, не особенно обращая внимание на остальных участников (которых и Хан, и Альбасете чаще всего обходили играючи, как стоящих).
Программа Truck Battle предусматривает такой хитрый трюк: победители одного из заездов в следующем заезде стартуют в обратном порядке. «Обратная» гонка была гораздо зрелищнее – когда Хан и Альбасете сразу отрываются вперед и начинают там бодаться друг с другом, это одно… а вот когда эти два матёрых бойца сначала должны обойти всех остальных участников – это уже совершенно другое дело. Впрочем, это у них получалось не всегда – в других командах тоже был немало опытных профессионалов, и на призовых местах порой оказывались пилоты и других команд. Но лидерство Хана и Альбасете оспаривать смысла нет, они побеждали гораздо чаще.
Механикам победивших команд Truck Battle Russia 2012 и гонщикам, вставшим на пьедестал, в рамках поддержки отдел электроинструментов компании Bosch вручал ценные призы — наборы своих инструментов. У зрителей тоже был шанс получить подарки – представители компании на выставочном стенде развлекали гостей конкурсами и розыгрышами, а всем желающим дарили сувениры с фирменной символикой.
Призы победителям в этом году вручала Елена Капреева, старший бренд-менеджер по профессиональному электроинструменту Bosch в России и СНГ. На первом месте – немец Йохен Хан, на втором – испанец Антонио Альбасете. |
Команда Bosch после гонки. Об успехе мероприятия свидетельствует автомобильный капот, весь изрешеченный саморезами — их вкрутили участники конкурсов |
Молодежь активно интересовалась современными технологиями |
Минутная готовность до старта… |
Поддержку европейскому этапу чемпионата Truck Battle Russia оказывает ещё и партнёр Bosch – компания Sortimo. Это производитель знаменитых «бошевских» чемоданов L-Boxx, знакомых ныне очень многим мастерам. Но сфера деятельности не ограничивается только производством кейсов для инструмента, Sortimo предлагает решения для полного оснащения любых выездных мобильных бригад. Это упомянутые уже кейсы, боксы, багажники и лестницы, системы крепления грузов, полки, ниши, ящики, мобильные верстаки.
Sortimo тоже не первый год участвует в гонке, демонстрируя одно из своих готовых решений – автомобильчик, оборудованный как передвижная слесарная мастерская.
Демо-мобиль Sortimo… небольшая, но удобная мастерская на колёсах |
Автор репортажа: Алексей МЕСНЯНКИН
июль 2012