Как выбрать бензопилу? На какие параметры ориентироваться? Вопрос вроде бы простой, но это только на первый взгляд. Если подходить к выбору ответственно, то желательно учитывать не только мощность и длину шины. Это, конечно, самые заметные (а в случае с шиной ещё и выдающиеся) характеристики, но не только они определяют эффективность работы пилы, удобство её эксплуатации и срок службы.
Возьмём, к примеру, бензопилы Oleo-Mac. Модельный ряд в данный момент состоит из десяти бензопил разной мощности и разного уровня исполнения — от бытовых до профессиональных. При этом однозначной корреляции мощности и стоимости как-то не просматривается, есть пилы, которые стоят почти одинаково, и при этом довольно сильно разнятся по мощности. Длина шины, кстати, не фиксирована — на каждую модель можно поставить как короткую, так и длинную. Так что «снова эта проклятая неопределённость» — смотришь и не понимаешь, как выбрать?
Раз не получается разобраться на основе заявленных характеристик, нужен тест-драйв. Реальная работа, пусть и в течение непродолжительного времени, даёт гораздо больше информации, и это верно в отношении любой техники, от смартфона до автомобиля. Хватаем основную часть ассортимента, шесть пил из десяти, прыгаем в машину, и едем в Карелию. Почему туда? Потому что одного только тест-драйва мало, нужен ещё опытный «соучастник», который поможет разобраться и не упустить что-то важное. А в Карелии живёт Илья Швецов — абсолютный чемпион мира по валке леса, обладатель «Золотой каски вальщика» и просто очень грамотный специалист, который к тому же знаком с бензопилами Oleo-Mac.
ВИДЕО
Для начала «бегло» представим участников.
Oleo-Mac GSH40
Цепная бензопила
Oleo-Mac GSH 56 Easy Start
Цепная бензопила
Oleo-Mac GS 371
Цепная бензопила
Oleo-Mac GS 451
Цепная бензопила
Oleo-Mac GS 650 | GS 630
Цепные бензопилы
Oleo-Mac GSH40 — базовая пила бытового класса, рассчитанная на эпизодическую эксплуатацию в частном хозяйстве. Отлично подходит в качестве «первой пилы», когда ещё нет нужных навыков и пила нужна не под какой-то чётко определённый круг задач, а «чтобы была». То дров напилить, то упавшее дерево распилить и убрать, то где-то на стройке доски или брус подпилить. Опыт показывает, что в частном доме, неважно, дача это или деревенский дом, работа бензопиле найдётся всегда. И относительно мощная пила с двигателем небольшого объёма в таком режиме может служить очень и очень долго.
Надо сказать, что «бытовая» пила GSH40 оснащена на уровне иных профессиональных. У неё цилиндр с никасиловым покрытием, что подразумевает более длительный ресурс поршневой. У неё удобное управление карбюратором с помощью одного рычага — это конструктивно сложнее, чем раздельные приводы включения/ выключения зажигания и воздушной заслонки карбюратора, но зато меньше риск залить свечу, пытаясь завести двигатель с выключенным зажиганием. Здесь установлен качественный маслонасос, из которого масло не вытекает при хранении. И к тому же регулируемый — подачу масла при необходимости можно увеличивать или уменьшать. Здесь даже есть заслонка «зима/ лето» — для работы в холодное время года её переставляют, чтобы к карбюратору поступал подогретый воздух от рёбер цилиндра двигателя — это предотвращает обмерзание карбюратора и воздушного фильтра. Подобная заслонка не у каждой профессиональной пилы есть, а Oleo-Mac ставит её на все модели без исключения.
Следующая модель – GSH 56 Easy Start — тоже считается бытовой, но двигатель здесь
в полтора раза мощнее. Весит, конечно, больше «сороковой», но разница составляет меньше килограмма. То есть прирост мощности, скажем так, более весомый, чем увеличение веса.
