Садовые тракторы и райдеры рассчитаны в основном для кошения травы с помощью косильной деки — закрепляемого на них устройства с горизонтальными вращающимися ножами (ножей обычно бывает от одного до трёх). Как выглядит трактор, в общем, представляют все, даже горожане, практически не бывающие на природе. А вот термин «райдер» не настолько известен. Поэтому сначала стоит определиться с терминологией. И тут всё просто: у трактора двигатель располагается перед водителем, у райдера — за ним. Это наиболее удобная классификация, хотя некоторые компании-производители предпочитают немного иную: по расположению косильной деки. Они относят технику к райдерам, если дека устанавливается перед устройством. Ну а если между колёсами — значит, трактор. Классификация тоже неплохая, но пригодна не для всех случаев: не всегда понятно, как классифицировать аппарат, если дека с него попросту снята (а ещё существуют разновидности, позволяющие установить деку и спереди, и между колёсами). Поэтому проще определяться «по мотору», по крайней мере в категории садовой техники тут ошибиться невозможно.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Согласно теории эволюции выживают виды, наиболее приспособленные к текущим условиям, а в длительной перспективе преимущество за теми, кто способен приспособиться к изменению условий. С техникой всё, в общем, так же. И тяжёлая садовая техника, пригодная для работы на газонах (тракторы и райдеры), — не конкуренты, а взаимодополняющие виды.
Что трактор, что райдер — машины довольно тяжёлые, весить они могут от 100–200 до 500–700 кг. Самая «увесистая» их деталь, не считая, конечно, рамы, — двигатель и прикреплённое к нему оборудование. Его вес в основном приходится на ту ось, над которой двигатель находится: у тракторов — на переднюю, у райдеров — на заднюю. Конечно, водитель тоже что-то весит, его сиденье обычно располагают ближе к противоположной оси, чтобы нагрузка распределялась равномернее.
Если рассматривать тракторы и райдеры именно с точки зрения кошения газонов, то преимущество, пожалуй, за райдерами, которые делятся на два вида — с декой спереди и декой между колёсами. Для начала мы рассмотрим те разновидности техники, что попали в этом выпуске в рубрику «Крупный план», об остальных поговорим позже. Собственно, в рубрике описан технически сложный райдер с декой спереди, да ещё и с так называемой «ломающейся» рамой. Преимуществ тут много: нагрузка по осям распределяется равномерно: на передней части сидит водитель, сзади расположен двигатель. Значит, и проходимость, и управляемость на высоте. Переднее расположение деки обеспечивает отличное качество кошения, возможность «подлезть» под кусты, скамейки и другие препятствия, к тому же деку легко закрепить на машине и можно поднять для сервисного обслуживания или очистки. Такие модели способны работать и с широким спектром дополнительного оборудования, стоят сравнимо с садовыми тракторами сходной весовой категории и возможностей.
Обычное место для косильной деки у садовых тракторов — посередине, между осями колёс. Тут есть один «минус»: при движении по газону садовый трактор приминает траву передними колёсами, что сказывается на качестве скашивания. Снять и поставить такую деку обычно сложнее. Но и преимуществ достаточно: длина трактора (или райдера) с декой под колёсами невелика, маневрировать в узких пространствах удобнее, повредить деку труднее. Садовые тракторы выпускаются массово, простые их модели стоят не слишком дорого, техника способна работать с разным дополнительным оборудованием. Каким — зависит от веса самого трактора и предлагаемого производителем ассортимента.
ОСОБЕННОСТИ
Садовая техника такого типа применяется либо для домашней, либо для коммерческой эксплуатации. В любом случае вопросам дизайна уделяется очень серьёзное внимание: если пользователю нужен красивый газон, то и оборудование должно соответствовать. Это, кстати, важное отличие садовой или «газонной» техники от сельскохозяйственной. Трактору «для поля» позволительно выглядеть просто, «для газона» — нет. Обтекаемые формы, удобство и простота управления, комфорт для садовой техники практически обязательны. «Газонная» работа накладывает и ещё некоторые ограничения, например желателен невысокий вес, иначе на газоне неизбежно останутся следы. Чтобы уменьшить нагрузку на почву, технику оснащают «газонными» колёсами большой ширины, с ровным протектором. Правда, чем меньше вес, тем меньше дополнительного оборудования можно поставить, но тут уже приходится выбирать что-то одно. «Полевые» тракторы — это немного другая техника.
