18-20 марта в Москве, при поддержке правительства Москвы, в рамках выставки «Ландшафтная архитектура. Флористика-2010» прошел международный семинар «Ландшафт в большом городе», посвященный тонкостям и трудностям озеленения крупных мегаполисов.
Насыщенная программа семинара включала доклады известных во всем мире ландшафтных архитекторов, краткий отчет о достижениях Ассоциации ландшафтных архитекторов России за истекший 2009 год, интересный отчет об исторических парках Санкт-Петербурга и программах их сохранения. Но обо всем подробнее…
Семинар начался с выступления Таисии Вольфтруб, президента Ассоциации ландшафтных архитекторов России. Она поведала собравшимся о том, что семинар «Ландшафт в большом городе» — не первый. Два года назад уже проводилось схожее мероприятие – международный семинар под названием «Олимпийские ландшафты». Он вызвал значительный интерес у профессиональной общественности и тем самым подтолкнул организаторов к проведению второго подобного мероприятия. А, судя по количеству посетителей нынешнего семинара, подобные собрания будут организовываться и в дальнейшем. Также собравшиеся узнали о том, что Ассоциация ландшафтных архитекторов России – организация более с чем полувековой историей. Примерно 50 лет назад было образовано сообщество профессионалов ландшафтного проектирования, целью которого являлось общение, обмен опытом и выработка профессиональных принципов. В 2009 году в Министерстве Юстиций России это сообщество официально перерегистрировали как профессиональную общественную Ассоциацию. А ее учредителем, помимо ландшафтных объединений из многих городов, является и Союз архитекторов России. Ассоциация поддерживает тесные контакты с архитекторами Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов России. В конце все того же 2009 года, после упорной, многолетней работы был наконец-то утвержден общеобразовательный федеральный стандарт «Ландшафтный архитектор». Это огромная победа ассоциации и всей педагогической общественности, которая долгие годы работала в этом направлении.
Далее ведущий семинара – вице-президент Ассоциации и председатель Московского объединения ландшафтных архитекторов Илья Мочалов – представил присутствующим всех докладчиков и предоставил слово первому из них – господину Найджелу Торну.
Господин Найджел Торн, Президент Европейской федерации ландшафтных архитекторов (EFLA), Великобритания, начал презентацию. Найджел Торн ландшафтным проектированием занимается уже порядка 30 лет и в профессиональной среде хорошо известен. Читает курсы по ландшафтной архитектуре в ведущих университетах мира. Прилетел в Москву чтобы коротко представить некоторые свои проекты, рассказать о нюансах их воплощения.
Продолжила презентацию Марина Ричардовна Морина. Ее доклад «Ландшафт в большом городе – город Москва» был посвящен отдельным московским архитектурно-парковым объектам, подвергшимся озеленению, реконструированию в сравнительно недалеком прошлом. Как и что проводилось на этих объектах. Госпожа Морина возглавляет мастерскую, входящую в состав большого института Моспроект-2. Этот институт уже долгое время занимается реконструированием центра Москвы, а также проектированием и строительством уникальных объектов. И деятельность мастерской связана с реконструированием и участием в ландшафтной организации объектов. Свое выступление она начала с приведение некоторых цифр:
«Когда мы говорим «большой город» и имеем при этом в виду именно Москву, то нужно четко понимать, что Москва это не просто большой город, это город-гигант. В нем прописано по официальным данным 10 млн. человек. Еще 4 млн. человек ежедневно приезжают на работу из пригорода. А если учесть еще и количество гостей столицы, то можно с уверенностью сказать, что в Москве находится примерно 15-16 млн. человек ежедневно. Кроме того, Москва, это очень сложный и с архитектурной точки зрения мегаполис. Он очень разнообразен, обладает сложной ландшафтно-планировочной структурой. И хотя она исторически сложилась как радиально-кольцевая, то на самом деле она гораздо более многопланова. Есть урбанизированные пространства, есть огромные парки, бульвары, скверы, площади, небольшие садики… Из-за огромного количества человек и достаточно плотной застройки идет большая нагрузка на территорию, особенно на центр города, речь идет о количестве пешеходов и транспорта, огромная эмоциональная нагрузка и совершенно необходимо формировать систему открытых и закрытых пространств так, чтобы человек комфортно чувствовал себя в этой городской среде. К сожалению, как показывает практика, в последнее время ландшафтное проектирование подменяется программами озеленения города. Конечно, очень хочется, чтобы город действительно был зеленым, чтобы это был город-сад. Но, к сожалению, очень часто это сводится к выполнению каких-то формальных работ по озеленению без составления предварительных профессиональных планов, и результат получается отрицательным. Так как очень часто посаженные деревья погибают из-за неправильной посадки, отсутствия ухода. В результате получается огромная трата средств.
