У бренда Efco непростая история присутствия на российском рынке. Он известен нашим соотечественникам, пожалуй, ещё с 90‑х, но в разное время его представляли разные компании. С 2020 года эксклюзивным дистрибьютором стала компания «Астари» — давний и известный игрок на рынке садово‑парковой и лесной техники.
Efco — один из брендов крупного итальянского концерна Emak, который также производит аналогичную технику под вторым брендом — Oleo-Mac. Ассортимент очень обширный, в нём есть всё, что может понадобиться для ухода за газоном, садом или огородом. В том числе бензопилы, три из которых мы испытали при подготовке этого выпуска.
Efco позиционируется на рынке как бренд уровня Smart Premium, то есть премиальная техника по разумной цене. Она для тех, кто не ориентируется в первую очередь на низкую цену и готов платить больше за качество и надёжность.
Efco MTH 400
Цепная бензопила
Efco MTH 510 | MTH 560
Цепные бензопилы
Слева — MTH 400, справа — MTH 510. Видны некоторые отличия в форме корпуса: у 510‑й (и у 560‑й) крышка воздушного фильтра сильнее завалена вниз в задней части
В сельской местности бензопила — один из инструментов первой необходимости. Это и возможность заготовить дрова (гораздо дешевле купить брёвна и напилить, а потом и поколоть их самому, чем покупать колотые), и помощник в строительных или аварийно-спасательных работах (убрать поваленное бурей дерево). Это типично бытовой характер применения инструмента, когда он используется по мере надобности, а не на регулярной основе, хотя бы по несколько дней в неделю.
Представленные в этой статье пилы Efco серии MTH, разработанной в 2019 году, подходят как для бытовой, так и для более активной «полупрофессиональной» эксплуатации, то есть не только для частных домовладений, но и для небольших хозяйств, где объём работы обычно больше и потребность в пиле возникает чаще.
Две старшие модели, MTH 510 и MTH 560, внешне практически идентичны. Различаются объёмом цилиндра (и, соответственно, мощностью), а также длиной шины. Efco MTH 400 визуально отличается от них — другие обводы корпуса, пластиковый картер двигателя… но, как ни странно, в каком-то смысле она даже профессиональнее, чем более мощные модели. Например, у неё есть заслонка «зима/лето» — в пластиковой стенке, отделяющей цилиндр от карбюратора, есть окошко. Летом оно закрыто, и воздух в карбюратор идёт снаружи, напрямую. А при работе в холодное время года окошко открывают, и в карбюратор идёт воздух от рёбер охлаждения цилиндра, уже подогретый. Это предотвращает обмерзание карбюратора и делает его работу на морозе более стабильной.
Запуск беспроблемный, у всех моделей серии MTH есть облегчённый старт в виде дополнительной пружины стартёра.
Крышка сцепления у всех трёх моделей крепится двумя гайками (жаль только, что обычными — были бы невыпадающие, вообще было бы здорово). Принято считать, что две гайки — это косвенный признак профессиональных пил. Потому что держат надёжнее. На бытовых пилах или одна, или вовсе безынструментальный механизм регулировки натяжения цепи в виде маховичка. Здесь же — две гайки и очень удобный боковой натяжитель — доступ к головке винта сбоку, что несравнимо удобнее, чем когда он спереди и приходится орудовать ключом вплотную к шине.
Слева — органы управления бензопилами MTH 510 и MTH 560, справа — MTH 400. Принципиальная разница в том, что у MTH 400 управление более прогрессивное — здесь рычаг привода воздушной заслонки совмещён с включением зажигания. Когда переводишь его в положение «Холодный старт», зажигание включается автоматически. У двух других пил привод заслонки отдельный, и всегда есть риск запуска при выключенном зажигании. А это приводит к заливанию свечи топливной смесью (искры-то нет), соответственно, её надо выкручивать и сушить
Понравился «зализанный» корпус — понятно, что на крышке стартёра без вентиляционных щелей не обойтись, но вот всё остальное — гладкий пластик с минимумом углов, с закруглёнными переходами между плоскостями. Меньше оседает пыль, легче чистить инструмент после работы.
Управление классическое — зажигание (без режима «Всегда включено»), праймер, рычаг привода воздушной заслонки и клавиша газа с блокиратором. И обязательно — тормоз цепи: кстати, очень чувствительный, но не настолько, чтобы включаться от малейшего движения. Но при отбрасывании имеет все шансы сработать по инерции, без касания рукой щитка. Это может быть важно при валке, в этот момент положение рук как раз такое, что щиток пройдёт мимо руки. Так что возможность включения тормоза по инерции, из-за сильного рывка — на самом деле весомое преимущество.
