Основные работы по ремонту дорожного покрытия должны проводиться в тёплое время года. В соответствии с этим правилом сезон дорожных работ, по сути, окончен. Но это в идеальных условиях, а в реальности необходимость резать асфальт может возникнуть внезапно — например, при ремонте инженерных коммуникаций, залегающих под дорожным полотном. Для такой работы применяют алмазные круги, и наш тест будет полезен тем, кому приходится выполнять такую работу в больших объёмах.
Асфальт обычно режут не для сплошной замены полотна, а либо при ямочном ремонте, либо при прокладке или ремонте инженерных коммуникаций. Работа напоминает прорезание штрабы в стене для укладки кабеля: аккуратные тонкие резы, между ними всё выдалбливают и на финальном этапе укладывают заплатку из свежего асфальта. Для резки этого материала используют бензорезы с кругами диаметром 350 или 400 мм либо нарезчики швов. Конструктивно последнее устройство состоит из тележки на колёсах с рукоятками, мощного двигателя (в подавляющем большинстве случаев бензинового), клиноременной передачи от двигателя на вал, вращающий алмазный отрезной диск, и механизма регулировки глубины погружения. Круги могут быть гораздо больше по диаметру, чем на бензорезах, здесь и 800 мм — не редкость, бывает и больше.
Для резки асфальта нужны особенные круги, предназначенные специально для этой «субстанции». Алмазные круги вообще штука очень специализированная. По кирпичу — одни, по чистому бетону — другие, по армированному железобетону — третьи… И для асфальта тоже есть свои круги. При этом внешне диски, предназначенные для работы по одному и тому же материалу, могут быть настолько похожи, что невооружённым глазом их не различит даже специалист. Как правило, сегменты имеют одинаковую форму, а разница заключается в составе связки, процентном содержании и качестве алмазов. Как минимум нужен микроскоп, тогда по внешнему виду алмазов специалист может определить хотя бы уровень качества того или иного диска. Обычным пользователям остаётся ориентироваться только по этикетке. Но этикетка никогда не содержит никаких данных о ресурсе или производительности круга. Производители не указывают эту информацию по очевидным причинам — она слишком сильно зависит от условий эксплуатации. Асфальт или бетон везде разный, и в зависимости от характеристик обрабатываемого материала ресурс одного и того же круга может отличаться в несколько раз. Естественно, что производитель в принципе не может предусмотреть все возможные варианты, и единственное логичное решение — не называть никаких цифр, чтобы не вводить потребителя в заблуждение, пусть и без злого умысла.
В итоге при выборе между разными брендами или даже кругами одного бренда, но разных серий, приходится ориентироваться на отзывы или результаты сравнительных тестов. Эта статья — пример как раз такого теста, когда испытания проводятся в одинаковых условиях и позволяют выявить разницу между кругами разных серий.
СПОЙЛЕР
Если вам некогда читать всю статью целиком, то вот сухая выжимка.
В одних и тех же условиях круги DT 602 A Supra работают до шести раз дольше, чем DT 350 A Extra. Скорость реза у них выше примерно в полтора раза, а цена единичного реза ниже в три раза, несмотря на то, что стоят они примерно вдвое дороже. Более высокая цена при покупке оборачивается очень значительной экономией в ходе эксплуатации.
ВЫБОР УЧАСТНИКОВ
Для испытаний мы использовали нарезчик швов Splitstone CS-146 c двигателем Lifan 168F-2 заявленной мощностью 6,5 л. с.
В этот раз мы испытали два образца одного бренда, а именно Klingspor. Один — из начальной линейки Extra, круг DT 350 А, другой — из более высокоуровневой серии Supra, DT 602 A. Оба диска изготовлены на украинском заводе Klingspor, который начал работать в 2015 году. Отметим, что компания Klingspor — это производитель оснастки с богатой историей (в прошлом году она отмечала внушительный юбилей — 125 лет работы). Заводы расположены в Европе, часть бюджетной линейки Klingspor разрабатывает самостоятельно, но выпускает в Китае. Однако к алмазным кругам это уже не относится, с 2015 года весь ассортимент алмазных кругов изготавливается либо в Германии, либо в Украине.
Внешне тестируемые образцы очень похожи, но есть одно заметное отличие. У DT 350 A Extra есть три симметрично расположенных «скошенных» сегмента. DT 602 A Supra выглядит так, будто все сегменты одинаковые, но при внимательном рассмотрении становится понятно, что здесь тоже есть «нестандартные» сегменты. По форме они такие же, что и остальные, но больше по высоте — линия сварки проходит ниже, чем у остальных. Этих сегментов тоже три штуки, расположены также симметрично. На кругах большего диаметра их может быть и пять. Это не что иное, как сегменты безопасности.