И, тем не менее, некоторые проекты, которые разрабатывала мастерская, все же были реализованы полностью или частично:
Сквер у Большого театра. Сквер был создан после Второй Мировой войны. Там был фонтан в окружении яблонь. И каждый год в День Победы здесь под сенью цветущих деревьев, собирались ветераны. Это было знаковое, очень любимое место.
Мастерская рассматривала эту территорию как открытый вестибюль театра. В здании самого театра достаточно большого вестибюля нет. И это обстоятельство навело на мысль о создании открытого вестибюля, с изящным, почти что салонным гарнитуром малых форм, с соответствующими элементами дизайна (фонари). И конечно же, там будут высажены яблони, которые будут цвести 9 мая и не погибнут в ужасной транспортной среде мегаполиса.
Проект был реализован. Были высажены яблони, привезенные из Германии, был реконструирован центральный фонтан. Гранит, из которого его строили – это темно-красный гарнит из Финляндии. Таким гранитом облицована практически вся Тверская улица, так как после войны очень много гранита было привезено из Финляндии.
Площадь перед станцией метро «Площадь революции». Здесь сажали аллею каштанов в круглых подпорных стенках, потому что в условиях чрезвычайной транспортной загруженности Москвы, деревья, высаженные на уровень грунта, не выживают: слишком большая нагрузка на территорию – очень много людей и машин, которые туда заезжают.
Территория около Манежа. Это по-своему уникальное место. Первое в Москве общественное пространство с подогреваемым мощением. Из-за большого количества льда и снега в нашем климатическом поясе, его приходится скалывать ломом, и от этого страдает брусчатка, и для того, чтобы сохранить красивое гранитное мощение был предусмотрен подземный обогрев с помощью обрата (горячей воды) от электроцентралей.
Каждый раз при работе над каким-то сложившимся участком города, необходимо поддерживать стиль, какие-то общие формы, чтобы окружающие архитектурные объекты вписывались в ландшафтную гармонию.
Сквер и фонтан перед высотным зданием на Кубинской площади. Проект был реализован два года назад, в то время как сам проект был приготовлен десять лет назад и так долго пылился на полках. Фонтан классического вида, в архитектурно-художественном плане посвящен архитекторам и строителям высотных зданий. Здесь полностью сохранена историческая планировка, учтены все транзитные направления, которые появились позже. Заброшенное место, мимо которого люди старались побыстрее пробежать, превратилось в место отдыха.
Реконструкция Цветного бульвара. Ураган, пронесшийся над Москвой в какой-то степени помог ландшафтникам: обычно, замена старых больных деревьев новыми производится постепенно и занимает немало времени. Здесь же из-за большого количества поваленных деревьев эту процедуру удалось осуществить за один прием. Заодно были отреставрированы все исторические фонари и построен новый фонтан. Так как он находился перед цирком, то он поддерживал тему цирковых выступлений. Эту же тему поддерживают и статуи клоунов, расположенные вокруг.
Еще один фонтан, посвященный 150-летию Третьяковской галереи. Одно время по Москве прокатилась волна строительства фонтанов, а так устанавливать фонтаны на голой территории как-то неправильно, то под эту волну удалось разбить и несколько небольших дополнительных сквериков. Фонтан очень необычного вида. Его нужно увидеть, желательно ночью, когда фонтан подсвечен.
Фонтан на входной площади РУДН. Площадь перед университетом была в плачевном состоянии, пока не попала на глаза мэру Москвы Юрию Лужкову, который направил указание в Мастерскую создать фонтан для украшения территории. Двухуровневый фонтан. Проект был реализован не сразу, но все-таки был. Место полюбилось и студентам и жителям окрестных домов. Фонтан основан на переливах, и вертикальные струи есть только на нижнем уровне.
Часть нового Арбата. Было поручено оборудовать часть нового Арбата так, чтобы там можно было организовать стоянки для машин. Стоянку и тротуар было решено разграничить наклонными подпорными стенками, чтобы пешеходы не ощущали близости машин.
Улица Большая Грузинская, благоустройство территории вокруг строящегося жилищно-офисного комплекса. Это было сложное с технологичекой точки зрения задание.
Царицыно. Здесь тоже было проведено реконструирование по проектам, подготовленным мастерской. За три года подготовить и реализовать проект для огромного парка площадью в 220 гектар очень сложно. И, тем не менее, сделать удалось достаточно много».
Следующий докладчик – господин Алан Прово, и достаточно подробный обзор объектов, которые он проектировал и реализовывал. В том числе и отчет по известному общественному парку Андре Ситроен, площадью 14 гектар (35 акров). Он был разбит на территории бывшего автомобильного завода «Ситроен» и назван в честь основателя компании Андре Ситроена.
«Я работаю очень быстро, не изводя себя лишними вопросами, и стараюсь поднять вверенный мне участок как можно быстрее, что постоянно удивляет моих сотрудников.