Двигатель. В «садовой» категории практически вся техника оснащается бензиновыми двигателями. Дизельные той же мощности и класса стоят дороже, сложнее в обслуживании, шумнее, да и попросту не нужны. Электрические, точнее аккумуляторные, разновидности существуют, но их количество ограничено: аккумуляторы высокой ёмкости стоят дорого, весят много, работать можно ограниченное время. Их применяют только в тех условиях, где использование ДВС запрещено. Таких «заповедников» у нас, в общем, нет (за рубежом — встречаются). Большинство двигателей для тракторов и райдеров имеют вертикальное расположение коленвала, как и «газонокосилочные» виды. Тут тоже всё просто: для привода ножей деки, как правило, используется расположенный горизонтально ремень, и вполне логично размещение шкива привода на валу двигателя. Топливный бак у тракторов располагается либо рядом с мотором, под капотом, либо под сиденьем. Датчик уровня топлива обычно не ставят, контролировать его количество нужно самостоятельно.
Трансмиссия. Тут вариантов несколько. Самый простой — обычная «механика», то есть коробка передач, которые надо переключать вручную. Недорогие модели оснащают именно ею. Надо учесть, что переключать передачи на ходу, «по-автомобильному» на тракторе нельзя. Выбирают её только в момент полной остановки: для перемещения — более высокую, при работе с нагрузкой — пониже. Скорость можно регулировать, изменяя частоту вращения двигателя, но здесь есть ряд ограничений: ведь меняется и частота вращения ножей деки. Как вариант, на некоторых моделях используется автоматическая коробка передач, точнее, простая её разновидность — вариатор.
Но наиболее универсальна для тракторов и райдеров гидростатическая трансмиссия: гидронасос на двигателе и гидромоторы на колёсах. Стоит она дороже «механики», но обеспечивает высокий уровень комфорта и практически не нуждается в обслуживании. К тому же механический привод от мотора к колёсам — это габаритный карданный вал или ремень, а гидростатический — трубки и шланги, которые легко провести по раме, от гидронасоса к гидромоторам.
Привод на тракторах и райдерах обычно задний, очень редко передний, на дорогих и многофункциональных моделях часто применяется полный привод на все колёса.
Управление. Почти всегда механическое: от рулевого колеса через червячный механизм и систему тяг — на передние колёса. Иногда встречаются модели с гидроусилителем рулевого управления, изредка попадаются модели, где вместо тяг используют гидропривод, существуют также тракторы и райдеры, у которых поворачиваются не передние, а задние колёса, но это обычно тяжёлая и многофункциональная техника. У моделей с «ломающейся» рамой (такие встречаются и среди райдеров, и среди тракторов) поворачиваются не колёса, а «половинки» друг относительно друга.
Для «тазонной» техники имеет значение такой параметр, как радиус разворота. Чем он меньше — тем выше манёвренность, тем проще, например, обкосить траву вокруг дерева. Да и при работе на большой площади развернуться проще и быстрее. На «классических» садовых тракторах радиус разворота примерно 40–50 см. Есть модели с более сложными конструкциями рулевого управления, с меньшим радиусом разворота. Существуют разновидности, способные развернуться на месте (с нулевым радиусом разворота). Но, разумеется, все эти усложнения сказываются не только на удобстве работы, но и на цене либо на функциональных возможностях: конструкций у тракторов и райдеров много, особенности у каждой свои, но общее правило «выиграл в одном — проиграл в чёмто другом» действует чётко.