Klingspor DT 350 A Extra
Klingspor DT 602 A Supra
Основная проблема кругов для резки асфальта связана с тем, что асфальт — это мягкий абразив. При резке он легко налипает на тело диска и постепенно истирает его. Самому телу диска это не очень страшно, сегменты износятся полностью гораздо раньше. Но абразивному износу подвержена также линия сварного шва, а вот здесь уже может скрываться опасность — возникает риск отрыва сегмента при истирании сварки. Поэтому защитные сегменты и расположены ниже рабочих — они убирают тот шлам, что может воздействовать на диск в районе линии крепления рабочих сегментов.
Ещё один интересный момент — в зависимости от типа алмазного круга расстояние между сегментами может быть больше или меньше. Диски, которые мы испытывали, — с большим зазором между сегментами. Это позволяет более эффективно выводить шлам и повышает скорость работы, но ограничивает ресурс. Можно заказать круги с уменьшенным промежутком между сегментами, тогда скорость реза будет ниже, но зато повысится ресурс — просто за счёт того, что на круге того же диаметра будет чуть больше сегментов. Так что даже при зафиксированных серии и диаметре ещё остаётся поле для дополнительного выбора.
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
В качестве привода мы могли взять либо бензорез, либо нарезчик швов. Бензорез часто применяют при ямочных ремонтах, когда нужно делать много относительно коротких пропилов и часто менять направление. Нарезчик швов удобнее, когда нужны длинные прямые пропилы. Тут полная аналогия с электроинструментом: бензорез — это, условно говоря, УШМ, а нарезчик швов — соответственно штраборез. Только двигатель обычно бензиновый и вес устройства в несколько раз больше.
Бензорез отвергли — тест удобнее проводить на длинных прямых резах, поэтому гораздо легче работать нарезчиком швов. Хотя следует отметить, что к бензорезам разработаны специальные тележки, превращающие их в полный аналог шовнарезчика. Но арендовать именно нарезчик оказалось гораздо поэтому в итоге, повторимся, нам привезли Splitstone CS-146 c двигателем Lifan 168F-2 заявленной мощностью 6,5 л. с.
А дальше — всё как обычно. Замеряем диаметр круга штангенциркулем, ставим на машину и режем асфальт, периодически проверяя остаточный диаметр и замеряя скорость реза. Нужно добиться износа хотя бы 1 мм, тогда можно быть уверенным, что мы получили достаточно точные данные и можем дальше вычислить полный ресурс круга с высокой степенью надёжности.
Для начала взяли «внеконкурсный» экземпляр отрезного круга и в двух местах вырезали «колодцы» в асфальте с целью определить, какова толщина асфальтового слоя и что под ним — гравийная подушка или бетон? Выяснилось, что слоёв асфальта в этом месте как минимум три. Верхние два — толщиной по 5 см каждый, и под ними тоже асфальт, судя по поведению лома, которым его пытались долбить. От бетона лом обычно отскакивает с характерным лязгом, а в асфальте вязнет — не менее характерно. Толщину нижнего слоя определить не удалось, да в этом и не было необходимости. Максимальная глубина реза у Splitstone CS-146 составляет, по разным данным, от 110 мм (как в инструкции) до 135 мм (так указано в блоках техпараметров на многих сайтах в Интернете). Так что прорезать насквозь третий слой асфальта вряд ли получится. Поэтому мы, во‑первых, ограничили глубину реза — не более чем 100 мм. А во‑вторых, не стали испытывать круги, предназначенные для резки асфальта и бетона, хотя такие у Klingspor тоже есть (например, DT 350 AB Extra). Раз бетон нам гарантированно не попадётся, то берём только «чисто асфальтовые» образцы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Важно понимать, что полученные в ходе теста значения ресурса верны для тех условий, в которых проводился тест. Специалисты компании Klingspor оценивают эти условия как крайне жёсткие: асфальт с высоким содержанием крупного щебня (не исключено, что гранитного, судя по цвету на срезе), очень плотный, уложен много лет назад. Гораздо чаще алмазными кругами режут дорожное покрытие, уложенное два– четыре года назад и не содержащее гранитный щебень в качестве наполнителя. В таких условиях ресурс кругов может быть в несколько раз выше. Так что при испытаниях на другом виде асфальта абсолютные цифры будут другими, но разброс между участниками должен сохраниться. Если DT 602 A Supra показывает ресурс в несколько раз выше, чем DF 350 A Extra, то и в других условиях этот показатель тоже будет значительно больше. Не факт, что ровно в шесть раз – скорость износа зависит от характеристик обрабатываемого материала – но точно в разы выше!
