Caiman 296x90

Интерскол 296x90

Мир Климата 2025 296x90

MITEX 2024 296x90


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Время поиска решений: объявлена деловая программа выставки-форума Hi-Tech Building 2025
119
Определение будущего строительного сектора: 16-19 апреля в Стамбуле пройдёт 47-я строительная выставка Yapi — Turkeybuild Istanbul
183
15-16 апреля в Москве пройдёт ежегодная профессиональная выставка-форум Hi-Tech Building
156
Выставка MITEX теперь в «Крокус Экспо»: новые масштабы смелых проектов
178
Первые поставки порошковой проволоки «Керамакс»
347
Выставка «Мир Климата 2025»: всё готово к встрече с профессионалами климатической отрасли
297
100+ мировых экспертов и икон стиля в деловой программе выставки ArtDom 2025 (20-22 февраля, МВЦ «Крокус Экспо»)
374
Климатические системы и продовольственную безопасность страны обсудят на выставке «Мир Климата 2025» (25-28 февраля)
373
Обратный отсчёт: остались считаные дни до Международной выставки дизайна ArtDom 2025
300
Городская программа Design and Art Days (DAAD): выставка ArtDom расширяет горизонты
295
При чем тут космос?! Посетите деловую программу «Мир Климата», чтобы найти ответ!
183
21 февраля в рамках Международной выставки ArtDom 2025 пройдёт форум Development&Design
289
Американские санкции — не помеха работе группы компаний «Керамакс»
830
Лебёдки: рекомендации по выбору и применению
382
Хайлайты Международной выставки дизайна ArtDom 2025 (20-22 февраля, МВЦ «Крокус Экспо»)
208
4 февраля откроется выставка Aquaflame by Aquatherm Moscow. Промокод для бесплатного посещения
413
Открытие нового строительного сезона традиционно ознаменуется выставкой Aquaflame by Aquatherm Moscow
751
Известный итальянский дизайнер Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ArtDom
389
«Мир Климата 2025»: главный смотр климатической техники пройдет в ЦВК «Экспоцентр» с 25 по 28 февраля
728
ВсеИнструменты.ру проведут 6-ю юбилейную Премию лучших DIY-блогеров
635
ТД Прайд: 30 лет на рынке
414
И садоводы здесь, и плотники: в Москве завершилась инструментальная выставка MITEX 2024
486
Открыта продажа билетов на выставку ArtDom 2025! Получите скидку 50% по промокоду MEDIA
442
«Керамакс» – на ключевой металлургической выставке
334
АО «Керамакс» запустило производство порошковой металлургической проволоки в Челябинске
727
Журнал «Инструменты» + «GardenTools» серии «Потребитель» (объединённый выпуск «2024»)
1085
На старт! Внимание! MITEX!
579
21 ноября в Ташкенте состоится независимая конференция продавцов инструмента и оборудования!
570
Промышленная группа «Керамакс» приглашает на выставку «Металл-Экспо’2024»
311
«Керамакс» принял участие в Международной выставке Weldex-2024
355
Инструментальный мир выставки MITEX: на волне трендов отрасли
547
Новинки от Kentatsu — газовые котлы Nobby Smart II. Обзор линейки, характеристики, преимущества
761
Пространство мастерства: деловая программа выставки MITEX 2024
437
Топ-блогеры в специальной зоне мастер-классов MITEX.DIY на выставке MITEX 2024
862
«Керамакс» примет участие в Международной выставке Weldex-2024
480
3 октября на ВДНХ начнёт работу выставка «Загородный дом 2024»
360
Датская компания FaunaMaster представляет мобильную технику для агробизнеса
592
17 сентября на мероприятии ArtDom Design Tour в Новосибирске выступит известный дизайн-дуэт Draga & Aurel
604
Перестаньте мечтать, начинайте строить! 3-6 октября в Москве на ВДНХ пройдёт 37-я выставка «Загородный дом»
537
Впервые выбирают MITEX: дебютанты выставки 2024 года
824

Выставки

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

Петербургская зелёная неделя 2019: 26-29 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2019: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

