Аккумуляторная дрель-шуруповёрт с литиево-ионным аккумулятором напряжением 12 В — представитель, возможно, самого многочисленного семейства аккумуляторных инструментов. Есть они и у DeWALT, причём как раз недавно компания представила новую модель, DCD701. Изучаем, как она устроена и чем может быть интересна, публикуем характеристики, описание и отзывы.
DeWALT DCD701
Аккумуляторная дрель-шуруповёрт
Казалось бы, зачем нужен 12-вольтовый инструмент, когда есть более мощные 18-вольтовые? А вы попробуйте хотя бы пару часов поработать с небольшим крепежом, например покрутить саморезы 3,5х32 мм, причём не в пол, а в стены или вовсе в потолок, — и понимание придёт. Мощности и в 12-вольтовых инструментах немало, для многих задач её более чем достаточно. А вот меньшие вес и габариты — это очень ценные качества, просто они не всем очевидны заранее. В арсенале опытных мастеров часто присутствуют инструменты из линеек 12 и 18 В, они не заменяют, а дополняют друг друга.
Вернёмся к новинке от DeWALT. Внешне инструмент компактный, с продуманной эргономикой и дизайном. Хотя в данном конкретном случае есть один момент, который можно рассматривать как уступку в угоду компактности. Кольцо муфты регулировки крутящего момента находится прямо над кнопкой «Пуск» и снизу полностью перекрыто. Когда переводишь кольцо из первых положений в режим сверления (который традиционно находится в самом конце диапазона регулировки), то рука неизбежно наталкивается на выступ корпуса с пусковой кнопкой.
Скорости переключаются чётко и уверенно. Подсветка зоны работы расположена в нижней части рукоятки, есть задержка отключения — шуруповёрт можно использовать и как фонарик. Корпус (1) сделан очень качественно, и не из полиамида, а из полипропилена с 20-процентным армированием стекловолокном.
Корпус аккумулятора (2) изготовлен из неармированного полипропилена и ABS-пластика. То, что выглядит как металл на корпусе редуктора и кольце регулировки крутящего момента, на самом деле пластик со слюдяным наполнителем.
В комплекте с инструментом есть крюк для крепления на пояс. Очень удобно, когда нет возможности положить инструмент на ровную поверхность (работа с лестницы, например).
Зарядное устройство в комплекте — DCB112 (3), универсальное, заряжает батареи напряжением от 10,8 до 18 В. На выходе выдает ток 2 А, то есть аккумулятор ёмкостью 2 А*ч заряжает за один час. Индикация традиционно простая: один красный светодиод, который показывает все режимы работы, и плюс ещё один, он загорается в случае проблем с батареей. Связь с аккумулятором осуществляется через два силовых и шесть балансировочных разъёмов.
Аккумулятор типа «слайдер» (4), очень компактный, ёмкостью 2 А*ч (в комплекте два таких). Есть светодиодная индикация уровня заряда из трёх светодиодов зелёного цвета. Напряжение номинальное — 10,8 В, максимальное — 12 В. Внутри установлены ячейки Samsung INR18650–20R (5), которые способны в длительном режиме отдавать ток до 22 А. Заявленный компанией Samsung ресурс этих ячеек — 250 циклов заряда-разряда до падения ёмкости до уровня 60% от первоначального значения. Указано также, что ячейки могут храниться до полутора лет в диапазоне температур от –30 до +25 °C.
Сам инструмент сконструирован по традиционной схеме, которую можно разделить на отдельные блоки: корпус, весь блок электроники, включая плату управления, объединённую с кнопкой «Пуск» и статором бесщёточного двигателя, ротор двигателя, а также корпус редуктора с патроном (6).
Весь блок электроники совершенно неразделим, кроме разве что светодиода подсветки, который припаян отдельно (7) и его можно заменить при выходе из строя.
Любопытно, но тут нет ни плавного пуска, ни очень распространённого электронного тормоза двигателя. Можно предположить, что все эти функции есть, что называется, «в железе», но не включены программно. Двигатель бесщёточный, с тремя датчиками Холла на плате в задней части статора (8). Обычно двигатели шуруповёртов неразборные, но здесь корпус разъёмный, ротор вместе с посадочными подшипниками сделан отдельной деталью (9). У него в принципе реально поменять даже задний подшипник, хотя это и сложно в силу его малого размера. А вот передний меняется только вместе с ротором.
