Завод «Калужский двигатель», один из основных российских производителей мотоблоков, в 2023 году представил новую модель, получившую название «Мул». Мы специально съездили в Калугу, чтобы ознакомиться с этой машиной. Получился очень интересный тест, удалось испытать её практически во всех наиболее востребованных операциях, включая «подъём целины». Заодно разобрались, что из себя в принципе представляет «Мул», чем он интересен и чем отличается от давно знакомых россиянам «Оки» и «Угры».
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Можно утверждать, что «Мул» – это ответ производителя на потребности российских пользователей. На рынке есть запрос на более лёгкие, простые и доступные по цене машины, чем широко известные и популярные «Ока» и «Угра». Этот запрос оформился достаточно давно, и «Калужский двигатель» ещё несколько лет назад начал выпуск мотоблока «Авангард», весом 65 кг, с шестерёнчато-цепным редуктором и клиноременным сцеплением. Передача мощности от двигателя на активное навесное оборудование осуществляется посредством приводного ремня, от свободного ручья ведущего шкива на ведомый шкив навески – механизм удобный, простой в обслуживании, к нему есть масса вариантов навесного оборудования.
«Мул» – это уже усовершенствованный «Авангард», главное изменение заключается в редукторе. Изменив передаточное отношение, конструкторы повысили скорость движения на второй передаче на штатных пневматических колёсах до 9 км/ч. Это сделало мотоблок гораздо более интересным для тех, кому надо буксировать прицеп. «Авангард» на второй передаче разгоняется всего до 5,3 км/ч. Тащить прицеп со скоростью пусть бодрого, но пешехода – очевидно, не самое удачное решение как для деревенских жителей, так и для коммунальных служб, которые тоже используют мотоблоки.
Конструкция мотоблока «Мул» МБМ- 2 предусматривает ещё одно интересное техническое решение. Его внедрили в 2023 году. Речь о механизме переключения передач, выведенном на руль мотоблока. Эта небольшая на вид доработка резко повысила удобство эксплуатации машины. Редуктор, кстати, с двумя нейтральными передачами, одна между первой и второй передачами, одна между первой и задней. То есть при интенсивном маневрировании, например, при развороте по принципу «вперёд-назад», проще переключаться – двигаешь рычаг на один «щелчок» вперёд или назад, включая сразу же нужную передачу. Не надо гадать, что ты сейчас включил, первую или вторую, не надо считать щелчки – просто вперёд или назад от нужной нейтрали, и включается именно та передача, что нужна.
Есть регулировка рулевой колонки по высоте, причём здесь возможна затяжка фиксирующих болтов как вручную, так и ключом – и это, пожалуй, разумно, потому что механизмы фиксации выбранного положения без ключа иногда не позволяют затянуть по-настоящему надёжно. Здесь это исключено!
К новому мотоблоку подходит весь ассортимент навесного и прицепного оборудования производства «КАДВИ», в том числе активная навеска, типа роторной косилки «Заря». Список доступного (на октябрь 2023 года) навесного оборудования включает в себя полный набор для обработки почвы (плуги, окучники, грунтозацепы, фрезы обычные и «гусиные лапки», блокирующие поворотные дифференциалы (БПУ), удлинители колёсной базы, картофелевыкапыватель), а также роторную травокосилку «ЗАРЯ», картофелесажалку КС, вибрационную картофелекопалку ККВ-1 и грузовой мотоблочный прицеп.
Мотоблоки «Мул» – это техника не только для обработки почвы, но и для уборки территории. Для этой работы разработано специальное навесное оборудование: снегоуборщик СУН.1, щетка мотоблочная ЩМ, лопата-отвал мотоблочная ЛМ-1 (МБ). Эти устройства позволят использовать мотоблок практически круглый год, и полезны не только собственникам земельных участков, но и жилищно- коммунальным службам, занимающимся благоустройством и уборкой городских территорий.
Двигатель и пневматические шины – это единственные узлы, которые «КАДВИ» не делает самостоятельно, а заказывает у сторонних производителей. Мотоблок «Мул» укомплектован бензиновым двигателем «КАДВИ» мощностью 7 л.с. Изготавливается в Китае, по техническим условиям (ТУ), разработанным «КАДВИ» – то есть это двигатель, сделанный специально для «Калужского двигателя» и поставляемый только сюда (на таких же условиях, кстати, работают поставщики шин). В общих чертах – добротный современный и экономичный четырёхтактный одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с верхним расположением клапанов, горизонтальным коленчатым валом и электронным зажиганием. Ресурс составляет 2000 часов, этого хватит на много лет даже при интенсивной эксплуатации.
Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Электронная система зажигания проста в обслуживания и долговечна, она обеспечивает стабильную работу двигателя в любых условиях.
С 2021 года двигатель получил современный дизайн, отражающий заводской бренд, и ряд усовершенствованных опций. Контроль качества осуществляется путем прохождения эксплуатационных испытаний как у их производителя, так и на заводе. Двигатель заводится легко, работает ровно и стабильно, без посторонних шумов. С 2021 года, когда эти двигатели были введены в эксплуатацию, уже накопилась статистика эксплуатационных отказов, которая подтверждает – двигатель полностью соответствует полупрофессиональному классу и отлично справляется с длительной работой при высокой нагрузке.
А вот все остальные узлы – полностью производства «КАДВИ». Как технически очень сложные (редуктор), так и простые внешне, но не менее важные (всё остальное – рама, рулевая колонка, крылья и т.д.) В списке производств, задействованных при изготовлении мотоблока «Мул», чего только нет: инструментальное, литейное, кузнечно-штамповочное, термическое, гальваническое, механосборочное и т.д.
