Caiman 296x90

Интерскол 296x90

Мир Климата 2025 296x90

MITEX 2024 296x90


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

MITEX 2025: новый уровень в «Крокус Экспо»
96
Выставка «Мир Климата 2025»: пост-релиз
76
Время поиска решений: объявлена деловая программа выставки-форума Hi-Tech Building 2025
134
Определение будущего строительного сектора: 16-19 апреля в Стамбуле пройдёт 47-я строительная выставка Yapi — Turkeybuild Istanbul
250
15-16 апреля в Москве пройдёт ежегодная профессиональная выставка-форум Hi-Tech Building
165
Выставка MITEX теперь в «Крокус Экспо»: новые масштабы смелых проектов
186
Первые поставки порошковой проволоки «Керамакс»
353
Выставка «Мир Климата 2025»: всё готово к встрече с профессионалами климатической отрасли
302
100+ мировых экспертов и икон стиля в деловой программе выставки ArtDom 2025 (20-22 февраля, МВЦ «Крокус Экспо»)
383
Климатические системы и продовольственную безопасность страны обсудят на выставке «Мир Климата 2025» (25-28 февраля)
381
Обратный отсчёт: остались считаные дни до Международной выставки дизайна ArtDom 2025
307
Городская программа Design and Art Days (DAAD): выставка ArtDom расширяет горизонты
303
При чем тут космос?! Посетите деловую программу «Мир Климата», чтобы найти ответ!
188
21 февраля в рамках Международной выставки ArtDom 2025 пройдёт форум Development&Design
304
Американские санкции — не помеха работе группы компаний «Керамакс»
842
Лебёдки: рекомендации по выбору и применению
395
Хайлайты Международной выставки дизайна ArtDom 2025 (20-22 февраля, МВЦ «Крокус Экспо»)
216
4 февраля откроется выставка Aquaflame by Aquatherm Moscow. Промокод для бесплатного посещения
420
Открытие нового строительного сезона традиционно ознаменуется выставкой Aquaflame by Aquatherm Moscow
765
Известный итальянский дизайнер Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ArtDom
393
«Мир Климата 2025»: главный смотр климатической техники пройдет в ЦВК «Экспоцентр» с 25 по 28 февраля
732
ВсеИнструменты.ру проведут 6-ю юбилейную Премию лучших DIY-блогеров
644
ТД Прайд: 30 лет на рынке
428
И садоводы здесь, и плотники: в Москве завершилась инструментальная выставка MITEX 2024
490
Открыта продажа билетов на выставку ArtDom 2025! Получите скидку 50% по промокоду MEDIA
447
«Керамакс» – на ключевой металлургической выставке
340
АО «Керамакс» запустило производство порошковой металлургической проволоки в Челябинске
737
Журнал «Инструменты» + «GardenTools» серии «Потребитель» (объединённый выпуск «2024»)
1101
На старт! Внимание! MITEX!
585
21 ноября в Ташкенте состоится независимая конференция продавцов инструмента и оборудования!
578
Промышленная группа «Керамакс» приглашает на выставку «Металл-Экспо’2024»
318
«Керамакс» принял участие в Международной выставке Weldex-2024
362
Инструментальный мир выставки MITEX: на волне трендов отрасли
554
Новинки от Kentatsu — газовые котлы Nobby Smart II. Обзор линейки, характеристики, преимущества
770
Пространство мастерства: деловая программа выставки MITEX 2024
444
Топ-блогеры в специальной зоне мастер-классов MITEX.DIY на выставке MITEX 2024
871
«Керамакс» примет участие в Международной выставке Weldex-2024
485
3 октября на ВДНХ начнёт работу выставка «Загородный дом 2024»
364
Датская компания FaunaMaster представляет мобильную технику для агробизнеса
598
17 сентября на мероприятии ArtDom Design Tour в Новосибирске выступит известный дизайн-дуэт Draga & Aurel
615

Выставки

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

Петербургская зелёная неделя 2019: 26-29 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2019: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

ПромЭкспо 2019: 15-16 октября, Волгоград

City Build Russia 2019: 29-30 октября, Санкт-Петербург

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Ремонт Экспо 2020: 14-16 февраля, Москва

Eisenwarenmesse 2020: 1-4 марта, Кельн (Германия)

