В 2021 году ассортимент компании Jet пополнился сразу двумя лёгкими рейсмусовыми станками. Один — это JWP‑12L, усовершенствованная версия «бестселлера» JWP‑12, о нём есть отдельная подробная статья. А второй называется JWP‑13HH, машина близка по характеристикам к 12‑й, но имеет ряд глубоких конструктивных отличий. Мы провели тест, публикуем отзывы.
Jet JWP‑13HH
Рейсмусовый станок c сегментным валом
Индекс HH в маркировке указывает на главное отличие от JWP‑12L — у «тринадцатого» вал с сегментными ножами, а не прямыми. Ножи здесь в виде квадратов, двухсторонние, так что при необходимости их можно развернуть и работать дальше.
Ножи установлены рядами, по четыре штуки в ряду, на ножевом валу всего шесть таких рядов. Это ещё не helical, там ножи расставлены по спирали, но уже близко к тому. У сегментного ножевого вала есть и другие преимущества, помимо большого ресурса ножей и простоты замены отдельных сломанных лезвий. В работе такая система ведёт себя тоже совершенно не так, как рейсмусы с прямыми ножами. Каждый нож короткий, поэтому стружка летит мелкая, длинным «кудрям» просто неоткуда взяться. Такую стружку легче удалить, она не забивает канал пылеудаления, не налипает на ролики и шестерни приводного механизма. И нагрузка на двигатель более равномерная — если двухножевой вал на каждом обороте наносит два сильных удара по всей ширине заготовки, то сегментный буквально «покусывает» его мелкими зубьями, но часто. Съём материала тот же, меняется только распределение нагрузки, у сегментного вала более щадящий для мотора и приводного механизма режим работы. При этом качество струганой поверхности ничуть не хуже, чем у обычных ножей. Сам сегментный вал изготовлен таким образом, что ножи ставятся однозначно и не требуют регулировки. Кстати, это ещё одно важное преимущество подобной конструкции.
Вес станка — 31 кг, габариты у него практически те же, что и у JWP‑12L, и для выездных работ он подходит ничуть не хуже. Его точно так же можно перевозить в багажнике любого автомобиля, максимум — снять рукоятку регулировки высоты строгания. Для этого достаточно выкрутить один винт. Нужные для этого (а также для замены ножей) ключи входят в комплект, для них предусмотрены фиксирующие ложементы на корпусе моторно-ножевого блока, так что искать их не придётся.
У JWP‑13HH регулируется скорость подачи детали. Есть обычная скорость — 7,9 м/мин, такая же, как и у JWP‑12L, а есть пониженная — 4,9. При большой ширине строгания лучше включать «пониженную передачу», чтобы снизить нагрузку на двигатель и рабочий механизм, а также исключить появление тёмных пятен на обработанной поверхности. Протягивающие ролики здесь чёрные, и они могут пачкать заготовку при слишком интенсивной подаче.
Интересно реализована система пылеудаления. Как и у JWP‑12L, выброс стружки здесь направлен в сторону и точно так же предусмотрена возможность присоединения шлангов трёх диаметров (50, 64 и 100 мм) без каких-либо адаптеров. Но у JWP‑13HH есть ещё и своеобразный «турбонаддув» от системы охлаждения двигателя. Прошедший через двигатель воздух выходит в канал выброса стружки, в глухой его части, дальней от присоединительных патрубков. И дальше у него нет иного пути, как по каналу на выход. То есть в этом канале всегда мощный «сквозняк», независимо от того, подключено к нему какое-либо устройство для удаления пыли и стружки или нет. Если подключено — сквозняк ещё мощнее, но «штиль» здесь бывает только тогда, когда двигатель выключен. Так что эффективность удаления отходов у «тринадцатого» рейсмуса намного выше, чем у одноклассников.
Подчеркнём, что «турбонаддув» нужен исключительно для повышения эффективности работы стружкоотсоса, но никак не в качестве замены ему. В крайнем случае, если уж совсем нет возможности подключить устройство для вытяжки пыли и стружки, нужно снять кожух и работать вообще без него. Это можно рассматривать лишь как временное решение, потому что стружка полетит и внутрь рабочего механизма, и на обрабатываемую поверхность, оставляя на ней характерные вмятины. Точнее, вмятины оставляет не сама стружка, а ножи, под которые она попадает, но результат однозначен — ухудшается качество строгания, забивается привод и довольно быстро станку понадобится масштабная чистка. Не работайте без стружкоотсоса, не усложняйте себе жизнь!
Ещё одна интересная особенность, которой нет у JWP‑12L, — это «револьверный» упор для быстрой настройки на нужную высоту обработки. Крутишь «барабан», выставляешь нужное значение — и моторный блок уже нельзя будет опустить ниже, он упрётся в выступ упора. Вот только градуировка шкалы барабана исключительно в дюймах, хотя места для миллиметровых обозначений вполне достаточно.
На верхней панели установлены два длинных ролика — они полезны для возврата на исходную позицию длинных заготовок, которые приходится обрабатывать в несколько проходов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Сегментные ножи ведут себя в работе именно так, как и предполагается — стружка мелкая, легко выдувается из канала даже штатным «турбонаддувом». Но ещё раз подчеркнём — работать так не стоит, причины мы подробно изложили выше. Стружкоотсос для рейсмусового станка — это практически такая же необходимость, как и электричество.
Качество струганой поверхности — отличное, никаких даже мельчайших признаков «ступеньки» нет. Это означает, что все ножи выставлены на одном уровне, как и предусматривает конструкция сегментного ножевого вала. И что особенно приятно — подобное качество достигается без кропотливой регулировки.
Тест рейсмусового станка Jet JWP-12L. Новый «хит»? Однозначно!
Тест провёл Алексей Меснянкин
Статья опубликована в объединённом выпуске « Весна 2021» (№1’2021)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Май 2021 года