ПромЭкспо 2019: 15-16 октября, Волгоград

City Build Russia 2019: 29-30 октября, Санкт-Петербург

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Ремонт Экспо 2020: 14-16 февраля, Москва

Eisenwarenmesse 2020: 1-4 марта, Кельн (Германия)

ShymkentBuild 2020: 11-13 марта, Казахстан, Шымкент

Коттедж. Строй. Экспо-2020: 2-5 апреля, Хабаровск

Город 2020: 15-17 апреля, Владивосток

Архитектура ДВ 2020: 21-23 мая, Хабаровск

Spoga+Gafa 2020: 6-8 сентября, Кельн (Германия)

Строим дом. Осень 2020: 26-27 сентября, Санкт-Петербург

Энерго-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

ОСМ 2021: 26-29 января, Москва

КлиматАкваТЭкс 2021: 17-20 марта, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2021: 17-20 марта, Красноярск

Строительство и архитектура 2021: 17-20 марта, Красноярск

BREX 2021: 24-26 марта, Москва

Expo-Russia Uzbekistan 2021: 1 апреля - 31 мая, онлайн

City Build Russia 2021 Москва: 28-29 апреля

ДагСтройБилд 2021: 23-24 июня, Махачкала

Expo-Russia Kazakhstan 2021: 23-25 июня, г. Алматы, Казахстан

UzStroyExpo 2021: 27-29 октября, Узбекистан, г. Ташкент

Новогодний подарок 2021: 9-12 и 16-19 декабря, Санкт-Петербург

Загородный дом 2022: 7-10 апреля, Москва

Металлообработка-2022: 23-27 мая, Москва

Выставка Expo-Russia Kyrgyzstan 2022: 21-23 июня, г. Бишкек, Кыргызстан

Expo-Russia Serbia 2022: 7-9 сентября, г. Белград, Сербия

СтройЭкспоКрым 2022, 15-17 сентября, Симферополь

ExpoDrev Russia 2022: 21-23 сентября, Красноярск

Expo-Russia Armenia 2022: 5-7 октября, г. Ереван, Армения

Машиностроение: С и Т 2022: 18-20 октября, Москва

RusWeld 2022: 24–27 октября, Москва

Белорусский дом 2022 и ОВК 2022: 27-29 октября, Беларусь, г. Минск

Пром-Энерго-Volga-2022: 23-25 ноября, Волгоград

Expo-Russia Vietnam 2022: 7-9 декабря, г. Ханой, Вьетнам

AIRVent 2023: 14-17 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2023: 14-17 февраля, Москва

РСН и RosBuild 2023: 28 февраля - 3 марта, Москва

Стройиндустрия Севера 2023: 1-3 марта, Якутск

Outdoor Dacha 2023: 21-23 марта, Москва

MosBuild 2023: 28-31 марта, Москва

MosWeekHome 2023: 4-8 апреля, Москва

Intelligent Building Expo 2023: 5-6 апреля, Казахстан, г. Астана

AtyrauBuild 2023: 5-7 апреля, Казахстан, Атырау

СПТО.Краны 2023: 5-7 апреля, Москва

Izbushka! 2023: 26-28 апреля, Челябинск

Строй-Volga-2023: 17-19 мая, Волгоград

Сибирская строит. неделя 2023: 23-24 мая, Омск

ЧеченСтрой Экспо 2023: 24-25 мая, Грозный

AstanaBuild 2023: 24-26 мая, Казахстан, Астана

DIY & Household Retail Russia 2023: 25-26 мая, Москва

Aquatherm Almaty 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

KazBuild 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

Всеросс. нед. охр. труда 2023: 26-29 сентября, Сочи

Expo-Russia Iran 2023: 10-12 октября, г. Тегеран, Иран

СТМ 2023: 17-19 октября, Новосибирск

BuildExpo Uzbekistan 2023: 28-30 ноября, Узбекистан, г. Ташкент

UzBuild 2024: 27 февраля - 1 марта, Узбекистан, г. Ташкент

BuildUral 2024: 23-25 апреля, Екатеринбург

Фестиваль Столярного Дела Москва 2024: 1-2 июня

MITEX 2024: 5-8 ноября, Москва

Мир Климата 2025: 25-28 февраля, Москва

Опросы

Какое масло Вы используете для смазки пильной цепи цепной бензопилы (электропилы)?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...
-->