Дека. Практически всегда поставляется вместе с трактором или райдером. Принципиально она мало чем отличается от дек обычных газонокосилок, только шире, и количество ножей может быть от одного до трёх. Рабочая ширина деки составляет от 60 см до почти 1,5 м. Для сравнения, у газонокосилок максимум — 53–55 см. Конечно, от ширины деки напрямую зависит и производительность техники, и понятно, что по этому параметру даже самый маленький садовый райдер обходит газонокосилки. Но в целом конструкция деки одинакова у любой техники, возможных режимов работы в теории может быть до четырёх. Два основных, наиболее часто применяемых — сбор в травосборник и боковой выброс. Первый пригодится в тех случаях, когда техника используется для постоянной обработки газонов. Второй предпочтительнее, если приходится часто подстригать заросшие территории. Режим мульчирования и задний выброс задействованы реже. Тут многое зависит от конструкции деки и техники, на которой она установлена. Для бокового выброса достаточно иметь на деке одно отверстие для выброса травы — сбоку, для сбора в травосборник отверстие должно быть сзади, а поток воздуха вместе с травой должен проходить по каналу, расположенному под трактором (место для него найти реально). Возможен и вариант: к деке с боковым выбросом прикрепляется некая «труба», ведущая в закреплённый сзади травосборник. Технически в любом случае проще всего реализовать режим мульчирования: для этого надо только перекрыть на деке отверстия для выброса травы. Четвёртый вариант — задний выброс — применяется обычно тоже на тракторах, оснащённых декой с отверстием сзади и травосборником. Вместо последнего ставится защитный щиток — дефлектор, направляющий траву вниз. В «базовый комплект» такой дефлектор не входит, но доступен в качестве опции.
Надо заметить, что все четыре режима осуществимы далеко не на всех видах техники. Реально их может быть от двух до четырёх. Скажем, на райдерах с передним расположением деки технически довольно сложно реализовать сбор в травосборник — для этого нужен мощный воздушный поток, который «прогонит» срезанную траву по длинному каналу выброса. Такие модели существуют, но относятся к сложным и дорогим. Зато задний выброс и мульчирование у них реализовать просто: не надо вообще никаких каналов и заглушек, достаточно убрать заслонку в задней части деки (конструктивные «подробности» опустим) и срезанная трава будет высыпаться между передними колёсами. Если же заслонку поставить — техника готова к работе в режиме мульчирования. Боковой выброс при «передней» деке встречается довольно часто. Райдер с передней декой и «ломающейся» рамой сложно оснастить травосборником даже в теории, на практике их и не оснащают.
На тракторах и райдерах с расположением деки между колёсами доступность тех или иных режимов зависит от конструкции. Если канал для выброса травы проходит между задних колёс, в базовой комплектации обычно имеется травосборник, опционально можно приобрести дефлектор для заднего выброса и мульчирующую заглушку, вставляемую в канал выброса. Если же отверстие для выброса травы на деке находится сбоку — «в базе» доступны боковой выброс и (обычно) мульчирование, опционально иногда приобретают травосборник, заднего выброса обычно не предполагается.
В большинстве случаев дека имеет ременный привод от шкива на тракторе. Изредка встречаются деки с гидроприводом, ещё реже — с электромоторами привода ножей. Включение привода производится или механически — перемещением некоего рычага, или кнопкой — электромагнитной муфтой.
Для изменения высоты скашивания применяется «механика». Где-то «под рукой» водителя имеется рычаг, с помощью которого он устанавливает нужную высоту. «В среднем» чаще всего имеется 67 положений регулировки высоты, диапазон — от 20–30 до приблизительно 100 мм. На «продвинутых» моделях есть и системы плавного изменения высоты, обычно с электроприводом. Для защиты деки от повреждений при касании неровностей почвы по её краям иногда устанавливают опорные колёса: деки крепятся не жёстко, некую «свободу движений» вверх-вниз они имеют. Иногда подвес деки допускает и её незначительное перемещение вправо‑влево. Это удобно при обкашивании препятствий. Кстати, чтобы получить «полосатые» газоны, вместо колёс в задней части деки ставят колёса (точнее, даже «валики») во всю её ширину. Эти колёса после скашивания приминают почву и приглаживают траву.
