Владельцы легковых автомобилей уже практически забыли, что такое пресс-маслёнка и как её обслуживать, а вот в строительной, сельскохозяйственной и прочей коммерческой технике таких узлов предостаточно. Конструкция у всех пресс-маслёнок одинаковая, это небольшие резьбовые пробки с обратным клапаном. Во время технического обслуживания через такие маслёнки под давлением подают смазку к трущимся узлам техники. Делать это ручным «солидолонагнетателем» было относительно удобно лишь на личной «Волге» или УАЗике, а вот в масштабах серьёзного автопарка гораздо удобнее применять смазочные пистолеты с электрическим приводом. Мы провели тест аккумуляторного смазочного пистолета DeWALT DCGG571NK, публикуем отзывы.
DeWALT DCGG571NK
Аккумуляторный смазочный пистолет для пресс-маслёнок
DeWALT DCGG571NK — типичный представитель класса современных смазочных пистолетов для профессионального регулярного обслуживания транспорта и станочного парка. Инструмент представляет собой плунжерный насос, приводимый в движение от 18-вольтового коллекторного электродвигателя. Объём и ход плунжера весьма невелик, поэтому насос развивает очень высокое давление при невысокой производительности, продавливая пластичную смазку с усилием 690 бар (в других единицах измерения — 10 000 PSI или 69 МПа). Перевод в иные единицы актуален в плане сравнения — поскольку разные производители пишут мощность своих моделей поразному. В любом случае 690 бар — это заметно выше, чем у многих конкурентов: можно легко пробивать засорившиеся пресс-маслёнки и подшипники с сильно загустевшей от времени смазкой.
Для питания DeWALT DCGG571NK может использоваться аккумулятор любой ёмкости из линеек DeWALT 18 XR и DeWALT 18/54 FlexVolt. В профессиональном семействе «аккумуляторки» DeWALT несколько удивляет наличие инструмента с «классическим» коллекторным двигателем, но в данном случае использование щёточного двигателя некритично, без него запросто можно обойтись, поскольку даже очень скромная по ёмкости батарея показывает весьма впечатляющие результаты. Впрочем, не будем забегать вперёд.
Рукоятка пистолета покрыта маслостойкой резиной. Пусковая клавиша — с регулятором частоты вращения вала двигателя, так что подачей смазки можно управлять как временем удержания кнопки, так и степенью её нажатия (1). Поскольку при любых оборотах двигателя нагнетающий плунжер делает один и тот же рабочий ход, рабочее давление всегда максимально — меняется только интенсивность подачи.
Для заправки пистолета из него выворачивают целиком цилиндр-резервуар.(2). Его объём типичен для инструментов такого типа и рассчитан на использование стандартной 400-граммовой тубы. Тубу устанавливают в резервуар с оттянутым штоком и сжатой пружиной (3), после чего резервуар закручивают на место, блокировка штока снимается и пружина начинает «подпирать» столб смазки, подавая её к плунжеру насоса. Пополнять резервуар можно тремя способами: либо уже упомянутой установкой туб или без снятия резервуара, засасывая смазку из ёмкости (примерно так же, как это делается медицинским шприцом), либо подключая пистолет через специальный резьбовой фитинг к стационарному рычажному маслораздатчику на бочках — такие используются на больших производствах, где расход консистентной смазки велик.
Механика пистолета — это двигатель с повышающим крутящий момент редуктором, соединённый с плунжерным нагнетателем, приводимым в движение через кривошипную передачу. Основа этого блока, в котором с наибольшим усилием ходит плунжер и замедляющая трансмиссия,— металлическая (4).
После каждой заправки первые циклы работы насоса нужно провести с открытым продувочным клапаном, чтобы избавиться от воздушных «карманов», появляющихся в массиве смазки при установке нового «заряда». Клапан просто отвинчивают на пару оборотов и завинчивают обратно, после того как из шланга пошёл стабильный поток смазки (5).
Чёрный цилиндрический «бочонок» (6) рядом с продувочным клапаном — это предохранительный клапан, настроенный на 690 бар. Он срабатывает, если пистолет «упёрся» — пресс-маслёнка не прокачивается и смазка не находит выхода.
Цанговый захват наконечника шланга высокого давления фиксируется на шарике пресс-маслёнки (7).
Удобно расположенный на торце моторно-насосного отсека достаточно мощный фонарь светодиодной подсветки позволяет работать в труднодоступных и плохо освещённых зонах (8), (9). Он включается вместе с нажатием пусковой клавиши, работает, пока она нажата, и гаснет спустя 20 секунд после отпускания (такая «вежливая подсветка» характерна для многих инструментов DеWALT). При отсутствии необходимости в подсветке её можно отключить, для этого предусмотрена отдельная кнопка. В комплект поставки также входит наплечный ремень и кейс.
Результаты испытаний
Вооружившись пистолетом, мы отправились в небольшой автопарк, прошпринцевать шарниры и подшипники на рабочем манипуляторе, установленном на шасси MAN, и проходящем капремонт китайском грузовике (10), (11). Поскольку предприятие, к которому относится эта техника, небольшое, подобного электрического помощника у них в арсенале нет: узлы с пресс-маслёнками они обслуживают по старинке, с помощью обычного ручного рычажно-плунжерного нагнетателя. DеWALT DCGG571NK местных механиков, конечно, впечатлил — скорость «окучивания» точек смазки минимум вдвое выше, чем с ручным инструментом!
Все аккумуляторные инструменты мы традиционно тестируем на ресурс батареи, выясняя объём работ, который устройство способно проделать на одном заряде, — степень его автономности, иными словами. Для изучения маслонагнетателя мы прогнали его под классической для таких аппаратов нагрузкой — подключив к пресс-маслёнке на крестовине карданного вала. Прокачка смазки вхолостую совершенно не показательна, ибо не создаёт практически никакой нагрузки на насос и двигатель инструмента, а вот продавливание её через подшипники крестовины — это как раз «то, что доктор прописал».
Крестовину для этой цели мы приобрели в автомагазине, а поскольку она пребывала вне карданного вала и нагнетание смазки просто сорвало бы с неё «стаканы» (крышки подшипников), мы закрепили их струбцинами (12), (13).
После чего, полностью зарядив батарею на 18 В ёмкостью 5,0 А*ч, мы начали методично заправлять в DCGG571NK тубы с консистентной литиевой смазкой «Нанотек» Multipurpose HT 2 V220 Grease (14) и тубу за тубой «гнать» её через крестовину. Вес стандартной тубы — 400 грамм, так что подсчёт вести было очень легко.
На одном заряде батареи смазочный пистолет DеWALT DCGG571NK «прокачал» восемь полных туб (слегка начав девятую). Это составляет 3,2 килограмма смазки! Про объём работ, который можно проделать на батарее DеWALT из серии FlexVolt ёмкостью 9,0 или 12,0 А*ч, и думать страшно.
Да, последние две тубы уже шли с заметным на слух падением оборотов двигателя и снижением интенсивности выхода смазки. Но, повторимся, давление, развиваемое плунжерным насосом, не зависит от его производительности, поэтому DCGG571NK способен эффективно работать вплоть до полной остановки двигателя из-за разрядки аккумулятора.
Тест провели Евгений Балабас и Алексей Меснянкин
Август 2021 года