И у этой модели есть ещё одна любопытная особенность – стартер с обратной пружиной, упрощающий запуск. Обычно, чтобы завести двигатель, надо не просто дернуть шнур, а дернуть его достаточно интенсивно, чтобы раскрутить коленвал до какой-то определённой частоты вращения. Если крутить медленнее, мотор не заведется. Отсюда и требование тянуть шнур достаточно интенсивно. А вот Easy Start – это когда вообще не имеет значения, с какой скоростью вы тянете шнур. Можно со скоростью прогуливающегося ленивца, хоть по сантиметру в минуту. Пока тянете шнур на себя, вы сжимаете пружину. В нужный момент она «выстреливает», толкая поршень – и вот здесь уже движение идет с нужной скоростью. На самом деле это очень удобно, просто тянешь шнур, и мотор заводится.
И в то же время именно эта модель у Oleo- Mac довольно проста по конструкции и этим похожа на многие бензопилы даже бюджетного класса. Основное отличие – значительно более высокое качество изготовления двигателя. Более аккуратное литьё, точное совмещение деталей, и соответственно высокая мощность сочетается ещё и с увеличенным ресурсом.
Короткие выводы: мощная, с лёгким стартом, с заслонкой «зима/лето», но конструктивно простая бензопила – что видно даже по рычагам управления, с раздельными приводами зажигания и дроссельной заслонки карбюратора.
Oleo-Mac GS371 на фоне предыдущей модели — просто какой-то сюрприз. Мощность значительно меньше — а цена даже чуть выше. Вот эта пара, GSH 56 Easy Start и GS 371 — вызывает наибольшее количество вопросов. Перефразируя старый рекламный слоган: «Если здесь такая разница, то зачем платить одинаково»?
Объяснение, конечно же, есть, но умозрительные рассуждения тут фактически бессильны. В Карелию надо было ехать уже хотя бы за тем, чтобы попробовать эти две пилы в работе. Тест-драйв позволил расставить всё по местам.
GS371 позиционируется производителем как бытовая пила, но в данном ситуации уместнее было бы назвать её «пила для перфекциониста», или «для пользователя с повышенным уровнем требований». У неё лучше эргономика, она удобнее в работе, так что эта пила для тех, кому важен весь комплекс, а не только мощность.
У GS371 совершенно другая конструкция. Визуально это не очень сильно заметно, но если поставить её рядом с 56-й, то легко заметить серьезную разницу в габаритах — «371-я» гораздо компактнее. При меньшей мощности это, конечно, ожидаемо, но не в такой же степени. Кстати, абсолютная мощность здесь, может, и невелика, а вот удельная — почти на уровне профессиональных пил. С одного кубического сантиметра объёма цилиндра здесь снимается более высокая мощность, чем у GSH40 и GSH 56 Easy Start.
По мнению специалистов сервисного центра компании «Юнисоо», поршневая группа у GS371 служит намного дольше, и прощает гораздо более жёсткую эксплуатацию. Утверждают, что даже перенос металла с поршня на цилиндр не является чем-то критичным, даже в этом случае пилу можно отремонтировать без замены ЦПГ.
Также у GS371 более эффективная система виброизоляции. Вроде бы всё то же самое, отличие только в том, что здесь стальные пружины, а на GSH56 Easy Start — пять резиновых амортизаторов и одна пружина в основании передней рукоятки. Пружины работают одинаково эффективно и на жаре, и на морозе, а вот жёсткость амортизаторов меняется в зависимости от температуры. Мы ещё вернёмся к обсуждению этой конструктивной особенности. Тест-драйв был затеян в том числе с целью проверить, действительно ли так велика разница в уровне вибрации, и стоит ли вообще принимать её во внимание, или же этим предположением смело можно пренебречь?