Управление. Может быть ручным или ножным. В первом случае для выбора скорости и направления движения применяется рычаг, во втором — педаль. Или две педали, отдельно для переднего и заднего хода. Или «качающаяся» педаль с двумя опорными площадками, закреплённая на одной оси. Тормоз обычно педальный. Вариантов исполнения довольно много, но научиться управлять техникой легко. Вполне можно было бы сказать, что «с управлением справится и ребёнок». Но так мы говорить не станем: техника серьёзная, пользоваться ею несовершеннолетним не допускается.
Прочих органов управления немного. Обязательно есть стояночный тормоз, обычно это некий рычажок, блокирующий тормозную педаль в нажатом виде. Если освещение предусмотрено, может быть клавиша или кнопка для включения фары или фар, но её может и не быть: во многих моделях фары при работающем двигателе горят всегда. Травосборник обычно опорожняют с помощью закреплённого на нём вытяжного телескопического рычага, изредка используется система опорожнения «с кнопки»: электрическая или гидравлическая. Некоторые модели оснащены звуковой сигнализацией, в том числе сигнализатором наполнения травосборника. Полезный элемент — счётчик моточасов, он помогает вовремя проводить техобслуживание техники. Встречаются и более «продвинутые» панели управления, с большим ЖК-дисплеем.
Для запуска чаще всего используется вполне обычный замок зажигания, с ключом. И очень часто на нём имеется одно специальное положение. Дело в том, что любой трактор или райдер оснащён многоуровневой системой безопасности, например для запуска двигателя обязательно нужно выжать педаль тормоза. Не удастся запуститься и в том случае, если оператор находится вне сиденья (если же он покинет кресло при движении, двигатель сразу будет заглушен) или если на тракторе с задним выбросом сзади нет ни травосборника, ни дефлектора… Список того, что «нельзя», включает в себя ещё один пункт: нельзя косить при движении задним ходом: ножи деки в этот момент отключаются. Но это как раз то «нельзя», которое «можно, если очень хочется». Просто следует соблюдать осторожность. И кошение при движении задним ходом — режим, возможный, если ключ переведён в отдельное положение. Чаще всего этот режим обозначается «ROS» (система управления реверсом). Тракторы и райдеры могут оснащаться и другими кнопками и рычагами, например круиз-контроля (поддержания заданной скорости движения без удерживания «газа»), для управления дополнительным оборудованием, подключения полного привода, блокировки дифференциала, звуковым сигналом, включением проблескового маячка…
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Всё оно делится на прицепное и навесное. Принцип деления прост: если для использования нужен привод от двигателя трактора или райдера — значит, навесное. Некоторые виды оборудования оснащаются электродвигателем, питающимся от бортовой системы трактора или райдера — его всё равно считают навесным. Прицепное, как следует из названия, достаточно просто «прицепить»… было бы куда. Но, по крайней мере, привод ему не нужен. Как вариант, прицепное оборудование типа культиватора может оснащаться собственным двигателем.
Техника весом в районе 200 и более килограммов вполне способна «таскать за собой» тележку, борону, садовый каток для прикатки почвы и некоторые другие устройства вроде сеялки, граблей для вычёсывания мха или разравнивания песка и гравия, аэратора, опрыскивателя. Причём «приспособить» их довольно просто, даже если нужного оборудования нет среди предлагаемого производителем. Но обычно оно есть. Фактически для большинства видов «заднего» прицепного оборудования нужен только фаркоп (впрочем, для опрыскивателя с электрическим насосом понадобится ещё и питание от бортовой сети). Спереди к тракторам и некоторым видам райдеров реально установить нож-отвал для снега (тут «выдумывать» ничего не стоит, проще заказать «родной»).
Для вспашки плугом «садовая» техника не очень пригодна. Собственного веса мало, да и «газонные» колёса для работы в поле не годятся — будут проскальзывать. Но эти проблемы решаемы. Для этого применяют грузыутяжелители, которые ставят на колёса или переднюю часть трактора, а также цепи противоскольжения (такой комплект полезен и при зимних работах, «по снегу»). Поменять колёса на «тракторные», с хорошо развитым протектором тоже можно, но такие колёса стоят дорого и «переобуваться» каждый раз быстро надоест. Но, в общем, плуги к садовой технике предлагаются нечасто, и только к «тяжёлым» разновидностям с высокой мощностью двигателя.
