«Широко известен в узких кругах» — это выражение полностью применимо к шлифователю штукатурки RFEV 19-125 RT от компании Metabo. Инструмент малораспространённый в силу своей специфичности и востребован у относительно небольшой группы профессионалов. Но зато какие чудеса он может творить в их руках!..
Предлагаем Вашему вниманию результаты нашего тестирования, а также отзывы.
Metabo RFEV 19-125 RT
Шлифовальная машина (фреза) по штукатурке
У этого инструмента «Метабо» есть практически «брат-близнец» — шлифователь по бетону RSEV 19-125 RT. Сначала мы хотели написать про них общую статью, именно из-за их сходства. Но потом поняли, что различий намного больше, чем кажется при внешнем осмотре, и сделали две отдельные статьи (ссылка на вторую приведена ниже). Так что, если интересуетесь темой обработки бетона, прочитайте обе.
Знакомство с данным инструментом стоит начать с изучения его конструкции — она, поверьте, уникальна!
Начнём с щёточного узла (к нему подобраться проще всего) — вся его конструкция говорит о глубокой инженерной проработке узлов и агрегатов инструмента. Клавиша «пуск» имеет две степени свободы — нажатие и подача вперед. При нажатии инструмент включается, при подаче вперёд происходит фиксация во включённом состоянии — эта схема знакома нам по многим УШМ. С внутренней стороны клавиши есть стальной элемент, который является точкой контакта непосредственно кнопки включения, спрятанной внутри корпуса, и клавиши управления. Он нужен для облегчения скольжения и снижения уровня износа данного узла. Сама кнопка полностью герметична, рассчитана на силу тока до 15 А.
За кнопкой идёт блок управления, плотно залитый компаундом и потому тоже герметичный. На нём расположено колёсико регулировки оборотов с красным светодиодом внутренней индикации. Вот здесь есть одно замечание к данному инструменту. Колёсико регулировки настолько тугое, что поначалу казалось, будто его чем-то зажало при неправильной сборке, например попавшим под него проводом. Хотя это даже неплохо — не получится случайно сбить обороты во время работы, а сам инструмент, точнее сфера его применения, не предполагает частой смены режимов работы.
Очень грамотно сделан радиатор охлаждения полевых транзисторов. Он находится сразу на входе воздуха в двигатель и выглядит как расположенные под определённым углом лепестки. На блоке управления над местом крепления заднего опорного подшипника ротора есть прилив, в котором находится датчик Холла, считывающий обороты ротора во время работы. При их падении он автоматически повышает напряжение и, как следствие, мощность мотора. Далее уже идут щётки, одна из них — с механизмом автоотключения. Принцип его работы таков: при износе щётки до определённого критического уровня из неё выстреливает пружинка с диэлектриком на конце. Диэлектрик отжимает щётку от коллектора, и цепь питания размыкается. Это нужно для защиты относительно мягкой меди коллектора от задиров при контакте с металлическими частями изношенной щётки.
В целом данный инструмент имеет максимально возможную по современным меркам «комплектацию» электронных систем. Тут и регулировка оборотов, и поддержание оборотов под нагрузкой, и защита от повторного пуска, и индикация состояния, и автоотключение щёток. Единственное, чего тут нет, — это индикации защиты от перегрузки. Но следует отметить, что в ходе испытаний перегрузить инструмент не удалось даже «наглыми» целенаправленными действиями. Специфика конструкции не позволила.
Обмотки статора двигателя залиты порошковым лаком красного цвета, это нужно для защиты обмоток от абразивного износа, ведь инструмент работает в пыльных местах, возможно, с высокой концентрацией минеральной пыли. Ротор уникальной фирменной конструкции, на которой остановимся подробнее. За задним опорным шариковым подшипником стоит диск магнитной метки датчика Холла, а сам подшипник находится внутри резинового демпфера. Перед ним — диск лабиринтного уплотнения подшипника с рёбрами увеличенного размера.
За коллектором обмотка, залитая специальным лаком, а открытая часть обмотки возле крыльчатки охлаждения закрыта пластиковой решёткой. Эта решётка на скорости вращения 25000–30000 об/мин превращается в непреодолимую стену для пыли, при этом свободно пропуская воздух для отвода тепла от обмоток. Такое решение применяется всеми первоклассными производителями высоконагруженных универсальных моторов, работающих в условиях загрязнения воздуха минеральной пылью. Крыльчатка охлаждения имеет на задней стороне 2 ряда высоких рёбер для лабиринтной защиты переднего опорного подшипника ротора двигателя. Этот подшипник не только сам по себе герметичен, но ещё и дополнительно защищён стальными пластинами как со стороны ротора, так и со стороны редуктора. Тут инженеры точно не мелочились, добавили в конструкцию всё что только можно.