Цепные пилы: классификация, конструкция, работа, обслуживание и хранение

9078

Большой спрос на цепные пилы в России объясняется ее географическими особенностями. Наша страна богата лесами, а потому древесина уже много веков используется в качестве основного материала при строительстве. А чем пилить толстые брусья или валить деревья? Ручные ножовки не в счет, так как производительность у них ничтожна. Вот и получается, что цепная пила знакома едва ли не каждому умельцу. В этой статье мы расскажем подробно о классификации, конструкции, работе, обслуживании и хранении электро- и бензо- цепных пил.

пила обслуживание сервис хранениеКЛАССИФИКАЦИЯ
Цепные пилы бывают двух типов: электро- и бензо-. За внешнем сходством прячется немалая разница в конструкции (прежде всего это касается мотора). Бензопилы автономны, единственное, что им нужно, — топливо, смазка и умелые руки, способные завести инструмент в мороз. Незаменимы эти агрегаты по большей части там, где нет электричества, — при валке леса и раскряжевке вдали от источника питания. Впрочем, никто не мешает использовать их во дворе или в саду для обрезки сучьев. Электрические цепные пилы более дешевые, так как работают от тока, поэтому и «обитают» они, как правило, недалеко от дома. Ими разделывают брусья, пилят бревна на дрова… Иногда даже ухаживают за садовыми деревьями, что, впрочем, не рекомендуется — для этого есть специальный «отряд» бензопил.

Цепные пилы делят на три класса.

Профессиональные предназначены для тех, кто работает долго, а инструмент эксплуатирует «на убой»: по большей части это лесорубы и строители. По ресурсу и технологичности такие инструменты превосходят бытовые или полупрофессиональные аналоги: упрощать их бессмысленно — главное для покупателя в данном случае срок службы и характеристики. Неудивительно, что в среднем и по мощности профессиональные пилы стоят выше остальных. Другое важное достоинство — неприхотливость в обслуживании, ведь орудуют бензопилами там, где до ближайшего сервиса десятки, а то и сотни километров.

Агрегаты, предназначенные для ухода за кронами деревьев, также относят к профессиональным. Они отличаются компактностью и легкостью, а потому любимы не только озеленителями, но и охотниками и рыболовами.

Бытовые бензопилы находят применение во дворе. Взять хотя бы распиловку бревен на дрова. Разумеется, такая техника стоит дешевле и конструктивно проще профессиональной. Она используется от случая к случаю (а то и вообще от зимы к зиме), так что серьезные усовершенствования, которые повышают ресурс агрегата, здесь попросту не нужны. Поэтому производители стараются максимально упростить конструкцию, чтобы снизить стоимость инструмента. Впрочем, есть модели и с «наворотами» — для обеспеченных покупателей.

Полупрофессиональные пилы — это своеобразный компромиссный вариант, какой параметр ни возьми: будь то мощность, моторесурс или цена. Такие инструменты еще называют фермерскими, поскольку предназначены они для работы пусть и не столь интенсивной, но регулярной.

экипировка пила двигатель как работать правильноКОНСТРУКЦИЯ
Конструкция цепных пил не так проста, как кажется на первый взгляд. Производителю надо обеспечить нужные характеристики и надежность, максимально обезопасить пользователя, а по возможности еще и упростить обслуживание пилы.

Двигатель. На бензопилах используется одноцилиндровый двухтактный бензиновый двигатель. В отличие от четырехтактного здесь некоторые процессы происходят одновременно. Во время такта сжатия подготовленная карбюратором смесь поступает в картер. При рабочем ходе, когда поршень подходит к нижней мертвой точке, открываются выпускные каналы в цилиндре, через которые выходит большая часть отработанных газов, а смесь из картера под действием нагнетательной силы поршня поступает в цилиндр. При этом часть топливовоздушной смеси утекает вместе с выхлопом через еще открытые продувочные окна. По этой причине двухтактные моторы в большинстве своем неэкономичны. Правда, некоторые производители нашли выход: сначала происходит вентиляция воздухом, после чего открывается впускной клапан и смесь поступает внутрь.

