P. I. T. PBH20H–22A отличается от других аккумуляторных перфораторов, протестированных нами по единой методике. Он двухрежимный (остальные — трёхрежимные), у него минимальная в сравнении с остальными энергия удара… и при этом неожиданно высокая производительность. Публикуем отзывы по результатам проведённого теста.
P. I. T. PBH20H‑22A
Аккумуляторный двухрежимный бесщёточный перфоратор SDS-Plus
АККУМУЛЯТОР И ЗУ
Нам перфоратор достался в комплектации без батарей и зарядного устройства, так что мы «позаимствовали» их у УШМ. Это те же самые батареи, так что подробное описание, включая данные о реальной ёмкости, можно посмотреть в нашем продолжении теста аккумуляторных УШМ — статья опубликована в этом же выпуске журнала.
Частота вращения — 1150 об/мин, энергия удара — 1,5 Дж. Вроде бы не самые выдающиеся характеристики, однако производительность неожиданно оказалась существенно выше, чем у некоторых более серьёзных трёхрежимных моделей с энергией удара выше 2 Дж. Бетон тот же самый, буры точно такие же, даже оператор тот же — а скорость бурения отличается практически по всем проверенным диаметрам. Остаётся только признать, что это объективная характеристика самого перфоратора — он реально быстрее многих моделей из числа тех, что мы уже успели испытать по единой методике.
Объём выполняемой работы тоже получился выше, чем у конкурентов. Обычно объём работы и скорость прямо связаны между собой, и это логично. Время работы на одной батарее более или менее одинаково, оно уменьшается только с заметным ростом диаметра проделываемых отверстий — увеличивается нагрузка и падает ёмкость. Но на малых диаметрах время работы — это примерно константа. Поэтому убедиться, что результаты честные, можно ещё и таким образом — проверить, сколько времени проработал перфоратор. Понятно, что какой-то «плюс-минус» в любом случае будет, но не в разы. И вот конкретно по P. I.T. мы видим, что по диаметрам 6 и 10 мм совпадение буквально до секунд, в обоих случаях 12 минут, а на 22 мм время работы падает до 11 минут.
Работает при этом довольно мягко, уровень вибрации терпимый, несмотря на видимое отсутствие систем подавления вибрации. В общем, высокопроизводительный перфоратор с большим (на фоне конкурентов) запасом автономности.
РАЗБОР И АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ
Двигатель расположен горизонтально, но визуально аппарат легко принять за «вертикалку» — из-за основательной «ноги», соединяющей аккумуляторный слот с моторным отсеком. Аккумулятор вставляется спереди, перфоратор на нём устойчив. В руке лежит удобно, хотя это, конечно, крайне субъективная характеристика. Переключатель режимов работы крутится легко, чётко фиксируется в выбранном положении. Зажим SDS-Plus полностью автоматический, бур вставляется и фиксируется одной рукой, оттягивать кольцо для этого не нужно.
Лишь один, но явный недостаток всё же есть — ограничитель глубины бурения не держится до такой степени, что выпадает при бурении «в пол», несмотря на рифление сразу с двух сторон.
Начинаем разбирать — надо же посмотреть, что там внутри.
Первое, что стоит отметить, — очень интересное и «ухватистое» внешнее покрытие (1). Видимо, благодаря сложной микроструктуре оно не скользит в руке, инструмент лежит как влитой. Такое же покрытие и у других протестированных нами инструментов этого бренда.
Передний пыльник фиксируется с помощью проточки ствола, его легко снять и поставить на место. Вообще конструкция передней части ствола порадовала — старая добрая классика (2), такое можно было встретить два десятка лет назад. Никаких новомодных стопорных колец. Но это порадует скорее сервис, пользователю эти моменты не слишком важны.
Ротор (3) — с балансировочными латунными кольцами. Виден подшипник LFB 627 ZZ. Заметим, LFB — известный производитель с большими объёмами производства, не «noname».
Корпус (4) изготовлен из полиамида с 30‑процентным армированием стекловолокном. Статор расположен в пластиковом «стакане» (5), вентиляционные ходы направлены таким образом, что воздух засасывается, проходит почти по замкнутому контуру (примерно как в циклонном фильтре) и выходит почти там же, где зашёл. Поскольку вход в задней части, максимально далеко от рабочей зоны, то пыли здесь будет минимум, кроме случаев бурения «в потолок». Датчика Холла на статоре нет, значит, электроника поддержания оборотов над нагрузкой здесь отсутствует — она работает по сигналам от датчика Холла. Не надо давить на перфоратор слишком сильно — впрочем, тест показал, что и без того инструмент весьма производительный.
Светодиод подсветки изначально, ещё на заводе, был установлен с перекосом. Не сразу сообразили, почему подсветка такая тусклая — только при разборе стало ясно, что светодиод установлен криво (6) и светит внутрь. Установили на место и получили яркое освещение рабочей зоны, как и должно быть.
Пусковая кнопка (7) не силовая, большие токи через неё не проходят, она даёт только команды управления. Блок управления (8) полностью металлический, сверху залит компаундом — для защиты электронных компонентов. На плате управления (9) видны три силовых транзистора SW030R. Пробив по Интернету данные, выясняем, что мощность каждого — до 121 Вт, суммарно получаем 363 Вт. Норма для такого инструмента — около 360 Вт, перфоратор может в длительном режиме потреблять ток до 20 А.
Передний опорный подшипник ведомого вала (10) — шариковый CHL 606RS. Чаще бывают игольчатые или вовсе втулка, шариковые встречаются реже. А CHL — это уверенный китайский «середняк» среди производителей подшипников, то есть выбор неплохой. Задняя часть ствола (11) опирается на втулку. Поверхность отшлифована неплохо — можно было бы и лучше, видно, что при разработке и производстве искали способы снизить затраты.
Внутренняя часть ствола тоже отшлифована (12), но не хонингована. Хонингование продлевает срок службы инструмента, здесь его не стали делать, вероятнее всего, из соображений экономии. А вот внешняя поверхность ствола (13) обработана отлично.
Подведём итоги. По результатам теста — перфоратор имеет высокую производительность и выполняет приличный объём работы. По результатам разбора — неплохая конструкция, с проверенными временем решениями, но есть вопросы к контролю качества на производстве. Неправильно установленный светодиод — это явный заводской дефект, который нужно подправить.
Статья опубликована в объединённом выпуске « Весна 2021» (№1’2021)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Май 2021 года