Интересные идеи обычно приходят внезапно. Осенью прошлого года сотрудники редакции журнала «Инструменты» проводили тест тепловизоров. Одну из моделей испытывали во Владимирской области, в деревенском доме, где как раз в это время утепляли чердак. Работу проводили двое профессиональных строителей – наших давних знакомых. До того момента им не доводилось сталкиваться с тепловизором, что и не удивительно – для небольшой строительной компании его стоимость обычно настолько запредельна, что идея покупки может прийти в голову разве что во сне.
И тут мы на пороге… с тепловизором. Естественно, у друзей возник интерес, и они часа полтора всесторонне изучали новинку, облазив с ней весь дом. А потом за вечерним чаем, обсудив всё, решили, что с этим прибором можно было бы целый бизнес развернуть. Благо в округе никакой конкуренции нет и в помине, и никто услуг по тепловизионному обследованию домов с применением высоких технологий не предлагает. Словом, размечтались: «Будь у нас такой прибор, уж мы бы развернулись». Только не стоило им говорить об этом вслух, да ещё в присутствии сотрудников редакции. О том, что произошло дальше, скажем так: «осторожнее мечтать надо… мечты сбываются». Договариваемся с производителем и через непродолжительное время привозим тепловизор Fluke TI32. Вручаем со словами: «Хотели прибор? Получите и распишитесь. А теперь вперёд… оказывать населению услуги по тепловизионному обследованию домов и квартир. Ваша задача – заработать максимум денег. А мы потом подсчитаем и оценим, можно ли на этой основе создать выгодный бизнес».
Fluke TI32 Тепловизор Профессиональный тепловизор, отлично приспособленный для широкого круга задач. Устойчивость к ударам (без вреда для себя выдерживает падение с двухметровой высоты), высокая тепловая чувствительность, отличная чёткость изображений. Добавим к этому возможность установки широкоугольного или телеобъектива – в базовый комплект они не входят, но можно купить отдельно и устанавливать прямо на объекте, в рабочих условиях. Кстати, на отсутствие «широкоугольника» наши товарищи успели пожаловаться – дескать, будь он у нас, то мы бы ух как развернулись. Интересно, будь у них ещё и комплект объективов, чего бы им не хватало для полного счастья? Предполагаю, что беспилотника – снимать виды сверху. Впрочем, вернёмся к нашему тепловизору. Возможности и преимущества прибора можно перечислять очень долго. Главное, что считаю должным отметить, причём акцентированной – очень высокое тепловое разрешение (320х240 точек). Легко разглядеть мельчайшие детали. Диапазон измеряемых температур – от -20 до +600 градусов Цельсия, с погрешностью не более 2 градусов. В общем, прибор далеко не самый дешевый, но вложенные в него средства способен оправдать очень быстро, если уметь им пользоваться. И по этому поводу стоит отметить очень дружественное отношение производителя к клиентам: на сайте можно бесплатно скачать как необходимый софт, так и справочные материалы, инструкции и т.д. Словом, если хочется заняться этим бизнесом, то Fluke предлагает полностью готовые решения, включающие и сами приборы, и полный набор необходимых для уверенной работы знаний. |
«И пошли они…»
И вот два наших товарища, вооружённые современным прибором, отправляются покорять Владимирскую область. Наше участие не ограничивается только предоставлением прибора – ещё на этапе ожидания проводим массированную рекламную кампанию. Верстаем и печатаем визитки и информационный буклет, в котором наглядно разъясняем преимущества новой технологии. Визитки и буклеты распространяем по почтовым ящикам в окрестных населенных пунктах, возле магазинов и прочих мест стечения народа. Размещаем рекламные объявления в региональных разделах крупных тематических интернет-порталов. Результаты не замедлили сказаться – пошли звонки. Правда, и здесь не обошлось без приключений: первым клиентом могла бы стать девушка, которая не очень трезвым голосом (а точнее, совсем нетрезвым) сообщила, что замёрзла и отчаянно нуждается в срочном согревании. Наши «работнички» почему-то решили, что такой вызов можно проигнорировать, за что получили строгое порицание и указание ехать на все подряд вызовы и как минимум без пяти тысяч рублей не возвращаться. Иначе это уже не бизнес получается. В конце концов клиент всегда прав! Если, конечно, готов платить за услуги!
После такого внушения дела пошли намного веселее. За те три недели, что прошли с начала рекламной кампании и до получения прибора, накопилось около двух десятков заявок. В основном от дачников, которые приехали отдохнуть на новогодние каникулы. В январе и феврале нашим товарищам сидеть без дела не пришлось: пока отработали накопившиеся заказы, поступили новые. Причём не все оказались откликом на рекламу, некоторые были от старых клиентов, кому позвонили лично и сообщили о новых услугах. Поэтому ездить пришлось не только по Владимирской области, но и по Московской, причём даже в отдалённые от места постоянной дислокации районы, например в Рублевку. И не только для поиска мест утечек тепла – были заказы на поиск замурованной в стену(!) и протекшей водопроводной трубы и на поиск участка с отсыревшей теплоизоляцией. Возможности тепловизора позволяют решать и такие задачи.