Важный нюанс — система смазки двигателя. Как уже говорилось, рабочая смесь всасывается из картера, поэтому масло добавляют прямо в бензин в пропорции от 1:50 до 1:20. Этот «коктейль» в конечном счете и сгорает, поэтому выхлоп у бензопил специфический.

Возникает вопрос: если с «двухтактником» такие сложности, то почему бы не использовать четырехтактный? Дело в том, что он, при тех же лошадиных силах, будет весить вдвое больше.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В этих трёх отдельных статьях рассмотрены три основных узла, ломающихся у бензопил чаще всего: ЦПГ (цилиндро-поршневая группа), карбюратор и пильный аппарат (шины и цепи).

Поршневая группа: смотрите по этой ссылке.

Карбюратор, воздушный фильтр, коленвал, сцепление и т.п.: смотрите по этой ссылке.

Пильные цепи и шины: смотрите по этой ссылке.


Покрытие внутренних стенок цилиндра. Чтобы продлить срок службы деталей, на стенки цилиндра бензопил наносят специальные покрытия. Встречается несколько вариантов: металлокерамика, хромирование, никелировка (или же гибрид — «хром-никель»).

В первом случае образуется пористый слой, который хорошо задерживает смазку, благодаря чему она не стекает вниз, а находится в распределенном состоянии. Эта особенность важна при работе с перерывами. Хромированное покрытие предотвращает появление вредоносного налета и нежелательных царапин.

Система питания. На всех современных бензопилах установлена карбюраторная система питания. Карбюратор — довольно сложное устройство, поэтому большинство производителей решило пойти по простому пути: не экспериментировать, а обойтись надежными и проверенными моделями сторонних разработчиков. Чаще всего это Walbro или Zama. Один их главных показателей работы карбюратора — стабильность. От нее зависит то, как будет функционировать мотор. Чтобы вибрация не мешала процессу приготовления и «транспортировки» смеси, иногда карбюратор виброизолируют — устанавливают его на специальную подкладку.

Охлаждение. Система охлаждения у бензопил воздушная. Надетая на цилиндр «рубашка» с ребрами забирает тепло от нагревающихся деталей и отдает его потоку воздуха, который создает крыльчатка на валу.

пила советы рейтинг выборСистема смазки. В смазке нуждается не только мотор (про него сказано выше), но и гарнитура: шина, звездочки и цепь. Причем перебоев быть не должно, так как немалая часть масла уходит не по назначению — впитывается опилками.

Насосы на цепных пилах бывают ручные (что редкость для сегодняшнего рынка) и автоматические (не работают на холостом ходу). Причем последние зачастую делают регулируемыми, дабы смазывающий материал расходовался экономно.

Фильтрация воздуха. К воздушному фильтру на бензопилах предъявляются высокие требования, ведь твердые частицы, попав в цилиндр, быстро выведут его из строя. А засорение фильтра (причем опилки этот процесс заметно ускоряют) ведет к целому «букету» неприятностей. Во-первых, образуется переобогащенная смесь, что влечет за собой перегрев мотора и повышенный расход топлива. Во-вторых, происходит падение оборотов и уменьшение мощности двигателя. Неудивительно, что в столь жестких условиях фильтр без обслуживания не сможет работать долго, поэтому периодически его надо чистить. Чтобы получить к нему доступ, отверткой или гаечным ключом снимают защитную крышку. Впрочем, нередко встречаются специальные защелки, позволяющие снимать крышку «голыми руками».

Самый простой способ защитить фильтр — предварительно очищать поступающий к нему воздух. Так решили многие производители и усовершенствовали свои пилы самыми разными механизмами. Хороший эффект дает центробежная система, когда все крупные частицы выбрасываются из закрученного крыльчаткой потока. Можно также встретить дополнительную «сетку» грубой очистки или хитрые каналы, в которых воздушная масса сначала направляется вниз, а затем, оставляя мусор на дне, поднимается вверх.

