Это первая часть статьи с тестом нового мотоблока «Нева» МБ23, оснащённым редуктором МультиАГРО и двигателем Zongshen. Здесь мы расскажем о самом мотоблоке, а также об одной из новинок «Красного Октября-Невы» — измельчителе веток. В следующих статьях речь пойдёт о дровоколе и ездовом адаптере.
Мотоблоки «Нева», пожалуй, являются самыми известными в России. Статистика продаж и поисковых запросов однозначно подтверждает это лидерство. Завод «Красный Октябрь-Нева» в Санкт-Петербурге был одним из первых предприятий, ещё при СССР освоивший производство мотоблоков. Так что «Нева» – это мотоблоки с давней историей, в том числе с богатой историей модернизации и развития.
Этой осенью мы испытали очередную новинку – мотоблок «Нева» МБ23 МультиАГРО-ZS (GB270). А также три новых устройства к нему – дровокол, измельчитель веток и ездовой адаптер. Делимся своими впечатлениями, читайте наши отзывы.
«Нева» МБ23 МультиАГРО-ZS (GB270)
Мотоблок
Сцепление ременное, с двумя двухручьевыми шкивами разного диаметра. Один из способов изменения передаточного отношения – переброска ремня с одной пары шкивов на другую. Это легко сделать руками, инструмент не нужен
Начнём с двигателя. Завод «Красный Октябрь-Нева» устанавливает на выпускаемые мотоблоки моторы разных производителей. Конкретно этой машине «достался» двигатель Zongshen GB270.
Zongshen – очень известный китайский производитель двигателей для садовой и силовой техники, а также других видов продукции. Наша редакция испытывала, в частности, инверторные генераторы Zongshen – удивительно, но качество электричества у них гораздо лучше, чем у ряда конкурентов. Компания Zongshen самостоятельно разрабатывала всю конструкцию, в том числе и альтернатор, не копируя у Honda, как другие – видимо, отсюда и результат. Это наглядное подтверждение очень высокого уровня компании, так что двигатель Zongshen – да, китайский, но это один из лучших китайских моторов.
Мощность двигателя GB270 – 9 л.с., заявленный ресурс – 1100 моточасов. Это как минимум несколько лет очень интенсивной круглогодичной эксплуатации. А мотоблоки «Нева» запросто можно эксплуатировать весь год, благо объём предлагаемого оборудования к этим мотоблокам обширный. Помимо стандартных почвообрабатывающих операций (вспашка, культивация, нарезка гряд, окучивание, прополка междурядий, уборка корнеплодов), а также перевозки грузов, мотоблок успешно справляется с уборкой снега и мусора, а также кошением травы. А теперь ещё и с измельчением веток и заготовкой дров.
«МультиАГРО» в маркировке указывает на новый редуктор. Его конструкция, кстати, запатентована не только в России, но и в Китае, так что в ближайшие годы «аналогов» из Поднебесной можно не ждать, с такими редукторами будет только «Нева». Конструкция очень интересная – редуктор цепной, с двумя передними и одной задней передачей, но с встроенным демультипликатором (назовём его понижающим рядом). То есть, в самом редукторе по факту 4 передних и 2 задних передачи.
И всё это удваивается с помощью ремённой передачи между двигателем и редуктором, с двумя парами шкивов. Перекинуть ремень с одной пары на другую – минутное дело, это можно сделать голыми руками. Мы в ходе теста пробовали, и не раз – никаких проблем. Так что общее число передач – 8 передних и 4 задних.
Столь высокая скорость перестановки ремня обеспечивается в том числе благодаря откидному защитному кожуху. Также его откидывают при установке активного навесного оборудования, которому нужен привод от спрятанного под кожухом шкива отбора мощности. Инструмент не нужен, достаточно повернуть подпружиненную защёлку. При этом кожух в закрытом положении фиксируется очень надёжно, не дребезжит и самопроизвольно не открывается. Это очень удобное решение.
Зачем столько передач? Тут ответ очевиден – чтобы легче было подобрать оптимальную скорость вращения колёсных осей для каждой конкретной операции. Пожалуй, самым наглядным примером будет снегоуборщик. Когда убираешь глубокий и плотный снег, то порой нужно, чтобы машина двигалась вперёд с минимальной скоростью, но с максимальными оборотами двигателя. Тогда снегоуборщик будет успевать выкидывать всё, что попало в ковш. Чуть поднимешь скорость – машина начнёт буксовать. Вот потому-то большое количество передач – это очень серьёзное конкурентное преимущество.
Управление мотоблоком: рычаг переключения передач (здесь он выведен прямо на руль) и очень удобная рукоятка сцепления с переменным усилием сопротивления нажатию. На второй рукоятке – рычаги разобщения колёс, управление газом и зажиганием
Пара слов об эргономике – она здесь на очень высоком уровне. Регулировка рукоятки в двух плоскостях – чтобы настроить под рост пользователя и чтобы не идти по вспаханной борозде – есть. Причём настраивается всё очень быстро и надёжно. Переключение передач прямо на руле – тоже есть. В рамках стандартной работы редуктора, то есть переключение на руле возможно между двумя передними и одной задней передачей. Переключение на пониженный ряд – рычагом на корпусе редуктора, от рукоятки до него сложновато дотянуться, проще подойти. Ну и перекидка ремня на другую пару шкивов, понятно, тоже требует подхода к машине.