Есть и другие конструктивные отличия, на первый взгляд малозаметные. Разная форма воздушного фильтра (хотя материал одинаковый — мелкоячеистая нейлоновая сетка), чуть разная форма глушителя или кулачков сцепления… Всё это снова подводит нас к мысли, что изучение внешнего вида, или даже полный разбор пилы не позволяют сделать надёжные выводы о том, как она будет работать. Тест- драйв — вещь совершенно необходимая.
Oleo-Mac GS451 — это уже более высокий уровень, ближе к профессиональному. Можно было бы сказать, что она «полупрофессиональная», но это имеет смысл разве что для того, чтобы отделить её от двух следующих моделей, которые уже «профи» на все 100%, без малейших «полу». GS451 применяется и на лесозаготовках, но скорее в качестве вспомогательного инструмента, для обрезки сучьев и раскряжевки поваленных деревьев. В качестве вальной пилы она используется ограниченно, для такой работы её мощности всё же недостаточно.
Конструктивные отличия от бытовых моделей здесь «невидимые» — двигатель с рециркуляцией выхлопных газов, например. Но — ещё раз подчеркнём это — многие важные для долгой и эффективной работы двигателя конструктивные особенности присущи всем пилам Oleo-Mac, а не только профессиональным: никасиловое покрытие цилиндра, кованый коленвал и т.д.). Так что про все пилы Oleo-Mac в принципе можно сказать, что они чуть более «профи», чем аналогичного класса конкуренты.
И наконец, две топовые модели, профессиональные без каких-либо оговорок и подходящие для самой интенсивной эксплуатации. Пригодны для использования в качестве вальных пил, и это доказано практикой — Илья Швецов работал с Oleo-Mac GS 650, хорошо её знает и в её возможностях не сомневается.
Пилы мощные, с цилиндром объёмом почти 64 «кубика», поэтому для облегчения запуска снабжены декомпрессионными клапанами. Без них провернуть коленвал ручным стартером довольно тяжело. У GS 650 выше крутящий момент, это преимущество именно при валке, когда пилишь более плотную комлевую часть. И ещё она адаптирована к нашему топливу, которое, увы, не очень качественное. У GS 630 выше обороты и скорость цепи, она предпочтительнее при раскряжевке и обрезке сучьев. Но возможность работать на валке это, конечно же, ничуть не отменяет.
Серьёзное отличие заключается в материале картера — у GS 630 он магниевый, у GS 650 — алюминиевый. Поэтому «630-я» легче на 700 граммов, и это немало. Разница ощущается даже при кратковременном тест-драйве, и нет никаких сомнений, что при постоянной работе в лесу она будет ещё более заметна.
Ещё одно отличие заключается в конструкции рычага тормоза цепи. У GS 630 он крепится к корпусу в одной точке, у GS 650 — в двух. Это более устойчивая конструкция, сломать такой «двухточечный» рычаг сложнее, чем «одноточечный».
Цепи и шины
На заводе пилы Oleo-Mac оснащают гарнитурами производства Oregon — это один из крупнейших мировых производителей. В качестве альтернативы компания «Юнисоо» предлагает цепи и шины под брендом Unisaw by Sarp. В плане ассортимента альтернатива полная, шины и цепи есть всех необходимых размеров. Что касается качества, то по заверениям представителей компании, оно как минимум соответствует. Собственной информацией именно по цепям и шинам наша редакция пока что не располагает, тесты мы только планируем. Но мы тестировали триммерную леску Sarp by Unisaw, и она зарекомендовала себя как одна из лучших по износостойкости и эффективности работы. От цепей и шин логично ожидать сопоставимого результата, поскольку «Юнисоо» старается предлагать продукцию исключительно самого высокого качества.
Бензопилы, которые мы возили на тест- драйв, были оснащены по-разному: на одних «штатные» цепи и шины, маркированные Oleo- Mac (то есть «орегоновские»), на других — Sarp by Unisaw. Какой-то глобальной цели такая «разносортица» не несёт, просто хотелось заодно попробовать разные варианты пильных гарнитур. Понятно, что это в значительной степени искажает результаты теста — если мы хотим выяснить, как сильно зависит производительность пил от мощности, то логично ставить одинаковые цепи и шины, чтобы исключить их влияние. Но мы решили, что подобный «академизм» в нашем случае не так уж нужен, интереснее попробовать разные варианты оснастки.