Механизмы пуска. Стартер, праймер, декомпрессионный клапан. В отличие от автомобиля у бензопил нет аккумулятора и электростартера. Для старта тянут за трос с ручкой, раскручивая маховик. При отпускании ручки возвратные пружины оттягивают шнур назад. Устройство несложное, но завести пилу с первого рывка удается далеко не всегда. Поэтому многие фирмы вводят усовершенствования в конструкцию пил, чтобы максимально облегчить запуск.

Одно из них — праймер. Это насос предварительной подкачки топлива в карбюратор.

Старт агрегата с мощным двигателем требует значительных усилий, ведь чем больше объем цилиндра, тем сложнее преодолеть сопротивление сжимаемого в нем воздуха. На помощь в таких случаях приходит декомпрессионный клапан. Открывая его перед пуском, освобождают канал, через который стравливается воздух: теперь ход у поршня не ограничен воздушной «пробкой», и усилия пользователя возрастать не будут.

Иногда встречается такая особенность, как дополнительная пружина. Суть такова: потянув за шнур, работающий не раскручивает двигатель, а взводит еще одну пружину, соединенную с коленвалом. Стоит ей пересилить сопротивление сжимаемого в цилиндре воздуха, как она раскручивается и разгоняет мотор.

Сцепление. Современные бензопилы оборудованы автоматическим центробежным сцеплением. На малых оборотах мотора вращение на ведущую звездочку не передается. Но стоит дать газу, как специальные грузики под действием центробежной силы разойдутся и упрутся в стенки барабана, который заставит крутиться звездочку. Польза сцепления в том, что при заклинивании цепи оно проскальзывает: не глохнет двигатель и поломок из-за стопорения не будет. Нечто подобное можно встретить и на других инструментах.

Тормоз цепи. Защита от обратного удара. Цепная пила — очень опасный инструмент, ведь цепь движется со скоростью, как правило, более 10 м/с. Легкого и непродолжительного касания достаточно, чтобы получить серьезную травму, поэтому средства защиты пользователя здесь должны быть обязательно, независимо от того, к какому классу принадлежит агрегат.

Бытовой машине они нужны даже в большей степени, ведь пользователи «хобби» зачастую не имеют достаточного опыта и навыков.
Тормоз цепи в случае экстренной ситуации остановит ее за 0,1-0,15 секунды, и такие величины выбраны не случайно. Если торец или верхняя часть гарнитуры натыкается на препятствие, возникает обратный удар: инструмент отскакивает назад, значит, цепь надо «заморозить» до того, как она долетит до пользователя.

В некоторых моделях встречается контактный или инерционный тормоз. В обоих случаях сигналом к экстренной остановке служит отклонение специального рычага на корпусе.

Разница в том, что при контактном торможении щиток отводится только при «столкновении» с рукой или другим препятствием, а при инерционном — как за счет контакта, так и под действием возникшей при обратном ударе перегрузки. В теории инерционный тормоз эффективнее, он более чувствителен и останавливать цепь начнет раньше, однако на практике не все так однозначно.

Концевая часть шины современных бензопил имеет форму эллипса. Считается, что такая геометрия в определенной степени защищает от нежелательных последствий неграмотного обращения с пилой — снижается вероятность обратного удара. Некоторые бытовые шины и вовсе оборудованы защитным кожухом: он закрывает опасный сектор, при встрече которого с уплотнением возникает нежелательный отскок.

рейтинг форум пила советы тестАнтивибрационная система. Известно, что вибрация, сопровождающая работу цепных бензопил, в больших дозах вредна для здоровья. В этом плане особой заботы требуют профессионалы, пользующиеся инструментом регулярно.

Устройство антивибрационных систем простое: рукоятки и двигатель соединены не жестко, а через амортизирующие детали. Это либо стальная пружина, либо резиновые подкладки. Иногда встречается совмещенный вариант. Более долговечны пружины, «резину» используют преимущественно на недорогих машинах. Очень эффективно гасится вибрация на пилах с системой «двух масс». Первая масса — сам двигатель, вторая — рукоятки, соединенные с топливным баком. Оба блока соединены через «рессоры», разница в массе не столь высока, соответственно, и колебания ощущаются меньше.

