Наши журналы почти полностью посвящёны технике. То есть товару, который можно купить. Но мы почти не пишем о том, как покупать — а этот процесс за последние годы стал намного разнообразнее. Появились новые интересные возможности, о них интересно будет узнать всем участникам рынка. О нюансах, связанных с мобильными приложениями, нам рассказали в компании «220 Вольт».
Мобильное приложение, которое продаёт: F.A.Q.
За последнее десятилетие рынок и покупатели сильно изменились. Сложно не заметить тенденцию последних лет: планшеты вытесняют с полок магазинов ноутбуки, рынок насыщен смартфонами всех ценовых категорий. Мобильный Интернет дешевеет и ускоряется, а люди проводят с гаджетами в руках уже больше времени, чем за компьютером или в магазинах. Они стали мобильнее во всех смыслах этого слова.
Количество покупателей интернет-магазинов стремительно растёт. Люди привыкли совершать покупки в Интернете, они научились доверять интернет-магазинам и экономить свое время. Но теперь, когда у каждого покупателя есть один или несколько смартфонов, планшет и ноутбук, он не просто хочет покупать в Интернете, он хочет покупать «здесь и сейчас» как ему удобно — с помощью любого гаджета, который он держит в руках. Пришло время магазинов формата omni-channel — необходимо предоставить покупателю возможность покупать так, как он хочет. Именно поэтому любой здравомыслящий онлайн-ритейлер старается обеспечить своим клиентам возможность с комфортом оформлять заказы прямо со смартфона. Речь идет, конечно, о запуске мобильного приложения.
Естественно, возникает резонный вопрос: а так ли нужно мобильное приложение интернет-магазину? Что люди будут через него покупать, а что нет? Можно ли, например, продавать через мобильные приложения дрели и садовую технику? Да, можно, если подойти к вопросу серьёзно. Интернет-магазин «220 Вольт» убедился в этом на собственном опыте, запустив в 2013 г. мобильные приложения сначала для ОС Android, а затем и для iOS. Клиенты оценили возможность покупки электроинструмента и садовой техники непосредсьвенно со смартфона, о чём свидетельствует постоянный рост числа пользователей приложений «220 Вольт» и награда eRetail Awards-2013. В этой статье мы готовы поделиться опытом и рассказать, как сделать отличное мобильное приложение, которое понравится пользователям.
Вопрос 1. Чего хочет пользователь от мобильного приложения?
В первую очередь потенциальный покупатель, установивший приложение, хочет что-то купить быстро и дёшево. И конечно, приложение должно предоставить ему такую возможность. Например, в приложениях «220 Вольт» для Android и iOS покупка оформляется буквально в три клика — «добавить товар в корзину», «оформить» и «отправить заказ». Никаких данных, кроме имени, номера телефона и адреса электронной почты для оформления заказа не требуется. В течение нескольких минут после отправки заказа покупателю отзванивает оператор контактного центра для подтверждения заказа и выбора удобных вариантов оплаты и доставки.
Перед тем как купить товар, покупатель должен найти то, что ему нужно. Если он точно знает, какой инструмент или бренд ему необходим, он может воспользоваться быстрым поиском. В нашем приложении система поиска устроена таким образом, что ошибки, допущенные клиентом в названии товара или марки, никак не искажают выдачу. Предусмотрена удобная система фильтров, которые помогут ограничить поиск по цене и производителю, а также отсортировать варианты в последовательности, удобной для клиента: по рейтингу или цене.
Для выбора из всего представленного в интернет-магазине ассортимента в приложении предусмотрена удобная навигация по разделам. Не стоит забывать и об информации о товаре. В приложении «220 Вольт» для всех товаров представлены подробные описания и технические характеристики, качественные фотографии. При этом мобильное приложение со всем контентом быстро загружается даже при медленном соединении.
В приложении покупатель должен получить всю интересующую его информацию, не переходя на сайт. Адреса, телефоны и время работы магазинов и сервис-центров, телефон контактного центра, информация об акциях и специальных предложениях, список товаров-аналогов и сопутствующих товаров — за всем этим не стоит отправлять пользователя на сайт, иначе зачем ему вообще приложение?
Обязательно нужно добавить какой-то полезный функционал. Не имеет смысла делать только каталог с корзиной. Такое примитивное приложение наверняка будет удалено сразу после совершения заказа. Если же мы хотим, чтобы им пользовались, чтобы покупатель снова и снова возвращался к нему за следующей покупкой, нужно добавить полезные функции.
В мобильном приложении «220 Вольт» есть всё, что может пригодиться домашнему мастеру — строительные калькуляторы (с ними реально быстро посчитать, сколько необходимо строительных материалов для той или иной работы), штангенциркуль, строительный уровень и обмерная камера. Кроме того, в соответствующем разделе есть множество полезных статей и обзоров, которые помогают начинающим мастерам выбрать подходящий инструмент. Мы также добавили сканер штрихкода, что позволяет покупателю просканировать ценник в любом магазине товаров для дома и ремонта и убедиться, что в интернет-магазине «220 Вольт» цена ниже.
Вопрос 2. Как разработать мобильное приложение?
Первый и самый логичный вопрос, который возникает при желании запустить мобильное приложение: как его разработать? Основных вариантов, которые первым делом приходят на ум, два — сделать всё самостоятельно, или отдать на аутсорсинг. Какой из них предпочтительнее, какие здесь могут быть преимущества и недостатки?
