В этом сезоне компания Patriot выпустила на рынок новую линейку 18‑ и 21‑вольтовых аккумуляторных дрелей-шуруповёртов Patriot BR 180Li и Patriot BR 210Li. Мы провели экспертизу и изучили их внешний вид и конструкцию. Публикуем обзор, характеристики и отзывы.
Patriot BR 180Li | BR 210Li
Аккумуляторные дрели-шуруповёрты
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: ОТЗЫВЫ
Комплектация. Обе дрели поставляются в пластмассовых кейсах и комплектуются двумя аккумуляторами, зарядным устройством, комплектом бит из стали S2 и свёрл. То есть можно купить в магазине инструмент, принести домой и сразу начать работать.
Зарядное устройство. «Зарядка» у обеих моделей одинаковая, но рассчитана на разное напряжение — соответственно 18 и 21 В. ЗУ можно использовать в переносном или настольном варианте, а также закрепить стационарно на стену или на рабочую поверхность, для чего на задней крышке предусмотрены специальные пазы.
Аккумулятор. Отличаясь параметрами, с точки зрения корпуса и контактной группы батареи у BR 180Li и BR 210Li абсолютно одинаковые. Обе снабжены 3‑светодиодным индикатором заряда и кнопкой его включения — полезные «фишки», когда нужно спланировать работу и оценить оставшееся время. Впрочем, при наличии в комплекте двух аккумуляторов это не критично.
Ещё отметим USB-порт на 5 В и 1,5 А у 21‑вольтовой батареи (1). Его можно использовать для подзарядки телефона или планшета.
Аккумуляторы имеют встроенную защиту от перегрева и перегрузки, что позволяет продлить срок службы и их, и инструмента.
Двигатель. В BR 180Li установлен «стандартный» коллекторный электродвигатель, тогда как в BR 210Li — бесщёточный, обеспечивающий большую мощность и экономию заряда аккумулятора.
Корпус. Корпусы обеих моделей выполнены из ударопрочной пластмассы и имеют чёрные накладки из резины ExtraGrip, предотвращающие выскальзывание инструмента из рук и снижающие вибрацию.
Ещё стоит упомянуть клипсу на поясной ремень и держатель бит. Кроме того, модель BR 180Li снабжена магнитной площадкой для удержания некоторого количества крепежа (по нашим оценкам — до трёх саморезов). У BR 210Li на месте магнитной площадки подсветка рабочей зоны, причём светодиод оснащён линзой, что обеспечивает очень неплохой уровень освещения.
ЭКСПЕРТИЗА
Разобрать модели и прокомментировать их конструкцию мы попросили Артёма Сальникова, руководителя технического отдела компании «Файн Электроверкцойге» (промышленный инструмент Fein).
Первое, что отмечаешь, — оба инструмента позитивного оранжевого цвета и уложены в оранжевые же чемоданы. Кейсы абсолютно одинаковые и различаются только внешними картонными упаковками с нанесённой на них технической информацией.
Итак, первым к нам в руки попал шуруповёрт BR 180Li.
Аккумулятор. Батарея 18 В, 1,5 А*ч с индикацией остаточного заряда. За это отвечают три светодиода (2).
Нижняя часть батареи прорезинена, не скользит на наклонных поверхностях и амортизирует при падении. Значок ЕАС есть, аккумулятор разборный, на винтах Phillips PH1.
Конечно же, батарея была подвергнута разборке. Внутри находятся пять элементов формата 18650, соединённых последовательно. Маркировка на элементах указывает, что ёмкость каждого составляет 1500 мА*ч (3). К слову, мы измерили на специальной аппаратуре ёмкость обеих батарей из тестового комплекта — заявленные величины полностью подтвердились.
Зарядное устройство. Зарядный ток ЗУ — 1,5 А, то есть зарядка полностью разряженной батареи должна происходить приблизительно за час. Длина сетевого шнура ЗУ — около 1,5 м, это хорошо.
Зарядное устройство имеет индикацию процесса: пока АКБ заряжается — горит красный светодиод, по окончании процесса загорается зелёный индикатор. На корпусе есть подсказка в виде стикера с расшифровкой сигналов индикаторов или состояния батареи (мигающий красный светодиод информирует о том, что аккумулятор или зарядное устройство неисправны) (4). Полезная мелочь, на которую хочется обратить внимание: у ЗУ предусмотрена возможность настенного крепления. Чтобы облегчить пользователю монтаж устройства к стене, на задней крышке ЗУ указано межцентровое расстояние между отверстиями — 54 мм (5).
Конструкция. В моей — не самой крупной — руке лежит удобно, обрезиненная поверхность комфортная, шуруповёрт почти не клюет «носом», то есть развесовка хорошая.