Вот здесь труба плохо утеплена, по стыку тепло уходит с первого этажа | |||
Крыша коттеджа с плохо утеплённым мансардным окном. Даже по неравномерно растаявшему снегу уже можно догадаться, где именно строители накосячили. |
|||
Тот же самый коттедж. Проблема с плохим утеплением окон, как нетрудно заметить, всеобъемлющая. |
|||
Уже знакомый нам по двум предыдущим снимкам коттедж. Оказывается, и стены тоже утеплены из рук вон плохо. |
|||
Уже другой коттедж. Здесь строители «забыли» утеплить фундамент. Эта «забывчивость» могла бы сойти им с рук, если бы не тепловизор. |
|||
Окна хорошие, но установлены плохо, тепло уходит на улицу через щели. А в дом соответственно поступает холодный воздух. |
|||
Напоследок – бревенчатый сруб для бани. Судя по тепловому изображению, утеплитель между венцами уложен из рук вон плохо. |
|||
Результаты бизнес-эксперимента
Подводим итоги. Принимаем во внимание, что основной рабочий сезон у наших товарищей начался только после новогодних каникул (напомню, что рекламную кампанию мы начали на три недели раньше, и заказы стали поступать ещё до того, как появилась физическая возможность выполнить их). Для нормальной работы это настолько поздно, что сезон можно считать потерянным – по-хорошему, начинать нужно уже в сентябре–октябре. Плюс ранняя весна ещё больше сократила возможности. Был бы это не эксперимент, а реальный бизнес, пришлось бы фиксировать убытки. Но у нас-то именно эксперимент, так что, делая поправку на то, что можно было заработать и больше, начинаем считать.
За 2,5 месяца поступило более 70 звонков, из них в реальные заказы превратилось меньше половины. «Конвертация» звонков в вызовы пошла успешнее после того, как минимальный ценник снизили с 5000 до 3500 рублей. Всё-таки Владимирская область не выделяется высокими доходами, и для местных жителей сумма в 5000 руб. уже служит психологически важным критерием, не каждый готов решиться на такие траты. В Москве, насколько нам известно, ещё в прошлом году ценник на обследование однокомнатной квартиры был не менее 10 000 руб., и на фоне этих цифр предложение наших товарищей выглядит глубоким демпингом. Однако и такие демпинговые цифры позволяют оставаться с прибылью.
За рамками этих расчётов остался один очень важный момент. Некоторые клиенты, получив на руки подробный отчёт о состоянии своих домов, заинтересовались возможностью устранить обнаруженные недостатки. Вполне естественно, что у них не было никакого желания обращаться к тем же строителям, что когда-то занимались этой работой – какой смысл наступать снова на старые грабли? Наши «подопытные» не растерялись и предложили свои услуги. Соответственно на лето у них уже есть несколько перспективных контрактов. Будут они реализованы или нет – говорить пока рано, но как минимум предварительные договорённости есть. Без тепловизора их точно не было бы, значит, это достижение тоже идёт в плюс нашему проекту.
Считаем чужие деньги
Теперь переходим к самому интересному. Выручка за 2,5 месяца работы составила около 115 000 руб. За вычетом стоимости топлива, визиток и буклетов, бумаги для печати отчётов и прочих важных накладных расходов чистая прибыль составила 94 000 руб. При стоимости тепловизора порядка 320 000 руб. (на январь 2015 года) это не так уж много, и затраты на его приобретение, естественно, не окупает. На первый взгляд результат не радует. Однако посмотрим на ситуацию ещё раз: времени на выполнение работ было совсем немного – это раз. Начинать такие проекты надо, как мы уже говорили, не в середине января, а в конце сентября.
В проекте был задействован дорогой прибор – это два. Ведь существуют гораздо более дешёвые тепловизоры. Наконец, надо учитывать ещё и особенности национального бизнеса, а именно психологический фактор. В России принято считать, что инвестиции должны окупаться за предельно короткий срок. Если в Европе низкая маржинальность никого не удивляет и там привыкли работать на небольшой прибыли и окупать инвестиции годами, то нам «вынь да положь» сразу. Если проект не способен окупить себя в течение двух, максимум трёх лет, то у российских компаний обычно нет никакого интереса участвовать в нём. Впрочем, даже в нашем случае проект окупается за два, максимум три сезона.
Побочный бонус – вытеснение конкурентов
Таким образом, мы приходим к выводу, что тепловизор – прибор очень полезный для строительных компаний, даже небольших. Он не только позволяет расширить сферу деятельности и оказывать заказчикам новые высокотехнологичные услуги, но ещё и может здорово помочь в конкурентной борьбе за долю рынка. Это ведь так удобно: приходишь на объект, сданный конкурентами, находишь все косяки, которые они допустили, и буквально тычешь заказчика в них носом. Правда, для этого надо, во-первых, освоить теорию и практику эксплуатации прибора, чтобы понимать, как и что искать. А во-вторых, научиться выполнять те работы, за которые критикуешь конкурентов, на высоком уровне, чтобы не получить аналогичные претензии в свой адрес.
Итоги эксперимента в цифрах
Продолжительность эксперимента: 2,5 месяца (середина января – конец марта)
Прибыль (за вычетом накладных расходов): 94 000 руб.
Бонус: несколько заказов на переделку утепления обследованных домов, вытеснение конкурентов с рынка
ВЫВОД: ЗАРАБОТАТЬ МОЖНО!
Редакция благодарит компанию «Флюк СИАЙЭС» за предоставленный тепловизор
Автор: Алексей МЕСНЯНКИН
Статья опубликована в объединённом выпуске «Весна 2015»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь