Мотокосы с четырёхтактными моторами — большая редкость. Далеко не каждый производитель имеет такие модели в своем ассортименте. Причина тому, на наш взгляд, — предпочтения пользователей: народ ищет что подешевле. На самом же деле выбор 4T-модели вместо 2T вполне может представлять собой весьма небольшую разовую переплату при изрядном количестве преимуществ в будущем!
Четырёхтактные бензокосы чаще встречаются в линейках, скажем так, достаточно дорогих брендов, и, когда (а такое бывает частенько!) бюджетный 2Т сравнивают с дорогим 4Т, последний выглядит действительно не слишком убедительно. Однако у производителей из среднего ценового сегмента четырёхтактный аппарат стоит не намного дороже двухтактного с близкими характеристиками — всего лишь процентов на 20–25. И вот уже в этом случае небольшая переплата не отпугивает сходу, а заставляет задуматься о потенциальных «плюсах» мотора с нетипичной для садовки «архитектурой». В первую очередь это, конечно, возможность заливать чистое топливо, а не готовить коктейли с 2Т-маслом. Отсутствие затрат на масло, кстати, через некоторое время отыграет и переплату за 4T-модель, но это, в общем-то, не главное… Важнее — более чистая подготовительная работа, отсутствие ёмкостей для подготовки смеси и потеков масла повсюду. Топливо с маслом требовательно к срокам хранения, его нельзя оставлять в баке на зиму из-за возможного залипания мембраны от масла после испарения бензина. В то же время на чистом бензине мотор может завестись и спустя сезон.
Второе важное достоинство четырёхтактных моторов — достаточно чистый выхлоп. «Двухтактники» дымят гораздо сильнее, ведь у них сгорает не только бензин, но ещё и растворённое в нём масло. Особенно сильно это проявляется в жаркий безветренный день… втройне хуже, если ещё и с количеством масла переборщили. Работать косильщику приходится порой в облаке выхлопа, что не просто неприятно, но ещё и очень вредно для здоровья.
В ассортименте Denzel сейчас есть почти три десятка бензиновых мотокос — и это не считая полудюжины электрических и аккумуляторных! Как водится, практически все модели с моторами внутреннего сгорания — двухтактные, лишь одна из них выбивается из общего ряда — это четырёхтактная модель средней мощности Denzel DTL-37–4T.
Denzel DTL-37–4T — мотокоса с неразъёмной целиковой штангой. Это придаёт ей повышенную по сравнению с разборными аналогами надёжность и прочность, но затрудняет транспортировку в собранном виде. В среднестатистическом компактном автомобиле триммер помещается в багажник лишь с опущенной спинкой заднего сиденья, при этом катушка располагается между передними креслами. Удобнее, конечно, перевозить на надкрышном багажнике.
А вот доставка косы из магазина не составляет никаких проблем — продаётся она в достаточно компактной и удобной для перевозки упаковке, со снятым двигателем, «рогами» и кожухом редуктора. Те, кто косой работают только на даче и для кого, соответственно, вся «логистика» заключается только в доставке косы туда, не испытывают вообще никаких неудобств. Привезли, собрали — всё, вопросы транспортировки больше не актуальны.
В комплекте с косой идут катушка под 3-миллиметровую леску, трёхлопастный нож для особо грубого бурьяна и зубчатый диск с твердосплавными напайками для кустарника. Посадочный диаметр для установки металлической оснастки — 25,4 мм. Катушка — с полуавтоматической ударной подачей лески и с металлической дисковой накладкой на «бойке», усиливающей её и противостоящей ударам по грунту.
«Велосипедные» рукоятки снимают/ ставят и регулируют с помощью Г-образного шестигранника. Дополнительной виброразвязки в узле крестовины нет, но она есть в узле крепления двигателя — в месте примыкания конуса сцепления к штанге установлена резиновая втулка.
Ручки управления несколько коротковаты: хотелось бы взять пошире — ан нет… Не сказать, что это существенно влияет на работу, но в целом — чем шире хват, тем больше рычаг и легче взмахи косой. Ручки обрезинены и вполне комфортны для ладони. Интересным образом выполнен орган управления газом — он представляет собой не подпружиненный «курок» под указательный палец, а «гашетку» под палец большой. Причём «гашетка» удерживает дроссель в выбранном положении самостоятельно, за счёт тугого хода. Иными словами, держать на ней постоянно палец не нужно. Решение специфическое — с одной стороны, оно избавляет от лишнего, пусть и небольшого усилия по удержанию «курка», но с другой, если по какой-то причине косилка выпадет из рук, двигатель не сбросит обороты до холостых, а продолжит молотить на ранее выставленных, вращая в том числе и режущую оснастку. Одно дело, если это леска, но другое — если пильный диск!
В картер двигателя заливают моторное масло типа 5W30 — 100 мл. Согласно инструкции замена осуществляется с интервалом в 50 часов на обкатанном моторе — правда, предварительно масло нужно сменить после первых пяти часов работы нового триммера, а затем — после 20 часов.
Впрочем, при таком мизерном количестве масла в картере менять его целесообразно раз в сезон, даже если паспортные 50 моточасов и не вырабатываются. В заметный расход это не введёт, а двигатель только «спасибо» скажет!
На баке — наклейка с указанием ёмкости и типа бензина. Потребление триммером топлива при максимальной нагрузке составляет около 1 литра в час. По невысокой и сочной траве — меньше.
Пуск мотора — традиционный, без каких-то хитростей. Подкачать топливо колпачком-праймером, перекрыть воздушную заслонку карбюратора — после этого двигатель легко заводится с одного-двух рывков. К слову, воздушный фильтр двигателя — поролоновый, его кожух снимают для промывки фильтра без применения инструмента, поскольку он удерживается на защёлках.
Система подвеса триммера — двухплечевая лямочная, с замком быстрого рассоединения лямок на груди, с защитой бедра и карабином крепления к штанге. Ранцевая подвеска позволяет равномерно распределить нагрузку на плечи, тем самым снижая усталость при долгой работе.
Результаты испытаний
Если не принимать во внимание озвученные выше (и весьма выразительные) «плюсы» упрощённого и комфортного процесса заправки топливом, то с эксплуатационной точки зрения Denzel DTL-37–4T по большинству признаков не отличается от массы двухтактных аналогов: стандартный запуск, типовые приёмы кошения, соответствующий заявленной мощности крутящий момент на шпинделе, позволяющий уверенно работать по густым зарослям практически любой травы, даже самой жёсткой. В работе четырёхтактная коса проявляет себя сниженным расходом топлива и гораздо более мягким звуком двигателя, в котором нет рвущих уши лязгающих и звенящих ноток, характерных для всех «двухтактников». Ну и, разумеется, крайне низким уровнем дымности, поскольку вместе с топливом не сгорает масло — весьма важное качество, которое особо оценишь в жаркий безветренный день на дачном участке со сплошным высоким забором из профлиста!
Тест провёл Евгений Балабас
Июль 2021 года