Вполне можно заняться разработкой самостоятельно, благо сейчас для этого есть огромное количество недорогих конструкторов. Правда, не все они отличаются стабильной работой, а созданное в них приложение получается довольно примитивным. Поэтому, если вы хотите приложение с хорошим функционалом, имеет смысл обдумать вариант сотрудничества с командой профессиональных разработчиков. Они сделают его качественно, максимально адаптированным под новые функции смартфонов и одинаково стабильно работающим на различных версиях ОС. Оно получится именно таким, каким и должно быть — кросс- платформенным, одинаково хорошо работающим как на бюджетных моделях ноубрендовых Android-смартфонов, так и на флагманских моделях ведущих брендов. Важно помнить, что в случае аутсорсинговой разработки половина успеха зависит от правильно составленного технического задания (ТЗ), так что к этому вопросу нужно будет подойти максимально ответственно.
При запуске приложения «220 Вольт» мы выбрали компромиссное решение — дизайн сделали самостоятельно, а разработку отдали на аутсорсинг. Мы пришли к выводу, что ни один специалист, кроме работающего внутри компании, не сможет разработать дизайн, максимально отвечающий стилистике основного сайта и бренд-буку компании.
При составлении ТЗ или самостоятельной разработке важно учитывать различия интерфейсов ОС Android и iOS — есть определённые особенности управления, и, если пользователю будет непривычно или неудобно работать с новым приложением, он скорее всего быстро отправит его в корзину.
Кроме того, крайне важна грамотная интеграция готового приложения в общую структуру продаж: единая информационная база, единый ассортимент интернет-магазина и приложения, адаптация основных сервисов сайта, использование инструментов аналитики. Для анализа продаж из наших приложений мы используем Google Analytics и Flury.
Вопрос 3. Как часто нужно выпускать обновления?
Запуск приложения — это ещё не счастливый финал. Необходимо следить за фидбэком, так как невозможно запуститься без багов. Первый блин всегда комом. Важно быстро собрать негативные отзывы и выпустить обновление с исправлениями.
Если все ошибки исправлены и приложение работает как часы, периодически все равно нужно выпускать обновления. Нельзя позволять пользователю скучать. Обновление может содержать и общие улучшения, и новые полезные функции, контент или новый дизайн. Также важно выпускать обновления после выхода очередной версии операционной системы. Например, такой гигант как Facebook выпускает обновления раз в две недели, причём каждое включает улучшения для повышения надёжности и скорости работы. Приложение «220 Вольт» обновляется раз в один-два месяца.
Вопрос 4. Как продвигать мобильное приложение?
Чтобы приложение стало популярным, придётся приложить определённые усилия. Просто запустить бесплатную версию и ждать, когда пользователи сами узнают о ней, бесполезно.
Во-первых, необходимо добавить информацию и ссылку для скачивания приложения (или QR-код) на сайт интернет-магазина. Первые отзывы и первые скачивания проще получить от уже лояльных покупателей. При загрузке мобильной версии сайта на смартфоне важно отображать предложение загрузить мобильное приложение.
Кроме того, продвигать приложение можно в статьях и обзорах на тематических сайтах. Это делается как на платной, так и на бесплатной основе.
Вопрос 5 (последний). Зачем вообще всё это нужно?
Действительно, не лучше ли остановиться на разработке мобильной версии сайта? Зачем вообще запускать мобильное приложение?
Конечно, делать это нужно только в том случае, когда чётко определены задачи, которые хочет решить ритейлер. Например, для «220 Вольт» мобильное приложение — это в большей степени инструмент лояльности, чем продаж. Мобильное приложение, установленное на телефоне, — это бесплатная реклама, которая всегда перед глазами. Благодаря push-уведомлениям (они могут быть персонализированными) мы будем вовремя оповещать пользователей приложения о проходящих в интернет-магазине акциях и специальных предложениях. В итоге мы получим лояльных покупателей, новые и повторные продажи, не говоря уже о том, что запуск приложения — это отличный имиджевый ход.
Кроме всего вышеперечисленного, мы в «220 Вольт» используем свое мобильное приложение для тестирования и аттестации собственных сотрудников. В первую очередь это относится к работникам call-центра, которые регулярно проходят обучение по ассортименту и обязаны обладать определённым набором знаний об электроинструменте, оборудовании и садовой технике. Благодаря приложению, они могут самостоятельно тренировать свою память и проходить аттестацию в присутствии куратора.
Стоила ли игра свеч? В 2013 г., через несколько месяцев после запуска мобильных приложений для iOS и Android, оборот с них составлял 2 % от общего оборота интернет-магазина.
В 2014 г. мы разработали версию для планшетов и ПК на Windows 8, и, несмотря на кажущуюся непопулярность этой ОС у пользователей, приложение уже сейчас демонстрирует отличные результаты. Сейчас на все приложения приходится уже до 10 % от общего оборота интернет-магазина, и эта цифра продолжает расти. Запуск приложений не просто оправдал себя, он окупил себя за несколько месяцев.
Подводя итог, напомним, что по данным Яндекса только за 2013 год число людей, пользующихся мобильным Интернетом, выросло в полтора раза. В городах с населением более 100 000 человек свыше 40 % взрослого населения выходят в сеть со смартфонов и планшетов. Какие результаты покажет 2014-й, пока неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что за мобильными приложениями будущее. Будьте в тренде!
январь 2015 года