Слева — воздушный фильтр MTH 510 и MTH 560, в центре — MTH 400. Чуть выше фильтра просматривается заслонка «зима/лето», облегчающая работу при низких температурах ,— на фото справа она показана крупным планом. Интересно, что на более мощных моделях её нет, что подтверждает особенный статус MTH 400 — это более технологичная модель, несмотря на меньшую мощность
Доступ к воздушному фильтру у всех моделей не требует инструмента, крышка откручивается рукой, там барашковая гайка. Фильтр — нейлоновая мелкоячеистая сетка на пластиковом каркасе, её легко чистить от пыли и опилок, это не займёт много времени.
Пильная гарнитура (шина и цепь) — производства Oregon… просто добротные шины и цепи, по этому поводу можно не переживать. MTH 400 оснащена шиной длиной 41 см, 510‑я — 46 см, 560-я — 51 см. Всё логично: чем мощнее, тем длиннее можно поставить шину. Вопрос только к 400‑й — не маловато ли? Не секрет, что на бензопилах нередко встречаются 46‑сантиметровые шины на моторах такого же объёма, как у MTH 400. На наш взгляд, 41 см — не то чтобы оптимально, а как раз хорошо. Маловероятно, что на стройке найдутся материалы, которые придётся распиливать встречным резом. Если заказываете дрова, то вряд ли вам привезут брёвна диаметром больше 40 см, в средней полосе России более толстые деревья вообще нечасто попадаются. Ну а если уж рядом с вашим домом, например, рухнул какой-нибудь тополь с толщиной ствола больше метра, то разделать его на транспортабельные куски можно и короткой шиной, только времени уйдёт больше. Зато меньше риск перегрузить двигатель, навесив на него чрезмерно длинную шину.
Из заметных различий между 400‑й и односерийными 510‑й и 560‑й стоит назвать металлический картер двигателя у старших моделей — он бросается в глаза. На них стоит более мощный и тяжёлый двигатель, для которого пластик недостаточно прочен, поэтому использовали металл. Зато эти пилы и тяжелее, причём существенно — это сразу чувствуешь, взяв их в руки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ: ОТЗЫВЫ
Вообще-то для продольного пиления нужны специальные цепи, с другим углом заточки. Не такая уж редкая ситуация — вдоль пилят, когда надо распустить бревно на плахи и дальше — на доски. Мы попробовали с штатной цепью, потому что это более высокая нагрузка на двигатель и было интересно посмотреть, как он справится с такой работой. Мощности, вроде, достаточно, но цепь, конечно, надо как минимум перетачивать
MTH 400 показалась агрессивнее, чем мы ожидали от пилы с объёмом двигателя до 40 «кубиков». Чтобы отпилить пять кусков от свежеповаленной ураганом сосны с диаметром ствола около 35 см, ушло 52 секунды — это действительно быстро. Тут явно не только мощность двигателя повлияла, но ещё и качественная, хорошо заточенная цепь. Очередной аргумент в пользу того, что цепи надо поддерживать в рабочем состоянии.
Две другие пилы, понятное дело, ещё мощнее. На такой же объём работы 510‑я потратила 44 секунды, 560‑я — 36 секунд. Но для них это бревно — практически спичка, у них шины длиннее, соответственно, справятся и с более толстыми деревьями. Вибрация ощущается, и даже довольно чувствительно — длительная работа может оказаться не очень комфортной. Но ещё раз повторим, что пилы не относятся к профессиональному классу и не рассчитаны на ежедневную работу. А в режимах «активно — день через несколько» или «ежедневно по 2–3 часа», на которые эти пилы и ориентированы, никаких последствий от вибрации не будет.
В целом пилы производят впечатление добротных машин, которые при своевременном обслуживании прослужат много лет. Собственно, продукция Emak всегда такой и была. А популярность в России она завоевала в том числе благодаря простому принципу — действительно премиальный продукт по цене среднего класса.
Пиление «на скорость» и его результаты. Недавно поваленная ураганом сосна диаметром около 35 см — делаем по пять резов и засекаем время. MTH 400 — 52 секунды, MTH 510 — 44 секунды, MTH 560 — 36 секунд
Официальный дистрибьютор Efco в России – компания «Астари».
Авторы: Алексей Меснянкин и Любовь Балаболина.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Лето-осень 2020» (№3’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Октябрь 2020 года