В наших журналах «GardenTools» и «Инструменты» регулярно проводятся испытания разнообразной техники и расходных материалов и публикуем отзывы. Занятие это увлекательное, но довольно затратное по времени: необходимо не только выбрать инструмент, но и придумать ему интересное применение. Ещё лучше, если тест удаётся совместить с полезным делом, а это тоже не всегда просто. Возьмём, к примеру, аккумуляторную цепную пилу… собственно, как раз её-то мы с собой и возьмём. Участник этого теста — цепная пила от воронежской компании «Энкор», модель АКМ3605, входящая в серию аккумуляторного инструмента AccuMaster 36 V.
Задача теста — посмотреть, насколько такая модель может быть полезна именно в условиях, максимально приближенных к реальным. То есть за городом, в лесу, где подключиться к сети негде. К тому же при достаточно низкой для инструмента температуре, когда мощность аккумулятора снижается. И тут, как по заказу, подвернулось подходящее мероприятие — маслоуборка, завершающая ежегодное празднование Бакшевской Масляницы.
Что такое Бакшевская Масляница?
Есть в подмосковных лесах такая традиция: каждый год, начиная с осени, на одной из лесных полян по выходным начинают собираться люди, которые строят потешный городок со Снежной крепостью, скульптурами, деревянными строениями… Все эти трудовые подвиги заканчиваются грандиозным празднеством в Прощёное воскресенье — последний день Масленой недели, когда на поляну приходит несколько тысяч людей. Вся подготовка ведётся силами энтузиастов, а гостей на этом празднике не бывает — даже если человек пришёл первый раз, он сразу считается участником. В общем, в день праздника на поляне происходит настоящее народное гуляние, кульминация которого — штурм Снежной крепости (причём голыми руками) и, конечно же, сожжение куклы.
В 2015 году Масляница (этот праздник здесь называется именно так — через «я») праздновалась в 31‑й раз. Если первые праздники представляли собой небольшие туристические слёты и устраивались силами групп добровольных помощников‑реставраторов, то сейчас БМ — широко известный, причём отнюдь не в узких кругах фестиваль, который вполне можно считать народным. Праздник назван «Бакшевским» по имени одного из первых организаторов, Михаила Бакшевского, не связан ни с политикой, ни с религией, «не автомобильный» и не коммерческий. На память предлагаются разве что сувениры — нашивки синего или зелёного цвета, нашивки красного цвета не продаются, по ним можно узнать устроителей (тоже давняя традиция, хорошо известная в туристической среде). По одежде с такими нашивками разных лет удобно определять завсегдатаев праздника.
В весеннем выпуске журнала «GardenTools» за 2012 год был опубликован репортаж о Бакшевской Маслянице, да и другой информации о ней в Интернете можно найти немало. Многие сотрудники журнала в разные годы ездили на этот праздник, причём чаще всего попадали на него независимо друг от друга.
Устраивает это мероприятие группа товарищей, называющих себя «Рождественкой», и примкнувшие к ним помощники. Ну а автор того материала, Максим Грибоедов, впервые попал на Масляницу в 1998 году, а с 1999го начал принимать участие и в строительстве потешных городков. Основной «фронт работ», кроме дел на поляне, — обустройство лагеря для себя и товарищей (это делается не без помощи бензопилы). Для этого ставится «пентагон» — пятиугольник из сухих брёвен с костром в середине. Размер «пентагона» позволяет с комфортом вместить несколько десятков человек и может служить местом для стоянок в течение многих лет. Впрочем, на Масляницах он используется обычно всего один сезон: место проведения и поляны каждый год меняют.
Устройство пилы
После праздника на поляну выезжают ещё несколько раз. Именно эти мероприятия и называются маслоуборками. Цель понятна из названия: увезти всё, что может пригодиться, и утилизировать всё ненужное — сжечь, закопать или вынести из леса. Именно на первую из таких уборок мы и отправились вместе с пилой: совместить уборку и тест (как минимум, напилить дров для костра) — дело однозначно полезное.