Наконец доходим до редуктора. Тут тоже есть немало высококлассных инженерных решений и даже один сюрприз. Сразу за крыльчаткой идёт специальная пластиковая пластина — это не только ответная часть лабиринтной защиты переднего опорного подшипника ротора, но и элемент, распределяющий воздушные потоки для охлаждения корпуса редуктора. Сам редуктор в этой части имеет развитую систему оребрения, которая придаёт конструкции необходимую жёсткость и активно отводит тепло посредством воздушного потока, направляемого упомянутым выше пластиковым элементом.
В УШМ и однотипных с ними машинах угловой редуктор с косозубыми шестернями — привычное зрелище. И отличия обычно можно искать разве что в типе подшипников, способах обработки материалов, самих материалах и способах защиты, в основном от минеральной пыли. Здесь же, помимо углового редуктора, установлен понижающий планетарный с прямозубыми шестернями, каждая из которых — с собственным игольчатым подшипником.
Если честно, то этот инструмент, возможно, рекордсмен по количеству используемых в конструкции подшипников. Судите сами: 2 герметичных шариковых подшипника опоры ротора, дополнительная опора на солнечной шестерне планетарного редуктора, два передних опорных подшипника главного вала — итого 5 шариковых подшипников. Игольчатые подшипники: задний опорный подшипник главного вала, дополнительный подшипник главного вала внутри корпуса водила, и 3 подшипника самих сателлитов — всего 5 игольчатых подшипников. Суммарно в инструменте десять подшипников качения! Главный вал этого инструмента опирается на 5 подшипников, установленных в ряд один за другим.
Инженеры очень постарались, чтобы нивелировать негативное воздействие достаточно массивной оснастки. Ротор с твердосплавными шестерёнками весит никак не меньше 800 грамм.
Ну и немного про то, как инструмент проявил себя в работе. Он не очень тяжёлый и снимает материал достаточно шустро, поэтому от такой работы устаёшь не так быстро, ведь не приходится удерживать машину на одном месте. Дополнительная рукоятка в форме скобы имеет несколько фиксированных положений. Удобный универсальный вариант — когда рукоятка наклонена вперёд. При работе вплотную к стене её ставят перпендикулярно продольной оси машины. Для этого нужно открутить и потом закрутить обратно два винта с длинной резьбой — достаточно долгое занятие. Хотелось бы видеть здесь эксцентриковый зажим для быстрой смены положения.
Оснастка к этому шлифователю существует в виде твердосплавных шестерёнок разной ширины — одни уже, другие шире. У одних более частый и острый зуб, такие хорошо подходят для снятия полимерных покрытий, например напольных на складах. Нам же на испытания инструмент передали с крупнозубыми фрезами, такие предназначены для снятия старой штукатурки перед нанесением новых слоёв.
Скорость съёма материала достаточно легко контролировать по времени воздействия, поэтому можно один раз выставить нужную скорость и спокойно работать. Пыли почти нет, при обработке вертикальных поверхностей вниз просыпаются остатки срезанной старой краски. Благодаря подпружиненным опорным поверхностям по периметру инструмент достаточно легко удерживать параллельно обрабатываемой поверхности. Если это необходимо, можно слегка надавить, тогда пружины сожмутся и фрезы углубятся в материал.
Очень понравилась возможность снимать штукатурку только в местах наибольшего отслоения. То есть на хорошем покрытии инструмент задерживается только на момент, когда зубья шестерён собьют верхний слой краски, а на рыхлых частях можно задержаться, сняв их до прочного основания. Это отличный инструмент для коммунальщиков, которые вынуждены подновлять оштукатуренные стены.
И ещё отметим очень высокую стойкость данных шестерён. Похоже, что они служат намного дольше любой другой оснастки. Из чего мы делаем такой вывод? Просто после завершения основного массива испытаний мы не смогли удержаться от того, чтобы не попробовать поработать фрезами по бетону. Надо же было проверить, что будет, если оператор надавит слишком сильно и снимет штукатурку до твёрдого бетонного основания?
Техника не предназначена для подобной деятельности, и, как показал наш эксперимент, твёрдый бетон машинка не снимает вообще. Она только сглаживает неровности и отбивает каждый малейший торчащий камешек. Поэтому её можно выдавать для использования людям с «пониженной профессиональной ответственностью», которые пытаются шлифовать стену до сквозных дыр, давя изо всех сил. А вот асфальт этот шлифователь снимает с такой бешеной скоростью, что никакому пылесосу не справиться с тем объёмом гравия, что образуется в процессе работы. Бугор диаметром 15–20 см и высотой добрых 10–15 мм был срезан буквально за пару секунд.
В целом Metabo RFEV 19-125 RT — замечательно сконструированный и великолепно изготовленный инструмент. Да, узкоспециализированный, но в своём деле (снятие покрытий) это настоящий ас!
Российский сайт Metabo («Метабо Евразия»): www.metabo.ru
Автор: Дмитрий Сидоров.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Лето 2019» (№3’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Сентябрь 2019 года