Амбициозный проект по реконструкции линейного корабля петровских времён «Полтава» затеяли на исторической верфи яхт-клуба Санкт-Петербурга в Лахте.
Подробных чертежей, по которым создавали оригинал, не найдено, зато мы точно знаем, что «Полтава» — первый крупный военный корабль, построенный в адмиралтействе Петербурга. Произошло это в далёком 1712 году, когда современный и мощный флот был надеждой Петра и всей крепнущей России. Сегодня энтузиастов объединил интерес к истории и, конечно, к морскому делу, ведь современная «Полтава» воссоздаётся не для того, чтобы стоять на стапеле в музее!
Чтобы узнать, как строились эти гиганты из дуба, пеньки и бронзы, мы отправились на верфь. Может быть, когото это и разочарует, но стука топоров и визга ручных пил мы не услышали — мастерские встретили нас шумом, знакомым уху каждого, кто бывал на лесопилке или в столярном цехе: рокот бензопил, вой электрорубанков и фрезеров, солидное завывание мощных «циркулярок» и мерный гул вытяжных установок (куда же без них: чистота — залог здоровья, а дуб известный канцероген). А как же тогда историческая достоверность?!
«Воссоздать историческую обстановку в наши планы не входило, — смеётся плотник Михаил Сидоровский. — Да и крепостных у нас нет, всего в смену выходит около 30 человек, ресурс несопоставимо меньший, чем был у Петра Великого! Но при этом процентов на 97 «Полтава» всё же достоверная реплика, а не современная модель. Да и дубы, идущие на распиловку, самые настоящие, возможно, ещё видавшие Петра!»
Андреас Трёльч, генеральный директор компании «ИТА-СПб» (представительство Jet, Powermatic, Wilton и Triton
в России и других странах СНГ)
«Мы в компании Jet решили поддержать проект «Полтава» не только потому, что работаем в России и нам интересна история этой страны. Это уникальная возможность испытать наши станки и оборудование. Я не знаю других мест, где требовалось бы сразу обработать такое количество дуба!»
Как из брёвен получается корабль? Примерно так же, как дом из брусьев, просто ставятся они вертикально и называются шпангоуты! Первый этап — распиловка «кругляка» на пилораме (она тут же рядом), после брусья раскладывают на подставках в рабочем ангаре и из них по шаблонам размечают, а позже вырезают детали, которые подгоняют друг к другу, соединяют в шпангоуты и устанавливают на киль. В ход идут совершенно разные инструменты: упомянутые бензопилы, электрофуганки и рубанки, фрезеры, ручные дисковые пилы. Периодически детали попадают на стол какогонибудь станка (они опять же под рукой).
Аркадий Шамаев, специалист по реставрации
«Больше всего нас впечатлили фуганки. На этих «джетовских» машинах установлен необычный вал с фирменным названием helical — вместо цельных ножей квадратные режущие сегменты из твёрдого сплава, замечательное изобретение! Заготовка заходит очень «мягко» (ножи расположены по спирали. — Прим. ред.), минимум шума, работать на станках легко и безопасно. Отдельно хочется отметить, что стружка отходит мелкая и не забивает пылеотвод. Ножи на валу четырёхгранные, но мы их ещё ни разу не переворачивали! И это при том, что в толстой древесине попадаются инородные включения, например пули.
Avola, строительная пила, тоже стала для нас настоящим открытием! Поначалу мы даже не хотели её брать, запросили точные пилы JTAS‑12DX, но они теперь простаивают в ожидании начала отделочных работ, а простая, прочная и мощная Avola работает вовсю! Так что мой вам совет, мастера — не стоит игнорировать сегмент строительных пил, присмотритесь, возможно, это именно то, чего вам не хватало!
Что касается ленточнопильных станков Jet, то откровением они для нас не стали, что хотели, то и получили: надёжные, точные, удобные в настройке, нашим задачам они соответствуют.
Столярная мастерская пока у нас загружена слабо, ведь отделочные работы ещё впереди, но и сейчас есть что сказать. Мы не располагаем огромными помещениями и должны обращать внимание на компактность оборудования. Поэтому в качестве рейсмуса выбрали JWP‑16OS — станок простой и в работе, и в настройке, надёжный, ножи пока что не точили, хотя они и обычной (не helical) конструкции.
Как бы странно это ни прозвучало из уст столяра, но хочу похвалить заточной станок JSSG‑10: в силу специфики проекта у нас очень велик объём работ ручным, не электрифицированным инструментом. Его надо затачивать, так что хорошее точило нам просто необходимо. На рынке преобладают дешёвые китайские изделия, а Jet — оборудование совсем другого класса.
Большие надежды возлагаем на AFS‑1000 — это фильтрующая установка для очистки воздуха от древесной пыли. Пока тепло на улице, пыль проблем не доставляет — открыл двери да проветрил, однако зима длится у нас полгода и работы сворачивать никто не собирается.»
Михаил Плеханов, главный строитель линейного корабля «Полтава»
«Почему именно Jet? Вообще у нас появилось несколько стратегических партнёров, и Jet — один из них. Электроинструмент частично закупали, частично получали «спонсорский» (в том числе и Triton), в любом случае выбор огромный. Оборудование для распиловки «кругляка» — это отдельный сегмент. Как и бензомоторный инструмент — там свои лидеры, очень серьёзные компании и они у всех на слуху, по ним вопросов не было.
Впрочем, и со станками выбор оказался так же прост: ни одна компания, кроме Jet, не может предложить столь полной номенклатуры при достойном качестве, а работать со множеством разрозненных поставщиков мы не хотели. Особый и очень важный положительный момент заключается в том, что Jet работает по мировым стандартам, то есть умеет не только произвести, но и грамотно преподнести свой продукт.
На начальном этапе мы пытались найти общий язык с отечественными производителями оборудования. Есть неплохие по характеристикам станки, которые нас бы удовлетворили, но как они продаются?! Не разберёшь, где официальный дилер, а где случайный «перекуп», что уж говорить о качественной технической поддержке?
Поэтому Jet! Нас полностью устраивают скорость и качество реакции на все наши вопросы и запросы. В какихто случаях мы контактируем с московским офисом, а запасные части и «расходку» получаем у питерцев. Очень удобно работать с крупной и хорошо организованной компанией. Выражаем признательность и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!»
А также ряд других видео, посвящённых JET и проекту «Полтава» >>
За развитием проекта по реконструкции линкора «Полтава» следите на сайтах www.jettools.ru и www.poltava1712.ru
Автор статьи: Дмитрий ДОЛГОПОЛОВ
Статья опубликована в журнале «Инструменты» серии «Потребитель» ОСЕНЬ-ЗИМА 2014 (№10’2014)