Клавиша выключателя немаленькая, переключатель реверса расположен вполне удобно. Муфта регулировки момента рассчитана на 22 положения, при этом вращается легко, без каких-либо затруднений, с характерными щелчками и равномерно во всём диапазоне.
В комплекте есть поясной крюк. Он может быть установлен как с левой, так и справой стороны инструмента.
В нижней части корпуса наклейкой выделено место с магнитом для хранения бит или мелкого крепежа. Это удобно.
Предусмотрено место для крепления ремня, однако самого ремня нет и в комплекте поставки он тоже не указан.
Патрон резьбовой, резьба шпинделя 1/2’’ × 20 UNF. Следовательно, шуруповёрт рассчитан на приличный крутящий момент Патрон от отворачивания дополнительно зафиксирован винтом с левой резьбой с крестовым шлицем Phillips. Винт достаточно большой, с резьбой М6, и его поверхность покрыта синим анаэробным фиксатором резьбы, что предохраняет винт от самопроизвольного отворачивания. Это ещё один «плюс».
Дизайн шуруповёрта «треугольностью» патрона внешне напоминает аналогичный инструмент от фирмы Hilti. Патрон двухмуфтовый и, учитывая его заострённую конусную форму, затягивать оснастку не очень удобно — зона для обхвата маленькая. Кстати, непонятно, зачем патрон сделан двухмуфтовым, ибо у шуруповёрта есть автоматическая блокировка шпинделя и в таком случае гораздо логичнее выглядело бы применение одномуфтового патрона с большей зоной для обхвата рукой.
Модель выпущена сравнительно недавно, в сентябре 2017 года. Интересная особенность — серийный номер, напечатанный на шильдике, сверху прикрыт дополнительной защитной плёнкой, предохраняющей его от повреждения или истирания. То есть больше шансов на то, что серийный номер в процессе эксплуатации останется читаемым и инструмент впоследствии можно будет идентифицировать, например при обращении в сервисную службу.
Шуруповёрт собран на винтах Phillips PH1, их ровно 10 штук, и они все одной длины, что удобно при разборке и последующей сборке — не надо запоминать, куда какой винт должен быть закручен. Разбирается инструмент легко: достаточно выкрутить 10 винтов, разделить корпус на две половины — и внутренности как на ладони (6).
Конструкция достаточно лаконичная, как говорится, ничего лишнего.
Все провода уложены в свои каналы и прочно в них зафиксированы. Над клавишей выключателя светодиод подсветки. Как правило, при таком его расположении часть светового потока перекрывается патроном, и данный инструмент — не исключение. Отметим, что подсветка работает, пока нажата клавиша выключателя. Светодиод гаснет сразу, как только останавливается мотор.
Соединения проводов с мотором и выключателем сделаны методом пайки и снаружи защищены термоусадочными кембриками (7). Это хорошо — такое соединение уменьшает риски электрических потерь и окисления контактов. Маркировка на выключателе указывает на то, что он универсальный (от 7,2 до 24 В) и рассчитан на токи до 16 А.
Двигатель — щёточный, достаточно массивный, а следовательно, вполне мощный (8). Маркировка указывает на китайского производителя, который сообщает на своём сайте, что сотрудничает с известными фирмами, в том числе TTI и Bosch. В целом выглядит мотор достаточно добротно.
Между двумя половинками корпуса лежит небольшой магнит. Его удерживающей способности, с учётом толщины пластика корпуса, достаточно для мелкого крепежа или короткой биты.
Редуктор с двигателем соединяются при помощи байонетного крепления, то есть для демонтажа узлы необходимо повернуть на небольшой угол относительно друг друга (9). Никаких дополнительных инструментов применять не надо. Корпус редуктора традиционно выполнен из пластика, зато начинка — целиком металлическая. Абсолютно нормальное для шуруповёрта решение, пластик корпуса смущать никого не должен, такие редукторы имеют хороший ресурс.
Переключатель скоростей — простой, без синхронизаторов. Переключение происходит чётко, с уверенной фиксацией в крайних положениях. Однако при переключении с первой ступени на вторую и обратно следует быть внимательным и перед включением машины под нагрузкой убедиться, что редуктор работает без посторонних шумов. Это будет свидетельствовать о том, что все шестерни вошли в плотное зацепление между собой.
Первая ступень планетарного механизма содержит три шестерни, вторая и третья состоит из пяти шестерён (10). Инструмент оснащён системой автоматической блокировки шпинделя, что позволяет менять оснастку достаточно комфортно. К сожалению, чтобы добраться собственно до механизма блокировки, придётся полностью разобрать редуктор и, скорее всего, собрать его обратно не удастся без повреждений. По этой причине, традиционно, в случае поломки деталь меняют целиком. В редуктор заложена смазка без запаха и с хорошей адгезией. Даже руки потом пришлось оттирать, смазка реально качественная.