В чём тут сила — так это в редукторе (10).
Ощущение жёсткости переключения создают две пластинчатые стальные пружины фиксации выбранного положения плюс подпружиненная вилка переключения — для «довключения» скорости (11). Да, жестковато переключать, но зато в надёжности такого решения сомневаться не приходится.
Весь корпус редуктора — единая деталь, тут нет крышек, которые иногда отрываются самостоятельно с выпадением сателлитов на верстак. Крышка сдвоенная, на двух пружинных защёлках из нержавеющей стали (12). Первая — для фиксации (на фото она слева), вторая, чуть более толстая, воспринимает трение четырёх сателлитов понижающего планетарного редуктора. Подвижная коронная шестерня, та, которая переключает передачи, взаимодействует со стальной вкладкой (13), закреплённой в корпусе четырьмя саморезами. Эти же саморезы скрепляют половинки корпуса редуктора между собой.
Водило планетарного редуктора, на котором стоят зубья (14), взаимодействующие с роликами муфты автоматической блокировки патрона (15), держится за ведомый вал через резиновое кольцо. Притом держится так основательно, что какое-то время ушло на поиски центрального винта, как выяснилось не существующего. «Плюс» этого кольца сложно переоценить, эта деталь никогда не развалится в руках при производстве ремонтных работ.
Стальное кольцо муфты автоблокировки достаточно толстое, такое способно выдержать очень серьёзные нагрузки. Тут четыре симметрично расположенных блокирующих ролика, которые равномерно распределяют нагрузку на кольцо. Кстати, благодаря ранее упомянутому резиновому кольцу они не выпадают при разборке.
Чтобы снять вал, нужно открутить патрон. Он без центрального винта и сильно затянут, открутить его простым постукиванием не получится. Для демонтажа была изготовлена оправка с внутренним восьмигранником 7/16”, именно такой размер имеет наружная часть вторичного вала под ролики автоблокировки. Вал опирается на два шариковых подшипника 6801RS (16), между ними стоят два дистанционных кольца с опорами во внешние и внутренние обоймы подшипников. Все это великолепие расположено в том самом корпусе из пластика, имитирующего металл (17).
А вот гайка муфты ограничения крутящего момента с двухзаходной резьбой изготовлена из алюминиевого сплава. Патрон, разумеется, одномуфтовый, внутри стальной, с проходными кулачками, такая конструкция допускает промывку жидкостями типа WD-40, при этом шлам будет выходить из промежутка между патроном и кольцом муфты ограничения крутящего момента (18).
В общем, конструкции редуктора можно ставить твёрдую «пятерку», разве что пластик «под металл» смотрится непонятно — это исключительно дизайнерское решение, или же у него есть ещё какой-то функционал?
Мы даже проверили идею, что посторонние частицы в пластике повышают теплопроводность корпуса, необходимую для продолжительной работы. Для этого воспользовались тепловизором, но он упрямо «не видел» этот пластик. Прибор показывал отверстия для вывода воздуха из двигателя и корпус в районе двигателя, в какой-то момент стали просматриваться даже кончик патрона и губки. Это закономерно, редуктор прогрелся внутри, и тепло пошло туда, где есть металл. Но раз тепловизор так и не увидел корпуса редуктора, значит, пластик тепло не отводит, а добавки носят чисто декоративный характер.
Интересен также способ нанесения маркировки: все цифры и буквы на кольце муфты ограничения крутящего момента, переключателе скоростей и на корпусе литые, а не напечатанные. Такие сотрутся только вместе с деталью, на которую они нанесены.
В целом конструкция шуруповёрта очень интересная, с целым рядом правильных инженерных решений, большинство из которых дают ощущение надёжности и длительной работы. Есть только очень мелкие претензии к эргономике, но и они явно обусловлены компактным размером инструмента и являются компромиссом: нужно сделать компактный, но жёсткий корпус и при этом впихнуть в него высокотехнологичную «начинку».
Тест аккумуляторного винтовёрта DeWALT DCF801. Цыплёнок с характером ястреба – 2
Официальный российский сайт DeWALT: ru.dewalt.global
Тест провёл Дмитрий Сидоров.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Лето-осень 2020» (№3’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Сентябрь 2020 года