Результаты испытаний
Испытания проходили на территории садового питомника рядом с Калугой. Нам предоставили участок на поле, которое было перепахано весной и к осени заросло густой травой. Нужно было скосить траву, перепахать или прокультивировать землю и нарезать борозды под посадку корнеплодов… после чего вывезти с поля всё оборудование в прицепе. То есть опробовать мотоблок на всех наиболее востребованных режимах.
Косилка «Заря» устанавливается очень легко – нужно надеть её на штырь, накинуть приводной ремень на ведущий шкив, затем потянуть косилку вперёд по штырю, чтобы натянуть ремень, и зафиксировать её, вставив штифт в отверстие штыря. Единственный момент, где нужно приложить силу – это как раз, когда тянешь косилку, чтобы натянуть ремень… один человек с этим вполне справляется, помощник не нужен. При использовании роторной косилки производитель рекомендует применять блокирующие поворотные удлинители (БПУ), эти нехитрые устройства повышают устойчивость и маневренность и уменьшают радиус разворота. Работает косилка весьма эффективно, и мощности двигателя тут вполне достаточно – в ходе экспериментов мы заметили небольшое изменение тональности работы двигателя, когда въехали в особенно густые заросли. Смотрите видео, там всё это показано.
Для вспашки установили плуг и металлические колёса (грунтозацепы) диаметром 46 см. На металлические колёса поставили удлинители и утяжелители (штатные – «КАДВИ» выпускает их серийно) весом 13 кг каждый, добавив тем самым к весу машины ещё 26 кг. Чтобы для пахоты как раз хорошо, для этой операции чем машина тяжелее, тем лучше. С утяжелителями и правильно настроенным плугом машина уверенно идёт вперёд, оборачивая пласт, как и должно быть. Для оператора эта работа не является очень утомительной, пахать «Мулом» достаточно легко. Повторюсь, что участок, на котором мы работали, был перепахан за несколько месяцев до теста, но и в реальной работе обычно «целину» не пашут – как минимум её сначала рыхлят фрезами.
Кстати, о фрезах. В комплекте идут обычные фрезы, отдельно можно купить «гусиные лапки» для особо плотной почвы. С фрезами мотоблок работает абсолютно нормально, а «гусиными лапками» даже уверенно рыхлит плотно укатанную почву рядом с грунтовой дорогой, которую не обрабатывали как минимум годами (если вообще когда-либо обрабатывали). На видео эффективность работы «гусиных лапок» видна очень хорошо.
А вот работа окучником по нарезанию грядок оказалась довольно-таки непростым занятием, по сравнению с более лёгкими операциями по кошению, вспашке и культивации. Окучник здесь двойной, в этом есть логика – два окучника на одной траверсе позволяют за два прохода сделать три гряды. Но и нагрузка на руки увеличивается, поэтому надо будет прилагать некоторые усилия, чтобы приподнять конструкцию. Тут всё зависит от грунта (а также от качества его культивации) – на суглинке или на песке придётся прикладывать совершенно разные усилия. Если земля совсем тяжелая, удобнее будет нарезать грядки одним окучником. Пусть дольше, зато легче. Но на лёгких и средних грунтах «Мул» отлично справляется и с двойным окучником, да и в целом, по нашей оценке, хорошо приспособлен для обработки почвы.
Наконец, транспортировка грузов – здесь всё достаточно просто и предсказуемо. «КАДВИ» предлагает к своим мотоблокам прицеп с максимальной грузоподъёмностью 500 кг (что весьма внушительно для техники такого класса), а «Мул» в состоянии тащить его со скоростью до 9 км/ч. Также завод настоятельно рекомендует использовать блокирующие поворотные удлинители при использовании мотоблочных прицепов. Мы не проверяли, сможет ли он вытянуть максимально загруженный прицеп на крутом подъеме… вообще-то загружать его «по-максимуму» мы не рекомендуем по той причине, что у всего этого «мотопоезда» есть только тормоза прицепа, сам мотоблок тормозными механизмами не оснащён в принципе. Суммарный вес при полной загрузке может достигать 700 кг (500 кг в кузове, 65 кг – мотоблок, еще около сотни – вес самого прицепа, и плюс вес водителя) … то есть по весу это практически легковой автомобиль, но сравните тормоза автомобиля и прицепа, и прикиньте, сможете ли вы предотвратить разгон под горку? Особенно если учесть, что тормозить двигателем мотоблок не очень- то в состоянии, а на второй передаче бежит он довольно шустро. Так что 500 кг – это если только по ровной и хорошо знакомой местности, в остальных случаях желательно грузить раза в два меньше. Но нельзя не отметить, что ехать с прицепом реально удобно благодаря переключению передач на руле – эта модернизация и в самом деле была совершенно необходимой.
Подведём итоги. «Мул» выглядит как хорошо сбалансированный по характеристикам и функционалу, с одной стороны, и по цене – с другой. Не слишком тяжелый или громоздкий, он без труда сможет маневрировать даже на обычных «шести сотках», но по производительности «потянет» намного большие площади. Удобен в эксплуатации, чему здорово поспособствовал перенос переключения передач на рукоятку. Весьма удобен для транспортировки грузов – за счёт увеличенной скорости движения на второй передаче. И главное – к нему есть обширный ассортимент разнообразного навесного оборудования, которое, собственно, и делает мотоблок полезным помощником в сельском и коммунальном хозяйстве.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Навесное и прицепное оборудование к мотоблоку «Мул»
Тест провёл Алексей МЕСНЯНКИН
Статья опубликована в объединённом выпуске «2023» (№1’2023)
журналов «Инструменты» + «GardenTools» серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Ноябрь 2023 года