У «садовых» тракторов и райдеров есть одна не слишком приятная особенность: они в большинстве рассчитаны на работу с определённым списком навесного оборудования, предлагаемого производителем. И нельзя сказать, что этот список велик. Для моделей небольшого веса обычно реально приобрести коммунальную щётку, иногда — с ёмкостью для сбора мусора, в последнее время многие компании ещё стали предлагать снегоотбрасыватели. Прочее оборудование встречается гораздо реже. Проблема в том, что «навеску» надо не только закрепить, но и «запитать». Наиболее очевидный способ — снять деку и воспользоваться освободившимся шкивом её привода. Другие способы усложняют конструкцию и требуют высокой мощности двигателя, поэтому и имеют место только на более тяжёлых тракторах и райдерах. Для этого может применяться или гидравлическая система, или валы отбора мощности. Какой-то стандартизации по навесному оборудованию у этой категории техники практически нет: каждый производитель предлагает свой список. Он может быть довольно обширным, но к другой технике вряд ли подойдёт.
Впрочем, отдельные, «топовые» экземпляры садовых тракторов оснащаются стандартизованными сцепными устройствами, так называемой сцепкой первой категории со стандартным расположением мест крепления оборудования
и, если нужно, приводом от вала отбора мощности. Для такой техники выпускается широкий ассортимент и навесного, и прицепного оборудования. Другое дело, что «первая категория» — это оборудование, рассчитанное на другую технику: небольшие универсальные, сельскохозяйственные и коммунальные тракторы. Её мы не рассматриваем, хотя несколько слов скажем о ней далее.
ДРУГИЕ ВИДЫ ТРАКТОРОВ И РАЙДЕРОВ
Кроме тракторов и райдеров, описанных в этом выпуске журнала в рубрике «Крупный план», существует ещё множество их видов, причём как довольно распространённых, так и весьма экзотических. Перечислять все виды «экзотики» не будем: отдельные разновидности вообще выпускаются буквально одной-двумя компаниями в мире в количестве нескольких десятков в год и поставляются только под заказ. С распространёнными разновидностями проще: их не так много, да и приобрести их при желании довольно просто.
Мини-райдеры. Самый простой класс райдеров. Проще и компактнее любого трактора. Выпускаются многими производителями садовой техники, являются моделями начального уровня. Дека располагается между колёсами, спереди фактически имеется только рулевое управление, иногда фара. Дека обычно одноножевая, травосборник часто не используется или предлагается в качестве опции. Трансмиссия — или «механика», или в крайнем случае вариатор. Для такой техники дополнительное прицепное оборудование предлагается очень редко, а о каком-либо навесном и речи нет. Фактически это всего лишь «газонокосилка с сиденьем». Часто их так и называют. Модели удобны для кошения тогда, когда бегать за обычной газонокосилкой уже становится затруднительно. Но, конечно, производительности «большого» трактора или райдера от них ожидать не стоит.
Райдеры с нулевым радиусом разворота. Это, напротив, сравнительно редкая разновидность райдеров, выпускается немногими компаниями. Опознать такую технику очень просто: она оснащается передними «рояльными» колёсами. Для управления применяется не руль, а два рычага: сдвинул их от себя или на себя — поехал вперед или назад, придержал одиниз рычагов — повернул в нужную сторону, двинул рычаги в разных направлениях — развернулся. Преимущество — высокая скорость и качество обработки: на передние колёса приходится незначительная часть веса, трава под ними не проминается. Недостаток — большая часть веса приходится на задние колёса, если попробовать прикрепить к такому райдеру какоелибо другое оборудование, он начнёт «вставать на дыбы». Ну а закрепить спереди тем более ничего нельзя — попросту некуда. Такие райдеры могут работать только как газонокосилки для особо больших площадей — в десятки тысяч квадратных метров.