Лайфхак: как распилить бревно, если шина слишком короткая и не пропиливает его за один заход? Достаточно сместить пилу и сделать надпил с другой стороны, как это показано на фото. Зубчатый упор помогает более надёжно контролировать пилу
И вот теперь переходим к непосредственно тест-драйву.
КАК СВЯЗАНЫ МОЩНОСТЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ?
Первое испытание — это даже не испытание, а скорее демонстрация, попытка показать, как мощность двигателя влияет на производительность. Даже ежу, причем не карельскому, а выросшему где-нибудь в пустыне, понятно, что чем мощнее пила, тем быстрее она пилит. Но это относительная характеристика, а вот какова будет абсолютная? За сколько секунд пила распилит дерево — это как раз и есть абсолютная величина, и она зависит от того, какое именно дерево будем пилить, от его толщины и породы.
Мы взяли сосну диаметром около 35 см, и отпиливали от неё тонкие «блины». Работали вдвоём, причём по-разному: Илья старался нагрузить пилу максимально, используя зубчатый упор, автор статьи — не давя, только под собственным весом. Совершенно логично, что при работе с упором время каждого реза меньше, причем существенно.
Точность при таком подходе, конечно, впечатляющая — «плюс-минус лапоть». Сучья у сосны растут мутовками, вероятность напороться на них невелика, но зато если уж «поймал», то сразу несколько. И такие случаи у нас были. На двух пилах оказались подзатупленные цепи (пилы из демо-парка, так что не удивительно), Илья подправил их напильником, и результат поменялся кардинально. Мы решили показать все цифры — и на тупых цепях, и на острых, чтобы лишний раз показать, как важно следить за качеством заточки цепей и вовремя править их. Это не Бог весть какая сложная наука, необходимые навыки нарабатываются быстро, особенно если пользоваться не одним напильником, как Илья, а заточным набором со специальным шаблоном. Посмотрите результаты GS 371 и GS 650 до и после правки — буквально по три движения напильником над каждым зубом, и производительность растёт вдвое. При работе с высокой нагрузкой разница не настолько велика, но надо понимать, что двигателю намного тяжелее тащить через пропил тупую цепь, и длительная работа в таком режиме неизбежно сокращает срок его службы. В общем, не пренебрегайте регулярной правкой цепи с помощью напильника, и тогда вы в полной мере ощутите, на что в действительности способна бензопила.
Что касается тестирования, то результаты, конечно, предсказуемы — чем выше мощность, тем меньше время реза. Вот разве что GS 451 немного отстала, она вроде бы должна была работать быстрее. Мы считаем, что это погрешность измерения, которая при ручной резке в любом случае должна была проявить себя. Для полноценного теста можно было бы воспользоваться методикой, которую мы используем для испытаний аккумуляторных пил — использовать не бревно, а брус, сложенный пакетом. И замерять время не одного пропила, а как минимум пяти — чтобы была некая усреднённая статистика. Но сейчас в такой высокой точности не было необходимости. Будем считать, что мы хотели показать, за сколько секунд бензопила распилит сосну диаметром 35 мм. И вот ответ — от 10 до 59 секунд в зависимости от мощности, остроты цепи, манеры резки и везения.
МОЩНОСТЬ ИЛИ КОМФОРТ?
Следующий тест ещё более «точный» — здесь вообще ничего не измеряли, только набирали личные субъективные впечатления. Задача — понять, насколько сильно отличаются друг от друга бензопилы GSH 56 Easy Start и GS 371? Разница в мощности, как уже было сказано, полуторакратная, а разница в цене незначительная. Почему GS 371, куда менее мощная, стоит даже чуть дороже?