Инструмент заявлен как «профи», да и указанные крутящие моменты достаточно велики. В целом механизм выглядит неплохо, откровенно слабых мест увидеть не удалось. Мы не проводили испытаний с предельной нагрузкой, но конструкция даёт основания полагать, что шуруповёрт справится с ними.
Резюмируя, отметим, что инструмент производит благоприятное впечатление. Конструкция проста и традиционна, технические решения соответствуют стоимости и классу машины. Обслуживание и лёгкий ремонт вполне по силам выполнить самостоятельно. Однако надо понимать: принимаясь за разборку, желательно обладать определёнными навыками и умениями. Поэтому в значительном количестве случаев стоит доверять обслуживание инструмента профессионалам.
Разбор Patriot BR 210Li
Второй шуруповёрт существенно отличается от первого. Радикальная разница — бесщёточный (бесколлекторный) двигатель и рабочее напряжение (21 В).
Аккумулятор. Внешне и габаритами батарея выглядит точно так же, как и у BR 180Li. Напряжение АКБ указано как 21 В, ёмкость — 2 А*ч, с индикацией уровня заряда, выполненной на трёх светодиодах.
Интересная особенность: у аккумулятора есть USB-порт со следующими характеристиками: напряжение — 5 В, выходной ток — 1,5 А*ч. То есть батарею можно использовать для подзарядки, например, мобильного телефона (11).
В моём понимании это чрезвычайно полезная возможность, которую не мешало бы иметь и другим производителям электроинструментов. Работоспособность данной опции сразу удалось проверить, поставив на зарядку смартфон (12).
Конечно, мы не удержались и вскрыли аккумулятор. Внутри находятся пять последовательно соединённых элементов формата 18650 ёмкостью 2000 мА*ч каждый (13). Мы проверили реальную ёмкость батарей, она соответствует заявленной у обоих образцов. Что касается «начинки», то здесь выделяется большой электронный блок (14), который, судя по всему, контролирует каждую ячейку. Как видно на фото, монтаж достаточно плотный и аккуратный.
Зарядное устройство. ЗУ для BR 210Li выглядит точно так же, как у 180‑й модели. Отличие, согласно заводской табличке, состоит в выходном напряжении (21 В), а также в более высоком зарядном токе. Согласно расчётам, батарея должна заряжаться не более часа. В наших испытаниях процесс длился чуть быстрее, потому что не было глубокого разряда.
Зарядное устройство тоже предусматривает настенное крепление, а длина сетевого шнура составляет около 2 м. Алгоритм индикации процесса заряда — такой же, как и у BR 180Li.
Конструкция. В ладони BR 210Li лежит приятно, комфортно держать его и левой, и правой рукой. Переключатель реверса чуть менее удобный, чем у BR 180Li, однако, возможно, это вопрос привычки. Клавиша выключателя большая, нажимать её тоже вполне удобно.
Все наружные элементы корпуса выполнены из пластика. На корпусе присутствует надпись «Brushless», что указывает на применение бесколлекторного двигателя.
Серийный номер на шильдике и здесь защищён прозрачной пленкой. Ещё раз отметим, что это полезная опция для сохранения возможности идентификации инструмента.
Шуруповёрт также собран на винтах Phillips PH1, что делает разборку вполне доступной.
Есть место для крепления ремешка. В комплектацию входит и сам ремень, и поясной крюк с возможностью крепления с обеих сторон инструмента.
Благодаря автоматической блокировке шпинделя оснастку можно менять одной рукой. Патрон здесь одномуфтовый, с пластиковой наружной гильзой. Очень «ухватистый», то есть усилие при зажиме оснастки можно развить значительное. Здесь 210‑я однозначно переигрывает «младшую» модель.
Патрон традиционно крепится к шпинделю резьбой 1/2’’ х 20 UNF, для предотвращения отворачивания применён винт М6 с левой резьбой. Шлиц винта — тоже «крест» Phillips PH2 (15).
Надо отметить, что в ходе осмотра инструментов мы всегда стараемся отвернуть патрон, чтобы посмотреть способ его крепления. Однако в данном случае необходимость отворачивания патрона обусловлена ещё и тем, что без этого действия BR 210Li попросту невозможно разобрать (к слову, в случае разборки 180‑й модели патрон можно не отворачивать).
Дело в том, что после отворачивания восьми винтов крепления корпуса остаются ещё четыре винта, которые дополнительно крепят редуктор к корпусу. И их невозможно выкрутить — мешает регулировочное кольцо муфты ограничения крутящего момента. Поэтому сначала следует разобрать переднюю часть редуктора (16). Отметим, что все винты одной длины, то есть перепутать, что и куда ввернуть, будет затруднительно.