ShymkentBuild 2020: 11-13 марта, Казахстан, Шымкент

Коттедж. Строй. Экспо-2020: 2-5 апреля, Хабаровск

Город 2020: 15-17 апреля, Владивосток

Архитектура ДВ 2020: 21-23 мая, Хабаровск

Spoga+Gafa 2020: 6-8 сентября, Кельн (Германия)

Строим дом. Осень 2020: 26-27 сентября, Санкт-Петербург

Энерго-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

ОСМ 2021: 26-29 января, Москва

КлиматАкваТЭкс 2021: 17-20 марта, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2021: 17-20 марта, Красноярск

Строительство и архитектура 2021: 17-20 марта, Красноярск

BREX 2021: 24-26 марта, Москва

Expo-Russia Uzbekistan 2021: 1 апреля - 31 мая, онлайн

City Build Russia 2021 Москва: 28-29 апреля

ДагСтройБилд 2021: 23-24 июня, Махачкала

Expo-Russia Kazakhstan 2021: 23-25 июня, г. Алматы, Казахстан

UzStroyExpo 2021: 27-29 октября, Узбекистан, г. Ташкент

Новогодний подарок 2021: 9-12 и 16-19 декабря, Санкт-Петербург

Загородный дом 2022: 7-10 апреля, Москва

Металлообработка-2022: 23-27 мая, Москва

Выставка Expo-Russia Kyrgyzstan 2022: 21-23 июня, г. Бишкек, Кыргызстан

Expo-Russia Serbia 2022: 7-9 сентября, г. Белград, Сербия

СтройЭкспоКрым 2022, 15-17 сентября, Симферополь

ExpoDrev Russia 2022: 21-23 сентября, Красноярск

Expo-Russia Armenia 2022: 5-7 октября, г. Ереван, Армения

Машиностроение: С и Т 2022: 18-20 октября, Москва

RusWeld 2022: 24–27 октября, Москва

Белорусский дом 2022 и ОВК 2022: 27-29 октября, Беларусь, г. Минск

Пром-Энерго-Volga-2022: 23-25 ноября, Волгоград

Expo-Russia Vietnam 2022: 7-9 декабря, г. Ханой, Вьетнам

AIRVent 2023: 14-17 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2023: 14-17 февраля, Москва

РСН и RosBuild 2023: 28 февраля - 3 марта, Москва

Стройиндустрия Севера 2023: 1-3 марта, Якутск

Outdoor Dacha 2023: 21-23 марта, Москва

MosBuild 2023: 28-31 марта, Москва

MosWeekHome 2023: 4-8 апреля, Москва

Intelligent Building Expo 2023: 5-6 апреля, Казахстан, г. Астана

AtyrauBuild 2023: 5-7 апреля, Казахстан, Атырау

СПТО.Краны 2023: 5-7 апреля, Москва

Izbushka! 2023: 26-28 апреля, Челябинск

Строй-Volga-2023: 17-19 мая, Волгоград

Сибирская строит. неделя 2023: 23-24 мая, Омск

ЧеченСтрой Экспо 2023: 24-25 мая, Грозный

AstanaBuild 2023: 24-26 мая, Казахстан, Астана

DIY & Household Retail Russia 2023: 25-26 мая, Москва

Aquatherm Almaty 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

KazBuild 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

Всеросс. нед. охр. труда 2023: 26-29 сентября, Сочи

Expo-Russia Iran 2023: 10-12 октября, г. Тегеран, Иран

СТМ 2023: 17-19 октября, Новосибирск

BuildExpo Uzbekistan 2023: 28-30 ноября, Узбекистан, г. Ташкент

UzBuild 2024: 27 февраля - 1 марта, Узбекистан, г. Ташкент

BuildUral 2024: 23-25 апреля, Екатеринбург

Фестиваль Столярного Дела Москва 2024: 1-2 июня

MITEX 2024: 5-8 ноября, Москва

Мир Климата 2025: 25-28 февраля, Москва

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

  • • дрель-шуруповёрт (21%, 1 038 голосов)
  • • фонарь (12%, 594 голосов)
  • • перфоратор (10%, 497 голосов)
  • • УШМ (10%, 476 голосов)
  • • отвёртка (10%, 468 голосов)
  • • дисковая пила (8%, 392 голосов)
  • • рубанок (6%, 309 голосов)
  • • гайковёрт или винтовёрт (5%, 265 голосов)
  • • специализированный шуруповёрт (5%, 229 голосов)
  • • сабельная пила (4%, 217 голосов)
  • • мультитул (4%, 214 голосов)
  • • другое (4%, 180 голосов)
  • • пока никаким (1%, 30 голосов)

Проголосовало: 1 187

Загрузка ... Загрузка ...
-->

Токарный станок – заработок или хобби?