ВИДЕО
Уже во время первого теста, на скорость, мы обратили внимание, что 371-я работает как-то мягче. Пары резов, пусть даже толстого бревна, показалось недостаточно, мы взяли несколько бревен и распилили их на дрова. Работали вдвоём, меняясь инструментами. И в итоге пришли к примерно одинаковым выводам. Да, GSH 56 Easy Start более мощная, это чувствуется по существенно большей производительности. Но в остальном пила «дубовая» в сравнении с GS 371. Та пилит мягко, вибрация практически не ощущается, и ею можно работать часами, не особенно уставая. С «пятьдесят шестой» после пары резов в руках возникает ощущение дискомфорта. Полагаем, что работать ею целый день будет тяжеловато.
GSH 56 Easy Start хороша в тех случаях, когда надо быстро сделать большой объём работы. Например, привезли тебе машину дров в виде брёвен, и надо быстро распилить их на чурбаки. В этом случае берешь пилу, работаешь целый день от рассвета до заката, после чего откладываешь её до следующего подобного случая. Если же время не настолько критично, то GS 371 гораздо приятнее. Она намного легче, более компактная, пилит очень деликатно, мягко. Скорее всего, дело не только в эффективной виброизоляции, но ещё и в том, что двигатель работает более ровно. Для пиления толстых бревён эта пила не очень подходит, мощность у неё все же невелика, но неспешно убрать поваленное дерево, распилить доски или брус на стройке она может без проблем.
В защиту «пятьдесят шестой» — известны случаи использования этих пил в профессиональном режиме, на производстве. Выбор обусловлен тем, что инструмент реально мощный, и на «профи» он не тянет разве что в силу недостаточного ресурса, пила всё же бытовая. Ну то есть это производитель скромно позиционирует её как бытовую, хотя большинство конкурентов, особенно из категории не слишком застенчивых, пилу с никасиловым покрытием цилиндра, высокой мощностью и длинной шиной назвали бы «суперпрофессиональной».
И вот мы переходим к третьему пункту нашего тест-драйва — валке леса.
ОСТАЛИСЬ ЛИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЬНЫЕ ПИЛЫ?
Крупные мировые бренды, известные своими бензопилами, либо официально ушли с российского рынка, либо резко сократили масштабы деятельности. Так что вопрос в заголовке отнюдь не праздный, чем работать в лесу — теперь уже совершенно непонятно. Точнее, понятно — Oleo-Mac-то остался, и две бензопилы, GS 630 и GS 650, отлично приспособлены для интенсивной профессиональной работы изо дня в день, в разных климатических условиях.
Тут закономерно возникает следующий вопрос: а почему, собственно, именно эти пилы?
Чем они принципиально отличаются от моделей других производителей аналогичной мощности? Допустим, с мощностью не так всё однозначно, всё же почти 5 «лошадок» — это реально много… но почему бы не купить пилу мощностью 3–3,5 л.с.? Пилить будет дольше (что показал первый этап нашего тест-драйва), но пилить-то будет? Откуда такие страдания по покинувшим рынок брендам и моделям?
Ответ известен, он прост и очевиден, но его нужно обязательно подтвердить. Сам факт постановки такого вопроса уже говорит о том, что спрашивающий не представляет, как и в каких условиях работают бензопилы в лесу, и насколько важен каждый, даже самый малозначительный на первый взгляд, конструктивный момент.
Итак, ответ: покупать дешевую пилу на профессиональную работу в лесу невыгодно чисто экономически.
Чем «вальная» пила отличается от других мощных пил?