Мини… и все остальные. Если садовые тракторы в первую очередь приобретают для кошения травы, то мини-тракторам находится применение в фермерских и коммунальных хозяйствах, в общем — при коммерческом использовании. Отличают такую технику от садовой в первую очередь по колёсам. Мини-трактор может использоваться для вспашки и комплектуется не ровными «газонными», а «тракторными» колёсами с развитыми грунтозацепами. И применять его для подравнивания газонной травки как минимум нелогично: колёса наверняка оставят колеи на газоне. Впрочем, колёса — не показатель. Смотреть надо комплексно. Большинство мини-тракторов оснащаются дугами безопасности или кабинами, предотвращающими переворачивание при опрокидывании. Вес техники для уверенной вспашки земли — 400–500 кг. Чёткого разделения между садовыми и минитракторами нет, многое зависит от специализации модели. Например, ряд компаний выпускают тракторы для работы на склонах. У них есть и колёса с грунтозацепами, и дуга безопасности, но внешне они довольно похожи на садовые и относятся скорее к ним.
Более точный метод определения «специализации» трактора — посмотреть список предлагаемого к нему оборудования. У садовых всегда есть дека в базовой комплектации либо в качестве дополнительного оборудования предлагается несколько дек, на выбор. У прочих видов тракторов и райдеров дека если и предлагается, то только опционально как один из возможных аксессуаров.
В этой категории техники в основном применяются дизельные двигатели, обладающие более высоким крутящим моментом в сравнении с бензиновыми. Кстати, и сами двигатели чаще всего имеют горизонтальное расположение коленвала.
Самый простой из предлагаемых на рынке видов аппаратов (формально его можно отнести к минитракторам) больше всего по внешнему виду напоминает тяжёлый мотоблок, к которому сзади крепят поворачивающееся колесо и сиденье. Весят такие устройства порядка 300 кг, весьма популярны в Китае, откуда к нам и поставляются.
Наиболее простые мини-тракторы «классического» типа тоже в основном производятся в Китае не слишком известными у нас компаниями. Это техника именно для сельскохозяйственных работ, то есть по большому счёту — для заработка, так что стоит она сравнительно недорого, проста в обслуживании и ремонте (при наличии у тракториста некоторых навыков ремонта). Выглядят они тоже чаще всего довольно просто, но для работы в поле внешний вид не настолько важен. Трансмиссия обычно механическая, «гидравлика» появляется разве что у дорогих моделей. Различные модели могут оснащаться (или дооснащаться) кабинами, полноприводной трансмиссией, устройством блокировки дифференциала.
Конечно, сельскохозяйственные машины выпускаются не только в Китае. Реально подобрать альтернативу и производства других стран, например России и Белоруссии. Эти модели стоят обычно несколько дороже, но, как пишут в рекламных текстах, «адаптированы для наших условий». Ещё дороже обойдутся мини-тракторы, собираемые в Европе, Корее, Японии и США. Более высокая стоимость таких моделей обуславливается не столько дорогой рабочей силой, сколько их технической сложностью: в большинстве это комфортабельные и весьма надёжные аппараты.
Разновидностей мини-тракторов и просто тракторов немало, общее у них — наличие сцепки первой категории сзади, а у более сложных моделей и спереди (иногда вал отбора мощности есть и между колёсами). Сцепки второй и последующих категорий применяются для ещё более мощной техники. Многие тракторы оснащаются и гидроприводом, который используют для подключения некоторых видов навесного оборудования.
Для движения по дорогам общего пользования садовые тракторы и райдеры обычно не предназначены, мини-тракторы сначала понадобится зарегистрировать (возможно — дооснастить световой сигнализацией), получить специальные «права» и государственные номерные знаки. Без этого перемещать их по дорогам придётся только на прицепе.
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» серии «Потребитель» ВЕСНА-ЛЕТО 2014.
Архив pdf всех выпусков смотрите по ссылке: https://master-forum.ru/category/magazine/