Особенности работы в холодное время года. Работа бензопилы зимой имеет свою специфику, связанную с функционированием двигателя внутреннего сгорания при низких температурах. Для России, скажем прямо, эта проблема актуальна.

Сложности начинаются с запуска, который в холод происходит заметно труднее. Из-за плохой испаряемости бензина на морозе заводить и греть мотор придется на «подсосе».

Производители борются с этим явлением, используя подогрев карбюратора или устанавливая заслонку «зима-лето»: при «зиме» прогретый воздух всасывается над цилиндром или над впускным коллектором. В идеальных же условиях температура окружающего воздуха должна быть +10…+20 градусов Цельсия.

Другая важная проблема — масло для цепей. На холоде оно густеет, поэтому приходится либо разбавлять его дизельным топливом, либо использовать специальное, с пониженной вязкостью, либо же отогревать пилу. Так что советы хранить масло и топливную смесь в теплом месте не пустой звук. Кстати, если смазка загустела не очень сильно, ее можно растопить. Для этого двигатель должен определенное время поработать на холостых оборотах.

Электрические цепные пилы. Их главное отличие от бензиновых в двигателе и некоторых системах. Так, у электрических агрегатов двигатель ставят как поперек, так и вдоль шины. При поперечной компоновке конструкция проще, нет нужды в механизмах угловой передачи вращения, что делает пилу немного легче, однако смещение мотора вбок тянет в сторону и центровку пилы. «Продольники» лучше сбалансированы, да и по размерам уже. А это существенное преимущество, когда надо пилить в тесных пространствах или вплотную к земле.

Электрические агрегаты избавлены от проблем, связанных с холодом: не надо греть карбюратор, подкачивать топливо и дергать за шнур по несколько раз. И бак здесь только один — масляный для смазки цепи.

Электропилы гораздо реже оснащают сцеплением, хотя и тут оно к месту, чтобы при заклинивании не перегревался мотор. Если сцепления нет, то выручает термореле, отключающее питание при перегреве. На некоторых современных пилах можно встретить систему ограничения пускового тока. Это важная особенность, так как при пуске мощного инструмента реальна перегрузка сети.

Гарнитура. Для начала расскажем о принципе действия цепной пилы. Вращение от двигателя передается на ведущую шестерню, о зубья которой опирается цепь. При этом она срезает слой древесины, а не «сцарапывает» ее, как ножовка. У цепной пилы зубья имеют изогнутую (Г-образную) форму: если посмотреть на них с торцов, то контуры соседствующих «лезвий» образуют прямоугольник. Именно такая прямоугольная «соломка» в конечном счете и вырезается.

Одна из ключевых характеристик — шаг зубьев. Сегодня самый распространенный размер 0,325 и 0,375 (3/8) дюйма. От этой величины напрямую зависит скорость и уровень вибрации в работе, поэтому неудивительно, что на мощных агрегатах чаще встречается вариант 3/8”. Такие пилы используют для распиловки толстых бревен или валки деревьев.

Важным параметром является и размер гарнитуры. От длины зависит толщина заготовки, которую сможет распилить инструмент. Профессионалы подбирают подходящий вариант под конкретные задачи: надо свалить толстое дерево — ставят длинную шину (от полуметра до метра); для обрезки сучьев используют коротенькие (35-40 см); на бытовые пилы обычно устанавливают 30-45-сантиметровые.

Важна и толщина гарнитуры. Толстой приходится преодолевать большое сопротивление — труднее пилить. Но и узкая конструкция имеет недостаток: она менее прочная и ресурс у нее меньше. Про геометрию шины уже было сказано выше. Напомним, что практически у всех современных моделей форма наконечника эллиптическая.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Заточка цепи. Один из ключевых пунктов — правильный уход за режущей гарнитурой. Основное правило: нельзя пилить затупленной цепью, а стало быть, ее периодически нужно править. Необходимость этой операции отслеживают по внешнему виду опилок. Если они крупные и квадратной формы, — все в порядке. Полетела мелкая пыль — пора…

Для правки цепи понадобятся два напильника — круглый и плоский. Очень удобно пользоваться специальными заточными приспособлениями, в которых есть направляющая, значительно упрощающая работу. Еще лучше, если можно зажать шину в тиски.

