Очередная новинка в модельном ряду Denzel — сетевая углошлифовальная машина с практически максимальной для инструментов такого класса мощностью 2600 Вт. Разбираемся, какова она в действии, как устроена и для каких работ пригодится. Мы провели тест и экспертизу, публикуем отзывы.
Denzel AG-230-2600
Двуручная углошлифовальная машина
Инструмент увесистый — 6 кг… но это закономерно: УШМ под круг 230 мм в принципе не бывают лёгкими, а тут ещё и двигатель мощный, что предполагает большой объём использованного при его создании металла. Приятно, что есть плавный пуск: при включении УШМ не дёргается, набирает обороты быстро, но ровно, без рывков.
Углошлифовальная машина Denzel AG- 230-2600 — инструмент не сложный как визуально, так и функционально. Но всё-таки элементы, намекающие, что не так всё просто, как кажется, здесь есть. Регулировка положения защитного кожуха — без инструментов, он фиксируется эксцентриковым зажимом. Щётки легко поменять, не разбирая корпус, к тому же в комплекте идёт пара запасных. Пусковая клавиша очень удобная, широкая, с фиксацией во включённом положении и с возможностью быстрого отключения (не надо никуда тянуться пальцем, нажимаешь её же ещё раз — двигатель выключается). И передняя рукоятка при ближайшем рассмотрении оказалась составной, с переходным слоем из твёрдой резины. Похоже, что это антивибрационная развязка. Хотя самый надёжный способ снизить уровень вибрации УШМ — это использовать качественные круги с минимальным дисбалансом, но и защита на рукоятке тоже отнюдь не лишняя.
Результаты испытаний
Тестировать УШМ — задача только на первый взгляд простая. Проверять, по сути, нечего: если она включается, если при включении работает система плавного пуска и если инструмент не трясётся, ничего не дребезжит, то проверить можно разве что мощность, соответствует ли она заявленной. Чтобы узнать что-то большее, придётся разбирать инструмент. К разбору перейдём дальше, а пока что — о мощности. Заявленная потребляемая — 2600 Вт, и очень похоже на то, что реальная соответствует заявленной. Проверяли следующим образом: взяли обдирочный круг, массивную стальную заготовку и начали шлифовать её, постепенно усиливая давление на круг и отслеживая изменение потребляемой мощности с помощью ваттметра, через который подключили «болгарку». «Додавить» удалось до уровня 2200 Вт, дальше просто не хватило сил — и при этом двигатель работал абсолютно ровно, в той же тональности, что и прежде, без каких-либо признаков перегрузки. Делаем вывод — запас по мощности ещё есть и явно достаточно большой.
Плавный пуск оказался «сверхплавным» — диск разгоняется до полной скорости примерно на 4 с. Благодаря этому разгон комфортный и мягкий, но есть опасение, что особенно нетерпеливые пользователи могут начать работать, не разогнав диск до рабочих оборотов, а этого делать нельзя — можно сломать инструмент.
Разбор и экспертиза
Ещё раз подчеркнём, что внешне Denzel AG-230-2600 выглядит довольно просто, и если её выложить на полку среди конкурентов, то «приз зрительских симпатий» она может и не взять. Бывают инструменты с более затейливым дизайном, бывают с более серьёзным функциональным оснащением (с поворотной задней рукояткой, например). Мы снова обращаем внимание на этот пункт для того, чтобы вам было понятно, насколько велико было наше удивление, когда мы разобрали эту УШМ. «Разрыв шаблона» — грубое, но, пожалуй, наиболее точное в данном случае определение. Однако давайте по порядку перечислим обнаруженные по мере разбора интересные моменты.
Для начала рассмотрим внешние элементы и те особенности, что не требуют серьёзного разбора. Сетевой кабель — толстый, эластичный, в резиновой изоляции, длиной 3 м (как и заявлено). Хороший кабель, одним словом. Щётки обычные, без механизма самоотключения, средней твёрдости. Держатели щёток (1) латунные, с прорезью под поводок, чтобы в процессе износа щётка «садилась» равномерно и поводок свободно шёл вслед за ней. В общем, щёткодержатель — вроде бы деталь простая, но оказалась очень неплохо продуманной.
Переходим к редуктору. Ещё до вскрытия отмечаем возможность перестановки редуктора относительно корпуса двигателя с шагом 90 градусов — это позволяет подобрать наиболее удобную конфигурацию как для резки, так и для шлифовки. Отметим также наличие лабиринтной защиты нижнего опорного подшипника ведомого вала — её выдаёт блестящий металлический диск (2) в основании вала. Снимаем крышку… все и всегда первым делом обращают внимание на смазку, так что не будем ломать эту традицию. Смазки (3) явно достаточно, она непривычного белого цвета, с хорошей пластичностью и адгезией.
Дальше ещё интереснее. Ведомая шестерня (4) оказалась более массивной, чем можно было предположить, — это и запас прочности, и инерционность, что в принципе хорошо. И к тому же она явно фрезерованная, а не порошковая.
Штифт блокировки шпинделя (5) толстый, вокруг него массивный прилив в корпусе редуктора. Всё это — страховка от разрушения, если вращающийся диск пытаются остановить блокиратором. Это одна из наиболее распространённых причин выхода из строя УШМ всех размеров: почему-то не любит народ ждать, пока диск сам остановится, как это должно быть, и пытается тормозить его, нажимая кнопку блокировки. В таких случаях либо гнёт штифт, либо вовсе выламывает его из корпуса — здесь вероятность подобной поломки ниже. Но это не значит, что у Denzel AG-230-2600 можно так останавливать диск — по-прежнему нельзя, просто какое-то время машина будет прощать подобное поведение. Но это не навсегда!
Верхний опорный подшипник (6) — шариковый, а не какая-нибудь втулка распространённого типоразмера 609Z. Тоже записываем в «плюс». Ведущая шестерня фиксируется на валу гайкой, причём с внушительным усилием заворачивания. Общий вывод — редуктор весьма добротный, способный работать в условиях больших нагрузок. Пора посмотреть, что там с двигателем.
Для лучшего понимания масштаба предлагаем фото двигателя (7) в достаточно крупной мужской руке — чтобы более наглядно продемонстрировать его размеры. Ещё одно подтверждение, что заявленные 2600 Вт здесь точно есть. Но это уже не удивляет, всё было понятно по тому, как работает УШМ. Есть более интересные детали.
Производитель позиционирует эту УШМ как подходящую для работы с минеральными материалами (бетон, кирпич, камень). Особенность такой работы — огромное количество мельчайшей и очень агрессивной абразивной пыли, которая с лёгкостью проникает внутрь инструмента с потоком воздуха, охлаждающего двигатель. Чтобы инструмент не сломался через непродолжительное время, используют различные решения для защиты наиболее уязвимых узлов — в первую очередь заднего опорного подшипника ротора и коллектора, затем — статора и переднего опорного подшипника. Решения эти известны, на них мы всегда обращаем внимание при разборе. На заднем подшипнике необходимо лабиринтное уплотнение — и оно здесь есть. Сам подшипник установлен в резиновом амортизаторе внутри колодца, высокие стенки которого (8) в сочетании с профилированной шайбой, установленной с другой стороны от подшипника (9), как раз и образуют нужный лабиринт. Пробили по Интернету, что за производитель (C&U), — оказалось, один из крупнейших китайских, входит по разным данным не то в восьмёрку, не то в десятку лучших. Ну даже если допустить, что мы не очень придирчиво отнеслись к этой информации, надо признать — производитель как минимум известный, потому что по неизвестным, как правило, вообще никаких упоминаний не найдёшь.
Далее — ротор. Распространённая мера защиты — бандаж из арамидной нити на обмотках, он здесь тоже есть. Есть и покрытие из лака на ламелях — для защиты от абразивного износа. И ещё одна деталь, нас удивившая, — необычная форма ламелей коллектора. Они расширяются ближе к обмоткам, и такое впечатление, что этот «козырёк» (10) нужен для частичного перенаправления потока воздуха, чтобы он подходил к обмоткам не под прямым углом, а по касательной. Воздух необходим для охлаждения коллектора, но он несёт с собой абразивные частицы, когда работают с бетоном или другими подобными материалами… предполагаем, что такое перенаправление потока — решение вроде наклона брони танка под рациональным углом: пыль будет рикошетить и наносить меньший ущерб.
Статор (11) намотан из толстой проволоки (чем она толще, тем меньше нагрев во время работы) и наглухо залит толстым слоем лака — очевидно, для защиты от пыли.
Передний подшипник ротора, как выяснилось, тоже с лабиринтной защитой от пыли (12) — её образуют кольцевой выступ на крыльчатке охлаждения и ответная часть в виде профилированной стальной шайбы. Сам подшипник (13) очень крупный (что в данном случае хорошо), того же производителя — C&U.
Кстати, плавный пуск реализован с помощью полноценного электронного блока управления (14), а не через резистор, как это иногда бывает. То есть реализован как должно.
Перейдём к выводам. Инструмент мощный — это подтверждают характер его работы в ходе испытаний и габариты двигателя. Машина отлично защищена от пыли и абразивных частиц, так что может смело применяться для работы по минеральным материалам, правда, производитель делает оговорку: «при соблюдении определённых условий». Полагаем, что речь идёт о таких общих вещах, как необходимость регулярной очистки и продувки сжатым воздухом. Просто ухаживайте за инструментом, и он прослужит вам очень долго.
Недостатком выглядит разве что хлипкий на вид ключ (15) из комплекта. И ещё неплохо было бы добавить сюда защиту от повторного пуска после отключения и восстановления питания. При длительной работе (на которую эта УШМ, по все видимости, способна) нарастает утомляемость, снижается концентрация и можно просто забыть, что «болгарка» отключилась из-за того, что пропало питание, и не выключить кнопку. А в этой ситуации при восстановлении напряжения она снова включится, что нежелательно. Но придирки, надо сказать, совершенно мелкие и не меняют главного — перед нами инструмент, без сомнений, профессионального уровня, ничем не уступающий моделям известных мировых брендов.
Тест провели Алексей Меснянкин и Артём Сальников, начальник технического отдела компании «Файн Электроверкцойге»
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2021» (№4’2021)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.