82
Александр Брюкнер токарное дело

Александр Брюкнер, один из ведущих российских мастеров токарного дела

Токарный станок по дереву – это не просто инструмент, а целый творческий мир. Во всяком случае, такого мнения придерживается один из ведущих российских мастеров токарного дела Александр Брюкнер. Он же – основатель «Токарной школы Брюкнера», токарного фестиваля Bryuknerfest и магазина Bryukner-shop.ru. Мы поговорили с ним, чтобы понять, чем в большей степени является точение дерева – средством заработка, или хобби.


Как давно Вы этим занимаетесь?

Токаркой занимаюсь – с короткими и длинными перерывами – со школы. Тяга к ней была всегда. Чем дальше, тем интерес­ней, глубже и красивей, ведь здесь присут­ствует и техническая, и изобразительная составляющая. В своей школе позициони­рую, что токарь – это не только какие‑то уникальные технические приёмы работы с резцом, но ещё и насмотренность. Если не смотреть красивые изделия, не участво­вать в конкурсах, то в лучшем случае ты будешь просто ремесленником. А я хочу, чтобы у нас были токари-художники.

Ремесленник делает какие‑то тиражные вещи, как правило утилитарные, это имен­но зарабатывание денег. А художник соз­даёт что‑то уникальное. Хотя и тому, и дру­гому, безусловно, необходимы навыки, т. е. оба должны быть профессионалами.

Кто Ваши ученики? У них есть ка­кие‑то общие черты или же это очень разные люди?

«Токарная школа Александра Брюнк­нера» существует уже пять лет. Выпускни­ков – человек 70.

Социальные группы абсолютно раз­ные – есть и установщики пластиковых окон, и директора предприятий, бренд-менеджеры всевозможных фирм и т. д. Как мужчины, так и женщины. Возрастной «ценз» – от 12 до 74 лет.

Зачем они приходят учиться работе на токарном станке?

Одна из главных ценностей работы на токарном станке – психологическая разгрузка. Плюс тяга к рукоделию. Токар­ный станок обладает магическим чарующим свойством. Когда работаешь на нём, ты видишь ежесекундно – или как сейчас говорят «онлайн» – что происходит и мо­жешь корректировать процесс.

Леонид Василевский Александр Брюкнер школа токарная

Ученик Александра Брюкнера Леонид Василевский за работой

Люди приходят, чтобы научиться хо­рошо и правильно работать на токарном станке. Правильное удержание резца, на­работка моторики – это основное. Твор­чество в токарке открывается только после того, когда ты перестаешь думать, как ве­сти резец по заготовке. Сначала мы тираж­но делаем овальчики и косточки для счётов, пока руки не начнут понимать, как им дви­гаться для того, чтобы создать ту или иную форму. Нужно наработать руки – и тогда процесс становится простым и понятным.

Могу ответственно заявить, что сам про­цесс точения на токарном станке физиче­ски совсем не затратный, если он правиль­но построен. При надлежащем проходе резца получается хорошая поверхность – можно сделать мелкие элементы так, что шлифовать не понадобится.

Как мастерство фотографа в эпоху плён­ки было прямо пропорционально коли­честву испорченной плёнки, так и искус­ство токаря пропорционально количеству стружки – других вариантов нет.

Сколько токарных школ в России?

По моим оценкам, у нас на данный мо­мент существует около десятка токарных школ.

Можно ли зарабатывать, пройдя курс обучения? Или точение дерева – это больше хобби для собственного на­строения, не приносящее значимого дохода? В общем, токарка в России – хобби или средство заработка?

Однозначно только лишь хобби. Зарабо­тать на безбедную жизнь токаркой очень сложно, это удаётся немногим. У меня есть один ученик, он каким‑то чудесным образом получает много заказов, так что большую часть семейного дохода у него со­ставляет именно токарка, но это – скорее исключение, чем правило.