Муфта ограничения крутящего момента не так проста, как это может показаться, и состоит из большого количества мелких деталей. Она рассчитана на 16 положений установки момента. Вращение регулировочного кольца осуществляется с ровным усилием во всём диапазоне с характерными щелчками и уверенной фиксацией.
После демонтажа муфты инструмент можно «располовинить» (17).
«Внутренности» выглядят неплохо. Свободного места внутри немного, все провода и механизмы расположены очень компактно. Тем не менее разборка/сборка не вызывает затруднений для человека со средним размером ладони.
Отметим исполнение электронного блока, отвечающего за коммутацию всех компонентов и управление двигателем с интегрированным в него светодиодом подсветки. С точки зрения надёжности было бы желательно покрыть электронный блок защитным покрытием, чтобы предотвратить окисление контактов, но это, разумеется, увеличит себестоимость производства.
У 210‑й модели подсветка находится в нижней части инструмента, причём световой поток не перекрывается элементами корпуса, что делает работу при недостаточном освещении более комфортной. Неожиданная особенность: светодиод продолжает гореть в течение почти 30 секунд после остановки мотора. В нашем понимании, такая задержка — избыточно большая. На практике мы встречались с подобным алгоритмом выключения подсветки и у других производителей, но обычно задержка не превышает 10 секунд.
Монтаж всех соединений — паяный, места пайки прикрыты термоусадочными кембриками. Пайка выполнена аккуратно, глаз радуется.
«Сердцем» инструмента является бесколлекторный двигатель. Он компактный, собран на шариковых подшипниках и имеет приличную крыльчатку для охлаждения. Маркировка на моторе не указывает явно на рабочее напряжение, а также на конкретного производителя, но, наверное, при желании можно найти эти данные в Интернете.
Двигатель выглядит аккуратным, он разборный, его части соединены винтами, однако мы не стали его разбирать, чтобы не нарушать целостность конструкции. К мотору подходит восемь проводов (три — питания и пять — управления), так что глубокое внедрение с демонтажом платы управления вполне способно вывести узел из строя.
Момент, который стоит отметить, — двигатель не капсулированный, то есть открытой конструкции. Если приглядеться, на фото видны медные обмотки статора. К несомненным достоинствам бесколлекторных двигателей, по сравнению со щёточными, относятся отсутствие изнашиваемых частей и низкое энергопотребление, что в совокупности даёт более продолжительную работу на одной зарядке батареи и существенно больший ресурс. «Обратная сторона медали» — необходимость наличия электронного блока управления, от надёжности которого зависит успешная эксплуатация всего инструмента. К тому же бесщёточники хоть и рассчитаны на интенсивный режим эксплуатации, но хуже защищены от металлической пыли, стружки и опилок, это надо учитывать при выборе режима работы.
Мотор с редуктором крепятся байонетным соединением, знакомым нам по 180‑й модели.
Что касается механической части, то её конструкция достаточно традиционна. Редуктор собран в пластиковом корпусе, при этом окрашенная «под металл» передняя часть — тоже пластмассовая. Смазка в редукторе без запаха и с очень хорошей адгезией.
Переключатель скоростей сделан с применением двух пружин, которые обеспечивают комфортное и уверенное переключение передач. В данном случае пружины помогают всем шестерням войти в плотное зацепление, если вдруг «зуб попадает на зуб».
Все шестерни в редукторе — металлические. Первая ступень планетарного механизма состоит из трёх шестерён, вторая и третья — из пяти. Всё в совокупности должно обеспечивать надёжную передачу высокого крутящего момента с минимальными удельными нагрузками на каждое из зубчатых колёс, и длительный срок службы редуктора даже при интенсивной эксплуатации.
Резюме
Подводя итоги, можно сказать, что оба «Патриота» — хорошие «рабочие лошадки» для частников и небольших строительных бригад. Их возможности позволяют решать широкий круг задач, при этом они вполне по карману обычным гражданам, покупка не требует «ужиматься» в других расходах.
Разница между моделями существенна. Если BR 180Li — традиционный шуруповёрт со щёточным мотором и хорошим набором возможностей, то BR 210Li — продвинутый инструмент с бесколлекторным двигателем, способный обеспечить больший ресурс и более длительную работу на одном заряде аккумулятора, а также дополнительные удобства при эксплуатации, в частности — возможность подзарядки смартфона в полевых условиях.
Свёрла по металлу: Bosch vs Dexter vs Edge by Patriot
Авторы: Александр Ванюшин, Артём Сальников
Статья опубликована в объединённом номере журналов
«Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта»
серии «Потребитель» №03’2018 (ЛЕТО 2018)