Для удобства маневрирования предусмотрено разобщение колёс, когда одно из них можно отключить от двигателя. Очень полезная опция с учётом веса машины – 95 кг. Второе колесо в этой ситуации остаётся ведущим и движется по дуге, тем самым машина поворачивает без усилий со стороны водителя. Только надо учитывать, что синхронизаторов в механизме разобщения нет (это бы увеличило её цену), поэтому перед поворотом надо остановить машину, выжать рычаг отключения соответствующего колеса и вручную прокатить машину немного вперёд-назад. Вы почувствуете, что шестерни вошли в зацепление – после этого можно выжимать сцепление и двигаться дальше. Конечно, с синхронизаторами было бы удобнее, не пришлось бы останавливаться и «ловить» зацепление… но мотоблок – это всё-таки не автомобиль, у него другая логика эксплуатации, и остановка перед каждым поворотом не является чем-то нетипичным.
Теперь о сцеплении. Оно ремённое, включается рычагом под левой рукой. И вот здесь оно сделано крайне грамотно – рычаг с переменным сопротивлением нажатию. Где-то в середине хода сопротивление максимальное, в конце, когда рычаг прижат к рулю, сопротивления практически нет. И что ещё более ценно – рычаг прижимается к рулю сверху, на него можно положить ладонь, и этого достаточно для работы сцепления. Прижимать его пальцами, как это характерно для «нижних» рычагов, не придётся. Удивительно, что на рынке до сих пор присутствует огромное количество мотоблоков и культиваторов с рычагами управления, которые расположены под рулём, и которые соответственно надо прижимать, сгибая пальцы – ну это же гораздо утомительнее. Пальцы устают, и чтобы размять их, придётся бросать рычаг, то есть останавливать работу. Когда рычаг сверху, то пальцы вообще не нагружены, достаточно только веса ладони. И безопасность ничуть не страдает – чтобы бросить сцепление в нештатной ситуации, достаточно убрать с него руку. Единственным фактором, который оправдывает массовое распространение не эргономичных рычагов управления, может служить только их более низкая цена. И вот в этом моменте отчётливо прослеживается тот простой факт, что более низкая цена обычно вызвана не скромностью продавца, а объективными экономическими или техническими причинами.
В этот раз мы не проводили испытания на работе с почвой. Тот факт, что мотоблок «Нева» способен и пахать, и обрабатывать междурядья, и выкапывать картофель, давно общеизвестен. Вся необходимая навеска есть, включая утяжелители. Интересно, что многие конкурирующие бренды пренебрегают этими простыми, но необходимыми аксессуарами… а напрасно, они действительно необходимы.
Зато мы испытали новые устройства – измельчитель веток, дровокол и ездовой адаптер.
Первый вопрос – зачем вообще нужен измельчитель? Чаще всего, ветки, оставшиеся после сезонной обрезки или удаления старых и больных деревьев, сжигают. Но сжигать можно далеко не всегда и не везде, на этот счёт в каждом регионе есть свои правила, связанные с противопожарной безопасностью. Надо понимать, что правила эти возникли всё-таки не на пустом месте, и жечь ветки – действительно, не самое безопасное занятие. Ну и вероятность нарваться на солидный штраф всё-таки не нулевая. И к тому же есть более практичные варианты утилизации веток. Щепа, оставшаяся после измельчения, – это превосходная мульча для укрывания растений. Это в принципе сырьё для компоста, хотя только из веток компост, естественно, не делают. Но они являются необходимым компонентом, и в измельченном виде подходят лучше всего. Наконец, в виде щепы ветки занимают в разы меньший объём. То, что можно вывезти как минимум на бортовой «Газели», вполне поместится в несколько обычных строительных мешков. Так что для владельца сада измельчитель – очень полезное оборудование.
Рабочий механизм измельчителя – массивный барабан с тремя строгающими ножами. Черенок от лопаты строгает в щепу за несколько секунд
Рабочий механизм измельчителя веток – массивный барабан с тремя ножами. По сути, это очень мощный рубанок. Ножи заменяемые, кожух легко откидывается – производитель подумал не только над производительностью, но и над удобством обслуживания.
Измельчитель снабжён собственными колёсами, и связка «мотоблок+измельчитель» вполне мобильна – включаешь передачу, и вся эта конструкция едет вперёд. Понятно, что не надо гнать её на максимальной скорости, но переезжать от одной кучи веток к другой – совершенно не проблема.
Приёмная воронка – как и положено, достаточно глубокая, чтобы даже при желании никто не смог бы дотянуться рукой до ножей. На входе расположен мягкий резиновый экран, предотвращающий вылет щепы наружу через воронку.
Установка измельчителя на мотоблок – процедура несложная, под силу одному человеку и занимает всего несколько минут. Для включения надо завести двигатель мотоблока, установить полный газ и потянуть рычаг эксцентрикового натяжителя приводного ремня. Дальше система работает сама, не нужно ничего переключать – просто подносишь ветки и закладываешь их в воронку.
Естественно, самый интересный вопрос «Насколько эффективно работает этот измельчитель?». Смотрите видео, там всё показано. Самый впечатляющий момент – это, конечно, когда закладываем черенок от лопаты. Его диаметр – 5 см, измельчителю на полную переработку требуется всего несколько секунд. Это очень быстро, и что ещё интересно – никаких видимых затруднений измельчитель не испытывает, хотя 5 см – это максимальная допустимая толщина измельчаемых веток, согласно рекомендациям производителя. Естественно, там есть определённый запас мощности – он необходим, чтобы без проблем дробить сучковатые ветки.
Результат работы измельчителя веток – такая вот щепа. Это и сырьё для компоста, и мульча для укрывания садовых растений… а если правильно подобрать породу древесины, то и щепа для копчения рыбы или мяса
Автор: Алексей Меснянкин
Октябрь 2020 года