Моё мнение: чтобы заниматься токар­кой от души, её никогда не нужно делать средством зарабатывания денег, потому что, уработавшись восемь часов у станка, на прекрасное вряд ли потянет. При всём при том в Москве и других больших го­родах существует достаточно большое ко­личество людей, которые заинтересованы в уникальных изделиях, и можно найти салоны и магазины, где реально продавать вещи, которые ты сделал со вкусом, с лю­бовью, «с оттягом». Когда встал за станок, работаешь… и тут жена звонит и спраши­вает: «Ты где? уже три часа ночи!» Время за «вкусной работой» пролетает практиче­ски незаметно.

Токарная школа Брюкнера

Лёня Курдасов, 14 лет. Ещё один ученик Токарной школы Брюкнера

А что на Западе с этим направле­нием?

У нас в России оно, по сравнению с Запа­дом, развито не очень. Там всё структури­ровано, всё переведено на рельсы бизнеса, всё правильно построено. У них существу­ет рейтинговая система, как у теннисистов. Если люди из первой десятки и первой сотни сделали абсолютно одинаковые из­делия, то по всем правилам их нельзя вы­ставить за одинаковые деньги. Так что чем выше твои квалификация, статус, рейтинг, тем дороже ты ценишься и тем охотнее покупают твои произведения. Практиче­ски, как у художников.

Неудивительно, что на Западе существу­ет целый кластер людей, которые поку­пают какие‑то токарные изделия, чтобы потом перепродать их и получить вполне ощутимую прибыль.

Сколько времени нужно, чтобы нау­читься каким‑то азам?

Здесь всё очень индивидуально. Занятия в моей школе показывают, что требуется от двух до шести занятий, – и человек мо­жет, если не «на ты», но уже «разговари­вать» с резцом.

Здесь многое зависит от склада ума, технической подготовленности. Я считаю, что токарным ремеслом может овладеть любой.

Что нужно, чтобы работать на то­карном станке? Отдельная мастер­ская или достаточно балкона?

В России очень многие точат на балконе. Впрочем, некоторые строят себе огромные мастерские – и в 200, и в 400 кв.м.

Какой станок выбирать начинаю­щему? На что обращать внимание? Имеет ли смысл для начала брать са­мый дешёвый станок?

Сейчас сложно говорить о цене «вход­ного билета» в профессию. Если совсем условно – это от 100 до 150 тысяч рублей. Индустрия Юго-Восточной Азии такова, что есть станки по разным ценам на раз­ные вкусы. Но есть такие «продукты», в сторону которых я рекомендовал бы не смотреть. Так, нельзя выбирать сборные сварные конструкции нижнего ценового предела. Ещё я глубоко убеждён в том, что станок должен быть чугунным.

Немаловажную роль играют сервисные удобства. Например, очень полезная оп­ция – электронная регулировка частоты вращения, потому что механическое пе­рекидывание шкива – это утомительно и времяёмко. Судите сами: даже при изго­товлении одного изделия обороты порой меняются от 10 до 20 раз.

Ещё важен бесключевой доступ ко всем регулируемым узлам. Сейчас на всех нор­мальных станках везде стоят эксцентри­ковые зажимы. Я не хочу ругать советский станок СТД‑120 (тот самый школьный вариант, который знаком большинству лю­дей), но там настройки делаются при помо­щи гаечных ключей, а это всё время и, как следствие, «охлаждение творческого пыла».

С другой стороны, с самого начала не надо забираться в какие‑то высокие ценовые сегменты, большие габариты, высокие мощности. Имеет смысл начать с простого, а потом поменять станочек, уже с учётом конкретных запросов и по­требностей, которые у вас возникли на эта­пе первого станка.

А резцы?

То же самое с резцами. Ответственно заявляю, что для начала работы вполне хва­тит четырёх штук – ими можно сделать 80% работ.

Кстати, здесь инвестиция достаточно долговременная. У меня есть резцы, кото­рые я приобрёл 20 лет назад, и они до сих пор работоспособны. Приличный резец на данный момент стоит 5—7 тыс. руб. и это инвестиция на 15—30 лет.

Старт сложен, немножко затратен, но зато какое удовольствие вы будете по­лучать!

Стоит ли покупать самодельные резцы?

Хороший вопрос! Я сейчас занимаюсь изготовлением и продажей токарных резцов.