Я не садовод и не инженер, и при работе стараюсь сохранить определенную пространственность композиции. Я считаю, что ландшафтный архитектор – это не просто профессия, не просто искусство. Это нечто более глобальное. А в проектах обязательно должна быть определенная логичность. Нужно создавать такие концептуальные места, чтобы там всем было хорошо, места общего согласия, а не делать что-то для себя».
Интерес вызвал и доклад Мартина Кнаута, основателя и сотрудника известной ландшафтно-архитектурной компании OKRA, базирующейся в Нидерландах. Он специализируется на городских ландшафтах, так что поведать ему было о чем.
Питер Вирц. «Ежедневная практика дает значительно больше чем учеба». В его послужном списке также немало известных проектов. Некоторые из них он представил на семинаре. Один из них – это Лувр. Территория перед всемирно известным ныне музеем.
Питер ван ден Берк – генеральный директор питомника Van den Berk Boomkwekerijen, существующего уже более 70 лет. На данный момент питомник является одним из наиболее крупных и известных предприятий подобного рода. В начале презентации питомника был показан небольшой, но весьма познавательный фильм о работе этого предприятия, тонкостях функционирования логистической цепи, о нюансах выращивания деревьев, их пересадке и т.п. Были достаточно подробно описаны аспекты перевозки деревьев с минимальным вредными последствиями для последних. В питомнике была разработана специальная машина «мамонт», способная бережно выкопать дерево с диаметром ствола до 2,5 м. Деревья из питомника транспортируются в различные уголки Европы, питомник поставлял растения также в США и Китай.
Коллективный питерский доклад М. А. Флит, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства и А. Л. Рейман, сотрудник Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Доклад назывался «Исторические аспекты развития городского ландшафта на примере Петербурга».
«В отличие от Европы, где с каждым годом все сильнее ощущается тенденция к увеличению площадей зеленых насаждений, в России наблюдается прямо противоположная ситуация: зеленые площади уменьшают, жертвуют в пользу городской застройки. И ситуацию просто необходимо менять.
Петербург – самая молодая столица Европы. На фотографиях со спутника видно, что центр и окраины города имеют зеленую окантовку из парков. Долгое время Санкт-Петербург был законодателем мод в России в области ландшафтной архитектуры. Ситуация с озеленением здесь изначально была очень сложной. Топкие берега, высокий уровень грунтовых вод, тяжелые климатические условия – ведь город расположен в подзоне северной тайги. И, тем не менее, Петербург изначально создавался как город-сад. На старинных планах города видно, что большинство домов в городе окружено садами.
Первый сад Петербурга – Летний сад. Он является важным аспектом в ландшафте города, ведь центр города изначально планировался как ансамбль зеленых насаждений. Ансамбль Таврического дворца – после его создания по всей России стали появляться уменьшенные копии этого сада. Стрельня, Петергоф, усадьбы вдоль петергофской дороги. Луговой парк – уникальная парковая система середины 19 века. Дубки – регулярный сад. Павловский сад, который английские специалисты называют лучшим произведением ландшафтного искусства…
Все эти сады очень важны в структуре остальной территории и их сохранение – очень важная задача.
К сожалению современная застройка не учитывает особенностей существующих насаждений. В качестве примера можно привести Шуваловский парк – самое высокое место в окрестностях Питера. Раньше сюда приходили, чтобы насладится открывающимся на Петербург видом. Это место связано с именами многих русских деятелей культуры и искусства. Но увы, современные здания закрыли собой всю перспективу».
Сотрудники Русского музея, в сферу забот которого попал и Летний сад, поведали об истории этого уникального ландшафтного объекта, а также о ведущихся в нем работах по сохранению и восстановлению насаждений.
Пол Комсток, ландшафтный дизайнер из США, свое повествование начал с краткой истории своего становления на путь ландшафтного проектировщика. А в процессе демонстрации своих проектов, помимо кратких комментариев давал и многочисленные советы присутствующему в зале молодому поколению ландшафтников.
«Копирование, воспроизведение чужих проектов не приносит настоящего удовлетворения творческой душе. Ищите, создавайте сами – вот ключ к настоящему вдохновению, вот что лучше всего вдохновляет на создание новых шедевров. Учитесь, творите и создавайте свои собственные проекты. Вдохновение может прийти с самой неожиданной стороны – звуки, цвета, запахи могут подтолкнуть фантазию».
Сам Пол немало времени проводит в поездках по различным странам мира, занимается изучением местной флоры, ищет необычные растений, которые можно было бы включить в перечень декоративных сортов, используемых для озеленения территорий. Его крупномасштабные проекты (чего стоит хотя бы создание парка аттракционов в Гонконге, где потребовалось создавать насыпной остров площадью 200 гектар) нередко требуют создания предварительных питомников. Все это очень сложная, но необычайно увлекательная деятельность.
Автор: Наталья Меснянкина
март 2010 года
Редакция «Потребитель» — официальный информационный партнер семинара «Ландшафт в большом городе»