Последовательность действий следующая:

— Плоским напильником подтачивают по направляющей ограничители глубины реза, расположенные перед зубьями. Количество движений должно быть одинаковым для каждого «резца».

— Круглым напильником подтачивают режущую кромку каждого зуба. Если нет направляющей, постарайтесь двигать напильником строго параллельно кромке. Количество движений для каждого «клыка» также должно быть одинаковым. Зубья точат через один — сначала те, у которых кромка направлена в одну сторону, потом остальные. В самом начале желательно отметить маркером звено, откуда вы «стартовали». Это позволит не запутаться в ходе процесса.

Кстати, заточка новой, запечатанной в пакетик цепи далека от идеальной и, подточив ее, можно заметно увеличить производительность. Кроме того, у новых цепей высота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки настроена на минимальное значение, то есть для работы в «суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т. д.). И если распиловка производится летом, а ее объект — свежесрубленная сосна, есть резон для ускорения работы немного повысить профиль цепи, подточив ограничитель.

Уход за шиной. Шина тоже нуждается в уходе — необходимо очищать паз от опилок и грязи, иначе система смазки перестанет работать.

топливная смесь подготовить как StihlВедущую звездочку, если она есть, полагается смазывать отдельно — масло на нее не попадает. Для этого годится «Литол» — его закладывают в специальные отверстия, расположенные на конце шины, возле звездочки. Если последней нет, «Литол» наносят на концевую часть шины.

Чтобы износ шины был равномерным, ее периодически переворачивают. Еще одно важное замечание: при интенсивной работе следует регулярно заменять цепь. Дело в том, что шина изнашивается в среднем в три раза медленнее, поэтому в комплекте с одной шиной лучше использовать три цепи — так гарнитура прослужит дольше.

Хранение. Чтобы бензопила работала хорошо и прослужила долго, по окончании работы надо ее подготовить для хранения. Слить остатки масла (у некоторых моделей смазка потихоньку поступает самотеком и при остановленном двигателе) и топлива из баков. Оставшуюся в баке, карбюраторе и топливном шланге смесь необходимо дожечь — запустить двигатель и ждать, пока он не заглохнет.

Цепи желательно хранить в масляной ванне, шины — завернутыми в промасленную бумагу или хотя бы обработать их аэрозольной смазкой, например, широко известной WD-40 или ее аналогами.

Приготовленную топливно-масляную смесь не рекомендуется хранить больше месяца. В любом случае смесь, даже пролежавшую всего пару дней, перед заливанием в бак нужно как следует взболтать.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЦЕПНЫХ ПИЛ
Мерная емкость Stihl. Известно, что бензопила питается смесью воздуха, бензина и масла. Последние два компонента разбавляют в строго определенной пропорции (1:50), для чего используют вспомогательные инструменты. Чрезвычайно полезным в такой ситуации будет специальный мерный стакан.

заправка пилы Stihl не заводитсяОшибиться в количестве масла невозможно: на стенках имеются специальные отметки: 1, 3, 5 литров. Емкость сосуда такова, что, заполнив его до определенного уровня, вы получите объем жидкости в 50 раз меньший, чем цифра напротив метки. У Stihl есть два варианта подобных сосудов: объемом до 5 литров (прозрачный стакан) и до 25 литров (оранжевая емкость, напоминающая небольшую лейку).

Система для заправки топливом Stihl. Система заправки бензопил Stihl — это нехитрое приспособление, которое можно назвать своеобразным переходником: один конец накручивают на горловину канистры, другой опускают в заправляемую емкость инструмента. Главное достоинство этого «переходника» в том, что он исключает вероятность перелива жидкости: как только уровень поднимется до максимума, подача прекратится. У Stihl есть системы, предназначенные для заправки топливом (подходят к бензопилам серии MS 200) и для заправки маслом. Оба типа устройств совместимы с комбинированными канистрами Stihl, а топливное — еще и с фирменными канистрами для бензина емкостью не более 5 литров.

 

Самое читаемое за месяц