Когда лет 10 назад я начал заниматься сегментной токаркой, то скупил все токар­ные резцы, которые можно было найти в округе. Они у меня не работали и толь­ко после просмотра многочисленных им­портных видео я понял, что дело в вибра­циях и крутящем моменте.

В результате я сделал резец «на колен­ке» у себя в гараже, невзрачный такой – и он у меня заработал! В результате дело подхватила народная молва и у расточных U-образных резцов даже появилось своё название – «брюкшен». Потребность в по­добных резцах в год – несколько сотен штук. Ни один серьёзный производитель на такой мелочный тираж не идёт.

Rose Engine токарная работа токарный станок

Примеры работ, выполненных Константином Гусевым на токарном станке по дереву Rose Engine. Разве можно сказать что эти произведения искусства сделаны именно на токарном станке?

Что в принципе можно сделать из дерева на токарном станке?

Токарный Станок создаёт тела враще­ния, однако оси вращения можно распо­лагать так, что конечный продукт будет несимметричным. На этом базируются не­которые современные направления и по­лучаются такие изделия, что никогда не по­думаешь, что они сделаны на токарном станке. Правда, там уже не резец, а специ­альная фреза стоит.

Есть такой популяризатор токарного дела на Западе – Richard Raffan. Он выпу­стил отдельную книгу, посвящённую тарел­кам, так там тарелок – больше 150 видов! Многие из тарелок трансформировались из утилитарного изделия в художествен­ное полотно, и о первоначальном статусе говорит лишь малюсенькая выемка сверху. Всё остальное поле представляет собою буйство фантазий художника, а они без­граничны…

Расскажите о токарном фестивале Bryuknerfest.

В этом году мы решили организовать фе­стиваль, который будет посвящен исклю­чительно токарке. Сейчас центральным событием для любителей является еже­годный Фестиваль столярного дела (ФСД). Хотя и на ФСД значительная часть экспо­зиции представлена токарными станками, мне кажется, что тема настолько обширна, что явно заслуживает отдельного события.

Поскольку фестиваль был организован под эгидой нашей школы, то и название получил соответствующее – Bryuknerfest. Это наш первый опыт организации подоб­ного события. Планируем сделать фести­валь ежегодным, оцениваю этот опыт как удачный. Но есть, конечно, и над чем по­работать, некоторые вещи к следующему году надо улучшить.

Наверное, стоит расширить информиро­вание о нашем фестивале среди любителей токарки. Хотя площадка, которую мы вы­брали для пилотной первой встречи, не по­зволила бы вместить большее количество посетителей. В этом году, при самой скром­ной информационной поддержке к нам пришло 50 человек. Также мы пригласи­ли к участию 4 компании-производителя, которые предоставили оборудование и материалы для токарки. Генеральным спонсором фестиваля выступила фирма «МосСклад», поставщик станков и обору­дования, в том числе и токарных станков.

Как и на каждом событии, объе­диняющем людей общего увлечения, на Bryuknerfest создалась очень дружеская атмосфера единомышленников. Всегда приятно встретиться и обменяться инфор­мацией с такими же увлеченными токар­кой людьми.

Мы также организовали мастер-классы по традиционным и необычным приемам токарной обработки. Часть мастер-классов были от учеников нашей школы: Алексей Пименов показал, как изготовить шари­ковую ручку на токарном станке, и какая нужна для этого оснастка. Василевский Ле­онид и Каракулина Ксения показали, как сделать на станке забавных гномиков. Под­робный мастер-класс по изготовлению тарелки в технике Basket Illusion повела Мария Каминская. Я поделился знаниями об особенности и тонкости затачивания токарных резцов на гриндере при помощи специального приспособления.

Особый интерес вызвал нашего гостя Константина Гусева, который приехал из Казани, чтобы показать редкую технику непредвиденных форм, или фигурное точе­ние на токарном станке Rose Engine.

Планируем в будущем году расширить круг приглашенных мастеров, и в целом сделать мероприятие более масштабным. Это был только «пробный шар».


Интервью подготовили Любовь БАЛАБОЛИНА и Алексей МЕСНЯНКИН

Статья опубликована в объединённом выпуске «2024» (№1’2024).
журналов «Инструменты» + «GardenTools» серии «Потребитель».

Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь

Самое читаемое за месяц