Чем хороши цепные электропилы — задумываться о том, «что находится внутри» пользователю не надо. Есть всего две «точки обслуживания»: механизм установки и натяжения цепи и масляный бачок. Поскольку пила аккумуляторная, к ним можно отнести ещё одну, сам аккумулятор. Словом, с подготовкой пилы к работе справится любой человек, даже совершенно не интересующийся техникой. Впрочем, поскольку к таковым мы не относимся, — несколько слов об особенностях самой пилы.
Конструкция внешне вполне стандартна для лёгких пил, но есть и нюансы. Выключатель на задней ручке один, с дополнительной кнопкой блокировки, как на многих видах электроинструмента. Сама задняя ручка имеет сверху нескользящее покрытие. Передняя ручка — D‑образная, то есть пилу в принципе можно использовать и для валки небольших деревьев, держа шину параллельно земле.
Щиток тормоза крепится в двух точках, так меньше вероятность его сломать при неаккуратной эксплуатации и хранении. Бачок для масла — полупрозрачный, в корпусе есть окошко, через которое видна его часть. Боковина корпуса, куда крепится шина, прикрыта металлической накладкой. Отдельного зубчатого упора на передней части пилы, которым пользуются при раскряжёвке, не предусмотрено, зубцы отлиты прямо на корпусе. Зато цепеуловитель сменный, металлический, для небольших пил это не всегда характерно.
На пилах скромной мощности сейчас практически повсеместно применяют разнообразные системы натяжения без инструментов. Здесь используется та, что наиболее проста для пользователя — одним маховиком. Весь механизм крепления и натяжения собран в боковой крышке пилы. На шине с помощью винта закреплена небольшая пластинка с «усиком». Это деталь, тоже относящаяся к системе натяжения.
Шахта для аккумулятора — в верхней части пилы, сам аккумулятор помещается в ней горизонтально. Такое расположение, хотя и увеличивает вертикальный габарит, имеет интересное преимущество перед установкой батареи, например в задней части устройства. Если вынуть аккумулятор и заменить его лёгким адаптером, центр тяжести практически не изменится. Есть два варианта дооснащения аккумуляторной техники AccuMaster адаптерами. Это адаптер-удлинитель и адаптер-преобразователь напряжения. Оба эти устройства позволяют прикрепить аккумулятор к поясу, что сильно снижает вес самой пилы. Для питания инструментов серии AccuMaster 36 V можно использовать несколько разновидностей аккумуляторов: «штатный» на 36 В, ёмкостью 3,0 А*ч либо два аккумулятора на 18 В (по одному они используются в серии AccuMaster 18 V), соединённых с помощью преобразователя напряжения. Разновидностей таких батарей аж четыре: никель-кадмиевые и литиево‑ионные 1,5 А*ч, литиево‑ионные на 3,0 и 4,0 А*ч.Вентиляционных отверстий на корпусе почти нет, по крайней мере в сравнении с обычной электрической цепной пилой. Есть только щель на торце крышки, закрывающей мотор, и небольшая отдельно выполненная решётка на нижней части корпуса. На пиле установлен бесщёточный электродвигатель. Такие обычны на мощной аккумуляторной технике. Бесщёточный (вентильный) мотор обладает гораздо более высоким КПД, чем традиционные для электроинструмента коллекторные двигатели. Чем выше КПД, тем меньше энергии «переводится в тепло», то есть теряется безвозвратно и без пользы. Значит, на одной зарядке получится работать дольше. Заодно и проблема отвода тепла при применении бесщёточных электродвигателей не настолько серьёзна. К тому же бытовые цепные пилы — инструмент, который всегда работает с перерывами, так что перегреть их сложно. Ломаться или выходить из строя в бесщёточном моторе практически нечему, служит он во много раз дольше, чем традиционный щёточный двигатель.
Подготовка к эксплуатации
Здесь нет ничего трудного. Первое, что нужно сделать, — зарядить «батарейки». Конечно, этим придётся заняться дома. Сама сборка проводилась уже «на месте», это простой процесс, который не вызовет затруднений даже у новичка. На боковой крышке отлита пиктограмма, показывающая, «какой стороной» надо ставить цепь на шину. После установки шины с цепью нужно просто поставить крышку и вращать маховик — цепь натянется автоматически. Залить масло и вставить батарею — тем более не проблема.