ВИДЕО
Визуально почти не отличается, но настоящие профессиональные бензопилы изготавливают из совершенно других материалов, чем бытовой «ширпотреб», пусть даже мощный. Опыт использования относительно бюджетных бензопил у российских лесорубов довольно обширный, периодически в разных регионах предпринимаются попытки «импортозамещения», о которых позже становится известно «коллегам» в других регионах. А от них и до нас «докатывается». Так вот, лучшие варианты «альтернативы» отрабатывали максимум четверть ресурса настоящей вальной пилы. Ломается недостаточно прочный пластик, ломаются стартеры, особенно зимой. Ломаются порой даже рукоятки, хотя, казалось бы, им-то с чего ломаться? Цепи и шины не выдерживают никакой критики, а с плохой цепью работа практически встаёт, больше времени тратишь на правку цепи, чем непосредственно на валку. «Сыпятся» подшипники коленвала…
Ещё маленький пример важных отличий… у профессиональной пилы обязательно должен быть сменный венец на муфте сцепления, чтобы ведущая звездочка не изнашивалась. Иначе придётся менять чашку сцепления целиком. И менять придется достаточно быстро, при интенсивной работе цепи быстро «проедают» лучи звёздочки. Сменный венец поменять недолго, для этого достаточно снять крышку сцепления. А вот саму чашку сцепления менять сложнее, особенно в лесу зимой.
Добавим сюда риск нестабильного запуска. Это в деревне не страшно, если пила не заводится — выкрутил свечу, занес в дом, просушил, и можно снова пытаться завести. Или пилу целиком занёс в дом, прогрел, вынес на улицу и завёл. А когда ты в лесу, и до отапливаемого балка в лучшем случае несколько сотен метров (иногда по глубокому снегу), то вариант «отнести и прогреть» уже не рассматривается. Пила должна легко заводиться и в таких условиях, причем не раз или два (это даже бюджетные китайские пилы смогут), а стабильно изо дня в день в течение всего срока эксплуатации. Если не заводится, то и работа не будет сделана, у вальщика не будет дохода — получается, экономия выходит боком.
Получается, что по внешнему виду сделать выводы о соответствии бензопилы профессиональному статусу достаточно сложно. И даже разбор не раскрывает картину полностью, потому что разбор — это просто взгляд на то, что внутри. Качество подшипников, например, этим способом всё равно не оценить. И даже опыт кратковременной эксплуатации недостаточен. Имеет смысл принимать во внимание ещё и мнения тех, кто имел опыт длительной работы. Это одна из причин, почему мы поехали именно к Илье Швецову — GS 650 ему прекрасно знакома, и на основе прежнего опыта ему проще оценить другие профессиональные модели, с которыми он ранее не сталкивался.
Свалив несколько деревьев, в числе которых оказалась толстая берёза, Илья высказал мнение, что все три модели, безусловно, подходят для профессиональной работы. Три модели — это GS 451, GS 630 и GS 650. GS451 не особенно мощная и годится либо для обрезки сучьев и раскряжевки, либо для валки тонких деревьев. Собственно, тем самым он подтвердил ранее сложившееся мнение.
А вот GS630 и GS 650 подходят для любой работы, в том числе интенсивной и с высокими нагрузками. «Шестьсот тридцатая» ещё и легче за счет магниевого картера, что очень удобно. Мощность у неё такая же, и пониженный вес — это очень значимое преимущество.
Отметим, что говоря о валке, мы имеем в виду именно промышленную валку леса, то есть регулярную работу в режиме высокой нагрузки. Поэтому не стали даже пробовать в такой работе бытовые бензопилы GSH40 и GSH 56 Easy Start. С разовыми задачами они справятся успешно… вообще надо сказать, что при необходимости, имея нужные навыки, любое дерево можно свалить любой бензопилой. Вопрос лишь в том, насколько это будет быстро и безопасно для оператора и пилы, и как повлияет на её ресурс. Но нас в контексте данной статьи интересовало именно профессиональное применение. И теперь мы можем сделать вывод, что российский рынок не остался без профессиональных бензопил!
Тест провели Алексей Меснянкин и Илья Швецов.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2022» (№1’2022)
журналов «Инструменты» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Ноябрь 2022 г.