Как думаете, что может обрадовать дачника или сельского жителя? Модная обувь, новый современный телевизор или открывшаяся неподалеку итальянская кофейня? Всё это, конечно, вещи приятные, но по-настоящему бурную и неподдельную радость вызывают более практичные вещи. Например, бензопила. К такому парадоксальному выводу мы пришли в ходе тестирования новинки от Alpina – модели А 4000, вручив её в руки для испытания проходящему мимо знакомому и проследив за его реакцией и получив отзывы. Кофейня или телевизор в деревне тоже не помешают, но сначала неплохо бы решить более насущные вопросы: заготовить дров на зиму (которая, как известно, близко), спилить засохшее дерево в саду или построить очередной сарайчик. Для всего этого нужна бензопила. Полезная в хозяйстве вещь, как ни крути! Правильнее даже сказать, радость дачника!
Alpina A 4000
Цепная бензопила
ДВИГАТЕЛЬ: 40,1 см3
МОЩНОСТЬ: 1,5 кВт (2,0 л. с.)
ШИНА: 16″ (40 см)
ЦЕПЬ (шаг х толщина звена): 3/8″х1,3 мм
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 0,31 л
ОБЪЁМ МАСЛЯНОГО БАКА: 0,21 л
ВЕС (без шины и цепи): 4,6 кг
ОСОБЕННОСТИ: «внутренняя» ведущая звёздочка; праймер; крепление щитка тормоза на крышке; натяжитель фронтальный на корпусе
ЦЕНА: 9490 руб.
Модель А 4000 – средняя в новой серии бытовых бензопил Alpina. Помимо неё, есть также А 3700 и А 4500. Первые две цифры индекса указывают на объём цилиндра, из чего можно сделать вполне очевидный вывод, что наиболее мощная в серии именно А 4500. Соответственно у неё и шина более длинная – 45 см. Вся разница между указанными тремя моделями сводится именно к объёму цилиндра и длине шины, в остальном они идентичны.
Далее рассматриваем только А 4000. Конструкция простая и проверенная временем. Об этом говорят, например, два бачка (топливный и масляный), расположенные рядом в пустотелой задней рукоятке. Такое техническое решение можно было встретить ещё 10-15 лет назад. Это бытовая модель бюджетного класса, и от неё не следует ожидать прорывных технологических решений, увеличивающих стоимость. Она рассчитана на эпизодическую эксплуатацию без чрезмерных нагрузок и при адекватном и своевременном техническом обслуживании прослужит много лет.
Весь необходимый функциональный набор здесь присутствует в полном объёме. Первое, на что стоит обратить внимание, – безопасность, тем более что пила предназначена для частников, не являющихся профессиональными лесорубами. Тормоз цепи не просто автоматический, он надёжно работает и в инерционном режиме, включаясь без касания рукой щитка. Это означает, что даже при валке дерева пользователь надёжно защищён. Добавим сюда цепеуловитель и широкую нижнюю часть задней рукоятки, выполняющую функцию защитного экрана – это тоже непременные элементы любой современной бензопилы.
Видео, показывающее, как убедиться, что тормоз цепи не просто автоматический, а действительно инерционный. Наша проверка показала его эффективность.
Смазка цепи осуществляется в автоматическом режиме. Здесь даже регулировка масляного насоса предусмотрена, что для бытовых пил нехарактерно. Но функция полезная – вязкость масла меняется в зависимости от окружающего воздуха, и при низких температурах оно хуже прокачивается. В этом случае бывает полезно немного подкрутить насос, увеличив поток, чтобы не заставлять цепь и шину работать «всухую». Им это точно на пользу не пойдёт.
Кстати, о работе зимой – у А 4000 есть ещё одна нетипичная для техники такого класса функция, а именно возможность переключения режима «зима-лето». В «зимнем» варианте в карбюратор подаётся предварительно подогретый воздух от ребёр охлаждения цилиндра.
Для облегчения запуска предусмотрен праймер – насос для предварительной подкачки топлива в карбюратор. Его манжета расположена справа от задней рукоятки. Кнопка зажигания без механизма автоматического переключения в положение «Включено», поэтому, если вдруг пила не заводится, первым делом проверьте зажигание. Это самая распространённая ошибка многих пользователей – заводить пилу, не нажав кнопку «Включено».
Мощности двигателя вполне достаточно для уверенной работы даже с толстыми стволами. Говоря об «уверенной работе», мы подразумеваем, что перепилить этой пилой можно ствол практически любой толщины. Не за один проход, естественно, и не моментально – чудес не ждите. Если работать на всю длину шины, то даже мягкая сосна станет существенной нагрузкой на двигатель. Значит ли это, что мощности недостаточно? Ничего подобного – чуть ослабьте давление на инструмент, раскрутите цепь до максимальной скорости и продолжайте. Вообще высокую скорость реза обеспечивает не столько количество «лошадок» в двигателе, сколько хорошо заточенная и правильно отрегулированная цепь. Это правило особенно актуально для бытовых пил, эксплуатируемых в основном по мягкой сосновой древесине и лишь изредка по более твёрдым породам. Хотите работать быстрее? Проверьте и заточите цепь, эффект может быть таким, будто в пилу установили второй двигатель.
![]() |
![]() |
Крышка сцепления крепится двумя винтами – это решение характерно больше для профессиональной техники |
Сцепление трёхкулачковое, ведущая звёздочка расположена под ним. Лента тормоза цепи установлена в крышке. Жёлтая деталь на направляющих винтах – транспортировочная прокладка, перед установкой шины её нужно снять |
![]() |
![]() |
Винт регулировки натяжения цепи расположен между шиной и корпусом пилы. Дотянуться до него можно штатным комбинированным ключом |
Метод проверки натяжения цепи: поставить пилу и потянуть вверх за звено цепи, расположенное в средней части шины. Хвостовики этого и соседних звеньев должны выйти из паза не более чем на миллиметр-два, прежде чем шина «пойдёт» вверх следом за ними |
![]() |
![]() |
Задняя рукоятка с кнопкой включения и основными органами управления. Слева – кнопка включения зажигания, справа – рычаг привода воздушной заслонки и манжета праймера |
Если не хватает сил отвернуть крышку масляного или топливного бака руками, можно использовать штатный ключ в качестве рычага. Для этого в крышке сделаны специальные прорези |
![]() |
![]() |
Светлый элемент на фото – топливный фильтр. У него очень большая фильтрующая поверхность, что обеспечивает продолжительный срок службы. Немаловажное преимущество для нашей страны, где практически невозможно найти по-настоящему качественное топливо |
Крышки баков снабжены страховочными «усиками» — не выпадут и не потеряются |
![]() |
![]() |
Крышка воздушного фильтра снабжена барашковой гайкой и откручивается рукой. Но если силы не хватает, то и здесь можно использовать рычаг |
Воздушный фильтр, как чаще всего бывает, — нейлоновый, коробчатой формы. Фильтрует качественно, вынимается и чистится легко, проблем в эксплуатации не доставляет |
Автор: Алексей МЕСНЯНКИН
апрель 2015 года