Начинаем с круга DT 350 A Extra. Ставим глубину реза 5 см и делаем 5-метровый шов. Скорость подачи определяем по звуку двигателя, работающего на максимальных оборотах, — если толкать слишком быстро, он за- хлёбывается, а то и глохнет. Толкать нарезчик швов надо так, чтобы двигатель ровно работал под нагрузкой, но не захлёбывался и тем более не глох. Приноравливаешься быстро!
Первый 5-метровый шов прорезали примерно за 6 минут, дальше скорость начала уверенно расти. Максимальная величина, которую зафиксировали за несколько подходов при резе на глубину 5 см, — 0,9 м/мин, она и указана на диаграмме. Затем ставим глубину реза 10 см. Скорость, естественно, упала, зафиксированный максимум — 0,53 м/мин.
Общая длина реза — 44 м (при глубине 5 см, резы на глубину 10 см считаем как двойные). Износ диска заметный, намного больше необходимого минимума в 1 мм. Поэтому, ориентируясь на зафиксированную скорость износа и зная начальный и конечный диаметры, рассчитываем полный ресурс. Он указан на диаграмме — диск должен прорезать до 250 м при глубине реза 5 см и по примерно такому асфальту, как у нас. И вдвое меньше, если резать на глубину 10 см.
Теперь ставим DT 602 A Supra и повторяем эксперимент по той же программе. И вот тут настало время сильно удивиться. Первый пятиметровый рез занял больше семи минут. Подумали, что связка очень жёсткая, медленно обновляется, поэтому работа идёт медленнее, но зато прослужит этот диск очень долго. Как выяснилось, со сроком службы мы угадали, а вот насчёт скорости ошиблись. Следующий рез был с теми же параметрами, но он занял 5,5 минуты… следующий — 5 минут… потом — ещё один на 5 минут… а потом и вовсе менее четырёх минут потребовалось. Это на «приноровились» уже не спишешь, очевидно, что диск просто не сразу вскрылся. Но когда это произошло, он заработал на полную скорость — и тут выяснилось, что производительность у Supra намного выше, чем у Extra.
Далее поставили на максимальную глубину реза (10 см) и этот диск. Сделали четыре 5-метровых реза, на каждый ушло по 5 минут. Предыдущий образец резал практически вдвое медленнее и изнашивался гораздо быстрее. Расчёты показывают, что ресурс DT 602 A Supra в шесть раз выше, чем у DT 350 A Extra. И даже несмотря на то, что стоит он примерно вдвое дороже, цена реза получается ниже в три раза. А если учесть ещё и более высокую скорость работы, то в эксплуатации он будет ещё выгоднее.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Антон Бодрин (компания Klingspor)
Результаты теста в метрах мы оцениваем как очень низкие — в других странах, например в Бразилии, мы проводили аналогичные испытания, и там ресурс получился значительно выше. Просто для сравнения: если пересчитать в квадратные метры, то ваш тест даёт для DT 350 A Extra ресурс 12,5 м², а наш — 60–80 м². Аналогично для DT 602 A Extra получается 75 м² и 100–150 м².
Методика теста понятна и прозрачна, к ней вопросов нет. Ресурс диска зависит от множества факторов: например мощности привода, глубины реза, скорости подачи и т. д. Здесь всё одинаково, поэтому наиболее вероятно, что причина таких серьёзных отличий — свойства асфальта. Высокое содержание щебня однозначно вызывает ускоренный износ сегментов, особенно если это действительно гранит. В обычном дорожном полотне таких включений нет, поэтому и круги работают значительно дольше. Но разброс результатов должен сохраняться, и тот факт, что DT 602 A Supra работает в несколько раз дольше, чем DT 350 A Extra, безусловно, имеет место. Хотя по нашим данным этот разброс не настолько велик, но тут опять же очень многое зависит от условий «на местности».
У серии Supra алмазы более высокого качества, с титановым покрытием, их концентрация выше, а сама связка твёрже — всё это и позволяет этим кругам работать быстрее и дольше.
Российский сайт Klingspor: klingspor.de/ru
Тест провёл Алексей Меснянкин.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2019» (№4’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Октябрь 2019 года