Испытания
В инструкциях и рекламных буклетах по аккумуляторным пилам иногда попадаются фразы типа: «на одной зарядке пила способна провести столько-то резов сухого бруса или стволов диаметром…». Но это ориентировочное значение. В реальности пользователь работает с древесиной различной размерности, твёрдости и влажности, поэтому результаты будут отличаться. И температура воздуха тоже оказывает некоторое влияние на ёмкость, а значит, и на продолжительность работы.
Конечно, стоит предположить, что у обычного пользователя «в лесу» с собой окажется только одна батарея: собственно, весь смысл аккумуляторных систем в том и заключается, что можно приобрести одну батарею, зарядное устройство и несколько инструментов к ним. У нас с собой оказался «расширенный комплект» — одна батарея 36 В, 3,0 А*ч и две — по 18 В и 4,0 А*ч с преобразователем напряжения. Первой батареей было решено работать до полной разрядки, чтобы определить возможности пилы, остальные — «без подсчётов».
Запуск пилы после нажатия на выключатель происходит с секундной задержкой. Хорошая мера безопасности — если случайно нажать на выключатель, есть время «исправиться». Если сравнивать с обычной бензопилой, пиление происходит медленнее: скорость движения цепи, да и её размеры меньше, чем обычно применяемые на бензопилах. Но даже при пилении во всю длину цепи снижение оборотов незначительно, «задавить» пилу, активировав систему отключения при перегрузке, не удалось. Для того чтобы посмотреть оставшийся заряд батареи, её нужно снимать с пилы: кнопка и светодиоды при установке батареи в шахту находятся снизу. На других моделях серии AccuMaster батарея «подвешивается» к инструменту, доступу к кнопке ничего не мешает.На «пентагоне» у нас как раз лежало небольшое, длиной метра четыре запасное «брёвнышко» (которое придвигали к нему вчетвером). Оно и стало «подопытным». Диаметр ствола оказался подходящим: на пару сантиметров больше, чем длина шины, то есть допиливать приходилось, вставая с другой стороны. Для любой цепной пилы это режим высокой нагрузки, связанный с повышенным расходом топлива или энергии. Температура воздуха в этот день была чуть выше ноля — это очень близко к нижней допустимой границе («паспортные» значения — от 1 до 35 °C).
Сделав несколько распилов, аккумулятор сменили на батарейный блок: костёр к тому времени разгорелся, и можно было пройтись по поляне, тем более что подходящие для распиловки деревянные конструкции были и там. Причём как раз оптимального диаметра: по опыту, для любой пилы это примерно половина длины шины. Затем вернулись, «доразрядили» основной аккумулятор и подсчитали количество распилов на одной зарядке. Их оказалось девять. Если принять, что на валку такого дерева «по всем правилам», с предварительным выпиливанием клина, нужно два распила и ещё один — на обрезку вершины, получим, что «за одну зарядку» можно получить три бревна диаметром в комле примерно 30 сантиметров (сучки проще обрубить топором). Ну а если пилить стволы более тонкие, то и количество распилов явно будет значительно выше (зависимость тут не прямая).
В общем, пила вполне пригодна не только на участке, но и как вариант «для выездов». По личному опыту, если с собой в какой-нибудь поход или выезд берётся бензопила, обычно использовать её приходится недолго: чтобы обустроиться и заготовить дрова для костра, достаточно найти и распилить однодва сухих дерева. Причём в автомобильных поездках можно не беспокоиться о разрядке батареи: «паспортное» потребление энергии зарядным устройством для моделей AccuMaster 36 V составляет 50 Вт. Для авто и мототехники выпускается множество преобразователей напряжения, которые способны выдать такую мощность. Так что если речь идёт о выезде на природу с применением транспорта, зарядить аккумулятор можно, и не «привязываясь» к штатной сети.
Автор: Максим ГРИБОЕДОВ
Тест опубликован в объединённом выпуске «GardenTools» + «Всё для стройки и ремонта» ВЕСНА 2015